4. В зависимости от средств размещения туристов различают
следующие виды туризма:
a)
Туризм в отеле.
b)
Туризм в мотеле.
c)
Туризм в пансионе.
d)
Кемпинговый туризм.
e)
Туризм в туристической деревне, на турбазе и
т.д.
Отели, как правило, расположены либо в центре
города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.
Мотели располагаются либо вдоль автомобильной
трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать
туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные
станции, автосервис и т.д.)
Турпансионы гостиничного типа с единым
управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах,
сопутствующие услуги и автономную кухню.
Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это
помещения, расположенные, как правило, в загородной местности,
предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.
Туристические деревни – это сервисные хозяйства
с единым управлением, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки
туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.
Все перечисленные выше средства относят к
гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на
предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства
размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов
осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в
определенное время года, в туристский сезон.
5. По сроку поездки.
По
сроку пребывания поездки делятся на:
a)
продолжительные,
b)
краткосрочные
c)
туры выходного дня.
6. По сезонности.
a)
Летний (с конца мая по середину сентября в
период летних отпусков и школьных каникул).
b)
Зимний (с середина декабря до конца февраля -
период горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников)
c)
Межсезон (полусезон). В нашей области - осень
и весна, количество туристов значительно уменьшается в сравнении с активным
сезоном.
7. По уровню организации.
a)
Индивидуальный тур - независимое путешествие
одного или нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим персональный
характер, как правило, с более высокими ценами.
b)
Групповой тур - совместная поездка нескольких
лиц по единому маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в одну
группу обуславливается общностью интересов и целей поездки, а также
сравнительно более низкими ценами по сравнению с индивидуальными турами в связи
с предоставлением групповых скидок.
Характер организации путешествия
может быть организованный и самодеятельный.
Путешествие
отдельного туриста или группы туристов по предварительно разработанной
туристической фирмой программе называется организованным. Организованные
туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом, который
оговаривается в заранее приобретенных турах.
Самодеятельный
или так называемый альтернативный туризм, где в качестве организатора
путешествия выступает не туроператора, а сам турист, путешественник, используя
рекламные материалы, с помощью информационных сетей. Иными словами, турист сам
определяет длительность поездки, маршрут, посещаемые объекты, сам бронирует
гостиницу и т. д., он несвязан никакими обязательствами с туристической фирмой.
8. По демографическому и социальному составу участников
поездки.
В
зависимости от места проживания туриста (городской житель или сельский), от
социального положения в обществе (детский, школьный, молодежный, семейный, по
профессиональному составу и др.) Играет роль и возраст туриста, в последнее
время, значительно увеличилось количество путешественников преклонного
(пенсионного) возраста.
9. По направленности туристических потоков.
a)
Въездной - путешествия лиц по стране,
постоянно проживающих в других станах.
b)
Выездной - путешествие лиц постоянно
проживающих в стране, в другую страну.
c)
Внутренний - путешествие по стане лиц,
постоянно в ней проживающих.
10. По принципу оплаты.
a)
Коммерческий. Это стандартный вариант, когда
туристическая фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно
получает прибыль.
b)
Социальный. Под социальным туризмом понимаются
путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные
нужды, при этом, отдельным категориям туристов государство, в порядке,
установленном законодательством, предоставляет льготы социального характера.
c)
Интенсив-туризм. Представляет собой
поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих
работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж,
эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т. д.).
Основные
факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные.
К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они
имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к
туристским потребностям, делает их более доступными для использования.
Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой,
богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные
пещеры). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.)
тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.
К
динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические
и политические факторы. Они могут иметь различную оценку значения, меняющиеся
во времени и в пространстве.
Кроме
того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и
внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют
на туризм посредством демографических и социальных изменений. К их числу
относятся экономические и финансовые факторы:
Ø
улучшение (ухудшение) экономической и
финансовой ситуации;
Ø
увеличение (снижение) персонального дохода;
Ø
более высокая (низкая) туристская активность в
зависимости от выделенной на отдых части доходов;
Ø
возрастание (снижение) доли
общественно-выделяемях средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К
социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся
также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей
населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление
людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных
стран.
Кроме
того, к внешним факторам относятся изменения политического и
правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной
инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы –
это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся,
прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для
развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения,
транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и
т.д.
Особое
место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор
сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может
иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения
предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например,
введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание
в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов
туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и
т.д.
1.3.
Этапы развития и реформирования
отрасли туризма
Туризм - продукт длительного исторического
развития. Предпосылки его развития берут свое начало в глубокой древности.
Как
известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с
путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали
географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних
территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и
подробных сведений о странах, их населении и обычаях.
С
целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древние
ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей – 4 в. до
н.э.).
Накопившиеся
к началу нашей эры географические даные о различных странах наиболее полно были
изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием
Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)
Огромная
заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит арабским
путешественникам VII – XI
вв. Например, купец из Басры Сулейман посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и
Ибн-Фадиан дали подробное описание нашей страны.
В
период IX
– XI
веков Древняя Русь в силу своего географического положения являлась центром
пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В это время активно
развивались наши связи с Византией. С принятием христианства на Руси из
Византии потянулись служители церкви, переводчики, переписчики книг и купцы.
Нельзя также не отметить широкое распространение крестовых походов того
периода, целью которых было завоевание новых земель.
Период
Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным источникам. Особо
известными путешественниками этого периода можно назвать Афанасия Никитина,
Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.
Говоря
об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5 этапов [20;11]:
1.
до 1880 года - этот этап был ознаменован
началом поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее активными в этом
плане были революционно-демократические слои и интеллигенция России.
2.
этот этап начался периодом развития
капитализма в России и прервался в связи с началом первой мировой войны и
февральской революции 1917 года. На этом этапе отмечалось быстрое развитие
туристской инфраструктуры: ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в
этот период начал формироваться туристский рынок, в котором можно было
проследить два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и
экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. В этот период появились
также первые туристические фирмы, бюро, компании, клубы.
3.
с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На
этом этапе идеологические функции туризма доминировали над хозяйственными.
Появились первые профсоюзы. В целом, в этот период начала формироваться самая
крупная и самая дешевая материальная база социального и самодеятельного
туризма.
4.
1969 – 1985 года – характеризуется быстрым
темпом развития социального туризма, и также быстрым отставанием качества
обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
5.
современный этап – с 1985 года - может быть
назван переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно также выделить 4
тенденции:
1)
изменение в структуре спроса и в сегментации
туристического рынка;
2)
развитие частных, средних и малых предприятий;
3)
возникновение частной собственности, в
частности на землю;
4)
разработка специального законодательства
регулирующего развитие отрасли туризма.
1.4.
Нормативно-правовая база
регулирования отрасли
Нормативно-правовой
базой отрасли туризма служат:
1. Законодательство Российской Федерации о туристской
деятельности.
Законодательство
Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона N
132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от
24 ноября 1996 г. [2], принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принципами государственной политики,
направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в
Российской Федерации являются: содействие туристской
деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; определение и
поддержание приоритетных направлений туристской деятельности; формирование
представлений о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов
и их объединений.
Государственное
регулирование туристской деятельности осуществляется путем: создания
нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере
туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на
внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов,
обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской
индустрии, сертификации туристского продукта; установления правил въезда в
Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории
Российской Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных
ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития
туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов,
установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам,
занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и
привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской
Федерации; содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; развития
научных исследований в сфере туристской индустрии; содействия участию
российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных
туристских программах; обеспечения картографической продукцией; иными
способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
2.
Концепция реорганизации и развития туризма в
РФ, #G1одобренная
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|