Шлегель говорил, что и "обращение к античности порождено бегством  от  удру- 
чающих обстоятельств века" 2. 
Благодаря всепроникающему романти-ческому началу  художественного  творчест- 
ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним.  Многие 
художники были подлинными романтика-ми Классицизма: А. Мантенья, Н.  Пуссен, 
К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и  многие  другие.  Романтиками  были 
Ремб-рандт  и  апологет  академического  класси-цизма  Ж.-Д.  Энгр.  Поэтому 
существует да-же такой термин "романтический класси- 
 Белинский  В.  Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд.  АН  СССР,  1953-1959. 
т. 7, с. 145-146. 
Шлегель Ф. О  значении  изучения  греков  и  римлян.-  В  кн.;  Литературные 
манифесты запад-ноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ 1980 с. 47. 
цизм". Романтизм и Классицизм все время "шли рядом" и только  во  Франции  g 
начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в  более  узком,  конкретно- 
истори-ческом  смысле,   под   Романтизмом   часто   понимают   определенное 
художественное  на-правление  конца  XVIII  -  начала  XIX  вв..  сторонники 
которого  сознательно,  про  граммно  противопоставляли   свое   творчест-во 
Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают,  что  Романтизм 
как художественное направление оформил-ся впервые в английской живописи  еще 
в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма  и  пейзажного 
стиля английских садов. В 1790-х  гг.  новаторст-во  живописной  техники  Т. 
Гейнсборо поло-жило  начало  течению  "питтореск",  или  "пикчуреск"  (англ. 
picturesque - живопис-ный). Этим термином  обозначали  живо-пись  романистов 
К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких  как  У. 
Тёрнер. Английский пейзаж, как и  английский  пейзажный  стиль  в  пар-ковом 
искусстве,-  типичный  Романтизм,  отражавший  стремление  к  естественному, 
стихийному ощущению красоты в приро-де. Вслед за Англией  Романтизм  получил 
распространение в Германии, но там он сразу же  приобрел  более  мистическую 
ок-раску. Великий немецкий поэт Гете выра-зил противостояние  Классицизма  и 
Роман-тизма следующим образом: "Античное  -  идеализированное  реальное,  со 
вкусом и величием (стиль) изображенное реальное; 
романтическое - невероятное, невозмож-ное, которому  лишь  фантазия  придает 
ви-димость  действительного..."  3.  Немецкие  романтики,  прежде  всего  Ф. 
Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина  о  вечном 
стремлении души к "Бесконечности, превосходящей лю-бую форму",  которое  они 
также называли "бесконечным желанием  души".  Под  фор-мой  имелась  в  виду 
художественная форма  ; 
Классицизма. Отсюда особый интерес  не-мецкого  Романтизма  к  национальному 
средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору  кельтов, 
скандинавов. "Поэмы Оссиана" Дж.  Мак-ферсона  (1760-1773)  явились  в  этом 
смыс-ле "сигналом" к  всеобщему  увлечению  Ро-мантизмом.  Молодые  немецкие 
романтики, 
Bode   W.  Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66. 
до выражению Г. фон Клейста, "рвались сдернуть венок с чела Гёте". Программ- 
ным органом немецких романтиков был -Журнал "Атенеум" (Athenaum) под  редак- 
цией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800).  oo  Отсюда  же  романтическое  увлечение 
католическим  Барокко.  Не  случайно   неко-торые   течения   Романтизма   в 
архитектуре яачала XIX в. называли "рецидивами ба-рокко". 
Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении  к  человеческой  ду- 
ine, минуя  исторические  стили  и  каноны  академического  Классицизма.  Ш. 
Бодлер  в  статье  "Что  такое  романтизм?"  подчерки-вал,   что   Романтизм 
заключается "в вос-приятии мира, а вовсе не в выборе  сюже-тов",  и  обрести 
его можно "не на сторо-не, а только  в  своем  внутреннем  мире"  и  поэтому 
"романтизм есть искусство совре-менности". Но вместе  с  тем,  "Романтизм  - 
дитя севера" склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю.  А  юг 
классичен, "ибо его природа  столь  пре-красна  и  ясна,  что  человеку  там 
нечего больше желать... а болезненный и тревож-ный север  тешит  себя  игрой 
воображения" и поэтому "Рафаэль... материалист, он хлассичен,  а  Рембрандт, 
напротив,-  могу-чий  идеалист",   он   "повествует   о   страдани-ях   рода 
человеческого" . Об этом же пи-сал X. Вёльфлин 2. И. Гёте  подчеркивал  раз- 
личие искусства классиков  и  романтиков  в  субъективизме  последних.  "Они 
давали жизнь, мы же - только  ее  проявления.  Они  изображали  ужасное,  мы 
изображаем с ужасом; они - приятное,  мы  -  прият-но"  3.  Романтизм  часто 
противопоставля-ют и реализму. Если художник реалист, а  точнее  позитивист, 
заявляет:  "Я  хочу   изо-бражать   вещи   такими,   каковы   они   есть   в 
Действительности, независимо от моих ощу-щений, т. е.  "мир  без  человека", 
то  роман--тйк-идеалист  стремится  изображать  вещи   такими,   какими   их 
воспринимает именно он и стремится передать свое личное виде-ние другим. 
Идеи романтизма закономерно возни-кают на почве  неудовлетворенности  дейст- 
вительностью, кризиса идеалов Классициз- 
 Б о д л е р   Ш   Об искусстве. М.: Искусство, 986, с. 65-66. 
Вёльфлин  Г. Искусство Италии и Гер-мании  эпохи  Ренессанса.  Л.-М.:  ОГИЗ, 
1934. Эккерман   И. Разговоры с Гёте. М.: 
Худ. лит., 1981, с. 185. 
ма  и  рационалистического  мышления,  стре-мления  уйти  в  мир   идеальных 
представле-, ний, утопических мечтаний о совершенст-ве мира. Как ни в  каком 
другом  "направ-лении  искусства,  художники-романтики  убеждены,   что   их 
направление  -  единст-венно  верный  путь.  Главной  идеей  роман-тического 
художественного  мышления  яв-ляется  стремление  к   иррациональному,   не- 
познанному: 
В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно. 
Так писал Гёте. 
Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII - начала  XIX  вв.-  время  наибо-лее 
действенного проявления романтичес-кого художественного мышления,  лишь  от- 
части вызванного кризисом академическо-го Классицизма, а, в  более  глубоком 
смысле,- результат периодического "ка-чания маятника"  от  одного  полюса  к 
Дру-гому,  от  материализма  к  идеализму,  от  рационального   мышления   к 
мистическому  ощущению  реальности.  В  этом  значении   все   средневековое 
искусство:  раннехристи-анское,  византийское,  романское,   готичес-кое   - 
типичный  Романтизм!  В  опреде-ленном  смысле  романтическим   является   и 
искусство эллинистической  эпохи  как  зако-номерная  реакция  на  догматизм 
классици-стических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого,  в 
своей  основе  романтично.  Вот  почему  все  попытки  ис-ториков  искусства 
ограничить понятие Ро-мантизма рамками одной исторической эпохи  оказываются 
безрезультатными. 
Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии  и  реальности,  "сна  и 
бодрствования" породило и некоторые формальные качества, общие для всей  ро- 
мантической архитектуры, живописи, де-коративного и  прикладного  искусства, 
на-пример: Готики и Барокко. Это намеренное смешение  масштабов,  устранение 
ориенти-ров в пространстве, позволявших человеку в  мире  классицизма  более 
менее  адекватно  оценивать  произведение  искусства.  Игра  величин,  обман 
зрения, неясность ориента-ции - это и есть  формальные  критерии  романтики. 
Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характер-ный  прием 
использования  форм  архитекту-ры  в  уменьшенных   размерах   для   мебели, 
реликвариев и напротив - архитектурные 
  формы,  представляющие  собой  невероятно  увеличенные  элементы   декора. 
Типично также использование света  и  цвета  для  создания  пространственных 
иллюзий, эф-фекта беспредельности  пространства  -  черта  также  общая  для 
искусства Готики, Барокко и многих  неостилей.  В  антично-сти  и  искусстве 
Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены. 
Таким образом, Романтизм в искусст-ве - чрезвычайно емкое  понятие,  включа- 
ющее различные исторические художест-венные стили: Готику и Барокко как  вы- 
ражение    романтического    христианского    сознания,     романизм     как 
идеализированное,  романтическое  изображение   античности   и   итальянской 
природы,  отчасти   Неокласси-цизм,   ведь   воспоминание   классики   также 
романтично, Неоготику - парафраз сред-невековой романтики и все иные неости- 
ли: "неоренессанс",  "русский  стиль",  рус-ско-византийский,  мавританский, 
"индий-ский",  "тюркри"...  В  русле   романтической   эстетики   развивался 
Бидермайер и все ху-дожественные течения периода Модерна.  флореалъное,  или 
Ар Нуво, снова неоготи-ка, символизм, неоклассицизм. 
Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области искусства, а  в 
сфере  идеологии.  Так  между  преромантиз-мом  XVIiIa.,  романтиками  эпохи 
Просве-щения  с  их  пристрастиями  к  "естественной  живописи",  "пейзажным 
паркам" и роман-тиками начала XIX в., по словам  француз-ского  историка  А. 
Монглана, "лежит про-пасть". Эта пропасть - Великая фран-цузская  революция. 
Она "надломила" человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика  "несчастного, 
обделенного  жизнью,  разочарованного  героя"  типа  байронов-ского   Чайлд- 
Гарольда, "нового Гамлета". Восхищение  "общественным  человеком"  сменилось 
эстетизацией  индивидуализма  и  тягой  к  уединению.    Главным   принципом 
романтической эстетики  стал  субъективизм  и  историчность  художественного 
мышле-ния. Отсюда чрезвычайный интерес к хри-стианству з  его  средневековой 
редакции. 
"Новое, современное" искусство роман-тики начала XIX в. стали называть  хри- 
стианским, противопоставляя его Клас-сицизму XVIII в.,  ориентированному  на 
языческую древность, поскольку в христи- 
*MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102. 
анской культуре "все ориентировано на внутреннего человека". Христианское  и 
ро-мантическое стали синонимами. Пафосом  обращения  к  "человеческой  душе" 
проник-нуто   программное   произведение   эстетики   романтизма      "Гений 
христианства" Ф. Р. Шатобриана (1800-1802). 
Романтизм как художественное направ-ление начала XIX в. часто настолько про- 
тивопоставляют Классицизму, что вся ис-тория искусства делится на  искусство 
классическое   и   романтическое,    антично-языческое    и    христианское, 
рациональное и  мистическое.  Если  для  Классицизма  и,  осо-бенно,  Ампира 
характерен  космополитизм,  то  для  Романтизма   -   национализм.   Отсю-да 
ретроспективность мышления  романти-ков,  ищущих  свои  собственные,  нацио- 
нальные источники творчества. "Когда ми-новали наполеоновские годы,  в  душе 
человека зашевелилось вновь то религиоз-ное чувство,  которое,  казалось,  в 
корне было вырвано в дни революции. Оно про-снулось  с  такой  силой,  какой 
Европа не видала со времен средних веков, и  отрази-лось  на  всех  сторонах 
тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над  чув-ством,  и  настала 
эпоха романтизма... серд-це  давно  уже  тосковало  по  молитве,  и  грозный 
двенадцатый год не одного "воль-терьянца" снова научил молиться"  2.  В  на- 
чале XIX в. возрождалось храмовое строи-тельство и  религиозная  живопись  в 
нацио-нально-исторических формах и  традициях,  которые  пытался  искоренить 
наполеонов-ский Ампир. Естественно, что в Западной  Европе  это  были  формы 
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман "Собор Париж-ской  Богоматери".  Тема 
и сюжет романа были типично  романтические.  В  Италии  молодые  архитекторы 
стали изучать не только  римскую,  но  и  готическую  архите-ктуру  Сьены  и 
Орвьето. В. 1810г. в  Риме  возникла  группа  назарейцев,  идеализиро-вавших 
христианское средневековое искус-ство. Романтизм начала XIX в.  отражал  всю 
сложность переходной исторической эпохи. Он  провозгласил  ценность  отдель- 
ной человеческой личности и полную сво-боду  художественного  творчества  от 
ско-вывающих его норм Классицизма и акаде-мизма. 
Своеобразным было и отношение ро- 
;ais.   грабарь   И. О русской архитектуре. " Наука, 1969, с. 6S. 
кантиков, прежде всего немецких, к анти-чности. Их  больше  интересовала  не 
под-линная культура Греции и Италии, а ими  самими  вымышленная.  "Никто  из 
немец-щх эллинофилов никогда не был в Гре-ции, некоторые  из  них  намеренно 
избега-ли возможностей посетить страну,  к  кото-рой  они  возводили  истоки 
своих критериев. gepa  в  эллинский  образец  походила  на  религиозность... 
Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя  на  фоне  греческого  дандшафта  - 
граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом  была  не  слишком 
четкой, а мощь воображе-ния... гигантской"  (см. прусский элли-низм). 
Для немецких романтиков особенно ха-рактерным было  "видеть  только  себя  и 
свои образы, а не реальную действитель-ность". Попадая в настоящий, а не вы- 
мышленный  ими  Рим,  художники  "сумрач-ного  немецкого  гения"  часто   не 
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно  продолжали  насыщать 
его  пейзажи  призрачными  готическими  видениями.  Но-валис  говорил,   что 
"романтический гений изначально  заключает  в  себе  всю  Вселен-ную...  все 
приводит к себе самому".  Так,  главным  эстетическим  критерием  искусст-ва 
стала  не  объективность  канонов  антич-ной  красоты,  а  ее  субъективное, 
экзальти-рованное  переживание.  Р.  М.  Рильке  писал  об  одном  из  самых 
удивительных живо-писцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он  "как  никто 
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отде-ляющую  ее  от 
человека, и он изображал ее как тайну, как  Леонардо  изображал  .Женщину  - 
замкнутой в себе, безучаст-ной, с  улыбкой,  которая  ускользает  от  вас"2. 
Немецкий Романтизм начала XIX  в.  возглавили  архитектор  К.-Ф.  Шинкель  и 
дрезденские романтики": К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге. 
ь-  Для   эстетики   Романтизма   характерно   возникновение   исторического 
художествен-ного  мышления  и  значительное  расшире-ние,  по  сравнению   с 
Классицизмом, ДОКТ-РИНЫ "подражания древним" как в истори-ческом,  так  и  в 
географическом смысле. " 
Грюнебаум   Г.   фон. О понятии и значении классицизма в культуре.-  В  кн.: 
Основе черты арабо-мусульманской культуры. М.: Нау-", 1981, с. 199. 
Рильке   Р .  М . Ворпсведе. М.: Искусст-"о, 1971, с. 59. 
Почему  В.   Шекспир,   желая   изобразить   "значительное   в   настоящем", 
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам  никогда  не  бывал,  в 
Данию, Италию? То-чно так же немецкие романтики,  дабы  избегнуть  "близости 
места и времени", равносильной для них банальности,  мыс-ленно  переносились 
в Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изобра-жение античных  руин 
в  картинах  художни-ков-романтиков,  символизирующих  беско-нечное  течение 
времени. Иррациональное единство пространства-времени  -  одно  из  основных 
положений романтической эсте-тики - прекрасно выражено метафорой: 
даль времен. 
Романтизм живописен. Живописец-ро-мантик Э. Делакруа заметил, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 
   
 |