Так многие социальные выплаты и услуги могут быть трансформированы в
системы стимулирования поведения. Прежний взгляд на них был с позиции повышения
уровня жизни, дополнительного дохода работников и их семей. Разумно их
использовать не столько для этой цели или не только для этой цели, но для
стимулирования поведения работников. Бесплатный обед на предприятии, конечно,
позволяет экономить работнику определенные средства, т.е. практически повышает
его оплату. И в этой связи, казалось бы, что предприятию легче просто увеличить
работнику заработную плату на сумму этой экономии, как и делают на некоторых
наших предприятиях. Другие же считают, что предоставление работнику бесплатного
обеда, это активное и целенаправленное воздействие на его поведение,
работоспособность, отношение в коллективе, дисциплинированность и т.д.
Другие системы стимулирования можно дополнить определенными
поведенческими нормами. Они, конечно, и без этих норм могут положительно
воздействовать на поведение работников, но нам необходимо не простое
воздействие, а активное и целенаправленное. А для этого требуются определенные
изменения, дополнения системы. К примеру, взять тарифную систему и ее важнейший
элемент – ТКС. В нем в сжатой форме предусматривается, что должен работник
знать и уметь. Для тарификации может быть этого и достаточно, но для
стимулирования поведения явно мало. Но вот если иметь в дополнение к ТКС
инструкцию или положение, в которых бы излагались производственные функции
рабочего, при чем те, которые он должен выполнять сегодня и те, к которым он
должен стремиться – это могло бы активно и целенаправлено воздействовать на
поведение работника.
Говоря о трансформации и дополнениях (изменениях) применяемых систем, мы
не случайно в скобках поставили и применявшихся. Дело в том, что в условиях
проводившихся в нашей стране экономических реформ были ликвидированы или
забыты многие системы стимулирования как в сфере материального, так и особенно
нематериального стимулирования. Сейчас наступает время вспомнить о них. На
многих наших предприятиях велась, например, значительная работа по развитию
социальных стимулов (того же бесплатного питания, медицинского обслуживания,
занятий спортом, бесплатного транспортного обслуживания и т.д.), проводились
мероприятия по гуманизации труда (улучшению условий труда на рабочих местах,
использованию в производстве достижений дизайна, совершенствованию режимов
труда и отдыха и т.д.)
С другой стороны, могут быть задействованы и такие факторы, которые ранее
не использовались. К примеру, сокращение статусных различий между рядовыми
работниками и руководителями, развитие у работников коммуникабельности, участие
работников в разрешении трудовых споров и т.д.
В целом, рассматривая возможные системы стимулирования поведения
работников, следует отметить, что их не просто много, но они принципиально
отличаются по объектам стимулирования, формам воздействия, кругу работников, на
которых распространяются, сферам использования, другим характеристикам. Тот
факт, что в диссертации говорится о формировании системы стимулирования
поведения работников в единственном числе, никак не означает, что речь идет о
какой то одной системе. Сделано это лишь для того, чтобы подчеркнуть новизну
направления стимулирования и в рамках этого направления целостность всей
совокупности материальных и нематериальных форм воздействия на поведение, т.е.
всех систем стимулирования поведения.
Многообразие и разнохарактерность систем стимулирования поведения, их
подверженность изменениям внешних и внутренних факторов развития предприятия
ставит со всей очевидностью вопрос о необходимости умело, со знанием дела
управлять разработкой, совершенствованием и использованием систем
стимулирования. Одним из важных средств такого управления является
классификация систем стимулирования в рамках единой системы, интегрированной в
общую систему управления предприятием. Классификация позволяет разделить
системы стимулирования на части, исходя из определенных критериев, выявить
возможности каждой из них в стимулировании поведения и построить на этой основе
план действий по трансформированию (совершенствованию) систем в эффективные
средства формирования нужного для предприятия поведения работников.
Позитивные, с точки зрения целей предприятия, реакции у работников могу
вызываться теми внешними факторами, которые несут в себе определенные блага для
работников, соответствующие их материальным и нематериальным потребностям, или
которые могут войти в круг этих потребностей и интересов. С этой точки зрения
благами могу быть денежный доход, улучшение условий труда, участие в управлении
предприятием и многое другое. Исходя из этого, классификацию систем можно
проводить по видам (различиям) благ, предоставляемых работникам. Можно
представить себе и другую классификацию, в основе которой лежат виды (различия)
реакций, на которые воздействуют те или иные факторы. Однако такая
классификация, которая ближе подходит к задаче формирования системы
стимулирования поведения, практически затруднена в силу сложности четкого
определения многих реакций (объектов стимулирования), а также их разделения на
части (группы), так как реакции, как правило, тесно взаимоувязаны,
переплетаются друг с другом.
С точки зрения различий (видов) благ, самым общим делением систем может
быть: системы материального стимулирования, где благами выступают денежные или
приравненные к ним выплаты (льготы и услуги), и системы нематериального
стимулирования, где благами выступают различные организационно-технические,
психофизиологические, социально-экономические и общественные условия и
мероприятия.
Материальные блага, как в денежной, так и в натуральной форме всегда
выступают активным стимулом деятельности работников. Интерес к ним у работников
определяется уже тем, что за счет этих благ в основном удовлетворяются не
только материальные, но и культурные, духовные потребности работников и членов
их семей. Отсюда проистекает необходимости связать системы материального
стимулирования с поведением работников, использовать их для этих целей.
Нематериальные блага в общем виде можно охарактеризовать как улучшение
условий работы на предприятии, что создает у работника мотивацию на
определенные позитивные действия, определенное позитивное поведение, но,
естественно, создает лишь в случаях, если улучшение работы в сознании у
работников согласуется с их представлениями о том, какие должны быть рабочие
места, режимы труда и отдыха, участие работников в управлении производством,
отношения между работниками в коллективе и многое другое, что приносит
работнику блага в их нематериальной форме. Поскольку улучшение условий работы
на предприятии требует проведения различных организационных, технических,
психо-физиологических, социально-экономических, общественных мероприятий, то
системы нематериального стимулирования основываются (неразрывно связаны) с
этими мероприятиями.
Материальные системы могут быть в свою очередь подразделены на три
большие группы систем:
-системы с реакцией на заработную плату;
-системы, основанные на социальных выплатах, льготах и услуг;
-системы, основанные на доходах от собственности.
Ставка в стимулировании всегда делалась на заработную плату. По своему
удельному весу в затратах на материальное стимулирование она составляла
основную часть, и многие годы главное внимание уделялось разработке стимулирующих
систем заработной платы. В последние годы эта работа неоправданно ослабела. Но
какой бы период развития систем заработной платы не брать, они всегда были
направлены на заинтересованность работников в труде, его результатах,
выполнении более сложной работы, дифференциацию заработной платы в зависимости
от квалификации, условий труда, других факторов, непосредственно связанных с
использованием труда. Поведение не выдвигалось в качестве особого объекта
стимулирования.
Социальные выплаты, льготы и услуги материального характера,
предоставляемые работникам предприятием, как правило не рассматривались в нашей
истории в качестве стимулов результатов труда и поведения работников. В период
же экономических реформ 90х годов прошлого столетия их использование и как
средства материальной поддержки работников явно сузилось. Поэтому здесь во
многом придется начинать с начала, с доказательства того, что этими вопросами
предприятия должны заниматься, что на эти цели не грех расходовать
определенные, все увеличивающиеся средства, и что развитые рыночные отношения в
государствах с социально-ориентированной экономикой вовсе не означают, что
работники все свои материальные и духовные потребности должны удовлетворять за
счет заработной платы (денежного дохода). Как говорит опыт западных стран в
развитии социальных выплат, льгот и услуг материального характера таится
немалый стимул роста производительности труда работников предприятий.
Использование их в качестве системы стимулирования позволяет в первую очередь
воздействовать на поведение работников.
Что касается доходов от собственности, название нами дано условно и мы к
нему вернемся в соответствующем параграфе, то речь идет о стимулировании
конечных экономических показателей работы предприятия, которые обычно находят
свое выражение в показателях прибыли, рентабельности, общего дохода. При таком
стимулировании, как правило, не учитываются конкретные результаты работы
работников, а упор делается на осознании работниками выгодности, нужности для
них достижения предприятием высоких конечных экономических результатов, как
достижения целей предприятия. Эти системы стимулирования практически полностью
нацеливаются на развитие поведения работников, оказывающего позитивное влияние
на все стороны деятельности предприятия, от которых зависят его конечные
результаты.
Нематериальные системы стимулирования могут быть подразделены на шесть
больших групп:
- условия ( отношения) найма и увольнения работников;
-мероприятия по гуманизации труда (работы);
-мероприятия по развитию персонала;
-участие работников в управлении предприятием;
-сокращение статусных различий между работниками;
-развитие корпоративной культуры, формирование трудовых
коллективов, объединенных общими целями.
Перечисляя группы систем, мы нарочито не употребляли термин системы
стимулирования, поскольку выше определенно высказались, что в сфере
нематериальных систем стимулирования функцию систем выполняют различного рода
мероприятия. Но как они выполняют эту функцию, т.е. как становятся системой, мы
естественно покажем в диссертации.
Условия найма и увольнения оказывают прямое влияние на поведение
работников и при том во всех его сферах. Это сложная система правил и норм
определяет требования к работникам при поступлении их на работу, регламентирует
условия, при которых он переступает порог предприятия и может обратно вернуться
на рынок труда. Это первое и последнее осознание работником предприятия, куда
он пришел на работу с его организационно-техническими, социально-экономическими
и другими особенностями.
Гуманизация труда и работы представляет собой постоянно разрабатываемые и
реализуемые мероприятия по улучшению условий труда и работы. В этой области
деятельности предприятия практически нет предела для совершенствования.
Доказывать же, что условия труда на рабочем месте и работы на производственном
участке и в целом на предприятии, оказывают существенное влияние на поведение
работников, нет оснований, так как это очевидно. Другое дело, какие мероприятия
должны осуществляться в этой области, чтобы у работников складывалось надлежащее
поведение.
Формирование персонала, понимаемое в узком, непосредственном смысле, т.е.
как деятельность предприятия, нацеленная на «вояние» работников нужного
профессионального и квалификационного профиля, соответствующих
психо-физиологическим требованиям, грамотных, творческих, инициативных,
ответственных – одна из сложных задач, выполнение которой предполагает
масштабную системы различных мероприятий. И если эта задача решается, то есть
почти полная гарантия, что поведение работников будет соответствовать
достижению целей предприятия.
Участие работников в управлении, как широкая система организационных и
социально-экономических мероприятий, ведет к осознанию ими своей роли не только
на своем рабочем месте, но и роли, с одной стороны, своего рабочего места в
общей системе управления производством, с другой, себя как работника
предприятия, который способен вносить лепту в решение вопросов управления
производственным участком, цехом, предприятием. Естественно, что такое
осознание чрезвычайно важно для формирования поведения, соответствующего
достижению целей предприятия, поскольку работники через участие в управлении
берут на себя ответственность за широкий круг вопросов деятельности
предприятия.
Уменьшение статусных различий как система отношений в сравнении с выше
рассмотренными системами и меньше, и уже, и не столь объемна, и ее казалось бы
можно было бы и не выделять в самостоятельную группу систем. Однако в наших
условиях становления новых субъектов экономических отношений на предприятиях:
хозяев – собственников; разноуровневых менеджеров – руководителей;
специалистов; рабочих различной ценности для предприятия, эта система отношений
имеет принципиальное значение. От того, какой она будет, в немалой степени
зависит поведение работников, связанное с осознанием ими кто они на предприятии
и как к ним относятся: либо они работники, готовые на творческую, ответственную
работу, либо незаметные исполнители с поведением «что прикажешь».
И последняя группа систем, связанная с формированием корпоративной культуры,
трудового коллектива, объединенного общими целями. Если такой коллектив
сформирован и, как коллектив, живет интересами предприятия, то его общественное
воздействие на каждого работника – является немалым залогом активного,
позитивного поведения работников предприятия.
Очевидно, что все определенные (выделенные) группы нематериальных систем
стимулирования тесно связаны между собой, и поэтому возможно укрупнение групп,
рассмотрение их вместе, а не самостоятельно. Проведенной классификацией
нематериальных систем нам хотелось показать важность для нашей сегодняшней
практики всех отмеченных направлений нематериального стимулирования.
В свою очередь группы материальных и нематериальных систем стимулирования
могут быть подразделены на различные подгруппы или подсистемы. Так системы
заработной платы – на три большие подсистемы: тарифная система, формы
заработной платы и премиальные системы. Социальные выплаты, льготы и услуги
материального характера – на системы, основанные на выплатах, на льготах и на
услугах. Системы, основанные на доходах от собственности – на системы участия
работников в распределении прибыли предприятия, выплаты акционерам предприятия
дивидендов и льготную продажу членам трудового коллектива акций предприятия.
Аналогично и системы нематериального стимулирования. Системы найма или
поступления гражданина на работу могут быть подразделены в зависимости от формы
найма: по договору найма, трудовому договору, соглашению о работе, контрактной
системе. Каждая из этих форм поступления работника на работу порождает
различные отношения у работника с предприятием, и эти отношения по- разному
влияют на поведение работника. Возможность классификации других групп
нематериальных систем стимулирования будет рассмотрена в 3 главе диссертации.
Теперь еще раз подчеркнем, практически отмеченную, но не в полной мере,
принципиальную разницу между материальными и нематериальными системами
стимулирования. Материальные системы действуют на основе специальных систем
материального стимулирования. Они были перечислены. Но, следует отметить, что
эти системы могут одновременно выполнять функции, непосредственно не связанные
с материальным стимулированием. Заработная плата, как известно, наряду с
задачами воспроизводства и стимулирования, является важным элементом издержек производства
и, в этой связи, не отделима от финансовых, хозрасчетных отношений.
Социальные услуги могут одновременно выполнять производственные,
хозяйственные задачи. К примеру, предприятие организовало для своих сотрудников
стоянку автомобилей. Здесь имеется материальный стимул, но предприятие
одновременно решало задачу упорядочения использования прилегающей к предприятию
территории. Или предприятие организовало доставку работников на работу на своем
автомобильном транспорте и при том бесплатно. Конечно это материальный стимул.
Но при этом администрация исходила из того, что уменьшится число опаздывающих
на работу, будет отлажена система прихода работников на работу.
Нематериальные стимулы неразрывно связаны (не отделимы) с
организационно-техническими, психо-физиологическими, соцально-экономическими,
общественными системами, такими как организационно-функциональная система
управления, система управления трудом, система участия работников в управлении
и др. Без этих систем не может функционировать производство. Но одновременно
все эти системы, как правило, таят в себе определенные стимулы. Вот почему при
разработке и применении различных систем управления необходима тщательная их
экспертиза на содержание в них стимулов, оценка этих стимулов с точки зрения возможного
воздействия на поведение работников. Нельзя не учитывать, что эти стимулы
способны существенно усиливать действие материальных стимулов, но могут и
ослаблять их. При достижении же определенного (высокого) уровня удовлетворения
материальных и культурных потребностей работников действенность стимулов все
больше перемещается из зоны материальных стимулов в зону нематериальных
стимулов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|