Художественные стилевые направления в искусстве
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus — древний) — исторический
тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима. Этот
термин впервые получил распространение среди писателей-гуманистов
Итальянского Возрождения. Он был применен ими для обозначения самой древней
из известных в то время культур. И хотя теперь мы знаем еще более древние
культуры Египта, Месопотамии, термин «античный» сохранил свое значение. Для
европейцев культура Древней Греции — древность особого рода. Это колыбель
европейской цивилизации. Греческий, а затем и латинский язык, произведения
искусства, мифология, философия, научные открытия стали неотъемлемой частью
европейской, а во многом и мировой культуры, ее историей и географией. В
том далеком времени не найти таких завоеваний человеческого духа, которые
не имели бы в последующие века успешного продолжения. Они не устарели,
несмотря на то, что содержание этих открытий уже давно принадлежит истории.
Поэтому античную культуру мы называем классической (от лат. classicus
— первоклассный, образцовый), отсюда стиль Класcицизма, ориентирующийся на
античность. Античность как «единый культурный тип», «стиль античности, как
нечто общее, определенное и оформленное целое» изучал русский философ А.
Лосев .
Историю античной культуры можно условно разделить на пять основных
периодов:
— «гомеровская Греция» (XI-VIII вв. до и. э.— см. минойское
искусство);
— период архаики (VII—VI вв. до н. э.— см. архаика);
— период классики (V-три четверти IV в. до н.э.);
— эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.— см. эллинизма
искусство);
— культура Древнего Рима (I в. до н.э.— vb. н. э.).
Характер античной культуры и античного искусства складывался
стремительно-Если в Египте в течение нескольких тысячелетий мы наблюдаем,
по сути дела, неизменный образ жизни и мышления человека, то Греция за
несколько веков проделала огромный путь от архаики до того периода, который
мы называем классическим. Этому процессу способствовали особые этнические и
географические условия.
Античное искусство возникло из трех основных потоков. Первый —
искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская,
или эгейская, культура, строительный опыт жителей Крита, Микен и Тиринфа,
развитый изобразительный стиль настенных росписей и керамики, скульптура
Кикпад, искусство золотых и бронзовых изделий. Второй поток — еще более
древнее искусство Египта и Месопотамии, композиционные и технические приемы
которого вместе с образами восточной мифологии проникали в Грецию через
Палестину, Финикию, средиземноморское побережье Малой Азии и близлежащие
острова. И, наконец, третий источник — культура дорийцев, племени
индоарийского происхождения, пришедшем в Грецию с севера и принесшего с
собой искусство геометрического стиля (см. дорийский стиль). Этническую
основу античной культуры составили три основных племени: ахейцы
гомеровского времени, пришельцы-северяне дорийцы и вытесненные ими в Малую
Азию ионийцы (см. ионийский стиль). Все эти разнообразные элементы
соединились именно в Греции, положив начало развитию единой культуры,
ставшей впоследствии основой европейского искусства, чему в немалой степени
способствовали и уникальные географические факторы.
Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных
невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные
условия и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало
сохранности отдельных и еще очень слабых очагов цивилизации от
истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к
примеру, в степных районах Азии. С другой стороны, небольшой полуостров с
крайне удлиненной изрезанной береговой линией, с множеством заливов и
проливов и близко расположенных островов значительно облегчал сообщение
водным путем между населявшими его народами. Это обеспечивало необходимый
информационный обмен, взаимообогащение культур и давало им импульс к
развитию. Климат Греции умеренно мягок и природа плодоносна ровно
настолько, чтобы давать человеку все необходимое для жизни, но не
настолько, чтобы начисто лишать его необходимости трудиться.
Культура Греции возникла на пересечении исторических путей
Средиземноморья. В морях, окружающих Грецию, столько островов, что в ясные,
солнечные дни какой-нибудь один из них все время на виду у мореплавателя. В
греческом пейзаже нет ничего бескрайнего, как в египетских пустынях или
азиатских степях. Человек не чувствовал себя здесь затерянным и слабым, все
было размеренно и ясно. И потому мироощущению древнего грека и характеру
его деятельности, не была свойственна гигантомания Востока, стремление
перебороть природу, утвердиться в ней, отвоевать себе жизненное
пространство, возводя огромные стены, башни, пирамиды. Древний эллин
чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая природа,
масштабность окружающего пространства приводила его к идее соразмерности
сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже боги в
его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские
страсти и слабости.
Все было осязаемо и близко —« Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял
глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек
был мерой всех вещей. М. Волошин
«Человек — мера всех вещей»,— сказал древнегреческий философ Протагор
(480—410 гг. до н.э.), и эта фраза на многие века стала девизом античной, а
затем и европейской культуры. Главная особенность античного художественного
стиля состоит в его антропоморфизме и мерности.
Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством
культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся
спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления
на планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего —
архитектуры и скульптуры как изображения или, точнее, преображения
одухотворенного человеческого тела. Другая особенность искусства Древней
Греции — его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал,
что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает
чувственное в осмысленное» . Все, что сначала вызывает удивление, должно
быть затем проанализировано и рационально объяснено. Так, в частности,
математическому доказательству у эллинов подлежали даже самые очевидные
вещи. Если древние шумеры или египтяне никогда даже не задумывались над
тем, что казалось им само собой разумеющимся, то для эллин а, к примеру,
доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на
друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А
так называемая «Делийская задача» по удвоению объема кубического алтаря или
«квадратура круга» должны были быть решены только математическим путем.
Эта особенность эллинского мышления, которую Вл. Соловьев остроумно
назвал «религиозным материализмом», и обусловила небывалое развитие
изобразительного искусства и прежде всего архитектуры. Греки создали образ
отдельно стоящей опоры — колонны. В отличие от массивных стен и объемов
гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса папирусовидных
опор» египетских храмов, свободно стоящая опора — совершенно новая
художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ мог
появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога, во
всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру.
Колонна уподоблялась фигуре человека. Отсюда греческие атланты и кариатиды
, поддерживающие перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры
капителей и баз, рассчитываемые исходя из пропорций человеческого тела.
Сущность древнегреческой архитектуры заключается в логичной, размеренной
расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных
частей. Впоследствии в классической архитектуре такой порядок ясно
выраженных соотношений несущих и несомых частей получил название «ордер»
(нем. order от лат. ordin — порядок, строй). Греческий ордер — это порядок
связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав, фриз, карниз)
частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть до мельчайшей,
имела свое значение, что выражалось как членениями формы (тектоникой), так
и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на
конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта или Крита, а
соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу конструкции:
опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания, завершения.
Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции, вероятно
первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное
ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура впервые
в истории искусства стала образным осмыслением работы конструкции, и все ее
элементы являются в своей сущности художественным тропом (см. аллегоризм).
Характерно, что даже противники теории происхождения древнегреческой
архитектуры из первоначально деревянной конструкции, как, например,
Виолле-ле-Дюк, считавший, что греки сразу же стали возводить свои храмы из
камня, так или иначе признают неутилитарный и не конструктивный, а
художественно-образный ее смысл. Именно в этом обстоятельстве следует
видеть особое значение архитектуры Древней Греции, органично соединившей
отдельные достижения предшествовавших культур.
Греческая скульптура архитектонична, а архитектура изобразительна,
скульптур-на. Границы между архитектурой, скульптурой, росписью, вазописью,
торевтикой, глиптикой были относительны и подвижны, точно так же, как между
конструкцией и внешней формой. Все было целостно и находилось в счастливом
равновесии. Но эта гармония возникла в результате длительного процесса
художественного, образного осмысления первоначальных утилитарных
конструкций.
Среди греческих ордеров выделяются три основных типа: дорический,
ионический и коринфский. Их характер ассоциируется с основными ладами
античной теории музыки, сформулированными Аристотелем:
«строгим дорийским, печальным лидий-ским, радостным ионийским...»
Пропорции колонн и форма капителей дорического ордера выражают мощный и
тяжелый характер, ионического — мягкий и утонченный, капитель коринфского —
наиболее декоративна. По словам М. Витруеия, в «дорическом ордере греки
видели пропорцию, крепость и красоту мужского тела, в ионическом —
грациозность женщины, а колонну коринфского стиля создавали в подражание
девичьей стройности» .
Стихийный греческий антропоморфизм был канонизирован древнеримским
архитектором и теоретиком Витрувием, а в эпоху Итальянского Возрождения,
когда художники вновь обратились к античности, был еще в большей степени
опоэтизирован в формулировке Л. Пачьоли: «Капитель ионической колонны
получается меланхолической... Волюты ее по сторонам завиваются вниз, к
длине колонны, как у дам, находящихся в горести, со спутанными волосами.
Коринфская же колонна имеет капитель приподнятую и украшенную листьями и
волютами... наподобие девушек благородных, веселых и украшенных
венками»/Эта трогательная сентенция лучше всего иллюстрирует классическое
значение антропоморфизма древнегреческой архитектуры.
Развитие античного искусства происходило от строгого и лаконичного
дорийского стиля к свободе Века Перикла, мягкому ионийскому стилю и пышному
коринфскому. В греческой вазописи и, вероятно, в монументальных
декоративных росписях повторялась та же эволюция стиля: от предельно
тектонического геометрического, через «строгий» краснофигурный к
«роскошному», своей композиционной свободой игнорирующего всякие
конструктивные закономерности. Еще в архаических статуях ионийский вкус,
перенесенный в Элладу из Малой Азии, проявился в своеобразной трактовке
мелких завитков волос, орнаментированных складок одежд и яркой раскраске, а
дорийский — в энергии, мощи и экспрессии фигур. Именно это соединение, судя
по всему, придало мощный импульс развитию геометрического стиля греческой
архаики. Показательны в этом отношении скульптурные композиции фронтонов
храма в Эгине (см. эгин-ская школа). Западный, более ранний (512-500 гг. до
н.э.), и восточный, более поздний фронтон (480-470 гг. до н. э.)
показывают, как композиция скульптур постепенно обретала все большую
независимость от архитектуры, теряла тектоническую связанность с колоннадой
портика и получала свободу движения. В храме Зевса в Олимпии (470-456 гг.
до н.э.) эта свобода еще более заметна, так как дополняется разнообразием
поворотов, ракурсов и движением фигур в глубину, в третьем измерении. В
колоннах афинского Парфенона (447-432 гг. до н. э.) дорический ордер
становится настолько утонченным — в нем начинает преобладать кс образ
сопротивления тягкести, а легкое движение вверх,— что совершенно
естественно дополняется ионическим фризом цел-лы, а внутри колоннами с
ионическими капителями.
Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени с
берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния эолийског) и
крг.-то-микен-ского искусства. Ионические волюты, зо-форный фриз 1 и,
наконец, кариатиды — все эти элементы ионийского искусства уже были
известны ранее в построенной ионяками острова Сифнос сокровищницы в
Дельфах. Б ионической колоннад- исчезает всякое выражение сопротиз.чекия
силе тяжести. Колонны стоят стройными тесными рядами, свободные от зидиыых
усилий. Архитравы и фронтоны становятся предельно легкими. Зсс это создает
ощущение приподнятости и праздничной легкости. Глаз уже кс различает работы
конструкции. Непрерывная лента фриза и архитрав, расчлененный на три
ступгни, маскируют конструктивное значение этих элементов, в отличие от
чередующихся триглифов и метоп дорического ордера, которые его
подчеркивают. «Дорический стиль расчленял энергично, воспринимал
конструктивно, ионический ищет мягких переходов и декоративного изящества».
Смена дорийского стиля ионийским в античном искусстве представляет
собой истерическую параллель перехода гегемонии от Спарты к Афкнаы.
Спартанцы были воплощением древнего дорийского духа Эллады, ефинянг — более
подвержены ионийскому влиянию. Пластическая свобода фронтонных композиций в
Век Перик-ла совершенно разрушила тектонику ранней греческой архитектуры.
Появление кариатид в Эрехтейоне Афинского Акрополя _ лучше всего завершает
давнее стремление греков сделать колонну как можно более пластичной, легкой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|