целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни и
своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила
изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру
греческой античности.
Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Восто-
ке, основывалась на предельном обоб-щении, геометризации и схематизации
изоб-разительного образа. Во всем чувство-валась простота, мощь, сила,
ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального
художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского
искусства - центри-ческая купольная постройка, композиция которой берет
свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и
развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне и дворцовой капелле Карла
Великого в Аахене. Другой тип здания - базилика, также заимствованная на
востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела
деревянное покрытие - двускатное для центрального
нефа и односкатное для более низких бо-ковых.
Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили распростра-
нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда удовлетворялись тем, что
ис-пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку,
разной высоты и ордера, с различными капителя-ми. Эта особенность
чрезвычайно показа-
Романские капители
тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а новый еще
не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на
капите-ли, что очень редко делалось в антично-сти. Именно этот прием в
дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян-ского Возрождения, в
частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла
свое гармонично антро-поморфное значение. В отличие от антич-ных, новые
романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее
унаследовано Готикой. Пропор-ции колонн и капителей следовали моду-То
каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип, получаемый от
пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до
кони-ческой. Романские здания в основном по-рывались черепицей в форме
"рыбьей Чешуи", известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с
дождливым клима-том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием
красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в
отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак-терный,
несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей или мел-кими
камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя-ли
"римские" сторожевые башни, на вер-шине которых размещались "престолы для
архангелов". Окна первоначально не осте-клялись, а забирались резными
каменными решетками. Для утепления и в целях безо-пасности оконные проемы
делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому
внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис-пользовались винтовые
лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь в
относительно поздний период стали закрываться "под-шивным" потолком. В
романскую эпоху появились так называемые "перспектив-ные" порталы,
находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной
стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная резьба украшала на-ружные
стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента,
изображений сказочных чудовищ, экзоти-ческих животных, зверей и птиц,
сплетаю-щихся шеями или хвостами - мотивов, также занесенных с Востока.
Скульптур-ный декор концентрировался главным об-разом на капителях,
тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня-лась
архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов
церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех старцев Апокалипсиса скульптор
изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых
камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто самым
причудливым образом смешивались библейские, язычес-кие фольклорные и
экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями,
которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени. Исключение соста-вляют
оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии "каталонские фре-ски".
Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид и
алтарей, техника которых сохрани-лась со времен античности. Типичными для
романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро-
ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного-
Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы в размещении де-
коративных мотивов: геометрических, "зве-риных", библейских - они
перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и
гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали-стов считает, что вся
эта фантасмагориче-ская фауна лишена символического смысла, который им
часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.
Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми-
ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и
здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве иллюминирования рукописей
одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти-
тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль
скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото-рых разработали декоративный
мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта.
Было бы неверным рассматривать ро-манское искусство как "чисто западный
стиль". Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви-дели в романском искусстве
сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния и даже
называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка вопроса
"Запад или Вос-ток" по отношению к романской эпохе была бы неверна. В
подготовке общеевро-пейского средневекового искусства, нача-лом которого
было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом -
готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто-ки,
норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские
элементы.
Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства в период правления
Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с
основанием в 962 г. "Священной Римской империи" Оттоном I (936-973).
Архитекторы, живо-писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,
получая образование в монастырях, где в течение столетий бере-жно
сохранялись традиции античной куль-туры.
Художественное ремесло интенсивно
развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде
свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла
изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и бесцветные,
геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч-ками. Однако
расцвет витражного искус-ства наступил позже, в эпоху готического стиля.
Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол-
нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис-ных книг, реликварии, складни -
диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также
олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога
из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и
птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и
золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее - перегородчатой эмали.
С ;
последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа,
про- :
славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские эмали).
Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и
бронзы. Из ;
кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки,
оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми
завитками, i Бронза применялась для дверных молот-ков в форме голов
животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами -
эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для
баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц.
aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий
происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название -
динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель
декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток, полу-
круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой
ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он
будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером
романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и
южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого
относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки
с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается
производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских
тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов,
особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь
домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани,
византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином
стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда
излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа
жизни" и изображения вписанных в круг грифонов.
oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого
стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце
XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское",
"саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже
византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения,
несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи-
анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов:
куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных
построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве
были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась
"винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми
орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же
достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и
дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента".
Важно, что по-
oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно
пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в
новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство
Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,
искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную
Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского
искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика,
торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское
искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом
искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только
начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го
средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис-
торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по
существу (см. также штауфеновский ренессанс).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна
из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен-
ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали
называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим
или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что
происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась
тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое
толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов,
преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому,
анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные
произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных,
народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали
искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую
эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная
история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил.
Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).
С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как
свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто
возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом
и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему
туманному, несбыточному идеалу.
Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро-
мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва
души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему
и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души
человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек
романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут
существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира,
времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство
всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек-
тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На
про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная
тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в
том числе и в худо-жественной деятельности.
Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес-
кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле-
ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству вообще и является
неотъ-емлемой основой художественного созна-ния. Но в различные
исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи-мого в
действительности принимает разли-чные формы. Немецкий философ-романтик Ф.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|