примыкают вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как
ранее, а западный, и почти полностью сливаются с ним, обретая прямоугольную
форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся пространство между
двумя башнями. В результате получается абсолютно симметричная композиция.
Подробное описание одного из самых ранних кафедральных соборов
«переходного стиля» дает в своем романе «Собор Парижской Богоматери» В.
Гюго: «...вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той,
какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности
предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз,
словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное
центральное окно — роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам...
высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника...
и, наконец, две мрачные башни. Все эти гармонические части великолепного
целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно
в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные
скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со
спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония;
колоссальное творение... подоб. но «Илиаде» и «Романсеро»..., чудесный
результат соединения всех сил целой эпо. хи... это творение рук
человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как
будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность...» .
Далее В. Гюго подчеркивает «переходность» стиля собора Парижской
Богоматери, в архитектуре которого впервые произошла «прививка стрельчатого
свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых
походов» и «победоносно лег на широкие романские капители»2. Версии прямого
заимствования франками стрельчатой арки из арабской архитектуры
придерживались в то время многие писатели и художники-романтики. Однако
они, как ни странно, забывали при этом о главном отличии готической
архитектуры от арабской — одухотворяющей ее христианской идее Вознесения и
Воскресения.
Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею
цвето-световой организации пространства собора, претворив ее совершенно
иначе, не средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой
нервюр. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж
заменил традиционную роспись и мозаику, и вся стена превратилась в одно
большое окно. Причем не только цвет, но и переплеты витража имели
принципиальное значение — своими узорами они окончательно снимали ощущение
плоскости стены. Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст
симметрии, тектоники плоскости главного фасада и совершенно иного по
характеру внутреннего пространства. Этот контраст производил ошеломляющее
впечатление. Сплошные ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали
возможности сориентироваться, понять логику конструкции, остановить взгляд,
оценить размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света и цвета. Это
и есть готический идеал — предельно живописное решение архитектурного
пространства. Готические художники умело и последова-
Г ю г о В . Собр. соч.: В 15-ти т. М.: Худ. лит., 1953, т. 2., с.
107-108. 2 Там же с. 112.
тельно, вероятно, сами того не осознавая, уничтожали всякие следы
конструктивности, тектоничности, ощущения целостности и замкнутости.
Человеку, находящемуся внутри собора, должно было казаться, что
пространство уходит у него из-под ног во всех направлениях, а сам он летит
в бесконечные дали. Даже в деталях происходит последовательное преодоление
тектоники в стремлении к максимальной живописности. Подобно тому, как
некогда коринфская капитель уничтожила последние следы тектоники
дорического ордера, так и готическая, украшенная натуралистически
трактованными листьями, стала выражать не опору, а только зрительную связь,
пластику «живой» формы.
Переход от выражения конструкции к ее изображению, от тектоники к
пластике — главная черта готического стиля. Скульптура и орнамент
отрываются от плоскости стены и становятся все более натуралистичными.
Характерно, что даже снаружи собора массивные контрфорсы, играющие
исключительно конструктивную роль и передающие давление сводов вниз, на
землю, украшаются башенками-фиалами, чтобы и эти элементы приняли
живописный и динамичный вид, прямо противоположный их конструктивному
назначению. Вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего
используются треугольные вимперги над порталами и окнами, маскирующие
горизонтальные членения фасадов. В течение одного столетия меняется и
характер башен. В более раннем соборе Парижской Богоматери, по мнению
многих специалистов и вопреки убеждению Э. Виолле-ле-Дюка, башни вполне
завершены — они и должны были оставаться невысокими и прямоугольными, как и
требуется для подвески колоколов. В более поздних сооружениях — Рейм-ском,
Кёльнском соборах — целесообразность уже не играет никакой роли, и башни
служат лишь для того, чтобы зрительно выразить движение вверх, к небу .
Готика, как и Барокко, оказывается не искусством целесообразного, а
искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром воображения. Все ее
детали — «атрибуты чувства».
Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами
Кон-Винер Э. История стилен изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,
1936, с. 108.
(дяошь раскрашивались, снаружи и изнутри. Эта окраска почти не дошла
до нашего времени. Можно представить, какое впечатление производили
раскрашенные статуи g полумраке собора. К ним относились как к живым:
фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических
чудовищ наводили ужас. Отсюда возникло множество легенд об оживающих
статуях, которые описывались позднее в популярных «готических романах». С
каменной готической скульптурой связано искусство деревянных резных
алтарей. Они делались раскрывающимися, из нескольких створок, сплошь
украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. В дальнейшем они
послужили отправной точкой для композиции запрестольного украшения —
ретабль, или ретабло (франц. retable, исп. retablo — позади стола),
характерной для французского Ренессанса и испанского стиля исабеллино.
Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью.
Вопреки представлению о сумрачном и аскетичном облике готических
соборов, да и вообще «мрачности» средневековой культуры, можно утверждать,
что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и
скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпа-яер-
мильфлёрое, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей
и чрезвычайно яркой одеждой заполнявших собор горожан. А постоянно
меняющееся состояние неба, лучи света, свободно проникающие внутрь собора
через многоцветные стекла огромных витражей, создавало совершенно
ирреальное ощущение... Казалось, что «корабль» действительно плывет... Это
ощущение можно
испытать и сейчас...
Такая роль цвета и света сохранялась До эпохи Возрождения, когда
живопись стала отделяться от архитектуры и скульптуры, аналогично тому, как
в античности статуи и здания расписывались все скромнее по мере того, как
развивалась энкаустика и мозаика. В этом отношении все средневековье
представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-
живописного искусства. Но наряду с этим, имела место и глубокая символика
цвета. Поэты и историки средневековья любят говорить о том, что в Целом
«цвет Готики — фиолетовый». Это Цвет молитвы и мистического устремления
души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В готических
витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.
Синий цвет считался символом верности. Особой любовь пользовались также
черный, оранжевый, белый. Как дополнительный к фиолетовому, желтый считался
особенно красивым, а зеленый был символом влюбленности. Зеленое чаще носили
жещины .
Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать
рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало.
Расцвет Готики — это и расцвет статуарной скульптуры. Статуи соборов
Реймса и Наумбурга с очевидностью доказывают это. «Повышается
самостоятельная ценность фигуры... у ангелов высокой Готики... женственная
тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка
играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой, и красивые
локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин
Аттики времен Фидия» 2. В большинстве статуй появляется особенный изгиб,
чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название «готической
кривой». Она ассоциируется с греческим хиазмом (см. античное искусство), но
отличается от него именно своей атектонич-ностью и деструктивностью.
«Готическая кривая», так же как и имматериальная светопись витражей,— ничто
иное, как отрицание античной «телесности». Форма готической фигуры
превращается в музыку складок драпировок, никак не мотивированных
конструктивно, поднимаемых неведомым вихрем. В этом иррациональном вихре
было бы совершенно нелепым искать какие-то достижения либо ошибки в
пластической анатомии или «правильности» изображения человеческого тела.
Никакой правильности там быть не может, поскольку мышление художника
абсолютно иррационально. Э. Кон-Винер интересно пишет о том, что готическая
эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения
во всех направлениях». Об этом свидетельствуют,
Хейзннга И. Осень средневековья. М.:
Наука, 1988, с. 303-306.
2 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,
1936, с. 114-115.
по его мнению, странные на наш современный взгляд изображения женщин с
изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в
качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более
взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в
романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров и
философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом
Спасителя, ангелов ликовать — словом, вносит аффект, взволнованность. В
силу того же самого уже с начала Готики все богатство библейских и
легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги,
все церковное миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое
выражение в камне и красках. Сцены, которые требуют действия и об
изображении которых еще не думало XIII столетие, становятся вдруг любимыми
темами, например небесное венчание девы Марии» .Ив этом смысле
действительно готическое искусство великолепно и полно подготовило эпоху
Возрождения с ее удачным соединением красоты тела и полета души.
Динамика, экспрессия и взволнованность отразились и в «малых формах»
резьбы по кости, орнаменте, книжной миниатюре того времени. Готический
орнамент атекто-ничен и динамичен в отличие от классического. Не случайно
так распространен в Готике мотив виноградной лозы, свободно растущих
ветвей, листьев — любой прихотливо извивающейся, «ползущей», как в
«краббах»2, формы. И это несмотря на множество архитектурно-декоративных
элементов, имеющих строго геометрическое построение.
В основе готического орнамента лежали простые фигуры — круг,
треугольник, легко вычерчиваемые по линейке и циркулем. Орнамент,
построенный на сочетании этих фигур, так и называется — масвер-ком (нем.,
mafiwerk — работа по нанесенным размерам). Аналогичным образом строился
знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий.
Книжная миниатюра Готики, по срав-
Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,
1936, с. 116-117. 2 Нем. Krabbe от krabbein — ползать — элемент
растительного декора, как бы выползающего на архитектурные детали.
нению с романской, отличается преобладанием тончайшего растительного
орна. мента, а строгий романский шрифт - Каролингский минускул — сменяется
нарядным и изысканно-декоративным готическим.
Архитектура была главным формооб. разующим фактором готического стиля.
Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и
слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и
их декоративных деталей. Таковы, в частности, архитектонические
дарохранительницы, ре-ликварии, небольшие переносные алтари-складни.
Эпоха Готики была также периодом интенсивного развития светской
культуры. Именно в это время впервые в истории человечества культивируются
идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка, куртуазное
искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения к
женщине. Развивается искусство светской живописи, появляется портрет.
Поздняя Готика XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила
название «пламенеющей готики».
Эта стадия в развитии форм готического искусства была своеобразным
средневековым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных открытий,
как в прежние времена, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более
изысканными и вычурными. Архитектурный декор терял свою объемность,
становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов.
Наиболее характерным примером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся
наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой
давшие название этому стилевому течению. Позднеготическое искусство
разделилось также на множество отдельных региональных школ и индивидуальных
стилей художников. Выражением этой тенденции индивидуализма и субъективизма
позднего средневековья является искусство живописцев Джотто и Дуччьо.
Применение этими художниками перспективы, вынесения точки зрения за пределы
картины или фрески как раз и отражает тенденцию «отстранения» от
изображаемого, позицию наблюдателя. Это была новая, невозможная в раннем
средневековье субъективная концепция художественного
творчества. Она нашла свое отражение и в новом понимании скульптуры.
Статуи стали рассчитываться на одну-единствен-ную точку зрения и
воспринимались «картинно».
Для южно-немецкой, тирольской готики особенно характерна яркая
полихром-ная роспись интерьеров и деревянной мебели. «Перпендикулярная
готика» в Англии полностью скрыла архитектурную конструкцию под орнаментом.
«Кирпичная готика» северных стран акцентировала цветом декоративные
архитектурные элементы. В изобразительном искусстве усиливались черты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|