Меню
Поиск



рефераты скачатьХудожественные стилевые направления в искусстве

Художественные стилевые направления в искусстве

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический

тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот

термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов

Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней

из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние

культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для

европейцев культура Древней Греции — древность особого рода. Это колыбель

европейской цивилизации. Греческий, а затем и латинский язык, произведения

искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью

европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и географией. В

том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые

не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели,

несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории.

Поэтому античную культуру мы называем классической (от лат. classicus

— первоклассный, образцовый), отсюда стиль Класcицизма, ориентирующийся на

античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности, как

нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ А.

Лосев .

Историю античной культуры можно условно разделить на пять основных

периодов:

— «гомеровская Греция» (XI-VIII вв. до и. э.— см. минойское

искусство);

— период архаики (VII—VI вв. до н. э.— см. архаика);

— период классики (V-три четверти IV в. до н.э.);

— эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.— см. эллинизма

искусство);

— культура Древнего Рима (I в. до н.э.— vb. н. э.).

Характер античной культуры и античного искусства складывался

стремительно-Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем,

по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за

несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который

мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и

географические условия.

Античное искусство возникло из трех основных потоков. Первый —

искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская,

или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа,

развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура

Кикпад, искусство золотых и бронзовых изделий. Второй поток — еще более

древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы

которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через

Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие

острова. И, наконец, третий источник — культура дорийцев, племени

индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с

собой искусство геометрического стиля (см. дорийский стиль). Этническую

основу античной культуры составили три основных племени: ахейцы

гомеровского времени, пришельцы-северяне дорийцы и вытесненные ими в Малую

Азию ионийцы (см. ионийский стиль). Все эти разнообразные элементы

соединились именно в Греции, положив начало развитию единой культуры,

ставшей впоследствии основой европейского искусства, чему в немалой степени

способствовали и уникальные географические факторы.

Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных

невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные

условия и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало

сохранности отдельных и еще очень слабых очагов цивилизации от

истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к

примеру, в степных районах Азии. С другой стороны, небольшой полуостров с

крайне удлиненной изрезанной береговой линией, с множеством заливов и

проливов и близко расположенных островов значительно облегчал сообщение

водным путем между населявшими его народами. Это обеспечивало необходимый

информационный обмен, взаимообогащение культур и давало им импульс к

развитию. Климат Греции умеренно мягок и природа плодоносна ровно

настолько, чтобы давать человеку все необходимое для жизни, но не

настолько, чтобы начисто лишать его необходимости трудиться.

Культура Греции возникла на пересечении исторических путей

Средиземноморья. В морях, окружающих Грецию, столько островов, что в ясные,

солнечные дни какой-нибудь один из них все время на виду у мореплавателя. В

греческом пейзаже нет ничего бескрайнего, как в египетских пустынях или

азиатских степях. Человек не чувствовал себя здесь затерянным и слабым, все

было размеренно и ясно. И потому мироощущению древнего грека и характеру

его деятельности, не была свойственна гигантомания Востока, стремление

перебороть природу, утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное

пространство, возводя огромные стены, башни, пирамиды. Древний эллин

чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа,

масштабность окружающего пространства приводила его к идее соразмерности

сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже боги в

его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские

страсти и слабости.

Все было осязаемо и близко —« Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял

глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек

был мерой всех вещей. М. Волошин

«Человек — мера всех вещей»,— сказал древнегреческий философ Протагор

(480—410 гг. до н.э.), и эта фраза на многие века стала девизом античной, а

затем и европейской культуры. Главная особенность античного художественного

стиля состоит в его антропоморфизме и мерности.

Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством

культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся

спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления

на планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего —

архитектуры и скульптуры как изображения или, точнее, преображения

одухотворенного человеческого тела. Другая особенность искусства Древней

Греции — его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал,

что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает

чувственное в осмысленное» . Все, что сначала вызывает удивление, должно

быть затем проанализировано и рационально объяснено. Так, в частности,

математическому доказательству у эллинов подлежали даже самые очевидные

вещи. Если древние шумеры или египтяне никогда даже не задумывались над

тем, что казалось им само собой разумеющимся, то для эллин а, к примеру,

доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на

друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А

так называемая «Делийская задача» по удвоению объема кубического алтаря или

«квадратура круга» должны были быть решены только математическим путем.

Эта особенность эллинского мышления, которую Вл. Соловьев остроумно

назвал «религиозным материализмом», и обусловила небывалое развитие

изобразительного искусства и прежде всего архитектуры. Греки создали образ

отдельно стоящей опоры — колонны. В отличие от массивных стен и объемов

гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса папирусовидных

опор» египетских храмов, свободно стоящая опора — совершенно новая

художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ мог

появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога, во

всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру.

Колонна уподоблялась фигуре человека. Отсюда греческие атланты и кариатиды

, поддерживающие перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры

капителей и баз, рассчитываемые исходя из пропорций человеческого тела.

Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной, размеренной

расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных

частей. Впоследствии в классической архитектуре такой порядок ясно

выраженных соотношений несущих и несомых частей получил название «ордер»

(нем. order от лат. ordin — порядок, строй). Греческий ордер — это порядок

связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз)

частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть до мельчайшей,

имела свое значение, что выражалось как членениями формы (тектоникой), так

и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на

конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта или Крита, а

соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу конструкции:

опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания, завершения.

Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции, вероятно

первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное

ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура впервые

в истории искусства стала образным осмыслением работы конструкции, и все ее

элементы являются в своей сущности художественным тропом (см. аллегоризм).

Характерно, что даже противники теории происхождения древнегреческой

архитектуры из первоначально деревянной конструкции, как, например,

Виолле-ле-Дюк, считавший, что греки сразу же стали возводить свои храмы из

камня, так или иначе признают неутилитарный и не конструктивный, а

художественно-образный ее смысл. Именно в этом обстоятельстве следует

видеть особое значение архитектуры Древней Греции, органично соединившей

отдельные достижения предшествовавших культур.

Греческая скульптура архитектонична, а архитектура изобразительна,

скульптур-на. Границы между архитектурой, скульптурой, росписью, вазописью,

торевтикой, глиптикой были относительны и подвижны, точно так же, как между

конструкцией и внешней формой. Все было целостно и находилось в счастливом

равновесии. Но эта гармония возникла в результате длительного процесса

художественного, образного осмысления первоначальных утилитарных

конструкций.

Среди греческих ордеров выделяются три основных типа: дорический,

ионический и коринфский. Их характер ассоциируется с основными ладами

античной теории музыки, сформулированными Аристотелем:

«строгим дорийским, печальным лидий-ским, радостным ионийским...»

Пропорции колонн и форма капителей дорического ордера выражают мощный и

тяжелый характер, ионического — мягкий и утонченный, капитель коринфского —

наиболее декоративна. По словам М. Витруеия, в «дорическом ордере греки

видели пропорцию, крепость и красоту мужского тела, в ионическом —

грациозность женщины, а колонну коринфского стиля создавали в подражание

девичьей стройности» .

Стихийный греческий антропоморфизм был канонизирован древнеримским

архитектором и теоретиком Витрувием, а в эпоху Итальянского Возрождения,

когда художники вновь обратились к античности, был еще в большей степени

опоэтизирован в формулировке Л. Пачьоли: «Капитель ионической колонны

получается меланхолической... Волюты ее по сторонам завиваются вниз, к

длине колонны, как у дам, находящихся в горести, со спутанными волосами.

Коринфская же колонна имеет капитель приподнятую и украшенную листьями и

волютами... наподобие девушек благородных, веселых и украшенных

венками»/Эта трогательная сентенция лучше всего иллюстрирует классическое

значение антропоморфизма древнегреческой архитектуры.

Развитие античного искусства происходило от строгого и лаконичного

дорийского стиля к свободе Века Перикла, мягкому ионийскому стилю и пышному

коринфскому. В греческой вазописи и, вероятно, в монументальных

декоративных росписях повторялась та же эволюция стиля: от предельно

тектонического геометрического, через «строгий» краснофигурный к

«роскошному», своей композиционной свободой игнорирующего всякие

конструктивные закономерности. Еще в архаических статуях ионийский вкус,

перенесенный в Элладу из Малой Азии, проявился в своеобразной трактовке

мелких завитков волос, орнаментированных складок одежд и яркой раскраске, а

дорийский — в энергии, мощи и экспрессии фигур. Именно это соединение, судя

по всему, придало мощный импульс развитию геометрического стиля греческой

архаики. Показательны в этом отношении скульптурные композиции фронтонов

храма в Эгине (см. эгин-ская школа). Западный, более ранний (512-500 гг. до

н.э.), и восточный, более поздний фронтон (480-470 гг. до н. э.)

показывают, как композиция скульптур постепенно обретала все большую

независимость от архитектуры, теряла тектоническую связанность с колоннадой

портика и получала свободу движения. В храме Зевса в Олимпии (470-456 гг.

до н.э.) эта свобода еще более заметна, так как дополняется разнообразием

поворотов, ракурсов и движением фигур в глубину, в третьем измерении. В

колоннах афинского Парфенона (447-432 гг. до н. э.) дорический ордер

становится настолько утонченным — в нем начинает преобладать кс образ

сопротивления тягкести, а легкое движение вверх,— что совершенно

естественно дополняется ионическим фризом цел-лы, а внутри колоннами с

ионическими капителями.

Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени с

берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния эолийског) и

крг.-то-микен-ского искусства. Ионические волюты, зо-форный фриз 1 и,

наконец, кариатиды — все эти элементы ионийского искусства уже были

известны ранее в построенной ионяками острова Сифнос сокровищницы в

Дельфах. Б ионической колоннад- исчезает всякое выражение сопротиз.чекия

силе тяжести. Колонны стоят стройными тесными рядами, свободные от зидиыых

усилий. Архитравы и фронтоны становятся предельно легкими. Зсс это создает

ощущение приподнятости и праздничной легкости. Глаз уже кс различает работы

конструкции. Непрерывная лента фриза и архитрав, расчлененный на три

ступгни, маскируют конструктивное значение этих элементов, в отличие от

чередующихся триглифов и метоп дорического ордера, которые его

подчеркивают. «Дорический стиль расчленял энергично, воспринимал

конструктивно, ионический ищет мягких переходов и декоративного изящества».

Смена дорийского стиля ионийским в античном искусстве представляет

собой истерическую параллель перехода гегемонии от Спарты к Афкнаы.

Спартанцы были воплощением древнего дорийского духа Эллады, ефинянг — более

подвержены ионийскому влиянию. Пластическая свобода фронтонных композиций в

Век Перик-ла совершенно разрушила тектонику ранней греческой архитектуры.

Появление кариатид в Эрехтейоне Афинского Акрополя _ лучше всего завершает

давнее стремление греков сделать колонну как можно более пластичной, легкой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.