p>Признаки интеграции:
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-
участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов;
возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных)
структур (институциональные структуры).Условия интеграции: 1. развитая инфраструктура; 1. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база) Уровни интеграции: 1. макроэкономический (государственный уровень); 1. микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления
проблем индустриализации.
Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35
до 40.
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в
состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями
группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса. Препятствия на пути интеграции развивающихся стран: 1. интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения; 1. не развита инфраструктура; 2. различия уровней и потенциалов развития; 3. политическая нестабильность. Интернационализация. На определенном этапе разделение труда вышло за
рамки нац.экономик отдельных стран, стало международным, что предопределило
новое кач-во обмена, создало устойчивую расширяющуюся основу взаимодействия
нац.хоз-в, масштабных постоянных связей предпринимателей, предприятий
разных стран и в целом их экономик. Именно в этом состоит суть
интернационализации хоз.жизни и деят-ти. Сегодня мы становимся свидетелями
особой роли этого процесса, его новых колич.и кач.харак-ек. В свое время углубление МРТ, становление устойчивого интернационального
экон.общения выразилось в неуклонном расширении обмена товарами и услугами
между странами, вовлечении в этот обмен все новых участников. Международная
торговля постепенно переросла в мировую. Качественные структурные хар-ки
последней связаны с существенными сдвигами в самом разделении труда, с
возрастающем значением, преобладанием его принципиально новых типов. Углубление разделения труда. НТР ускорила процесс углубления
международного разделения труда. В течение веков предметом международного
обмена были либо готовые изделия, либо сырье и продовольствие, т.е.
конечный результат производственного процесса в обрабатывающей, добывающей
промышленности или сельском хозяйстве. Сам же производственный процесс
протекал в национальных границах. В последнее десятилетие положение
коренным образом изменилось. Теперь все более значительная часть товаров,
поступающих в международный оборот, представляет собой не конечные изделия,
а промежуточные продукты. Рост международного разделения труда, основанного
на подетальной и пооперационной специализации, создал условия для развития
международной производственной кооперации. Речь идет о превращении стран в
звенья одного и того же производственного процесса. Такое разделение труда,
характерное в прошлом только для производственного процесса внутри
предприятия, в последнее десятилетие перешагнуло национальные границы и
стало все более важную роль на международной арене. Крупные международные
производственно-технологические комплексы уже много лет функционируют в
Западной Европе и США. Международные научно-технические связи. Все более широкие масштабы
приобретают международные научно=технические связи. Развитие современных
наукоемких производств требует проведения систематических научно-
исследовательских и конструкторских работ по широкому кругу проблем. Для
этого необходимы лаборатории, исследовательские центры, новейшее
оборудование, а это ни одна страна не может обеспечить полноценные научные
исследования и разработки во всех необходимых направлениях. Для этого
необходимы усилия многих стран. Международное сотрудничество в этой сфере
выражается в растущем объеме торговли патентами и лицензиями. Это означает,
что различные страны становятся все более взаимосвязанными и
взаимозависимыми в научно-техническом и производственном отношении. В понятие интеграции также входят свободные экономические зоны –это
специальные территории с льготным финансово-валютным и налоговым режимом
для иностранного капитала.
22. Конференция «Рио-92» и концепция устойчивого развития. Признавая комплексный и взаимосвязанный характер Земли –нашего
дома—представители государств, собравшихся на встречу на высшем уровне
приняли свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют
права народов и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды.
Они основаны на идеях стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН
по окружающей среде 1972 году. В декларации, принятой в Рио заявляется, что единственный путь
обеспечения долгосрочного экономического прогресса—это его увязка с охраной
окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если
страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их
народов и основных общественных групп. Они должны будут заключить
международное соглашения, которые защитят целостность глобальной окружающей
среды и системы развития. Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие идеи:
люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой
сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и
охране окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений
государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы,
но без ущерба окружающей среде за пределами их границ
государства должны разработать международные законодательства о компенсации
за ущерб, который деятельность, осуществляемая под их контролем, наносит за
пределами их территории
государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для
окружающей среды. В тех случаях. Когда существует угроза серьезного или
необратимого ущерба, отсутствие научной определенности не используется в
качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по
предупреждению ухудшения состояния окружающей среды
для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна
составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться
в отрыве от него
искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира
необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей
большинства населения
государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления
целостности экосистемы Земли
развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте
международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса,
который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и
финансовых ресурсов, которыми они обладают
государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели
производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую
политику
экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии
всех заинтересованных граждан
государства развивают и поощряют информированность и участие населения
путем предоставления широкого доступа к экологической информации
государства принимают эффективные законы, разрабатывают национальные
законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и
другого экологического ущерба. В пределах своей юрисдикции государства
оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут
иметь значительные отрицательные последствия
государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной
экономической системы, которая приведет к экономическому росту и
устойчивому развитию во всех странах. Экологическая политика не должна
использоваться для неоправданного ограничения международной торговли
в принципе тот, кто загрязняет окружающую среду должен нести и финансовую
ответственность за это загрязнение
государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности,
которые могут иметь вредные трансграничные последствия
устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем.
Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения
целей устойчивости
для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин.
Необходимы также творческие силы, идеалы и мужество молодежи и знания
коренного населения
государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и
интересы коренного населения
война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на прогресс
устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное
право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных
конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития
мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы 23. Этапы и уровни интеграционных процессов в МХ. Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим
развитием всесторонних взаимосвязей и взаимозависимостей между
национальными хозяйствами, все более очевидным становится превращение
каждого из них в органическую составляющую мирового хозяйства. Экономическая интеграция – сближение и взаимопроникновение национальных
экономик на основе общности рынка товаров и услуг (включая рабочую силу),
объединение капиталов и проведение согласованной межгосударственной
политики. Основные факторы развития экономической интеграции: 1)
интернационализация научно-технического развития; 2)развитие мировой
инфраструктуры; 3)оптимизация мирового производства; 4)формирование на
мировом рынке среднемировых издержек производства; 5)международное
разделение труда. Углубление разделения труда. НТР ускорила процесс углубления
международного разделения труда. В течение веков предметом международного
обмена были либо готовые изделия, либо сырье и продовольствие, т.е.
конечный результат производственного процесса в обрабатывающей, добывающей
промышленности или сельском хозяйстве. Сам же производственный процесс
протекал в национальных границах. В последнее десятилетие положение
коренным образом изменилось. Теперь все более значительная часть товаров,
поступающих в международный оборот, представляет собой не конечные изделия,
а промежуточные продукты. Рост международного разделения труда, основанного
на подетальной и пооперационной специализации, создал условия для развития
международной производственной кооперации. Речь идет о превращении стран в
звенья одного и того же производственного процесса. Такое разделение труда,
характерное в прошлом только для производственного процесса внутри
предприятия, в последнее десятилетие перешагнуло национальные границы и
стало все более важную роль на международной арене. Крупные международные
производственно-технологические комплексы уже много лет функционируют в
Западной Европе и США. Международные научно-технические связи. Все более широкие масштабы
приобретают международные научно=технические связи. Развитие современных
наукоемких производств требует проведения систематических научно-
исследовательских и конструкторских работ по широкому кругу проблем. Для
этого необходимы лаборатории, исследовательские центры, новейшее
оборудование, а это ни одна страна не может обеспечить полноценные научные
исследования и разработки во всех необходимых направлениях. Для этого
необходимы усилия многих стран. Международное сотрудничество в этой сфере
выражается в растущем объеме торговли патентами и лицензиями. Это означает,
что различные страны становятся все более взаимосвязанными и
взаимозависимыми в научно-техническом и производственном отношении. В понятие интеграции также входят свободные экономические зоны –это специальные территории с льготным финансово-валютным и налоговым режимом для иностранного капитала. Этапы интеграции: 1. свободные экономические зоны с либеральным, торгово-экономическим, налоговым, финансовым режимом торговые зоны привлекательны для международного кап-ла 2. межгосударственные торгово-экономические соглашения: - снижение торговых барьеров - соглашение о снятии двойного налогообложения (о снятии НДС) - создание межправительственных комиссий по развитию отношений 3. предпочтительные торговые соглашения (преференциальные) - отмена торговых (административных) барьеров, пошлин - свобода движения товаров и услуг 4. зона свободной торговли: - сохраняется свобода перемещения товаров и услуг - единое тарифное регулирование отношений с третьими странами - межгосударственный совет на ур-не министров 5. таможенный союз - свобода перемещения 4 факторов пр-ва - общая торговая политика - регулирование на встречах глав стран 6. общий рынок - таможенный союз + гармонизация внутренней налоговой политики 7. экономический (европейский) союз 24. Место России в евроазиатском интеграционном процессе.
Россия - неотъемлемая часть АТР. В Азии находится 2/3 нашей территории,
проживает более 30 млн. россиян. Все происходящее в АТР тесно затрагивает
интересы России и напрямую связано с обеспечением безопасности наших
восточных границ, созданием благоприятных внешних условий для
хозяйственного развития районов Сибири и Дальнего Востока, а также
подключением страны к идущим в регионе интеграционным процессам.
Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 года. В
1995 году на встрече в Осаке глав государств-членов АТЭС было принято
решение о подключении России к ее рабочим группам.
В августе 1996 года в соответствии с постановлением правительства РФ была
создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения
разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиционных потоков,
координации действий министерств и ведомств в решении вопросов
сотрудничества со странами АТР.
Сейчас вместо нее работает правительственная комиссия по вопросам участия в
АТЭС. На первом заседании, состоявшемся 15 октября 1998 года в Москве,
одобрен Индивидуальный план действий по либерализации торговли и инвестиций
в АТЭС.
25 ноября 1997 года на 5-ой встрече 18 лидеров государств и территорий
стран, входящих в АТЭС, единогласно приняли решение о присоединении России
к АТЭС. Полноправное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998
года в Куала-Лумпуре на встрече министров иностранных дел и торговли
накануне саммита 17-18 ноября.
Участие России в АТЭС прежде всего продиктовано стремлением содействовать
подъему российской экономики, особенно Сибири и Дальнего Востока, через
подключение потенциальных иностранных инвесторов к реализации программ
долгосрочного развития восточных регионов России.
В 1998 году внешнеторговый оборот РФ со странами АТЭС составил 20,4 млрд.
долларов, в том числе экспорт из России - 12,15 млрд. долларов и импорт -
8,26 млрд. долларов.
Общий объем инвестиций стран АТЭС в России на 1 января 2000 года составил
почти 7,2 млрд. долларов, или 24,5 % от общего объема инвестиций в
российскую экономику.
25. Теневая и неформальная экономика. Теневая экономика давно завоевала прочные позиции фактически во всех
сферах экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, надо еще поискать
малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени
не осуществляло скрытые финансовые или экономические операции (для ухода от
налогов). Поэтому это явление приходится учитывать и оценивать. По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой
теневой экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической
деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме
произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более
20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов.
Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП.
Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке
теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются
доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции
и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей,
печатания фальшивых денег и др.). Такой подход нам кажется
нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран
доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в
состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить
статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не
отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не
должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют
созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую
стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками. встречаются несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие
по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые тем не менее несколько
различаются между собой. Это скрытая (или теневая) деятельность,
неформальная деятельность и нелегальная деятельность. Эти термины
используются, в частности, в руководстве по построению системы национальных
счетов, а также в документах МОТ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|