«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже
византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объединения,
несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской
идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов,
полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако
помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия
Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»
книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных
побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты
мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и
«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по-
лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно
пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в
новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если романское искусство
Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,
искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную
Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского
искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,
торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское
искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство
романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают
приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.
Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом
искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также
штауфеновский ренессанс).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) —
одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций
художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом
стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в.
романтическим или «романическим» называли все необыкновенное,
фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,
возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.
Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство
романских народов, преимущественно средневековое, которое
противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman»
первоначально означало литературные произведения, написанные не на
классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под
романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая
Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —
драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой
отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс
(франц. romance, ст. франц. romanz).
С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики
как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто
возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и
потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему
туманному, несбыточному идеалу.
Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове
«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва
души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему
и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души
человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек
романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут
существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконечности мира,
времени и пространства. Романтическое сознание — непременное свойство
всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное,
субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного,
таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная
мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных
действиях, в том числе и в художественной деятельности.
Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве.
Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных
направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и
является неотъемлемой основой художественного сознания. Но в различные
исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в
действительности принимает различные формы. Немецкий философ-романтик Ф.
Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от
удручающих обстоятельств века» 2.
Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного
творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с
ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья,
Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие.
Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д.
Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси цизм».
Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале
XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-
историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное
художественное направление конца XVIII — начала XIX вв.. сторонники
которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчество
Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм
как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще
в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного
стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т.
Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ.
picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К.
Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.
Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом
искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному,
стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил
распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую
окраску. Великий немецкий поэт Гете выразил противостояние Классицизма и
Романтизма следующим образом: «Античное — идеализированное реальное, со
вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;
романтическое — невероятное, невозможное, которому лишь фантазия
придает видимость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего
Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о
вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей любую форму»,
которое они также называли «бесконечным желанием души». Под формой имелась
в виду художественная форма ;
Классицизма. Отсюда особый интерес немецкого Романтизма к
национальному средневековью и традициям готического искусства, а также
фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Мак-ферсона (1760-1773)
явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом. Молодые
немецкие романтики,
Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.
до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте».
Программным органом немецких романтиков был -Журнал «Атенеум» (Athenaum)
под редакцией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). Отсюда же романтическое
увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения Романтизма в
архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами барокко».
Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой
ду-ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.
Бодлер в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм
заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его
можно «не на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому
«романтизм есть искусство современности». Но вместе с тем, «Романтизм —
дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг
классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего
больше желать... а болезненный и тревожный север тешит себя игрой
воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,
напротив,— могучий идеалист», он «повествует о страданиях рода
человеческого» . Об этом же писал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал
различие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они
давали жизнь, мы же — только ее проявления. Они изображали ужасное, мы
изображаем с ужасом; они — приятное, мы — приятно» 3. Романтизм часто
противопоставляют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,
заявляет: «Я хочу изображать вещи такими, каковы они есть в
Действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека», то
роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их
воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.
Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности
действительностью, кризиса идеалов Классицизма и рационалистического
мышления, стремления уйти в мир идеальных представле-, ний, утопических
мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении искусства,
художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный путь.
Главной идеей романтического художественного мышления является стремление к
иррациональному, непознанному:
В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно.
Так писал Гёте.
Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII — начала XIX вв.— время
наиболее действенного проявления романтического художественного мышления,
лишь отчасти вызванного кризисом академического Классицизма, а, в более
глубоком смысле,— результат периодического «качания маятника» от одного
полюса к Другому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к
мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое
искусство: раннехристианское, византийское, романское, готическое —
типичный Романтизм! В определенном смысле романтическим является и
искусство эллинистической эпохи как закономерная реакция на догматизм
классицистических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в
своей основе романтично. Вот почему все попытки историков искусства
ограничить понятие Романтизма рамками одной исторической эпохи оказываются
безрезультатными.
Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, «сна
и бодрствования» породило и некоторые формальные качества, общие для всей
романтической архитектуры, живописи, декоративного и прикладного искусства,
например: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение
ориентиров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более
менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман
зрения, неясность ориентации — это и есть формальные критерии романтики.
Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характерный прием
использования форм архитектуры в уменьшенных размерах для мебели,
реликвариев и напротив — архитектурные
формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора.
Типично также использование света и цвета для создания пространственных
иллюзий, эффекта беспредельности пространства — черта также общая для
искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В античности и искусстве
Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены.
Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие,
включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко
как выражение романтического христианского сознания, романизм как
идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской
природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также
романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные
неостили: «неоренессанс», «русский стиль», русско-византийский,
мавританский, «индийский», «тюркри»... В русле романтической эстетики
развивался Бидермайер и все художественные течения периода Модерна.
флореалъное, или Ар Нуво, снова неоготика, символизм, неоклассицизм.
Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области
искусства, а в сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa.,
романтиками эпохи Просвещения с их пристрастиями к «естественной живописи»,
«пейзажным паркам» и романтиками начала XIX в., по словам французского
историка А. Монглана, «лежит пропасть». Эта пропасть — Великая французская
революция. Она «надломила» человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика
«несчастного, обделенного жизнью, разочарованного героя» типа байронов-
ского Чайлд-Гарольда, «нового Гамлета». Восхищение «общественным человеком»
сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным
принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность
художественного мышления. Отсюда чрезвычайный интерес к христианству з его
средневековой редакции.
«Новое, современное» искусство романтики начала XIX в. стали называть
христианским, противопоставляя его Классицизму XVIII в., ориентированному
на языческую древность, поскольку в христи-
MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102.
анской культуре «все ориентировано на внутреннего человека».
Христианское и романтическое стали синонимами. Пафосом обращения к
«человеческой душе» проникнуто программное произведение эстетики романтизма
«Гений христианства» Ф. Р. Шатобриана (1800-1802).
Романтизм как художественное направление начала XIX в. часто настолько
противопоставляют Классицизму, что вся история искусства делится на
искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское,
рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, особенно, Ампира
характерен космополитизм, то для Романтизма — национализм. Отсюда
ретроспективность мышления романтиков, ищущих свои собственные,
национальные источники творчества. «Когда миновали наполеоновские годы, в
душе человека зашевелилось вновь то религиозное чувство, которое, казалось,
в корне было вырвано в дни революции. Оно проснулось с такой силой, какой
Европа не видала со времен средних веков, и отразилось на всех сторонах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|