Таким
образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в Псковской
области заключаются в: 
·       
распространении рекламы уже функционирующих
кафе и ресторанов; 
·       
поощрении организации ими летних кафе и
выносных пунктов питания на пути перемещения туристов; 
·       
улучшении качества обслуживания в тех кафе и
ресторанах, где оно еще не достаточно высокое. 
К
индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения),
чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в
развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным
развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы,
игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и
передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы
(филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные
коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы
развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных
водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а
также посещениям спортивно-зрелищных предприятий.  Приобщение к культурным
ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных
учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением. 
В
г. Пскове и области достаточное количество  предприятий сферы развлечения,
их количество и качество услуг постоянно растут.  Туристам предлагаются
развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного
отдыха.  Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов
культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов,
необходимо, чтобы они  работали в праздники и выходные дни. 
Особо
привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных,
привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление
фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д. Такие
мероприятия формируют с течением времени  особую известность региона и
действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме
артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных
представлениях. 
 
Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на
областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и  распространяться
в виде простых буклетов.    Степень развития транспортной инфраструктуры
оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень
развития транспортной инфраструктуры в  Псковской области достаточно высокий.
Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область
с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига,  Таллинн, Киев.
Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта, один из которых
расположен в городе Великие Луки, а второй - в Пскове. Причем аэропорт в Пскове
имеет международный статус, что позволяет принимать  самолеты иностранных
компаний. Аэропорт  позволяет принимать все существующие виды пассажирских
самолетов, как отечественного, так и зарубежного производства. Также в области
существует внутренний водный транспорт, который  связывает некоторые города
Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации
экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.
Хочется отметить, что по плотности автомобильных дорог общего пользования с
твердым покрытием Псковская область занимает 14 место среди всех регионов
России. По этому показателю область занимает первое место в Северо-Западном
регионе. Причем практически с каждым годом плотность автодорог увеличивается
(таблица 2.5) [42]. 
 
 
 
 
 
Таблица  2.5 
Плотность автомобильных дорог общего
пользования  твердым покрытием в Псковской области, км дорог на 100 км 2
территории. 
 
  
   
   | 
  
   1993 
   | 
  
   1994 
   | 
  
   1995 
   | 
  
   1996 
   | 
  
   1997 
   | 
  
   1998 
   | 
  
   1999 
   | 
  
   2000 
   | 
  
 
  | 
   Плотность
  автодорог 
   | 
  
   
  151 
   | 
  
   
  178 
   | 
  
   
  179 
   | 
  
   
  180 
   | 
  
   
  181 
   | 
  
   
  184 
   | 
  
   
  186 
   | 
  
   
  191 
   | 
  
 
 
В
крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит
городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного
состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города
без больших потерь во времени.  
Хуже
обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы
практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в
1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их
стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44]. 
Таблица 2.6  
Показатели работы междугороднего автобусного
парка 
 
  
   
   | 
  
   1990 
   | 
  
   1992 
   | 
  
   1995 
   | 
  
   1996 
   | 
  
   1997 
   | 
  
 
  | 
   Число маршрутов, ед. 
   | 
  
   206 
   | 
  
   156 
   | 
  
   120 
   | 
  
   120 
   | 
  
   105 
   | 
  
 
  | 
   Среднесписочное
  число подвижного состава, ед. 
   | 
  
   
  256 
   | 
  
   
  215 
   | 
  
   
  202 
   | 
  
   
  168 
   | 
  
   
  163 
   | 
  
 
  
Распределение
численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую
область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%)
прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным
(37%) и личным автомобильным (10%). Большая часть иностранных туристов
приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%).  Оставшиеся 10%,
пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не
выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только
внутренние рейсы (на острова Псковского озера), воздушным и речным транспортом
в область туристы не прибывают. 
Таблица 2.7 
Распределение численности туристов по видам
транспорта, которым они прибывают в Псковскую область 
 
  | 
   Вид
  транспорта 
   | 
  
   Российские
  туристы 
   | 
  
   Иностранные
  туристы 
   | 
  
 
  | 
   Автомобильный
  транспорт (общественный) 
   | 
  
   37% 
   | 
  
   90% 
   | 
  
 
  | 
   Железнодорожный
  транспорт 
   | 
  
   53% 
   | 
  
   10% 
   | 
  
 
  | 
   Автомобильный
  транспорт (личный) 
   | 
  
   10% 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   Авиационный
  транспорт 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   Речной транспорт 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
В 
целом,  транспортная инфраструктура в Псковской области находится в
удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов
туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно
влияет на туристскую привлекательность региона.   Негативным обстоятельством 
является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в
Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не
используется водный транспорт. 
2.5.
Сравнительный анализ  программ развития туризма 
Для достижения поставленных
перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся
программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга
(1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти
(1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг,
2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:  
1.                
Цели
программы; 
2.                
Мероприятия
программы; 
3.                
Соответствие
мероприятий целям; 
4.                
Критерии
оценки реализации программы (конечный результат); 
5.                
Соответствие
нормативно-правовой базе; 
6.                
Инструменты
реализации программы; 
7.                
Логика
программы; 
С точки зрения целей программ
(см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как
правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для
реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы 
фактически преследуют одну цель:  ''создание в области современного,
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''. 
Мероприятия, отмеченные в
программах (см. приложение 4), как правило, четко  следуют установленным 
задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития
туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия,  направленные на
развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр.,
программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие
представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.  
Говоря о соответствии
отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это
соответствие прослеживается.  
Что касается критериев оценки
реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ
представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми
результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей
населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к
культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности
федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в
экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного
наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном
отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей
экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных
промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).  
Авторы
названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми
документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития
туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от
17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на
1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа
2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г.
Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства
Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского
комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и
дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О
программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция
реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О
реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная
целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177,
международные правовые акты в области туризм,  федеральный закон “Об основах
туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок
на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все
периоды) и г. Санкт-Петербурга.  
Основными
инструментами реализации программ являются средства федерального и местного
бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г.
Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают
дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие
как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных
организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от
гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской
деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от
государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий,
обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки
независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи
лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную
деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической
обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г.
Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из
федерального и местного бюджетов, но и с использованием  привлеченных средств. 
Что
касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно
разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого
плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный
неразвернутый план представляет собой: 
1.               
Наименование программы; 
2.               
Основания для разработки; 
3.               
Заказчик; 
4.               
Разработчики; 
5.               
Цель и задачи; 
6.               
Основные мероприятия; 
7.               
Исполнители; 
8.               
Объемы финансирования; 
9.               
Ожидаемые результаты. 
Примерный
развернутый план выглядит следующим образом: 
Введение 
I.                   
Анализ  ситуации и обоснование целей и задач
программы. 
1.               
Анализ ситуации в области туризма (конкретной
области). 
2.               
Основные цели и задачи программы. 
3.               
Система программных мероприятий. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 
   
 |