Таким
образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в Псковской
области заключаются в:
·
распространении рекламы уже функционирующих
кафе и ресторанов;
·
поощрении организации ими летних кафе и
выносных пунктов питания на пути перемещения туристов;
·
улучшении качества обслуживания в тех кафе и
ресторанах, где оно еще не достаточно высокое.
К
индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения),
чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в
развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным
развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы,
игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и
передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы
(филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные
коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы
развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных
водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а
также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным
ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных
учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.
В
г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения,
их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются
развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного
отдыха. Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов
культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов,
необходимо, чтобы они работали в праздники и выходные дни.
Особо
привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных,
привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление
фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д. Такие
мероприятия формируют с течением времени особую известность региона и
действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме
артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных
представлениях.
Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на
областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и распространяться
в виде простых буклетов. Степень развития транспортной инфраструктуры
оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень
развития транспортной инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий.
Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область
с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Таллинн, Киев.
Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта, один из которых
расположен в городе Великие Луки, а второй - в Пскове. Причем аэропорт в Пскове
имеет международный статус, что позволяет принимать самолеты иностранных
компаний. Аэропорт позволяет принимать все существующие виды пассажирских
самолетов, как отечественного, так и зарубежного производства. Также в области
существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города
Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации
экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.
Хочется отметить, что по плотности автомобильных дорог общего пользования с
твердым покрытием Псковская область занимает 14 место среди всех регионов
России. По этому показателю область занимает первое место в Северо-Западном
регионе. Причем практически с каждым годом плотность автодорог увеличивается
(таблица 2.5) [42].
Таблица 2.5
Плотность автомобильных дорог общего
пользования твердым покрытием в Псковской области, км дорог на 100 км 2
территории.
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Плотность
автодорог
|
151
|
178
|
179
|
180
|
181
|
184
|
186
|
191
|
В
крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит
городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного
состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города
без больших потерь во времени.
Хуже
обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы
практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в
1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их
стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].
Таблица 2.6
Показатели работы междугороднего автобусного
парка
|
1990
|
1992
|
1995
|
1996
|
1997
|
Число маршрутов, ед.
|
206
|
156
|
120
|
120
|
105
|
Среднесписочное
число подвижного состава, ед.
|
256
|
215
|
202
|
168
|
163
|
Распределение
численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую
область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%)
прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным
(37%) и личным автомобильным (10%). Большая часть иностранных туристов
приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%). Оставшиеся 10%,
пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не
выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только
внутренние рейсы (на острова Псковского озера), воздушным и речным транспортом
в область туристы не прибывают.
Таблица 2.7
Распределение численности туристов по видам
транспорта, которым они прибывают в Псковскую область
Вид
транспорта
|
Российские
туристы
|
Иностранные
туристы
|
Автомобильный
транспорт (общественный)
|
37%
|
90%
|
Железнодорожный
транспорт
|
53%
|
10%
|
Автомобильный
транспорт (личный)
|
10%
|
-
|
Авиационный
транспорт
|
-
|
-
|
Речной транспорт
|
-
|
-
|
В
целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в
удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов
туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно
влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным обстоятельством
является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в
Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не
используется водный транспорт.
2.5.
Сравнительный анализ программ развития туризма
Для достижения поставленных
перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся
программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга
(1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти
(1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг,
2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:
1.
Цели
программы;
2.
Мероприятия
программы;
3.
Соответствие
мероприятий целям;
4.
Критерии
оценки реализации программы (конечный результат);
5.
Соответствие
нормативно-правовой базе;
6.
Инструменты
реализации программы;
7.
Логика
программы;
С точки зрения целей программ
(см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как
правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для
реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы
фактически преследуют одну цель: ''создание в области современного,
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''.
Мероприятия, отмеченные в
программах (см. приложение 4), как правило, четко следуют установленным
задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития
туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия, направленные на
развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр.,
программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие
представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.
Говоря о соответствии
отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это
соответствие прослеживается.
Что касается критериев оценки
реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ
представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми
результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей
населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к
культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности
федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в
экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного
наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном
отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей
экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных
промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).
Авторы
названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми
документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития
туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от
17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на
1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа
2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г.
Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства
Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского
комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и
дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О
программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция
реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О
реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная
целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177,
международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об основах
туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок
на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все
периоды) и г. Санкт-Петербурга.
Основными
инструментами реализации программ являются средства федерального и местного
бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г.
Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают
дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие
как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных
организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от
гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской
деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от
государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий,
обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки
независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи
лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную
деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической
обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г.
Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из
федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных средств.
Что
касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно
разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого
плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный
неразвернутый план представляет собой:
1.
Наименование программы;
2.
Основания для разработки;
3.
Заказчик;
4.
Разработчики;
5.
Цель и задачи;
6.
Основные мероприятия;
7.
Исполнители;
8.
Объемы финансирования;
9.
Ожидаемые результаты.
Примерный
развернутый план выглядит следующим образом:
Введение
I.
Анализ ситуации и обоснование целей и задач
программы.
1.
Анализ ситуации в области туризма (конкретной
области).
2.
Основные цели и задачи программы.
3.
Система программных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|