целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни  и 
своды. Строгая тектоничность и функциональность  почти  полностью  исключила 
изобразительность,  праздничность  и  нарядность,   отличавшие   архитектуру 
греческой античности. 
Орнаментика романского искусства, большей частью  заимствованная  на  Восто- 
ке, основывалась на  предельном  обоб-щении,  геометризации  и  схематизации 
изоб-разительного образа.  Во  всем  чувство-валась  простота,  мощь,  сила, 
ясность.  Романская   архитектура   -   характерный   пример   рационального 
художественного мышления. Одна  из  архитектурных  форм  раннего  романского 
искусства - центри-ческая  купольная  постройка,  композиция  которой  берет 
свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме,  и 
развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне  и  дворцовой  капелле  Карла 
Великого в Аахене. Другой тип здания -  базилика,  также  заимствованная  на 
востоке.  Базилика,  удлиненное  в   плане   здание,   первоначально   имела 
деревянное покрытие - двускатное для центрального 
нефа и односкатное для более низких бо-ковых. 
Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили  распростра- 
нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда  удовлетворялись  тем,  что 
ис-пользовали колонны, снятые с языческих  римских  памятников,  вперемежку, 
разной  высоты  и  ордера,  с  различными   капителя-ми.   Эта   особенность 
чрезвычайно показа- 
Романские капители 
тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а  новый  еще 
не создан. В романской архитектуре  пяты  арок  опирали  непосредственно  на 
капите-ли, что очень редко делалось  в  антично-сти.  Именно  этот  прием  в 
дальнейшем получил  развитие  в  Классицизме  Итальян-ского  Возрождения,  в 
частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской  эпохой,  потеряла 
свое гармонично антро-поморфное значение.  В  отличие  от  антич-ных,  новые 
романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и  было  позднее 
унаследовано  Готикой.  Пропор-ции  колонн  и  капителей  следовали  моду-То 
каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип,  получаемый  от 
пересечения куба и шара. В дальнейшем она все  более  упрощалась  вплоть  до 
кони-ческой. Романские здания  в  основном  по-рывались  черепицей  в  форме 
"рыбьей Чешуи", известной еще  римлянам  и  очень  Удобной  в  местностях  с 
дождливым клима-том.  Толщина  и  прочность  стен  были  глав-чым  критерием 
красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и,  в 
отличие от  римской,  без  последующей  облицовки,  создавала  харак-терный, 
несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей  или  мел-кими 
камнями другого цвета. С западной стороны перед романской  церковью  стоя-ли 
"римские" сторожевые башни, на вер-шине которых  размещались  "престолы  для 
архангелов".  Окна  первоначально  не  осте-клялись,  а  забирались  резными 
каменными решетками. Для утепления и в целях  безо-пасности  оконные  проемы 
делались очень небольшими и поднимались как можно выше над  землей.  Поэтому 
внутри здание было погружено в  полумрак.  Широко  ис-пользовались  винтовые 
лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь  в 
относительно поздний  период  стали  закрываться  "под-шивным"  потолком.  В 
романскую  эпоху  появились   так   называемые   "перспектив-ные"   порталы, 
находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с  южной 
стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная  резьба  украшала  на-ружные 
стены соборов.  Она  состояла  из  растительного  и  зооморфного  орнамента, 
изображений  сказочных  чудовищ,  экзоти-ческих  животных,  зверей  и  птиц, 
сплетаю-щихся шеями или хвостами -  мотивов,  также  занесенных  с  Востока. 
Скульптур-ный  декор  концентрировался  главным   об-разом   на   капителях, 
тимпанах   порталов   и   архивольтах   сводов.   Скульптура    подчиня-лась 
архитектуре, что показывает один характерный пример:  в  одном  из  порталов 
церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех  старцев  Апокалипсиса  скульптор 
изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят  три  клинчатых 
камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто  самым 
причудливым  образом  смешивались  библейские,  язычес-кие   фольклорные   и 
экзотические мотивы.  Стены  собора  внутри  сплошь  покрывались  росписями, 
которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени.  Исключение  соста-вляют 
оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии  "каталонские  фре-ски". 
Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид  и 
алтарей, техника которых сохрани-лась со времен  античности.  Типичными  для 
романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро- 
 ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного- 
Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы  в  размещении  де- 
коративных  мотивов:   геометрических,   "зве-риных",   библейских   -   они 
перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны,  львы  и 
гарпии мирно уживаются рядом. Большинство  специали-стов  считает,  что  вся 
эта фантасмагориче-ская  фауна  лишена  символического  смысла,  который  им 
часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер. 
Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством  книжной  ми- 
ниатюры, расцвет которой приходится именно  на  романскую  эпоху.  Однако  и 
здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве   иллюминирования    рукописей 
одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и  расти- 
тельный орнамент,  и  натуралистические  элементы.  Особо  выделяется  стиль 
скрип-ториев монастыря  Клюни,  мастера  кото-рых  разработали  декоративный 
мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта. 
Было бы неверным рассматривать  ро-манское  искусство  как  "чисто  западный 
стиль".  Знатоки,  как  Э.  Виолле-ле-Дюк,  ви-дели  в  романском  искусстве 
сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния  и  даже 
называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка  вопроса 
"Запад или Вос-ток" по отношению  к  романской  эпохе  была  бы  неверна.  В 
подготовке общеевро-пейского  средневекового  искусства,  нача-лом  которого 
было  раннехристианское,  продолжением  -  романское  и  высшим  взлетом   - 
готическое искусство, главную роль сыграли  общие  греко-кельтские  исто-ки, 
норманнские,  византийские,  греческие,   персидские   и   даже   славянские 
элементы. 
Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства  в  период  правления 
Карла  Великого  (768-814,  см.  Каролинг-ское  Возрождение)  и  в  связи  с 
основанием в  962  г.  "Священной  Римской  империи"  Оттоном  I  (936-973). 
Архитекторы, живо-писцы,  скульпторы  возрождали  традиции  древних  римлян, 
получая  образование  в  монастырях,  где  в   течение   столетий   бере-жно 
сохранялись традиции античной куль-туры. 
Художественное ремесло интенсивно 
развивалось как в монастырских мастер.  ских,  так  и  в  городах,  в  среде 
свободных  ремесленников  и  странствующих  артелей  мастеров.   Из   стекла 
изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и  бесцветные, 
геометрический  узор  которых  создавался  свинцовыми  перемыч-ками.  Однако 
расцвет витражного искус-ства наступил позже,  в  эпоху  готического  стиля. 
Особенно популярна была резьба по слоновой  кости.  В  этой  технике  испол- 
нялись ларцы, шкатулки,  оклады  рукопис-ных  книг,  реликварии,  складни  - 
диптихи и триптихи, навершия  епископских  посо-  !  хов,  кресты,  а  также 
олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме  охотничьего  рога 
из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с  изображением  i  зверей  и 
птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой  эмали  по  меди  и 
золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее -  перегородчатой  эмали. 
С ; 
последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские  г.  Лиможа, 
про- : 
славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские  эмали). 
Для романского искусства характерно  ши-  i  рокое  использование  железа  и 
бронзы. Из ; 
кованого железа изготавливались  решетки,  ограды,  фигурные  петли,  замки, 
оковки сундуков с характерными  стреловидными  завершениями  и  полукруглыми 
завитками,  i  Бронза  применялась  для  дверных  молот-ков  в  форме  голов 
животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери  с  рельефами  - 
эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения,  огромные  купели  для 
баптистериев,  канделябры,  зоо-морфные   рукомои   -   акваманилы   (франц. 
aquamanile от лат. aqua - вода и manus -  рука).  Многие  из  таких  изделий 
происхо-дят  из  бельгийского  г.  Динана,  откуда  их  общее   название   - 
динаноерии.  Чрезвычай-но   простая   по   конструкции   деревянная   мебель 
декорировалась резьбой из геомет-   , рических форм: круглых розеток,  полу- 
круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками.  Мотив  полукруглой 
ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только  в  эпоху  Готики  он 
будет  заменен  заостренной,  стрельчатой   формой.   Характерным   примером 
романской орна-ментики в архитектуре являются  "Большие  Розы"  северного  и 
южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства  которого 
относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные  плитки 
с  инкрустированным  цветной  глиной  орнаментом.  С   XI   в.   начи-нается 
производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика  ро-манских 
тканей тесно  связана  с  восточны-ми  влияниями  эпохи  Крестовых  походов, 
особенно Первого Крестового похода 1096-1099  гг.  Крестоносцы,  возвращаясь 
домой,  заворачивали  христианские  релик-вии  в  дорогие  восточные  ткани, 
византий-ские, сасанидские,  изобразительные  моти-вы  которых  з  "зверином 
стиле" восходили к художественным  традициям  Древней  Ме-сопотамии.  Отсюда 
излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы  "древа 
жизни" и изображения вписанных в круг грифонов. 
oS. В романском искусстве из-за его  неод-нородности  и  отсутствия  единого 
стиля всегда выделяли множество региональных художественных  школ.  В  конце 
XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также  "ломбардское", 
"саксон-ское"  (см.  ломбардская  школа;  саксонское   искусство)   и   даже 
византийское  искусство  V-XI1  вв.  Основанием  для  такого   объеди-нения, 
несмотря на явные  различия  худо-жественных  форм,  была  общность  христи- 
анской  идеологии,  использование  "роман-ских"   архитектурных   элементов: 
куполов,  полуциркульных  арок,  массивных  стен  и   башен,   базиликальных 
построек. Однако помимо дуализма Запада и  Востока  в  ро-манском  искусстве 
были сильны различия  Юга  и  Севера.  На  Севере,  в  Ирландии,  выделялась 
"винчестерская  школа"  книж-ной  миниатюры   с   характерными   кельтски-ми 
орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими  красками.  Там  же 
достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной  резьбы  по  камню  и 
дере-ву  характерного  плетеного  и  "абстракт-ного  звериного   орнамента". 
Важно, что по- 
oлобные мотивы, вероятно, имели  более  глубокие  корни  и  беспрепятственно 
пере-секали  границы,  поскольку   аналогичные   орнаменты   встречаются   в 
новгородской  и  владимиро-суздалъской  резьбе.  Если  роман-ское  искусство 
Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то,  к  примеру, 
искусство юга Италии, Сици-лии и  Калабрии  в  большей  мере  арабское,  чем 
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через  Египет  и  Северную 
Африку сюда проникали,  как  некогда  фи-никийские,  влияния  мусульманского 
искус-ства  арабов:  приемы  купольной  и  ароч-ной  архитектуры,  керамика, 
торевткка. К этому  же  "арабскому"  течению  относится  испано-мавританское 
искусство  и  значи-тельная  часть  архитектуры  Южной  Фран-ции.  В   целом 
искусство романской эпохи похоже на огромный котел,  в  котором  еще  только 
начинают  приготовляться  "луч-шие  блюда  европейской  кухни"  готическо-го 
средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно  назвать  ис- 
торическим  типом  искусства,  а  выражение  "романский  стиль"  неверно  по 
существу (см. также штауфеновский ренессанс). 
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим)  -  одна 
из двух, наряду с  Классицизмом,  ос-новополагающих  тенденций  художествен- 
ного  мышления.  Однако  исторически  сло-жилось,  что  этим  словом   стали 
называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII  в.  романтическим 
или "рома-ническим" называли все  необыкновенное,  фантастическое,  то,  что 
происходит "как в романах".  Романтическая,  возвышенная  по-эзия  считалась 
тогда единственно достой-ным  видом  искусства.  Но  существовало  и  другое 
толкование  термина:  романтичес-кое  -  это  искусство  романских  народов, 
преимущественно средневековое,  которое  противопоставлялось  классическому, 
анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально  означало  литературные 
произве-дения, написанные не  на  классической  ла-тыни,  а  на  вульгарных, 
народных наречиях. Поэтому под  романтическим  искусством  сначала  понимали 
искусство средневековья,  включая  Возрождение,  не  выделявшееся  в  особую 
эпоху. Современное название "ро-ман"  -  драма  для  чтения,  чаще  любовная 
история, композиция и стиль которой  от-клоняются  от  классических  правил. 
Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz). 
С происхождением слов "роман", "ро-манс"  связано  осознание  романтики  как 
свойства   человеческой   души.   Понятие   ро-мантики   шире    романтизма. 
Романтические чувства, мечты, романтический  поступок  -  это  всегда  нечто 
возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с  ка-ким  расчетом 
и потому восторженное, ото-рванное от реальности и  устремленное  к  некоему 
туманному, несбыточному идеалу. 
 Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро- 
мантизм" видел, прежде всего  романтику.  "Романтизм...  таинственная  почва 
души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к  лучшему 
и возвы-шенному... Романтизм есть ни  что  иное,  как  внутренний  мир  души 
человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому  почти  каждый  человек 
романтик..." . В этом смысле романтика и  романтизм  су-ществовали  и  будут 
существовать всегда.  Романтика  -  смутное  ощущение  бесконе-чности  мира, 
времени и пространства.  Ро-мантическое  сознание  -  непременное  свой-ство 
всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек- 
тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного,  таинственного.  На 
про-тяжении  жизни  человека   романтика   как   определенная   мечтательная 
тенденция умо-настроения ищет своего выражения  в  раз-личных  действиях,  в 
том числе и в худо-жественной деятельности. 
Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес- 
кое мироощущение может проявляться в самых разных  художественных  направле- 
ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству  вообще  и  является 
неотъ-емлемой   основой   художественного   созна-ния.   Но   в    различные 
исторические  эпохи  мечта   об   идеале   прекрасного,   недостижи-мого   в 
действительности принимает разли-чные формы.  Немецкий  философ-романтик  Ф. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 
   
 |