тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чувством, и настала
эпоха романтизма... сердце давно уже тосковало по молитве, и грозный
двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В начале
XIX в. возрождалось храмовое строительство и религиозная живопись в
национально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить
наполеоновский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема и
сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали
изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и Орвьето. В.
1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализировавших христианское
средневековое искусство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность
переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдельной
человеческой личности и полную свободу художественного творчества от
сковывающих его норм Классицизма и академизма. Своеобразным было и
отношение романтиков, прежде всего немецких, к античности. Их больше
интересовала не подлинная культура Греции и Италии, а ими самими
вымышленная. «Никто из немец-щх эллинофилов никогда не был в Греции,
некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к которой
они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец походила на
религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне
греческого дандшафта — граница между исторически достоверной Грецией и
элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображения... гигантской» (см.
прусский эллинизм).
Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только себя
и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в настоящий, а не
вымышленный ими Рим, художники «сумрачного немецкого гения» часто не
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать
его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что
«романтический гений изначально заключает в себе всю Вселенную... все
приводит к себе самому». Так, главным эстетическим критерием искусства
стала не объективность канонов античной красоты, а ее субъективное,
экзальтированное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых
удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он «как никто
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отделяющую ее от
человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину —
замкнутой в себе, безучастной, с улыбкой, которая ускользает от вас»2.
Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и
дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге.
ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического
художественного мышления и значительное расширение, по сравнению с
Классицизмом, доктрины «подражания древним» как в историческом, так и в
географическом смысле. »
Почему В. Шекспир, желая изобразить «значительное в настоящем»,
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в
Данию, Италию? Точно так же немецкие романтики, дабы избегнуть «близости
места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились в
Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных руин в
картинах художников-романтиков, символизирующих бесконечное течение
времени. Иррациональное единство пространства-времени — одно из основных
положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой:
даль времен.
Романтизм живописен. Живописец-романтик Э. Делакруа заметил, что
«Великий Пуссен, художник-философ... придавал идее несколько большее
значение, чем того требует живопись... впадал в некоторую нарочитость...
Недаром подобными картинами восхищаются литераторы»3. У романтиков,
напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее выражения.
Еще в картинах романистов античные руины исторически «углубляли»
пространство пейзажа, но они были также порождены стремлением к большей
живописности, которая, как известно, предполагает выражение связи предмета
с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени. А «движение
времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые мхом, несущие
на себе следы истории. Вот почему руины всегда живописны. Более того, в
романтических парках XVIII в. специально строились «искусственные
развалины», павильоны-руины, зримо выражающие идею течения времени.
Английский философ Д. Юм утверждал, что «готические руины» представляют
собой «победу времени над силой», а греческие — «варварства над вкусом».
Именно в конце XVIII — начале XIX в. стало модным наводить искусственную
«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй — отбивать
руки, «под антики». Романтическое переживание истории, исторического
времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего живого,
безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего.
В этой особенной грусти — эмоциональная окраска Романтизма. Часто
говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не случайно
именно в эпоху романтизма XIX в. в живописи начинает преобладать
горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план.
Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин
— красота не прошлого, а настоящего, ведь в Древнем Риме руин не было.
Романтика это эстетизация прошлого в настоящем, художественное осмысление
истории в ее актуальности.
Романтизм — искусство более противоречивое, чем Классицизм. С одной
стороны, он демонстрирует ностальгию по давно ушедшим временам, его
характерной чертой является мемориальность — памятники прошлому, забытым
или умершим друзьям, эстетизация всего грустного и печального. С другой
стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль утверждал,
что Ж. Расин был романтиком, когда, пользуясь классическими сюжетами,
показывал современные чувства и страсти. Но по прошествии некоторого
времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком.
Классицизм совершенно закономерно возник раньше Романтизма. Желание
как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму, как это было в
античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый необходимый
этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение —
осознание условности всякого порядка, гармонии как конечности времени и
пространства, абсолютизация движения, динамики мысли и чувства.
Романтическое чувство всегда, рано или поздно просыпается в человеческой
душе и, как правило, внезапно и в «зрелом возрасте». Оно отсутствует у
детей и людей наивной, архаической культуры. Романтизм есть высшее
проявление духовности и предполагает чрезвычайно сложную, многозначную и
динамичную картину мира, которая не может быть выражена в какой-то одной
форме, одном стиле. Именно поэтому с Романтизмом как художественным
направлением связано множество течений и стилей. Отсюда и явная
преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма и
Ампира расширяя и углубляя эти художественные стили, одновременно он
оттеснял наиболее ортодоксальные их проявления в сферу академического
искусства.
Таким образом, все проявления роман. тического художественного
мышления характеризует динамизм — мир предетавдя. ется в непрерывном
движении. Многие историки искусства склонны считать ро. мантической
огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I начала
XIX столетия до Модерна и сим- волизма начала XX в. Классицизм эпохи
Просвещения, сентиментализм и романизм французских живописцев иногда
определя- ют как преромантизм.
Несмотря на общность хронологических рамок романтического движения
нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему. В
Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм развивался в
русле традиционно- i го римского Классицизма и деятельности живописцев-
иностранцев: нидерландцев, , французов, немцев, называвшихся вот уже
несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как художественное
направление вырос из сентиментализма, или пре- романтизма эпохи
Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и, как
правило, слащавая, при- i митивная слезливость, то Романтизм — глубина и
сила познания самых сокровенных тайн человеческой души. Французский
Романтизм также опоэтизировал и возвеличил этику искусства. В посмертно
опубликованной книге П. Прюдона «Принципы искусства и его социальное
назначе- 1 ние» художественное творчество определя- 1 лось как
«идеалистическое изображение j природы и нас самих в целях физического
и морального совершенствования челове- , ческого рода» .
Французский Романтизм окреп в дли- , тельной борьбе с академизмом. В
этой стране симптомы романтического мышления считались губительными
латинскому духу классического искусства. Парижский академизм и Романтизм
грозно противостояли в лице их вождей: Энгра и Делакруа. Будучи
непримиримым борцом про- , тив академического искусства, Делакруа
П р ю д о н П . Искусство. СПб., 1865, с. 423-424.
шесть раз выставлял свою кандидатуру в Академию изящных искусств
«только для того, чтобы увидеть, как вакантное место заполнялось каким-
нибудь другим, малозначительным художником».
. Несколько позднее романтические настроения захлестнули и Россию. В
1836 г. В., Одоевский писал: «Во все эпохи душа человека стремлением
необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих
разрешение скрывается во; глубине таинственных стихий, образующих и
связующих жизнь духовную и жизнь вещественную...» В России, как и в
Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг друга. В Петербурге
появление слова «романтизм» в отношении к живописи было связано с
творчеством портретиста А. Варнека (1824). Наиболее яркими примерами
соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова, А.
Венецианова.
i В архитектуре эстетика Романтизма проявилась в праве свободного
использования наследия не только античной культуры, но и всех
предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н. Гоголь выступил со
статьей «Об архитектуре нынешнего време-ни», в которой в равной мере
превозносил архитектуру «гладкую массивную египетскую, огромную пеструю
индусов, роскошную мавров, вдохновенную и мрачную готическую, грациозную
греческую»2. В русских и английских романтических парках дворец или усадьба
в строгом классическом стиле окружалась романтическим пейзажным садом с
павильонами в «готическом» или «турецком» вкусе.
Поздний Романтизм второй половины XIX в. проявил себя отчаянным
сопротивлением проникновению в сферу искусства промышленной технологии и
суррогатных материалов, обусловленному господством рационального,
прагматического буржуазного мышления. Не случайно наиболее сильным
романтическое движение было в Англии, стране раньше и острее других
столкнувшейся с негативными последствиями промышленной революции.
Предвестниками «нового романтизма» стали прерафаэлиты, Дмс. Рёскин и У.
Моррис, ратовавшие за возврат к «золотому веку»
Одоевский -В. Русские ночи. Л.: Нау-к», 1975, с. 7.
Гоголь Н. Об архитектуре нынешнего времени. Собр. соч.: В 6-ти т. М.:
Худ. лит., 1950, т. б, с. 39.
ручного ремесленного труда. Они и подго- товили новый взлет
Романтизма в искусстве Модерна (см. также «национальййй романтизм»).
БАРОККО (итал. barocco через исп. от
португ. baroco — причудливый, дурной, неправильный, испорченный).
Термин «барокко» имеет в истории искусства множество значений. Среди них
более узкие, для обозначения художественных стилей в искусстве различных
стран XVII-XVIII вв., либо более широкие — для определения вечно
обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления
в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще как поэтическая метафора:
«человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко», «жизнь Барокко» (итал.
«La vita Barocca»). Наконец, в каждом времени, чуть ли не в каждом
историческом художественном стиле находят свой «период барокко» как этап
наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасное™ форм. И
все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах разных стран
и времен.
В наиболее известном значении Барокко — исторический художественный
стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-
XVII столетиях, а затем частично во Франции, а
также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. «Стиль Барокко»
замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем
соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм.
До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два
независимых, во всем противоположных художественных направления, две
тенденции художественного мышления. Но неисповедимые пути искусства таковы,
что именно в Барокко классические формы, сложившиеся еще в античности и
«возрожденные» в эпоху Ренессанса, стали трактоваться художниками по-
новому, «неправильно», необычно и приобрели нова- торское, подлинно
романтическое звучание.
Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для
обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в середине XVI
в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого,
неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских художественных
мастерских baroquer — означало смягчать, растворять контур, делать форму
более мягкой, живописной. В качестве эстетической оценки это слово стало
применяться в XVIII столетии.
Формирование исторического стиля Барокко связано с кризисом идеалов
Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно изменяющейся
«картиной мира» на рубеже XVI—XVII вв. Вместе с тем, предыдущее столетие
было в художественном отношении настолько сильным, что оно не могло
«исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном этапе. И
в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко.
Это была эпоха коренных поворотов в развитии человеческой мысли. Ее
подготавливали великие географические и естественно-научные открытия:
изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1445), первое плавание
Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой морского пути
в Индию (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519-1522), открытие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|