С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как
кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления
туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и
значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. [27;
69]
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов,
отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов
россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей
территории России [27; 69].
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в
первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке
экспертов Всемирной туристической организации (ВТО),
Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости
иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в
процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%.[19;
54]]
В
настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с
целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что
составляет около 2,5% мирового потока.[42]
Рост туристической активности (по данным ВТО)
[43], измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от
их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Рост туристской активности
Период
|
Рост числа
прибытий туристов, %
|
Рост доходов
от обслуживания туристов, %
|
1990
– 1995 гг.
|
2,5
|
3,0
|
1995
– 2000 гг.
|
4,0
|
5,0
|
2000
– 2010 гг.
|
3,0
|
4,0
|
Наглядно
рост туристской активности представлен на рис. 2
Рис. 2. Рост туристкой активности, %
При этом косвенное влияние туризма на экономику
почти равно ее прямому результату.
Туристический бизнес стимулирует развитие
других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства,
производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по
многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские
услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
В ряде зарубежных стран туризм является одной
из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых
составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция,
Испания, Португалия [22; 152]).
В туристической индустрии динамика роста
объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного
быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса на
туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе
минимальный.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая
туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих
мест.
Несмотря на продолжающийся туристический бум в
России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно
адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в
основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса,
недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российской
индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже
аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристической инфраструктуры,
невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного
риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 %
мирового туристского потока.
В 1994 году дефицит платежного баланса
туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от
выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд.
долларов. В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно
стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят
Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации».
Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской
Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация. В рамках стран
СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств
– участников СНГ в области туризма». [18; 83].
Таким образом, туризм, являясь выгодной
отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового
национального дохода России.
Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки
представлена на рис. 3 [42]:
Рис. 3. Структура поездок в Россию иностранных
граждан
По туристическим визам в Россию из всех стран
мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. чел., что на 2257,8 тыс. больше, чем
за 1998 г. Прирост составил 100,6 % (рис. 4) [42].
На рис. 5 видно, что из стран дальнего
зарубежья в 1999 году прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за
1998 г. [42]
Рис. 4. Количество прибывших в Россию по туристическим
визам из всех стран мира (тыс. чел.).
Рис. 5. Количество прибывших в Россию из стран дальнего
зарубежья (тыс.чел)
Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся
услугами турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза
(рис. 6) [42]
Рис. 6. Количество прибывших в Россию из стран СНГ
(тыс.чел)
Доля туризма в общем мировом потоке оставила
26,3 %, в потоке из стран дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %.
При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 % (табл. 1.2)
[42].
Таблица 1.2
Основные страны, поставщики в Россию
организованных туристов
Страна
|
Число прибытий (тыс. человек)
|
Украина
|
2358,8
|
Польша
|
977,8
|
Финляндия
|
311,9
|
Китай
|
135,5
|
Германия
|
105,5
|
Литва
|
63,3
|
США
|
61,2
|
Франция
|
54,5
|
Латвия
|
48,1
|
Эстония
|
39,8
|
Монголия
|
38,3
|
Великобритания
|
27,9
|
Таджикистан
|
24,3
|
Италия
|
23,3
|
Япония
|
18,8
|
Швеция
|
16,7
|
Израиль
|
14,0
|
Нидерланды
|
11,6
|
Южная Корея
|
11,4
|
Турция
|
11,2
|
В 1998 году по въездам в Россию лидировала
Польша. В 1999 году она уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при
увеличении числа туристов на 61,8 % (373,7 тыс. чел.). Число прибытий по
турвизам из Украины увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел. [42]
Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2 %
(11,5 тыс. прибытий), Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8
тыс.) [42].
Кроме стран Балтии можно отметить рост числа
туристических прибытий из Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 %
(897), Израиля – на 11,5 % (1457), Южной Корее на 48,4 % (3809) [42].
1.2.
Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие туризма
Классификация
в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от
основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация,
классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие
туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и
многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом
виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют
некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.
Туризм
можно классифицировать по разным критериям [19;126]:
1.
По цели поездки.
Этот
критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего
влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания.
Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна
из них будет доминирующей.
В
зависимости от цели отличают следующие туризма:
a)
Познавательный или культурно-развлекательный. Включает
поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными
достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и
традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с
целью отдыха.
b)
Деловой. В основе этого вида туризма лежит
необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с
деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей
современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки
делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях,
праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и
правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники
посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других
организаций, которые работают за границей.
К
разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения
национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе
специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие
поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным
поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий,
а также однородный профессиональный состав группы предопределяет
целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого
туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с
интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие
компании мира.
c)
Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников,
места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет
для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия,
Югославия.
d)
Религиозный. Религиозный
туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет
собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов и
монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение
паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений.
Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной
страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную
долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим
тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина,
Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.
e)
Спортивный. Спортивный
туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный
туризм подразделяется на две разновидности: активный - поездка и пребывание
в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный
- когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных
соревнованиях в качестве зрителя.
f)
Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это
передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для
восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот
вид туризма является наиболее распространенным и массовым.
g)
Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью
получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения
иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с
носителями языка.
h)
Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием
увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной
жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных
народов, архитектура, национальные обычаи и др.
i)
Экологический. Экологический туризм получил наиболее
широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым
днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и
окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще
проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер
(например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не
нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от
друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике
существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически
чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих
местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.
2. По способу передвижения.
a)
пешеходный туризм;
b)
велосипедный туризм;
c)
конный туризм;
d)
альпинизм;
e)
лыжный туризм;
f)
мототуризм.
3. По степени использования транспортных средств.
Туризм
предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так
и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:
a)
воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне
расписания),
b)
водный транспорт (пассажирские линии и паромы,
круизы),
c)
сухопутный транспорт (железнодорожный,
междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных
средств и др.)
d)
использованием экзотических видов транспорта
(канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|