Меню
Поиск



рефераты скачать Совершенствование программы развития туризма Псковской области

     С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. [27; 69]

     С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России [27; 69].

     По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%.[19; 54]]

В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.[42]

  Рост туристической активности (по данным ВТО) [43], измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 

Рост туристской активности

Период

Рост числа прибытий туристов, %

Рост доходов от обслуживания туристов, %

1990 – 1995 гг.

2,5

3,0

1995 – 2000 гг.

4,0

5,0

2000 – 2010 гг.

3,0

4,0


Наглядно рост туристской активности представлен на рис. 2

Рис. 2.  Рост туристкой активности, %

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия [22; 152]).

В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса   на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Россия теряет  миллиарды рублей, отказывая  туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест.

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса  туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996 годах экономика  отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация. В рамках стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма». [18; 83].

Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.


Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки представлена на рис. 3 [42]:

Рис. 3. Структура поездок в Россию иностранных граждан

По туристическим визам в Россию из всех стран  мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. чел., что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г. Прирост составил 100,6 % (рис. 4) [42].

На рис. 5 видно, что из стран дальнего зарубежья в 1999 году прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г. [42]


Рис. 4. Количество прибывших в Россию по туристическим визам из всех стран мира (тыс. чел.).


Рис. 5. Количество прибывших в Россию из стран дальнего зарубежья (тыс.чел)

Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами  турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза (рис. 6) [42]



Рис. 6. Количество прибывших в Россию из стран СНГ (тыс.чел)

Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %. При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 % (табл. 1.2) [42].

Таблица 1.2

Основные страны, поставщики в Россию

организованных туристов

Страна

Число прибытий (тыс. человек)

Украина

2358,8

Польша

977,8

Финляндия

311,9

Китай

135,5

Германия

105,5

Литва

63,3

США

61,2

Франция

54,5

Латвия

48,1

Эстония

39,8

Монголия

38,3

Великобритания

27,9

Таджикистан

24,3

Италия

23,3

Япония

18,8

Швеция

16,7

Израиль

14,0

Нидерланды

11,6

Южная Корея

11,4

Турция

11,2


В 1998 году по въездам в Россию лидировала Польша. В 1999 году она уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при увеличении числа туристов на 61,8 % (373,7 тыс. чел.). Число прибытий по турвизам из Украины увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел. [42]

Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2 % (11,5 тыс. прибытий), Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8 тыс.) [42].

Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 % (897), Израиля – на 11,5 % (1457), Южной Корее на 48,4 % (3809) [42].

1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие туризма

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация видов туризма помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям [19;126]:

1.     По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна  из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризма:

a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время захватывает крупнейшие компании мира.

c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия, Югославия.

d) Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к «святым местам» с целью посещения храмов  и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

e) Спортивный.   Спортивный туризм - это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две  разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя.

f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной  - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения  своих знаний. Наиболее распространенные - изучения иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка.

h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов, архитектура,  национальные обычаи и др.

i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

2. По способу передвижения.

a)      пешеходный туризм;

b)     велосипедный туризм;

c)      конный туризм;

d)     альпинизм;

e)      лыжный туризм;

f)        мототуризм.

3.  По степени использования транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

a)                 воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),

b)                водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),

c)                 сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)

d)                использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.