Была проведена классификация
инструментов регулирования по сферам их применения [25;58]:
1. В правовой сфере:
совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии
лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное
регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ
с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
2. В экономической сфере:
налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития
туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение
инвестиций в человеческий капитал.
3. В социальной сфере: решение
проблем адресного социального туризма.
4. В научно-образовательной сфере:
развитие научного исследования в сфере туризма; создание
информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для
туристской деятельности.
5. В сфере организации туризма: формирование
имиджа России на мировом рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на
внутренний и мировой рынки; содействие участию в международных туристских
программах; создание условий для многоцелевого использования туристской
инфраструктуры; координация деятельности и инвестиций государственного и
частного секторов в области развития туризма.
К компетенции областного Собрания депутатов
в сфере туризма относится [1;ст. 7]:
1)
принятие законов и иных нормативно-правовых
актов области по вопросам регулирования туристской деятельности;
2)
утверждение областных комплексных целевых
программ по развитию туристской деятельности;
3)
другие полномочия, установленные
законодательством Российской Федерации и области.
К компетенции Администрации области
в сфере туризма относится [1;ст.8]:
1)
осуществление лицензирования туристской деятельности
в соответствии с федеральным законодательством;
2)
контроль за сертификацией туристского
продукта;
3)
координация деятельности органов и организаций
сферы туризма;
4)
утверждение порядка предоставления туристских
услуг туроператорами и турагентами на объектах государственной собственности,
расположенной на территории области;
5)
создание координационного совета по туризму
для координации деятельности органов исполнительной власти области, органов
местного самоуправления, общественных организаций и объединений в сфере туризма
и предприятий туристской индустрии;
6)
формирование системы официальных туристских
агентов Администрации области на конкурсной основе;
7)
утверждение положения об официальных
туристских агентах Администрации области;
8)
осуществление взаимодействия с
соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в целях координации действий в сфере туризма и продвижения туристского продукта
на российском туристском рынке;
9)
разработка и реализация областных комплексных
целевых программ по развитию туристской индустрии;
10)
заключение с субъектами Российской Федерации
соглашений о сотрудничестве и единой политике в сфере туризма;
11)
осуществление взаимодействия с
соответствующими субъектами иностранных государств для разработки и реализации
общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений;
12)
заключение с заинтересованными субъектами
иностранных государств соглашений по вопросам туризма в порядке, установленном
законодательством;
13)
принятие нормативно-правовых актов в пределах
компетенции по вопросам регулирования туристской деятельности;
14)
формирование внебюджетных фондов развития
туризма;
15)
разработка системы сбора и анализа информации
о деятельности организаций в сфере туризма в области;
16)
осуществление иных полномочий, вытекающих из
положений федерального и областного законодательства.
К компетенции органов местного самоуправления
в сфере туризма относится [1;ст.9]:
1)
создание совета по туризму по вопросам
взаимодействия и координации деятельности общественных организаций и
объединений в сфере туризма и организаций туристской индустрии на территории
муниципальных образований;
2)
утверждение положения о муниципальных
официальных туристских агентах;
3)
осуществление взаимодействия с муниципальными
образованиями области по вопросам туризма;
4)
разработка и реализация муниципальных программ
по развитию туристской деятельности;
5)
заключение соглашений о сотрудничестве в сфере
туризма;
6)
принятие нормативно-правовых актов по вопросам
регулирования туристской деятельности в пределах своей компетенции;
7)
формирование целевых муниципальных
внебюджетных фондов развития туризма и утверждение положения о них.
Органы
управления туризмом в Псковской области представлены комитетом по внешним
связям и туризму Администрации области. Комитет занимается управлением туризма
на региональном уровне и уделяет большое внимание въездному международному и
внутреннему туризму. Основная роль в процессе формирования и продвижения
псковского регионального туристского продукта принадлежит также комитету.
Комитет
выступил с законодательной инициативой о разработке проекта закона Псковской
области «О туристской деятельности в Псковской области», который был принят 8
июля 1999 года Областным Собранием.
Разработана
Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 г. Подпрограмма направлена на
создание правовой, организационной экономической базы современной туристской
индустрии в Псковской области. Главная цель подпрограммы – создание в области
современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса,
обеспечивающего широкие туристские возможности для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного
хозяйства области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и
рационального использования историко-культурного и природного потенциала
области, увеличения налоговых поступлений. Основные направления подпрограммы
включают в себя формирование современного туристского рынка на основе развития
конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских
организаций; создание условий для приоритетного развития внутреннего и
въездного туризма и социального туризма; расширение международного
сотрудничества; развитие материальной базы путем привлечения инвестиций;
формирование системы подготовки туристских кадров; разработка системы
социально-экономической оценки эффективности туристской деятельности на
территории области; совершенствование системы информационного обеспечения;
проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа
Псковской области, как области, благоприятной для туризма.
Подписано
соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской области и
Министерством экономического развития депертаментом туризма. По предложению
комитета в целях улучшения качества экскурсионного обслуживания российских и
иностранных граждан утверждено постановлением Администрации области положение
"О порядке предоставления туристских услуг туроператорами и турагентами
на объектах государственной собственности, расположенных на территории
Псковской области» [42]. Положение вводит обязательную регистрацию всех
экскурсоводов на проведение экскурсий с целью контроля качества предоставляемых
услуг.
Комитету
предоставлено право лицензирования международной туристской деятельности, что
является важнейшим рычагом государственного регулирования в туризме. Проводятся
рабочие совещания с туристскими фирмами области. Выполняются мероприятия по
проверке соблюдения условий действия лицензии на международную туристскую
деятельность, а также проверка устранения хода недостатков, выявленных при
проверке. Доходы бюджета от лицензирования приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Доходы бюджета от лицензирования туристской
деятельности
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
Выдано
(переоформлено) лицензий, шт.
|
9
|
7
|
9
|
Доход, тыс.
руб.
|
34,4
|
5,9
|
9,7
|
Одной
из важнейших задач комитета является расширение государственного обеспечения
развития туризма. На сегодняшний день в Невельском и Печорском районах отделы
культуры преобразованы в отделы культуры и туризма, что дало положительный
результат. В этих районах разработаны программы развития туризма. Сегодня
ведется работа по реорганизации Пушкиногорского отдела культуры в отдел по
культуре и туризму.
В
международной сети «Интернет» создана официальная туристская страница комитета
по внешним связям и туризму Администрации области на русском и английском
языках. Издан туристский рекламно-информационный справочник по Псковской
области. Это в какой-то мере упростит доступ к информации заинтересованным
субъектам.
Комитет
организует участие делегаций Администрации области и туристских фирм в
международных туристских выставках.
Меры,
принимаемые комитетом настоящее время, оказали положительное воздействие на
развитие внутреннего и въездного туризма на территории Псковщины. За последние
несколько лет наметились тенденции роста въездного потока на территорию
области. По оценкам северо-западного отделения РАТА (Российской Ассоциации
туристских агентств) г. Псков в 2000 году вошел в число российских городов
наиболее привлекательных для посещения туристов [42].
Выводы по 1 главе
Туризм
- это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность
туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских
товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его
путешествия (поездки).
Продуктом
сферы туризма как отрасли национальной экономики является право на потребление
определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других
отраслях экономики
В
туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения
занятости и создания дохода.
Свое
начало развитие туризма берет в античном мире. На современной этапе – с 1985
года, который может быть назван переходным периодом в развитии туризма, можно
выделить четыре тенденции:
1)
изменение в структуре спроса и в сегментации
туристического рынка;
2)
развитие частных, средних и малых предприятий;
3)
возникновение частной собственности, в
частности на землю;
4)
разработка специального законодательства,
регулирующего развитие отрасли туризма.
Основными
нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли туризма являются
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации", Концепция реорганизации и развития
туризма в РФ #G1одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22
декабря 1995 года N 1284, Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с
изменениями на 6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в
Псковской области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на
2002-2006 гг., ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова
в сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к
распоряжению Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).
В
соответствии с законодательством, каждый уровень государственной власти
выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень государственной
власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и Государственной Думы
выполняет представительную и законодательную функции. На следующем уровне
находится власть субъектов Российской Федерации, а именно: Областное собрание
депутатов, являющееся высшим представительным и законодательным органом; и
Администрация области, являющаяся высшим исполнительным органом. Уровень
местного самоуправления представлен Администрацией города, выполняющем
исполнительную и представительную функции.
Глава 2. Анализ состояния и
перспективы развития отрасли туризма Псковской области
2.1. Анализ
потенциала развития туризма
Псковская
область является очень привлекательной территорией для туристов с точки зрения
расположения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия.
Псковская область расположена на северо-западе Российской Федерации. Территория
области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100 кв. км. озер. Протяженность области с
севера на юг - 380 км, с запада на восток - 260 км. Площадь Псковской области
больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом
население области сравнительно небольшое - 778 тыс.
человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.
Область
административно разделена на 24 района, из них 9 – приграничных, имеет два
относительно больших экономических центра: город Псков в центральной части
региона и город Великие Луки на юге.
Главной
особенностью экономического и географического положения Псковской области
является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:
·
внутренние границы с Новгородской и
Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской
областями Центрального района Российской Федерации. это дает возможность
изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими
достижениями в области развития туризма.
·
внешние границы с Белоруссией (протяженность
границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие
таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с
этими странами.
Область
служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей
Северо-Запада и Центральной части РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|