Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

p>Признаки интеграции: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран- участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

1. развитая инфраструктура;

1. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база)

Уровни интеграции:

1. макроэкономический (государственный уровень);

1. микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации.
Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40.
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

Препятствия на пути интеграции развивающихся стран:

1. интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;

1. не развита инфраструктура;

2. различия уровней и потенциалов развития;

3. политическая нестабильность.

Интернационализация. На определенном этапе разделение труда вышло за рамки нац.экономик отдельных стран, стало международным, что предопределило новое кач-во обмена, создало устойчивую расширяющуюся основу взаимодействия нац.хоз-в, масштабных постоянных связей предпринимателей, предприятий разных стран и в целом их экономик. Именно в этом состоит суть интернационализации хоз.жизни и деят-ти. Сегодня мы становимся свидетелями особой роли этого процесса, его новых колич.и кач.харак-ек.
В свое время углубление МРТ, становление устойчивого интернационального экон.общения выразилось в неуклонном расширении обмена товарами и услугами между странами, вовлечении в этот обмен все новых участников. Международная торговля постепенно переросла в мировую. Качественные структурные хар-ки последней связаны с существенными сдвигами в самом разделении труда, с возрастающем значением, преобладанием его принципиально новых типов.
Углубление разделения труда. НТР ускорила процесс углубления международного разделения труда. В течение веков предметом международного обмена были либо готовые изделия, либо сырье и продовольствие, т.е. конечный результат производственного процесса в обрабатывающей, добывающей промышленности или сельском хозяйстве. Сам же производственный процесс протекал в национальных границах. В последнее десятилетие положение коренным образом изменилось. Теперь все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой не конечные изделия, а промежуточные продукты. Рост международного разделения труда, основанного на подетальной и пооперационной специализации, создал условия для развития международной производственной кооперации. Речь идет о превращении стран в звенья одного и того же производственного процесса. Такое разделение труда, характерное в прошлом только для производственного процесса внутри предприятия, в последнее десятилетие перешагнуло национальные границы и стало все более важную роль на международной арене. Крупные международные производственно-технологические комплексы уже много лет функционируют в
Западной Европе и США.
Международные научно-технические связи. Все более широкие масштабы приобретают международные научно=технические связи. Развитие современных наукоемких производств требует проведения систематических научно- исследовательских и конструкторских работ по широкому кругу проблем. Для этого необходимы лаборатории, исследовательские центры, новейшее оборудование, а это ни одна страна не может обеспечить полноценные научные исследования и разработки во всех необходимых направлениях. Для этого необходимы усилия многих стран. Международное сотрудничество в этой сфере выражается в растущем объеме торговли патентами и лицензиями. Это означает, что различные страны становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми в научно-техническом и производственном отношении.
В понятие интеграции также входят свободные экономические зоны –это специальные территории с льготным финансово-валютным и налоговым режимом для иностранного капитала.
22. Конференция «Рио-92» и концепция устойчивого развития.
Признавая комплексный и взаимосвязанный характер Земли –нашего дома—представители государств, собравшихся на встречу на высшем уровне приняли свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют права народов и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды.
Они основаны на идеях стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по окружающей среде 1972 году.
В декларации, принятой в Рио заявляется, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса—это его увязка с охраной окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их народов и основных общественных групп. Они должны будут заключить международное соглашения, которые защитят целостность глобальной окружающей среды и системы развития.
Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие идеи: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ государства должны разработать международные законодательства о компенсации за ущерб, который деятельность, осуществляемая под их контролем, наносит за пределами их территории государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для окружающей среды. В тех случаях. Когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие научной определенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации государства принимают эффективные законы, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. В пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли в принципе тот, кто загрязняет окружающую среду должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем.
Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин.
Необходимы также творческие силы, идеалы и мужество молодежи и знания коренного населения государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренного населения война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на прогресс устойчивого развития, поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы

23. Этапы и уровни интеграционных процессов в МХ.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим развитием всесторонних взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами, все более очевидным становится превращение каждого из них в органическую составляющую мирового хозяйства.
Экономическая интеграция – сближение и взаимопроникновение национальных экономик на основе общности рынка товаров и услуг (включая рабочую силу), объединение капиталов и проведение согласованной межгосударственной политики.

Основные факторы развития экономической интеграции: 1) интернационализация научно-технического развития; 2)развитие мировой инфраструктуры; 3)оптимизация мирового производства; 4)формирование на мировом рынке среднемировых издержек производства; 5)международное разделение труда.
Углубление разделения труда. НТР ускорила процесс углубления международного разделения труда. В течение веков предметом международного обмена были либо готовые изделия, либо сырье и продовольствие, т.е. конечный результат производственного процесса в обрабатывающей, добывающей промышленности или сельском хозяйстве. Сам же производственный процесс протекал в национальных границах. В последнее десятилетие положение коренным образом изменилось. Теперь все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой не конечные изделия, а промежуточные продукты. Рост международного разделения труда, основанного на подетальной и пооперационной специализации, создал условия для развития международной производственной кооперации. Речь идет о превращении стран в звенья одного и того же производственного процесса. Такое разделение труда, характерное в прошлом только для производственного процесса внутри предприятия, в последнее десятилетие перешагнуло национальные границы и стало все более важную роль на международной арене. Крупные международные производственно-технологические комплексы уже много лет функционируют в
Западной Европе и США.
Международные научно-технические связи. Все более широкие масштабы приобретают международные научно=технические связи. Развитие современных наукоемких производств требует проведения систематических научно- исследовательских и конструкторских работ по широкому кругу проблем. Для этого необходимы лаборатории, исследовательские центры, новейшее оборудование, а это ни одна страна не может обеспечить полноценные научные исследования и разработки во всех необходимых направлениях. Для этого необходимы усилия многих стран. Международное сотрудничество в этой сфере выражается в растущем объеме торговли патентами и лицензиями. Это означает, что различные страны становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми в научно-техническом и производственном отношении.

В понятие интеграции также входят свободные экономические зоны –это специальные территории с льготным финансово-валютным и налоговым режимом для иностранного капитала.

Этапы интеграции:

1. свободные экономические зоны с либеральным, торгово-экономическим, налоговым, финансовым режимом

торговые зоны привлекательны для международного кап-ла

2. межгосударственные торгово-экономические соглашения:

- снижение торговых барьеров

- соглашение о снятии двойного налогообложения (о снятии НДС)

- создание межправительственных комиссий по развитию отношений

3. предпочтительные торговые соглашения (преференциальные)

- отмена торговых (административных) барьеров, пошлин

- свобода движения товаров и услуг

4. зона свободной торговли:

- сохраняется свобода перемещения товаров и услуг

- единое тарифное регулирование отношений с третьими странами

- межгосударственный совет на ур-не министров

5. таможенный союз

- свобода перемещения 4 факторов пр-ва

- общая торговая политика

- регулирование на встречах глав стран

6. общий рынок

- таможенный союз + гармонизация внутренней налоговой политики

7. экономический (европейский) союз

24. Место России в евроазиатском интеграционном процессе.
Россия - неотъемлемая часть АТР. В Азии находится 2/3 нашей территории, проживает более 30 млн. россиян. Все происходящее в АТР тесно затрагивает интересы России и напрямую связано с обеспечением безопасности наших восточных границ, созданием благоприятных внешних условий для хозяйственного развития районов Сибири и Дальнего Востока, а также подключением страны к идущим в регионе интеграционным процессам.
Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 года. В
1995 году на встрече в Осаке глав государств-членов АТЭС было принято решение о подключении России к ее рабочим группам.
В августе 1996 года в соответствии с постановлением правительства РФ была создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиционных потоков, координации действий министерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР.
Сейчас вместо нее работает правительственная комиссия по вопросам участия в
АТЭС. На первом заседании, состоявшемся 15 октября 1998 года в Москве, одобрен Индивидуальный план действий по либерализации торговли и инвестиций в АТЭС.
25 ноября 1997 года на 5-ой встрече 18 лидеров государств и территорий стран, входящих в АТЭС, единогласно приняли решение о присоединении России к АТЭС. Полноправное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 года в Куала-Лумпуре на встрече министров иностранных дел и торговли накануне саммита 17-18 ноября.
Участие России в АТЭС прежде всего продиктовано стремлением содействовать подъему российской экономики, особенно Сибири и Дальнего Востока, через подключение потенциальных иностранных инвесторов к реализации программ долгосрочного развития восточных регионов России.
В 1998 году внешнеторговый оборот РФ со странами АТЭС составил 20,4 млрд. долларов, в том числе экспорт из России - 12,15 млрд. долларов и импорт -
8,26 млрд. долларов.
Общий объем инвестиций стран АТЭС в России на 1 января 2000 года составил почти 7,2 млрд. долларов, или 24,5 % от общего объема инвестиций в российскую экономику.
25. Теневая и неформальная экономика.

Теневая экономика давно завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, надо еще поискать малое, среднее или крупное предприятие, которое бы в той или иной степени не осуществляло скрытые финансовые или экономические операции (для ухода от налогов). Поэтому это явление приходится учитывать и оценивать.

По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой теневой экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более
20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов.
Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП.
Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.). Такой подход нам кажется нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками. встречаются несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые тем не менее несколько различаются между собой. Это скрытая (или теневая) деятельность, неформальная деятельность и нелегальная деятельность. Эти термины используются, в частности, в руководстве по построению системы национальных счетов, а также в документах МОТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.