тогдашней жизни. Кончились дни господства разума  над  чувством,  и  настала 
эпоха романтизма...  сердце  давно  уже  тосковало  по  молитве,  и  грозный 
двенадцатый год не одного «вольтерьянца» снова научил молиться» 2. В  начале 
XIX  в.  возрождалось  храмовое  строительство  и  религиозная  живопись   в 
национально-исторических формах  и  традициях,  которые  пытался  искоренить 
наполеоновский Ампир. Естественно, что в  Западной  Европе  это  были  формы 
Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман «Собор Парижской Богоматери». Тема  и 
сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы  стали 
изучать не только римскую, но и готическую архитектуру Сьены и  Орвьето.  В. 
1810г. в Риме  возникла  группа  назарейцев,  идеализировавших  христианское 
средневековое искусство. Романтизм  начала  XIX  в.  отражал  всю  сложность 
переходной  исторической   эпохи.   Он   провозгласил   ценность   отдельной 
человеческой  личности  и  полную  свободу  художественного  творчества   от 
сковывающих  его  норм  Классицизма  и  академизма.  Своеобразным   было   и 
отношение  романтиков,  прежде  всего  немецких,  к  античности.  Их  больше 
интересовала  не  подлинная  культура  Греции  и  Италии,   а   ими   самими 
вымышленная. «Никто  из  немец-щх  эллинофилов  никогда  не  был  в  Греции, 
некоторые из них намеренно избегали возможностей посетить страну, к  которой 
они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец  походила  на 
религиозность...  Какой-нибудь  Гёльдерлин  так  и  видел   себя   на   фоне 
греческого дандшафта —  граница  между  исторически  достоверной  Грецией  и 
элизиумом была не слишком четкой, а мощь  воображения...  гигантской»   (см. 
прусский эллинизм). 
      Для немецких романтиков особенно характерным было «видеть только  себя 
и свои образы, а не реальную действительность». Попадая в  настоящий,  а  не 
вымышленный  ими  Рим,  художники  «сумрачного  немецкого  гения»  часто  не 
находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно  продолжали  насыщать 
его  пейзажи  призрачными  готическими  видениями.  Но-валис  говорил,   что 
«романтический гений  изначально  заключает  в  себе  всю  Вселенную...  все 
приводит к себе  самому».  Так,  главным  эстетическим  критерием  искусства 
стала  не  объективность  канонов  античной  красоты,  а  ее   субъективное, 
экзальтированное  переживание.  Р.  М.  Рильке  писал  об  одном  из   самых 
удивительных живописцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo  он  «как  никто 
другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть,  отделяющую  ее  от 
человека, и он изображал ее как тайну, как  Леонардо  изображал  .Женщину  — 
замкнутой в себе, безучастной,  с  улыбкой,  которая  ускользает  от  вас»2. 
Немецкий Романтизм начала XIX  в.  возглавили  архитектор  К.-Ф.  Шинкель  и 
дрезденские романтики»: К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге. 
      ь- Для  эстетики  Романтизма  характерно  возникновение  исторического 
художественного  мышления  и  значительное  расширение,   по   сравнению   с 
Классицизмом, доктрины «подражания древним» как  в  историческом,  так  и  в 
географическом смысле. » 
      Почему  В.  Шекспир,  желая  изобразить  «значительное  в  настоящем», 
переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам  никогда  не  бывал,  в 
Данию, Италию? Точно так же немецкие  романтики,  дабы  избегнуть  «близости 
места и времени», равносильной для них банальности, мысленно переносились  в 
Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изображение античных  руин  в 
картинах   художников-романтиков,   символизирующих   бесконечное    течение 
времени. Иррациональное единство пространства-времени  —  одно  из  основных 
положений романтической эстетики — прекрасно выражено метафорой: 
      даль времен. 
      Романтизм  живописен.  Живописец-романтик  Э.  Делакруа  заметил,  что 
«Великий  Пуссен,  художник-философ...  придавал  идее   несколько   большее 
значение, чем того требует живопись...  впадал  в  некоторую  нарочитость... 
Недаром  подобными  картинами  восхищаются   литераторы»3.   У   романтиков, 
напротив, важна была не столько идея, сколько сила и средства ее  выражения. 
Еще  в  картинах   романистов   античные   руины   исторически   «углубляли» 
пространство пейзажа, но они были  также  порождены  стремлением  к  большей 
живописности, которая, как известно, предполагает выражение  связи  предмета 
с окружающей его средой: светом, воздухом и движением времени.  А  «движение 
времени» это и есть руины, камни, растрескавшиеся и покрытые  мхом,  несущие 
на себе следы истории. Вот почему руины  всегда  живописны.  Более  того,  в 
романтических  парках   XVIII   в.   специально   строились   «искусственные 
развалины»,  павильоны-руины,  зримо  выражающие   идею   течения   времени. 
Английский философ Д. Юм  утверждал,  что  «готические  руины»  представляют 
собой «победу времени над силой», а греческие  —  «варварства  над  вкусом». 
Именно в конце XVIII — начале XIX в.  стало  модным  наводить  искусственную 
«патину древности» на бронзовую скульптуру, а у мраморных статуй —  отбивать 
руки,  «под  антики».  Романтическое  переживание   истории,   исторического 
времени всегда грустно, поскольку ведет к осознанию бренности всего  живого, 
безвозвратно уходящего настоящего, неизвестности будущего. 
      В этой особенной грусти  —  эмоциональная  окраска  Романтизма.  Часто 
говорят, что XIX в. открыл новую «пространствен-ность времени». Не  случайно 
именно  в  эпоху  романтизма  XIX  в.  в   живописи   начинает   преобладать 
горизонталь и получает особое смысловое значение дальний план. 
      Вместе с тем Романтизм не есть ретро-спективизм. Красота античных руин 
— красота не прошлого, а настоящего, ведь  в  Древнем  Риме  руин  не  было. 
Романтика это эстетизация прошлого в  настоящем,  художественное  осмысление 
истории в ее актуальности. 
      Романтизм — искусство более противоречивое, чем  Классицизм.  С  одной 
стороны,  он  демонстрирует  ностальгию  по  давно  ушедшим  временам,   его 
характерной чертой является мемориальность  —  памятники  прошлому,  забытым 
или умершим друзьям, эстетизация всего  грустного  и  печального.  С  другой 
стороны, Романтизм — искусство всегда современное. Так, Стендаль  утверждал, 
что Ж.  Расин  был  романтиком,  когда,  пользуясь  классическими  сюжетами, 
показывал  современные  чувства  и  страсти.  Но  по  прошествии  некоторого 
времени стал казаться холодным, академичным. Он устарел и стал классиком. 
      Классицизм совершенно закономерно возник  раньше  Романтизма.  Желание 
как-то упорядочить ощущения, привести их в строгую форму,  как  это  было  в 
античной Греции,— в- какой-то мере детство человечества, первый  необходимый 
этап развития художественно-образного мышления. Его дальнейшее усложнение  — 
осознание условности всякого порядка,  гармонии  как  конечности  времени  и 
пространства,   абсолютизация   движения,   динамики   мысли   и    чувства. 
Романтическое чувство всегда, рано или  поздно  просыпается  в  человеческой 
душе и, как правило, внезапно и  в  «зрелом  возрасте».  Оно  отсутствует  у 
детей  и  людей  наивной,  архаической  культуры.  Романтизм   есть   высшее 
проявление духовности и предполагает  чрезвычайно  сложную,  многозначную  и 
динамичную картину мира, которая не может быть  выражена  в  какой-то  одной 
форме,  одном  стиле.  Именно  поэтому  с  Романтизмом  как   художественным 
направлением  связано  множество  течений   и   стилей.   Отсюда   и   явная 
преемственность Романтизма от Классицизма. Романтизм вырос из Классицизма  и 
Ампира  расширяя  и  углубляя  эти  художественные  стили,  одновременно  он 
оттеснял  наиболее  ортодоксальные  их  проявления  в  сферу  академического 
искусства. 
      Таким  образом,  все  проявления  роман.   тического   художественного 
мышления  характеризует  динамизм  —  мир  предетавдя.  ется  в  непрерывном 
движении.  Многие  историки  искусства  склонны  считать   ро.   мантической 
огромную эпоху от сенти- ] ментализма конца XVIII в. и Бидермайера I  начала 
XIX столетия до Модерна и  сим-   волизма  начала  XX  в.  Классицизм  эпохи 
Просвещения,  сентиментализм  и  романизм  французских   живописцев   иногда 
определя-  ют как преромантизм. 
      Несмотря на общность  хронологических  рамок  романтического  движения 
нача- i ла XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало по-своему.  В 
Италии, на i родине названия этого направления, Ро- | мантизм  развивался  в 
русле традиционно- i го римского  Классицизма  и  деятельности   живописцев- 
иностранцев:   нидерландцев,  ,  французов,  немцев,  называвшихся  вот  уже 
несколько столетий романистами. Во Фран- ! ции Романтизм как  художественное 
направление  вырос  из   сентиментализма,   или   пре-    романтизма   эпохи 
Просвещения. Но если сентиментализм это расслабленная мечтательность и,  как 
правило, слащавая, при-  i митивная слезливость, то Романтизм  —  глубина  и 
сила  познания  самых  сокровенных  тайн  человеческой   души.   Французский 
Романтизм также опоэтизировал и  возвеличил  этику  искусства.  В  посмертно 
опубликованной  книге  П.  Прюдона  «Принципы  искусства  и  его  социальное 
назначе-    1  ние»  художественное  творчество  определя-    1   лось   как 
«идеалистическое изображение   j природы и нас  самих  в  целях  физического 
и морального совершенствования челове-   , ческого рода» . 
      Французский Романтизм окреп в дли-   , тельной борьбе с академизмом. В 
этой  стране  симптомы  романтического   мышления   считались   губительными 
латинскому духу классического искусства.  Парижский  академизм  и  Романтизм 
грозно  противостояли  в  лице  их  вождей:   Энгра   и   Делакруа.   Будучи 
непримиримым борцом про-   , тив академического искусства, Делакруа 
      П р ю д о н   П .  Искусство. СПб., 1865, с. 423-424. 
      шесть раз выставлял  свою  кандидатуру  в  Академию  изящных  искусств 
«только для того, чтобы увидеть,  как  вакантное  место  заполнялось  каким- 
нибудь другим, малозначительным художником». 
      . Несколько позднее романтические настроения захлестнули и  Россию.  В 
1836 г. В.,  Одоевский  писал:  «Во  все  эпохи  душа  человека  стремлением 
необоримой силы, невольно, как магнит к северу, обращается к  задачам,  коих 
разрешение  скрывается  во;  глубине  таинственных  стихий,   образующих   и 
связующих жизнь духовную  и  жизнь  вещественную...»   В  России,  как  и  в 
Италии, Классицизм и Романтизм успешно дополняли друг  друга.  В  Петербурге 
появление  слова  «романтизм»  в  отношении  к  живописи  было   связано   с 
творчеством  портретиста  А.  Варнека  (1824).  Наиболее  яркими   примерами 
соединения Классицизма и Романтизма являются многие картины К. Брюллова,  А. 
Венецианова. 
      i В архитектуре эстетика  Романтизма  проявилась  в  праве  свободного 
использования  наследия   не   только   античной   культуры,   но   и   всех 
предшествовавших эпох. В России в начале 1830-х гг. Н.  Гоголь  выступил  со 
статьей «Об  архитектуре  нынешнего  време-ни»,  в  которой  в  равной  мере 
превозносил архитектуру  «гладкую  массивную  египетскую,  огромную  пеструю 
индусов, роскошную мавров, вдохновенную  и  мрачную  готическую,  грациозную 
греческую»2. В русских и английских романтических парках дворец или  усадьба 
в строгом классическом стиле  окружалась  романтическим  пейзажным  садом  с 
павильонами в «готическом» или «турецком» вкусе. 
      Поздний Романтизм  второй  половины  XIX  в.  проявил  себя  отчаянным 
сопротивлением проникновению в сферу  искусства  промышленной  технологии  и 
суррогатных   материалов,    обусловленному    господством    рационального, 
прагматического  буржуазного  мышления.   Не   случайно   наиболее   сильным 
романтическое  движение  было  в  Англии,  стране  раньше  и  острее  других 
столкнувшейся   с   негативными   последствиями   промышленной    революции. 
Предвестниками «нового романтизма» стали  прерафаэлиты,  Дмс.  Рёскин  и  У. 
Моррис, ратовавшие за возврат к «золотому веку» 
      Одоевский -В. Русские ночи. Л.: Нау-к», 1975, с. 7. 
      Гоголь Н. Об архитектуре нынешнего времени. Собр. соч.: В 6-ти т.  М.: 
Худ. лит., 1950, т. б, с. 39. 
      ручного  ремесленного  труда.  Они  и  подго-   товили   новый   взлет 
Романтизма в искусстве Модерна (см. также «национальййй романтизм»). 
      БАРОККО (итал. barocco через исп. от 
      португ. baroco  —  причудливый,  дурной,  неправильный,  испорченный). 
Термин «барокко» имеет в истории искусства  множество  значений.  Среди  них 
более узкие, для обозначения художественных  стилей  в  искусстве  различных 
стран  XVII-XVIII  вв.,  либо  более  широкие  —   для   определения   вечно 
обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения,  мышления 
в экспрессивных, динамичных формах, либо вообще  как  поэтическая  метафора: 
«человек Барокко», «эпоха Барокко», «мир Барокко»,  «жизнь  Барокко»  (итал. 
«La vita  Barocca»).  Наконец,  в  каждом  времени,  чуть  ли  не  в  каждом 
историческом художественном стиле находят свой  «период  барокко»  как  этап 
наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций,  взрывоопасное™  форм.  И 
все это, не считая различных вариантов необарокко в культурах  разных  стран 
и времен. 
      В наиболее известном значении Барокко  —  исторический  художественный 
стиль, получивший распространение первоначально в  Италии  в  середине  XVI- 
XVII столетиях, а затем частично во Франции, а 
      также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII  вв.  «Стиль  Барокко» 
замечателен  тем,  что  впервые  в  истории   мирового   искусства   в   нем 
соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм  и  Романтизм. 
До рубежа XVI-XVII столетий Классицизм  и  Романтизм  существовали  как  два 
независимых,  во  всем  противоположных  художественных   направления,   две 
тенденции художественного мышления. Но неисповедимые пути искусства  таковы, 
что именно в Барокко классические формы,  сложившиеся  еще  в  античности  и 
«возрожденные»  в  эпоху  Ренессанса,  стали  трактоваться  художниками  по- 
новому,  «неправильно»,  необычно  и  приобрели  нова-   торское,   подлинно 
романтическое звучание. 
      Жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для 
обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, но уже в  середине  XVI 
в. оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего  грубого, 
неуклюжего, фальшивого. В профессиональной среде французских  художественных 
мастерских baroquer — означало смягчать,  растворять  контур,  делать  форму 
более мягкой, живописной. В качестве эстетической  оценки  это  слово  стало 
применяться в XVIII столетии. 
      Формирование исторического стиля Барокко связано  с  кризисом  идеалов 
Итальянского Возрождения в  середине  XVI  в.  и  стремительно  изменяющейся 
«картиной мира» на рубеже XVI—XVII вв. Вместе  с  тем,  предыдущее  столетие 
было  в  художественном  отношении  настолько  сильным,  что  оно  не  могло 
«исчезнуть совсем» или резко закончиться на каком-то определенном  этапе.  И 
в этом противоречии суть всех коллизий художественного стиля Барокко. 
      Это была эпоха коренных поворотов в развитии  человеческой  мысли.  Ее 
подготавливали  великие  географические  и   естественно-научные   открытия: 
изобретение книгопечатания  Иоганном  Гутенбергом  (1445),  первое  плавание 
Христофора Колумба в Америку (1492), открытие Васко да Гамой  морского  пути 
в Индию (1498), кругосветное  путешествие  Магеллана  (1519-1522),  открытие 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 
   
 |