28.
Маринин М.И. О проблемах российского туризма
// Экономика и жизнь. – 1995, № 31-42с.
29.
Маркова В.Д. Маркетинг услуг. -
М.: Изд-во «ЮНИКО», 1996.-204с.
30.
Папирян Г.А. Экономика туризма. -М.: Изд-во
«Финансы и статистика», 1998. –218с.
31.
Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический
бизнес. -М.: Изд-во «Экспертное бюро – М»,1997. – 521с.
32.
Расторгуева И.А. Так что же такое
туризм и почему им нужно управлять.//Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).
33.
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура,
маркетинг. -М.: Изд-во «Ось-89»,1997. –128с.
34.
Саченкова Н.И. Воздействие
государства на туризм /Сборник статей ТИСБИ. Вып. 1.- Казань, 1998. - С.96
-98.
35.
Саченкова Н.И. Туризм как отрасль
народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала. - Казань,
1999.- 222с.
36.
Семин В.С., Организация международного
туризма, Москва, 1999. –214с.
37.
Туризм: Нормативно-правовые акты.
Под.ред.Волошина Н.Л. М.: Изд-во «Финансы и статистика»,1998.-430с.
38.
Туризм как вид деятельности:
Учебник для вузов. Под ред. Зорина И.В., Каверина Т.П. М.: Изд-во «Финансы и
статистика», 2001.-287с.
39.
Штогрин А.Б. Основы управления
туристическими ресурсами.//Вестник Моск. Университета.-2000., №4, с.128-135.
40.
Экономика современного туризма / Под ред. д.
э. н. Карповой Г.А. / Москва – Санкт-Петербург,1998. – 412 с.
41.
Экономика туризма: Учебник для
вузов. Под ред. Козырева В.М., Зорина И.В.М.: Изд-во «Финансы и
статистика»,2001.-312с.
Ресурсы
Интернета:
42.
статистическая информация: www.tourism.pskov.ru
43.
статистика: www.rtg.ru/rtg/2001/51/index.html
44.
статистические данные: www.pskov.elink.ru
45.
статистика: www.pskov.intergrad.ru
46.
статистическая информация: www.pskovnews.ru
Приложение 1
Функции и методы
государственного регулирования туризма
Функции
|
Методы
|
1 Общая организация и правовая
регламентация туристской деятельности
|
-
введение единых понятий,
определений,
-
процедура заключения сделок,
договоров,
-
получение виз,
-
порядок прохождения границы и
провоза товара
|
2. Планирование развития
туризма
|
-разработка общих стратегий и концепций развития туризма,
-регулирование пространственного размещения объектов туризма,
-планирование развития инфраструктуры
|
3. Регулирование
отдельных видов деятельности
|
-лицензирование,
-стандартизация,
-сертификация
|
4. Обеспечение безопасности
туризма
|
-лицензирование,
-стандартизация ,
-сертификация,
-издание памяток туриста,
-страхование
|
5. Кадровое обеспечение туризма
|
-создание стандартных государственных программ для системы
непрерывной подготовки кадров для сферы туризма,
-содействия организации повышения квалификации
работников турпредприятий
|
6. Обеспечение научных
исследования туристского рынка
|
-маркетинговые исследования на туррынке,
-создание национальных центров изучения туризма,
-информационное обеспечение турпредприятий
|
7. Поддержка внешнеэкономической
деятельности турфирм
|
-создание представительств и филиалов за границей,
-заключение международных договоров,
-участие в разрешении конфликтов, реклама национальных
турпродуктов
|
8. Обеспечения охраны
окружающей среды и исторических памятников
|
-создание правил, законов, условий экономического
стимулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации
исторических памятников,
-
распределение туристской ренты,
-финансирование учреждений культуры
|
9. Создания благоприятного
имиджа страны, региона
|
-маркетинг,
-реклама,
-информационно-аналитическая пропаганда (издание карт,
видеофильмов и т. д.),
-налогообложение,
-инвестирование
|
10. Контроль и надзор
|
-текущий контроль,
-аудит,
-мониторинг международной конкурентоспособности,
национальных турпродуктов
|
|
|
|
Приложение 2
Сравнение программ развития туризма
по целям
Москва
|
1. в
действительности создать условия для превращения индустрии туризма в ключевую
отрасль экономики Москвы.
2. формирование
в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной
из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны,
спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих
потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный
вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной
части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест,
улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования
культурно-исторического и природного наследия
|
Санкт-Петербург
|
1. обеспечение поддержки
Администрацией Санкт-Петербурга туристской индустрии в целях интенсификации
туристской деятельности в Санкт-Петербурге путем создания рациональной
системы мер по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией,
создания современного высокотехнологичного всесезонного туристского продукта,
направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан
России и иностранных граждан в туристских услугах.
|
Нижний Новгород
|
1.
создание в городе Нижнем Новгороде условий для формирования современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с
другой - значительный вклад в экономику, в том числе за счет налоговых
поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества
рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и
природного наследия Нижнего Новгорода.
|
Тольятти
|
Создание условий для развития индустрии туризма в
г.Тольятти, как одного из перспективных секторов городской экономики.
|
Пермь
|
Создание в Пермской области
современного, высокоэффективного и конкурентноспособного туристского
комплекса,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
|
Псков 1996-1997
|
Создание в Псковской области современного высокоэффективного и
конкурентноспособного туристического комплекса;
|
Псков 2000-2002
|
Цель отсутствует
|
Псков 2002-2006
|
создание в Псковской области
современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских
и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства
области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального
использования историко-культурного и природного потенциала области,
увеличения налоговых поступлений.
|
Приложение
3
Критерии
оценки реализации программы (ожидаемые результаты)
Москва
|
1. Формирование
современной высокоэффективной туристской индустрии в Москве;
2. Увеличение
въездного туристского потока до 5 млн. чел. к 2010 г.;
3. Обеспечение
доходной части городского бюджета в размере 10% за счет поступлений
от туристской деятельности
|
Санкт-Петербург
|
В результате реализации программы
ожидается увеличение доходности федерального и местного бюджетов,
формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в
Санкт-Петербурге, создание системы государственного регулирования в
управлении туристской индустрией в Санкт-Петербурге, увеличение мощности
въездных туристских потоков и среднегодовой загрузки гостиниц и иных объектов
размещения туристов
|
Нижний Новгород
|
1. удовлетворить
потребности населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья,
приобщении к культурным и историческим ценностям;
2.
повысить уровень
культуры горожан, снизить количество правонарушений (алкоголизма и
наркомании) за счет изменения интересов и влечений жителей города;
3. сохранить,
возродить и рационально использовать материальную базу,
культурно-исторический и природный потенциал города;
4. сформировать
современный туристский рынок города, построенный на принципе экономической
эффективности и интенсивного развития;
5. сформировать
благоприятный имидж города, повысить его туристскую и инвестиционную
привлекательность для российских и зарубежных граждан;
6. увеличить
объем туристских услуг, оказываемых жителям города, российским и иностранным
гражданам;
7. оказать
стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей (торговля, транспорт,
связь, строительство, производство товаров народного потребления и т.п.);
8. увеличить
поступления в городской бюджет от туристской деятельности;
9. создать
новые рабочие места в сфере туризма и сопряженных отраслях;
10.
расширить
единое справочно-информационное пространство для жителей и гостей города
|
Тольятти
|
1. Создание
условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном
отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям.
2. Создание
новых рабочих мест.
3. Поступления
в городской бюджет за счет увеличения доходов от туристических услуг и
связанных с ними видов деятельности в размере 2-2,5 млн.
|
Пермь
|
1. Формирование
современного туристского продукта в Пермской области, построенного на
принципе экономической эффективности и экстенсивного развития.
2. Значительный
вклад в развитие народного хозяйства Пермской области.
3. Увеличение
валютных поступлений
4. Увеличение
налоговых платежей в бюджет
5. Стимулирование
развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, вязи,
торговли и т.д.
6. Увеличение
производства товаров народного потребления.
7. Сохранение и
увеличение рабочих мест
8. Привлечение
иностранных инвестиций в экономику области
9. Сохранение и
возрождение объектов природного и культурного наследия.
10.
Удовлетворение
потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.
|
Псков
1996-1997
|
|
Псков
2000-2002
|
|
Псков
2002-2006
|
1. создание
условий для удовлетворения потребностей населения Псковской области в
активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным
ценностям.
2. решение
проблемы занятости населения
3. укрепление
материальной базы туризма, расширение географии и многообразие туристских
маршрутов.
4.
стимулирующее
воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой
промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений
культуры, дорожной сети и средств связи)
5. создание
условия для сохранения и возрождения объектов культурного наследия и
природного потенциала области, прежде всего в важнейших центрах развития
туризма - Пскове, Печоры, Пушкинских Горах, Изборске, Гдове , Себеже, Порхове,
Великих Луках, а также в других поселках, населенных пунктах , имеющих
богатые исторические традиции .
6. поступление
в бюджеты всех уровней, прежде всего за счет увеличения доходов от прямых и
косвенных услуг, максимальной загрузки существующей материальной базы
оздоровления и отдыха, реализации сувениров и изделий народных промыслов.
7. расширение
притока в область туристов, в т.ч. иностранных
8. повышение
привлекательности Псковской области как сферы международного
предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока
капитала в экономику.
9. ежегодный
рост въездного потока на 15-20 %. В 2006 году на предприятиях размещения
сможет остановиться российских и иностранных граждан около 400 тыс. чел., в
т.ч. 160 тыс. туристов.
|
Приложение 4
Сравнительная
таблица мероприятий программ
Москва
|
·
Продвижение образа Москвы как города, благоприятного для
туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной
информационной среды для туристов
·
Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма
·
Разработка московского туристского продукта
·
Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка
туризма в Москве. Совершенствование структуры управления и развития туризма
·
Подготовка кадров
·
Научное обеспечение туристской деятельности
|
Санкт-Петербург
|
·
Образование
Координационного совета по туризму при Губернаторе Санкт-Петербурга
·
Проведение
инвентаризации и организация процедуры регистрации прав на туристские ресурсы
и территории с обязательным осуществлением кадастрового учета
·
Создание
и ведение на электронном носителе единого специализированного реестра фирм и
гостиниц, которые имеют лицензии и сертификаты, а также тех, которые лишены
их. Регулярное издание реестра
·
Введение
аккредитации экскурсоводов, гидов-экскурсоводов и гидов-переводчиков при
Администрации Санкт-Петербурга
·
Организация
и проведение маркетинговой кампании по продвижению Санкт-Петербурга и
Северо-западного региона как центра познавательного, конгрессного, научного,
спортивного и других видов туризма
·
Развитие
выставочной деятельности в Санкт-Петербурге
·
Представление
Санкт-Петербурга на зарубежных и региональных выставках
·
Создание
комфортной информационной среды для жителей и гостей города
·
Создание
системы международных и межрегиональных деловых связей и кооперации
Санкт-Петербурга, нацеленной на увеличение туристских потоков в
Санкт-Петербург
·
Формирование
устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга как крупнейшего культурного,
научного, спортивного и туристского центра России
·
Подготовка
проектов законов Санкт-Петербурга, направленных на создание экономических и
организационных условий для стимулирования развития туризма в
Санкт-Петербурге
·
Заключение
межрегиональных, региональных отраслевых соглашений о сотрудничестве в сфере
туризма, направленных на создание цивилизованного рынка туристских услуг
·
Реконструкция
объектов жилищного и нежилого фонда и создание на их базе четырех- и
пятизвездочных гостиничных объектов
·
Разработка
отраслевой программы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса на
побережье Финского залива
·
Исследования
рынка кадров для отрасли туризма и её инфраструктуры
|
Нижний Новгород
|
·
Развитие
нормативно-правовой базы туризма в пределах компетенции органов местного
самоуправления города Нижнего Новгорода.
·
Координация
развития туризма в городе Нижнем Новгороде.
·
Организационные
мероприятия.
·
Стимулирование
расширения ассортимента туристских услуг.
·
Маркетинговое
обеспечение внутреннего и въездного туризма в городе Нижнем Новгороде.
·
Маркетинговые
мероприятия.
·
Рекламно-информационная
деятельность.
·
Связи
с общественностью в сфере туризма.
·
Содействие
коммерческой активности в сфере внутреннего и въездного туризма.
·
Научное
обеспечение туризма в городе Нижнем Новгороде.
·
Кадровое
обеспечение туризма в городе Нижнем Новгороде.
·
Содействие
развитию материальной базы туризма в городе Нижнем Новгороде.
|
Тольятти
|
·
Формирование основ нормативно-правовой системы
муниципального регулирования туристической деятельности.
·
Стимулирование развития предпринимательства в сфере
туризма.
·
Совершенствование системы информационного обеспечения
туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности.
|
Пермь
|
·
Разработка
нормативно-правовой базы.
·
Регулирование
туристической деятельности и управление развитием туризма.
·
Содействие
развитию материальной базы туризма.
·
Мероприятия
въездного и внутреннего туризма.
·
Рекламно-информационное
обеспечение продвижения Пермского туристического продукта на внутреннем и
внешнем рынках.
·
Создание
Информационного Туристического Центра(ИТЦ).
·
Кадровое
обеспечение.
·
Научное
обеспечение.
·
Разработка
и реализация новых туристических маршрутов
|
Псков 1996-1997
|
·
рекламное обеспечение;
·
исследовательские и проектные работы;
·
развитие инфраструктуры туризма области;
·
развитие музейного обслуживания туризма;
·
совершенствование экономического механизма и организационной
структуры управления туристским комплексом;
|
Псков 2000-2002
|
·
Развитие
и совершенствование придорожного сервиса для обслуживания граждан, следующих
транзитом по территории Псковской области (строительство кемпингов,
закусочных, заправок, ремонтных мастерских и т.д.).
·
Завершение
строительства гостиницы "Кром" в г. Пскове, реконструкция старых гостиниц
с целью совершенствования сервиса обслуживания.
·
Наращивание
инфраструктуры музея-заповедника "Изборск", особенно средств
размещения на общую емкость 40 - 50 чел.
·
Создание
представительства Администрации Псковской области в сфере туризма в Санкт-Петербурге.
·
Увеличение
количества туристских баз, баз отдыха путем реконструкции старых и
строительства новых объектов.
·
Развитие
системы транспорта в сфере туризма (в особенности туристских автобусов).
·
Решение
вопроса о выдаче виз РФ на срок до 3 суток в консульском пункте
"Шумилкино" на российско-эстонской границе.
·
Увеличение
количества и уровня организации событийных мероприятий, как одной из основ
привлечения туристского потока на территорию области.
·
Рекламно-информационное
обеспечение туристского продукта.
·
Совершенствование
организационно-штатной структуры комитета по внешним связям и туризму.
·
Обучение
и повышение квалификации персонала предприятий туристской индустрии.
·
Создание
информационно-туристских центров в городах Псков, Великие Луки, Печоры,
Пушкинские Горы.
·
Реконструкция
памятников.
·
Развитие
новых видов туризма, связанных с активным отдыхом.
·
Разработка
новых экскурсионных маршрутов
|
Псков 2002-2006
|
·
Развитие
нормативно-правовой базы, в рамках которой предусматривается принятие
необходимых нормативных актов, регулирующих отношения субъектов туристского
рынка, методов и форм государственной поддержки развития туризма.
·
Международное
сотрудничество
·
Совершенствование
системы управления развитием туризма
·
Мероприятия,
связанные с развитием материальной базы туризма и разработка и реализация
отдельных подпрограмм и проектов.
·
Рекламно-информационное
обеспечение развития туризма.
·
Кадрового
обеспечения развития туризма
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|