Направления
расходования бюджетных средств:
·
оплата участия в международных туристских
выставках;
·
подготовка и издание рекламного материала для
международных туристских выставок;
·
издание путеводителя, туристской карты,
статистическое обследование туристского рынка;
·
организация рекламных туров по Псковской
области для ведущих туроператоров и журналистов;
·
членство в РАТА;
·
организация и проведение учебно-методических
семинаров;
·
публикация рекламных статей в СМИ и
специализированных туристских изданиях;
·
содержание туристского сайта;
·
приобретение технического оборудования и
оргтехники
2.4. Анализ туристской инфраструктуры
В
настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских фирмы, из
них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках, одна в Печорах и одна в
Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской деятельности.
Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной
ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые
акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.
Большинство
туристских фирм области занимаются и турагентской и туроператорской
деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного
международного туризма. В то же время все туристские фирмы выступают
туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который
включает в себя различные программы посещения Псковской области. Однако
некоторые фирмы могут выступать туропероторами и на некоторых российских
направлениях, например, черноморское побережье Кавказа. Кроме этого турфирмы
могут оказывать услуги по содействию в оформлении въездных/выездных документов,
перевода с иностранных языков, бронирование билетов на транспорт, мест в
гостиницах, а также организация экскурсий.
Ситуация
в Псковской области с туристскими фирмами, как и в целом по России, отличается
тем, что имеется большое количество мелких фирм и мало крупных. Это создает
определенные трудности для привлечения иностранных туристов, так как
большинство из них доверяют лишь крупным фирмам с хорошей репутацией и
длительным опытом работы в туризме.
Кроме
этого, все туристские фирмы области разрознены и практически не взаимодействуют
друг с другом, что не способствует развитию, как самих фирм, так и в целом
туризма в Псковской области.
О продуктивности деятельности
туристских фирм на территории Псковской области можно судить из таблицы 2.3.
Таблица
2.3
Сравнительная таблица основных показателей
деятельности туристских фирм Псковской области
Показатели
|
1998 г.
|
1999г.
|
2001 г.
|
1. Количество фирм,
имеющих лицензию на международную туристскую деятельность
|
14
|
15
|
23
|
2. Количество
принятых туристов турфирмами области
|
13,5 тыс.
|
7 тыс.
|
31,6 тыс.
|
3. Количество отправленных
туристов турфирмами области
|
10,7 тыс.
|
7,9 тыс.
|
9,2 тыс.
|
4. Сумма налогов
поступивших в бюджет (руб.)
|
225,7 тыс.
|
225 тыс.
|
1560,9 тыс.
|
Для наглядности выше
указанные показатели представлены в виде графиков на рис. 13-15.
Из рис. 13 видно, что количество фирм, имеющих
лицензию на международную туристскую деятельность в период с 1998 по 2001 гг.
значительно увеличилось.
Рис. 13. Количество
фирм, имеющих лицензию на международную туристскую деятельность (ед.)
Рис. 14. Количество принятых и
отправленных туристов турфирмами области (тыс. чел.)
Из рис. 14 видно, что
значительно возросло количество принятых туристов на территорию Псковской
области, тогда как количество отправленных туристов по сравнению с 1998 годом,
в 2001 году уменьшилось.
Из рис. 15 можно увидеть, что
также увеличилась сумма налогов, поступивших в бюджет Псковской области от
деятельности турфирм.
Рис. 15. Сумма налогов поступивших в
бюджет (тыс. руб.)
Гостеприимство,
или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, является ведущим фактором и
базой туризма. Информация о количестве средств размещения приведена в таблице
2.4.
[45]
Таблица 2.4
Номерной фонд объектов размещения
Показатели
|
Предприятия
лечебно-оздоровительной направленности
|
Всего
|
Предприятия
активного отдыха
|
Всего
|
Гостиничный
комплекс
|
Итого
|
санатории
(без детских)
|
санатории-профилактории
|
дома
отдыха
|
пансионаты
отдыха
|
базы
отдыха
|
туристские
базы
|
детские
лагеря
|
Число
предприятий
из
них сезонные
|
4
|
2
|
1
1
|
2
|
9
1
|
8
2
|
4
|
32
30
|
44
32
|
29
|
82
33
|
Число
номеров
в
т.ч. в период макс. разверт-ния
|
692
692
|
20
20
|
0
60
|
121
121
|
833
893
|
102
116
|
346
346
|
84
398
|
532
860
|
1114
1898
|
2479
3651
|
Число
мест
в
т.ч. в период макс. разверт-ния
|
1193
1416
|
100
100
|
0
120
|
266
266
|
1559
1902
|
204
231
|
630
872
|
230
4316
|
1064
5419
|
1997
2097
|
4620
9418
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов.
Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На
29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или
двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников
гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря
на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области
обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц только одна
- «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является основой для приема
иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская», «Кром», «Турист». Есть
объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма.
Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство
4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром». Такое плачевное
состояние принимающей базы не может содействовать привлечению туристов, а
наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые
привыкли к высокому качеству услуг. В настоящее время необходимо провести
косметический ремонт номеров в существующих гостиницах. Чтобы реализовать
данную программу, областной администрации следует принять ряд мер, которые бы
стимулировали владельцев гостиниц провести ремонт или реконструкцию. Это может
быть: помощь в поиске инвесторов или подготовке инвестиционного проекта на
реконструкцию гостиницы, а также предоставление льготного налогообложения
гостиницам или инвесторам на время реализации проекта по реконструкции.
К
пушкинскому юбилею была отреставрирована гостиница «Дружба» в Пушкинских горах.
Номера объекта получили категорию «2 звезды», там же появилась уютная база: 4
коттеджа на 4 места каждый. Существуют еще интересные проекты строительства:
гостиничный комплекс с рестораном в историческом месте - палаты купца Подзноева
и туркомплекс Завеличенской слободы из отдельно стоящих коттеджей с номерами
разного класса. Подобный проект реализован на территории Изборского
заповедника, интерес к которому в последнее время заметно возрос. В то же время
порядок и качество предоставления услуг вызывают справедливую
неудовлетворенность у турфирм и снижают их активность по продвижению этого
продукта.
Кроме
внешнего вида гостиниц, необходимо обратить внимание на их обслуживающий
персонал. Необходимо повышать профессиональный уровень работников гостиниц. Для
этого весь обслуживающий персонал должен пройти профессиональную подготовку.
Степень подготовки должна соответствовать предоставляемым ими услугам.
Работники службы приема и размещения должны владеть хотя бы одним иностранным
языком, желательно английским. Персонал всех категорий гостиниц должен уметь
создавать на предприятии атмосферу гостеприимства, должен быть готовым
доброжелательно выполнить просьбу проживающего и в отношении проживающих должен
проявлять терпение и сдержанность. Кроме этого, работники гостиниц всех
категорий должен проходить периодическое медицинское освидетельствование для
получения соответствующего сертификата. Следует обратить внимание на внешний
вид персонала: форменная одежда, дифференцированная по службам, в ряде случаев
включающая личный значок с указанием имени и фамилии.
В
ситуации слабого развития принимающей базы также заслуживает внимания идея
привлечения частного сектора для размещения туристов. Это может быть
привлекательно для иностранных туристов, которым будет интересно узнать о быте
обычного российского гражданина. Поиском желающих сдать квартиру или комнату
могут заняться сами туристские фирмы.
Экологически
чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом для развития санаторно-курортной
базы. Сегодня на Псковщине насчитывается 9 домов отдыха, пансионатов,
профилакториев, санаториев и 12 туристских баз и баз отдыха.
По
виду оказываемых услуг предприятия санаторно-курортной и оздоровительной
направленности делятся на: санатории, санатории-профилактории, детские
санатории, дома отдыха, пансионаты отдыха, базы отдыха и туристские базы.
По
оценкам специалистов турбизнеса на отдельных направлениях организации отдыха в
настоящее время спрос превышает предложение. Организация отдыха на турбазах, в
пансионатах, и профилакториях вызывает все больший интерес. Недостаточное
количество и низкое качество мест размещения не позволяет активно использовать
имеющиеся рекреационные возможности региона. Требуется реконструкция старых и
строительство новых туристских баз класса пансионата «Кривск» и «Лесное озеро».
Немаловажное
значение в развитии туризма имеют предприятия общественного питания. К ним
относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д. Количество данных
заведений, а также качество услуг оказывают влияние на туристскую
привлекательность того или иного региона.
В
настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы
полностью удовлетворить спрос туристов. Хуже обстоят дела в районах области,
где малое количество предприятий питания дополняется низким качеством
обслуживания. Лучше дела обстоят в крупных городах области, таких как: Псков,
Великие Луки и Печоры, где находится большинство предприятий питания.
Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также
улучшение качества обслуживания и их дифференциация. Из всех предприятий
питания города Пскова по наибольшей привлекательности можно выделить следующие:
ресторан-клуб «Русь» (помещение Спасской башни, пл. Ленина), кафе «Ягуар»
(Рижский пр., 16), кафе «Мустанг» (Октябрьский пр.,15), кафе «Европейская» (пл.
Победы, 1), арт-кафе «Бастион» (ул. Бастионная, 9), ресторан и бар «Олимпия»
(Октябрьский пр., 20), ресторан и бар «Бавария» (ул. Советская, 83), бистро
«Лагуна» (Октябрьский пр., 19). Данные предприятия привлекательными делают
превосходное качество пищи, большое разнообразие блюд, как русской, так и
других национальных кухонь, высокий уровень обслуживания. Помимо этого, данные
заведения являются привлекательными еще потому, что находятся практически в
центре города или недалеко от него.
Многие
предприятия питания сотрудничают с туристскими фирмами, обслуживая группы
туристов. Для неорганизованных туристов необходимо распространять рекламу
ресторанов и кафе в гостиницах. Но так как большинство гостиниц в городе Пскове
располагают ресторанами, они могут быть не заинтересованы в рекламе
конкурентов.
Поэтому
тем кафе и ресторанам, которые готовы работать на туристов, следует дать
информацию о своих услугах:
·
в информационно-рекламном туристском
справочнике;
·
на рекламных щитах и указателях, развешанных в
городе;
·
в буклетах (для распространения в гостиницах,
поездах, местах посещаемых туристами);
·
в местных СМИ и т.п.
В
непосредственной близости от достопримечательностей города и области необходимо
организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных летних кафе
позволит сократить дефицит предприятий питания в тех районах области, где он
особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения памятников истории.
Следует отметить, что это не является непосредственной задачей администрации
музеев. Такую функцию могут взять на себя уже существующие предприятия питания,
организовав выездные кафе. Корпорация с крупными фирмами позволит добиться
минимальных инвестиционных расходов и быстрого возврата капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|