Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

p> Не менее важен и новый элемент многостороннего регулирования под эгидой ВТО - механизм обзора торговой политики стран-членов.

Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло
ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф.

Помимо тарифного регулирования в соответствии с положениями ГАТТ/ВТО в практике стран “организованной” торговли используются:

- административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям;

- административные ограничения в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса, дефицит товаров на внутреннем рынке и др.);

- меры против недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров (антидемпинговые процедуры);

- добровольное ограничение экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран экспортеров и импортеров;

- ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям в целях защиты национальной безопасности, охраны окружающей среды и др.

Комплекс итоговых соглашений, договоренностей и решений Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, подписанных в Марракеше (Марокко) 15 апреля 1994г. включает свыше 20 документов ,в том числе важнейшие из них:

- Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО);

- ГАТТ 1994, т.е. обновленное и дополненное исходное соглашение ГАТТ
1947;

- Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС;

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Данное соглашение, впервые создающее механизм регулирования международной торговли услугами, состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Во втором и третьем блоках содержатся списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (таких как сектора финансовых услуг и телекоммуникаций).

Сфера действия соглашения распространяется на услуги, предоставляемые с территории одной страны- участницы на территорию другой страны-участницы; услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям другой страны (сектор туризма); услуги, предоставляемые посредством присутствия учреждения одной страны на территории любой другой страны (например, банковские услуги и услуги, предоставляемые гражданами одной страны на территории любой другой страны (например, строительные проекты, консалтинг).

В числе основных обязательств стран-участниц входит предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг. Кроме того согласно положениям соглашения на страны- участницы возлагается обязательство осуществлять либерализацию торговли услугами посредством периодического проведения раундов переговоров и пересмотра списков первоначальных взаимных уступок.

Режим наибольшего благоприятствования

Основополагающая статья 1 ГАТТ провозглашает, что страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, связанных с ними. Кроме того положение о РНБ распространяется (вместе с национальным режимом) на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран- участниц.

Сформулированный в статье 1 РНБ носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме. ГАТТ содержит ряд исключений из РНБ: положения о РНБ не применяются к преимуществам, предоставляемым соседним странам в целях облегчения приграничной торговли, в пользу развивающихся стран и вытекающим из участия стран в таможенном союзе или зоне свободной торговли.

Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам пользоваться на постоянной основе в виде исключения из РНБ четырьмя категориями торговых льгот (тарифные преференции по общей схеме преференций
(ОСП); тарифные преференции, действующие в отношениях между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений, заключенных в ходе Токийского раунда; специальный режим в отношении наименее развитых стран).

Предоставление РНБ осуществляется как правило на основе торговых соглашений.

Национальный режим

Сформулированный в статье III ГАТТ принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны предоставить товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно в этой статье регламентируется использование в торгово- политических целях внутренних налогов и сборов. Интерпретация и развитие целого ряда положений, касающихся национального режима, содержится в протоколах о присоединении к ГАТТ и в соглашении о режиме государственных закупок, заключенном в ходе Токийского раунда.

Антидемпинговые и компенсационные пошлины

Статья IV ГАТТ понятие “демпинг” определяет как торговую операцию,
“состоящую в том, что товары одной страны поступают в другую страну по цене ниже нормальной стоимости товаров”. В случае экспорта товара по цене ниже нормальной цены правила ГАТТ разрешают применять антидемпинговую пошлину, численно равную разнице между нормальной и фактической экспортной ценой.
Обложение импортных товаров этой пошлиной может производиться только в том случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности импортирующей страны. В примечании к этой статье ГАТТ по инициативе
Чехословакии (ныне Чехии и Словакии) было включено положение о том, что в случае импорта товара из страны, где внутренние цены фиксируются государством, прямое сопоставление импортной цены с внутренней ценой товара в такой стране для целей установления демпинга не во всех случаях оправдано. Это положение оказалось полезным в защите восточноевропейских стран от обвинений в демпинге.

Лицензирование экспорта и импорта

Регулируется общими положениями ГАТТ, в частности, статьей о РНБ.
Конкретные положения о лицензировании импорта содержатся в Кодексе об импортном лицензировании, статья 1 которого определяет, что правила лицензирования должны быть нейтральными и должны применяться справедливо ко всем сторонам. В соответствии с Кодексом заявитель должен обращаться за получением лицензии только в один национальный административный орган, указанный в положении о лицензировании. Процедуры импортного лицензирования должны соответствовать требованиям статьи I ГАТТ (национальный режим в отношении внутреннего обложения и регулирования), а также положениям статьи
XIII и режиму наибольшего благоприятствования.

В Кодексе четко регламентированы требования к получателю лицензии - это может быть любая фирма, учреждение, лицо, которое отвечает требованиям закона. При отказе в выдаче лицензии заявитель вправе обжаловать это решение.

Кодекс предусматривает возможность введения автоматического лицензирования. При этом выдача лицензии происходит безусловно, а для ввоза и вывоза товаров требуется получить документ установленного образца. Эта процедура позволяет осуществить наблюдение (мониторинг) за ходом импортных или экспортных операций и не носит ограничительный характер, но в случае необходимости значительно облегчает введение подобных мер.
45. Либерализм и протекционизм в мировой торговле.
Переход от национальной модели роста к мировой ставит перед экономической теорией вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях. Выигрывают или проигрывают страны от участия в международном разделении труда? Почему так, а не иначе складывается специализация? Поиском ответов на вопросы о выгодности внешней торговли и международной специализации экономическая наука начала интересоваться достаточно давно, отнеся их к числу фундаментальных вопросов экономической теории.
Протекционизм и фритредерство: исторический аспект современной тенденции
Среди ранних экономических доктрин, анализирующих межгосударственное экономические отношения, следует назвать меркантилистов. Их идеи господствовали на протяжении почти трех столетий (конец XV—XVIII в.).
Меркантилисты считали, что государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства и т. п. Сегодня постулаты их учения выглядят наивными. Однако они перекликаются с идеями протекционизма — одной из двух основных концепций современных международных экономических отношений. Учение меркантилистов можно назвать докапиталистическим протекционизмом.
В полемике со взглядами меркантилистов, которую вели классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, был обоснован противоположный протекционистскому подход к оценке выгод международной торговли. Это так называемая концепция свободной торговли — фритредерство {англ. free trade — свободная торговля).
История мировых экономических отношений это вместе с тем история борьбы двух вышеуказанных концепций в подходе к мировым связям и, соответственно, двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что, в идеале, не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития-
Для национальных экономик большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала (например, Англия на рубеже XIX и XX вв., США после второй мировой войны). И напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, больше прислушиваются к аргументам сторонни-. ков протекционизма. Среди этих аргументов такие, как необходимость защиты новых отраслей, защиты от конкуренции более деше-зой иностранной рабочей силы, необходимость диверсификации экономики, с тем чтобы страна не зависела от экспорта какой-то одной группы товаров, защита отраслей, связанных с национальной обороной, и, наконец, необходимость принимать ответные меры, если барьеры возводят партнеры по торговле.

Хрестоматийным примером последствий роста протекционистских тенденций может служить ситуация перед второй мировой войной. «Великая депрессия»
1929—1933 гг. стимулировала борьбу по отгораживанию рынков. В известном смысле инициировали эту борьбу США, приняв в 1930 г. (печально известное, как они сами стали позже отмечать) тарифное законодательство Смута—Хаули.
Ответом было возведение торговых барьеров практически всеми развитыми странами, включая государства их «сфер влияния». Как следствие — резкое сокращение объемов мировой торговли.
Период после второй мировой войны характеризовался усилением позиции сторонников свободной торговли. В конце 80-х—начале. 90-х гг. вновь во внешнеторговой сфере наблюдался всплеск протекционистских тенденций — антидемпинговые законы, увеличение количества квот и т. п. И все же можно утверждать, что основной тенденцией мирового хозяйственного развития является либерализация международной торговой политики. Она отражает другую объективную закономерность мирового хозяйства — его все возрастающую интернационализацию.
Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях.
46. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.

Классическим методом регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли, являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим средствам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф
— это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле — протекционизм и
«свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика
«свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира.
Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• тарифы промышленно развитых государств;

• тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.

Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке н с 1 января
1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине 90-х годов снижены на 85 — 90% первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов
США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады, составляет
6,47%, а средневзвешенный — 4,7%.

По способу взимания различают следующие пошлины:

• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;

• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса:

• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления величины пошлины;

• сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.