Меню
Поиск



рефераты скачать Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Так, различные благотворительные общества Швейцарии еще в XVIII в. практиковали помещение бесприютных детей в семейства крестьян-землевладельцев. Но опыт показал, что крестьяне заботились лишь о своих выгодах, а не об обучении и исправлении отданных им детей, относясь к отдаваемым им питомцам, как к батракам. Недостатки этой системы выяснил знаменитый педагог Иван Генрих Песталлоци, который за свой счет устроил для бедных детей школу в Нейгофе, близ Берна, куда принимал их на полное содержание, давая им элементарное образование и заботясь главным образом об обучении их земледелию. В конце XVIII в. бернский аристократ Фелленберг открывает в Гофвиле, близ Берна, обширное земледельческое учреждение, включавшее в себя земледельческий институт, реальную школу и земледельческую школу, в которой дети бедных родителей получали практическое земледельческое обучение. В этой школе, рассчитанной на небольшое число детей, обучение мальчиков и девочек проходило совместно. По примеру Гофвильской школы в Швейцарии было открыто множество других, причем в некоторых к земледельческому обучению стали прибавлять обучение ремеслам.

В Германии благотворительные учреждения для бездомных детей появляются в начале XIX в. и характеризуются попытками насаждения семейного начала. Впервые такие заведения появились в Вюртемберге, где после голодных годов (1816 и 1817 гг.) появилось множество бездомных детей. В так называемые спасательные дома принимались дети бесприютные, но не совершившие преступление (мальчики и девочки), в возрасте от 6 до 12 лет, которые находились в этих домах до достижения 14 лет. Во главе этих учреждений стоял "отец", обыкновенно женатый человек, супруга которого исполняла роль матери. Дальнейшую попытку в этом направлении представляет исправительная школа, открытая в 1832 г. близ Гамбурга, в которую также принимались дети обоего пола без преступного прошлого, но в возрасте от 8 до 10 лет. Среднее число их колебалось между 150 и 200. Принцип содержания был тот же (семейный): директор школы носил название отца, его жена - матери. Весь контингент детей делился на несколько семей (человек по 12 в каждой), причем семьи мальчиков отделялись от семей девочек. Детей обучали земледелию и ремеслам, они получали также начальное школьное и религиозное образование. Каждый предмет вел особый наставник; производство работ также совершалось под руководством особых мастеров и мастериц. Церковь, школа и мастерские были общие для всех семей. Целью данной исправительной школы было, чтобы каждый питомец полюбил ее, как свою действительную семью, и сохранял с ней связи даже после выхода. Дети оставались в школе до помещения их в приемные семьи или в частное услужение при условии, что это можно было сделать без вреда для них. При этом хозяев старались находить поблизости, а помещенных у них питомцев регулярно посещали (от 2 до 4 раз в месяц). С теми же, кто жил вдали, связь поддерживалась при помощи писем.

Этот семейный принцип из Германии был перенесен во Францию, где он впервые применен к детям с преступным прошлым. В 1839 г. недалеко от Тура открылась получившая затем мировую известность меттрейская колония, предназначавшаяся для детей: а) отдаваемых родителями для исправления; б) обвинявшихся в уголовном порядке, но признанных судом не подлежащими уголовной ответственности в силу малолетства и в) оказавшихся бродягами. Главные отличия меттрейской колонии от германской исправительной школы состояли в следующем: 1) колония принимала только мальчиков; 2) контингент ее был значительно больше, доходя до 700 и более детей; 3) в меттрейской колонии были введены рассчитанные на честолюбие знаки отличия (занесение на похвальную доску, публичная раздача наград и пр.); 4) существовали некоторые отличия в порядке содержания по категориям детей. Так, дети, отданные для исправления родителями, содержались отдельно от прочих, и даже по желанию родителей могли находиться в одиночных помещениях. Присланные судом содержались до наступления определенного им срока, однако колонии было предоставлено право по своему усмотрению ранее этого срока отдавать их в частное услужение. За совершение каких-либо проступков они подвергались дисциплинарным взысканиям, состоящим в выговорах, заключении в карцер светлый (без обозначения срока) и темный (до 3 дней), в вычеркивании имени с похвальной доски, а в более тяжких случаях могли помещаться в общую тюрьму.

Подобные заведения появились в Великобритании и Северных Американских Штатах.

В Бельгии проводилось строгое различие между детьми, совершившими преступление, и детьми "заброшенными". Для бесприютных детей были учреждены воспитательные школы, для детей же, совершивших преступление, - пенитенциарные дома. Те и другие были государственными учреждениями, но первые более приближались к семейному складу.

В настоящее время система профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних продолжает развиваться. В этом отношении интересен опыт Швеции.

В 1984 году в связи с ростом преступности среди несовершеннолетних Муниципалитет Стокгольма принял решение о создании и финансировании группы социальной помощи при отделе полиции Стокгольма по делам молодежи. В то же время при Управлении социальными ресурсами Стокгольма была сформирована специальная дежурная молодежная служба, состоящая из двух групп, одна из которых осуществляет оперативную работу на улицах в вечернее и ночное время и ведет прием посетителей по вопросам, касающимся подростков группы риска (токсикомания, наркомания, преступность, проституция); другая работает непосредственно в полицейском управлении Стокгольма, в частности, ее сотрудники помогают несовершеннолетним жертвам преступлений решиться на дачу показаний в полиции и суде.

Несмотря на то что полиция и социальная служба работают в одном здании и одном отделе по делам молодежи, подчиняются они различным структурам и финансируются из разных источников (полиция из федерального бюджета, социальная служба из муниципального), что исключает вероятность зависимости во взаимоотношениях.

Все подростки в возрасте от 15 до 18 лет (в редких случаях моложе 15), совершившие правонарушения в черте города, привлекаются для рассмотрения обстоятельств дела в городскую полицию, включая тех, кто проживает за городом и других регионах Швеции.

Подросток после задержания на месте совершения правонарушения допрашивается в полиции. Полиция имеет право допрашивать задержанного в течение 6 часов, в особо сложных случаях этот срок продлевается еще на 6 часов. Если задержанный моложе 15 лет, сроки задержания ограничены соответственно 3+3 часами. По истечении этого срока прокурор должен принять решение о целесообразности дальнейшего содержания подростка под стражей и в случае принятия решения о целесообразности оставления подростка под стражей, прокурор должен направить в местный суд просьбу о продлении срока задержания, которую суд обязан рассмотреть в течение 96 часов с момента задержания. По решению суда задержанный может быть переведен в следственный изолятор до слушания его дела.

В большинстве случаев задержанные освобождаются из-под стражи и в дальнейшем вместе с родителями вызываются на допросы в отделение полиции, ведущее расследование дела. Если родители не приходят, с ними связываются по телефону для выяснения вопросов, интересующих следствие.

Отдел социальной службы при полиции служит связующим звеном между полицией и муниципальной социальной службой по месту проживания подростка. Социальный работник присутствует на допросе, но не вмешивается в процесс ведения допроса. Затем в отдельной комнате происходит беседа социального работника с подростком и его родителями, в ходе которой он пытается выяснить, какова обстановка в семье подростка, как обстоят дела в школе, есть ли проблемы в общении со сверстниками и т.п. Социальный работник составляет отчет по результатам беседы, в котором содержатся рекомендации и предложения по поводу дальнейших мер в отношении данного подростка и направляет его в социальную службу защиты по месту жительства подростка

Немаловажен и тот факт, что полиция обязана предоставлять социальным работникам всю известную ей информацию о подростке, в то время как социальные работники не имеют права сообщать полиции факты, касающиеся личности подростка и обстоятельств дела, за исключением особо тяжких преступлений. Данное обстоятельство известно задержанным и способствует большей степени откровенности в беседе с социальным работником.

Наибольших успехов шведские органы социальной защиты и полиции совместными усилиями добились в профилактике рецидивных правонарушений (из числа подростков, совершивших впервые правонарушение, 80-90% в дальнейшем не допускают каких-либо нарушений закона). Достижению данного результата способствует существующая система регистрации правонарушений и ограничительных мер социального характера, а также своевременное информирование подростка об этих мерах.

Так, подростку, впервые совершившему правонарушение, офицеры полиции и социальные работники разъясняют, что каждое, даже самое мелкое, правонарушение заносится в компьютерную базу данных полиции, т.е. на каждого правонарушителя старше 15 лет заводится электронное досье, которое хранится в компьютерной базе данных в течение пяти лет за мелкое правонарушение и 7-10 лет - за более тяжкие. В случае, если данное лицо совершает повторное правонарушение, в электронное досье вносится вторая запись, и срок хранения данных об обоих правонарушениях продлевается. Наличие электронного досье непосредственным образом влияет на дальнейшую жизнь человека в обществе, поскольку на определенных этапах карьеры его персональные данные запрашиваются в полиции, например при устройстве на работу или при оформлении разрешения на получение водительских прав.

Интересен тот факт, что полицейские отдела по делам несовершеннолетних не носят полицейскую форму ни во время патрулирования, ни в помещении полиции, а при уличном патрулировании имеют при себе оружие и видеокамеру. Видеосъемка имеет своеобразный эффект профилактики правонарушений: молодые люди видят, что их снимают, следовательно, в дальнейшем они могут быть с легкостью опознаны и найдены, если совершат правонарушение.

С подростком, совершившим правонарушение повторно, по возможности работают те же офицеры, что вели его предыдущее дело.

Центральной фигурой в профилактике правонарушений несовершеннолетних является сотрудник службы социальной защиты по месту жительства подростка, который принимает активное участие в определении судьбы подростка на стадии расследования дела, в принятии решения о выборе меры наказания, исправительного учреждения, сроке нахождения в исправительном учреждении (кроме тех случаев, когда это решает суд), индивидуальной программе содержания подростка и последующей его социальной реабилитации.

Местная муниципальная служба работает с детьми и их семьями в своем районе, организуя, например, вместе с родителями уличные рейды по вечерам в пятницу под названием "Отцы и матери в городе" и т.п.

Если поведение подростка представляет угрозу для общества или он нуждается в специализированной помощи (наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение), сотрудники социальной службы детально изучают ситуацию и в случае необходимости именно социальный работник продумывает программу реабилитационного характера, подбирает подходящее исправительное учреждение и договаривается с директором этого учреждения о помещении подростка на определенный срок. Однако, если принято решение о принудительной изоляции, оно должно быть утверждено административным судом, причем каждые шесть месяцев суд рассматривает вопрос о необходимости дальнейшей изоляции подростка, учитывая мнения администрации исправительного учреждения и социального работника.

Существуют также программы временной изоляции подростка открытого типа, применяемые по договоренности с подростком и его родителями. Выбор учреждения, оформление документов о помещении и финансировании содержания подростка осуществляются так же, как и при принудительной изоляции, за исключением участия суда.

Участие социального работника обязательно на всех этапах расследования дела по обвинению подростка в совершении правонарушения и судебного разбирательства.

В случаях, когда в семье ребенок подвергается насилию либо лишен родительской опеки, социальная служба может временно направить его в приемную семью. Решение социальной службы, так же как и в случаях помещения в исправительные учреждения, подтверждается решением суда и является обязательным независимо от согласия родителей, однако каждые шесть месяцев рассматривается вопрос о возможности возвращения ребенка в родную семью. В случаях же сексуального насилия в семье ребенок может быть определен в приемную семью навсегда. При возникновении в приемной семье каких-либо серьезных проблем (психологическая несовместимость, болезнь или смерть приемных родителей) ребенку подбирают другую приемную семью. Приемные семьи тщательно отбираются и контролируются, за каждого ребенка государством выплачивается пособие на его содержание. Детских домов в Швеции не существует.

Исправительные учреждение (реабилитационные центры), куда по решению административного или местного суда направляются несовершеннолетние правонарушители и подростки, нуждающиеся во временной изоляции, находятся в ведении Национального Совета исправительных учреждений Швеции. Помимо государственных существуют частные и муниципальные реабилитационные центры, находящиеся под контролем Совета службы социальной защиты и образования. Однако общественные организации не имеют права открывать приюты, их деятельность ограничивается организацией спортивных центров, центров проведения досуга и консультированием государственных организаций.

Примером закрытого исправительного учреждения может служить Ювенальный центр Hammargarden, в котором содержатся 24 подростка от 16 до 20 лет как осужденные за совершение преступления, так и нуждающиеся в социальной реабилитации. Штат сотрудников составляет 76 человек. Центр финансируется как из национального, так и из городского бюджета, причем на содержание одного подростка расходуется более 2000 крон в день.

Порядок направления подростка в центр следующий: после принятия решения о принудительной изоляции подростка сотрудник местной службы социальной защиты, работающий с ним, договаривается о помещении его с администрацией центра (конкретно с заведующим приемным отделением), от которой и зависит принятие окончательного решения. Социальный работник по телефону связывается с администрацией центра, выясняет наличие свободных мест и сообщает сведения о подростке (обстоятельства жизни, проблемы социального, психологического, медицинского характера), характеризует его личность (положительные и отрицательные качества). Установив наличие свободных мест, приезжает в центр и обсуждает с представителем администрации вопрос о целесообразности помещения подростка именно в данный центр и реабилитационную программу его содержания. Хотя администрация центра имеет право отказать в приеме подростка, посчитав, что, учитывая индивидуальные особенности, его следует направить в другой центр (например, с меньшим числом воспитанников), на практике подобное происходит крайне редко.

Центр представляет собой комплекс зданий в пригороде Стокгольма - административное здание, школа, кухня, мастерские и пять двухэтажных домиков, в которых живут подростки. Какая-либо охрана, а также заграждения на территории центра отсутствуют, однако подростки не имеют права передвигаться по территории центра без присмотра - прогулки, посещение школы, мастерских и других помещений происходят обязательно в сопровождении воспитателя.

Каждый домик (отделение) имеет свое название ("лее", "дуб", "гора", "холм", "коттедж") и свои правила содержания воспитанников. Условия везде одинаковые - на втором этаже отдельные спальни, душевые и туалеты в коридоре, помещения для проведения досуга, комната для курения, кабинет дежурного воспитателя; на первом этаже комната для персонала и общая кухня. Завтрак и обед приносят из центральной кухни, ужин воспитанники и иногда воспитатели готовят сами, по очереди.

Первое отделение предназначено для подростков обоего пола. В нем находится, как правило, 6 подростков, а работают 17 сотрудников - старший офицер, заместитель, три офицера для ночных дежурств (работают поочередно по одному), 12 воспитателей (с 8.00 до 17.00 - четверо, с 17.00 до 22.00 - трое, двое дежурят ночью). Срок содержания подростков - до 8 недель. Это закрытое отделение характеризуется наиболее строгим режимом и самым пристальным наблюдением. Находящиеся там воспитанники не посещают школу. В течение дня подростки могут общаться друг с другом, на ночь девочки и мальчики расходятся по разным отсекам. В данное отделение подросток помещается в случаях, когда у него тяжелая ситуация в семье либо с целью проведения обследования с помощью тестирования со стороны специалистов: психологов, психотерапевтов, преподавателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.