p> По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на: • фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета; • протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых
отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров; • преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных
стран; • льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения
импорта каких-либо товаров; • уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью
выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального
производства; • компенсационные, которые используются в том случае, если на
импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве
или экспорте страной-экспортером; • антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех
стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные
премии-Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также
колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт
товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся
государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему
преференции. В таможенно-тарифной практике наиболее распространены адвалорные пошлины.
В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных
товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены
товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена
товара может быть увеличена на 20—50%, а в отдельных случаях — и в 2 раза.
Поэтому методы определения цены импортируемого товара так же важны для
расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время
применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров
регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным
в рамках ГАТТ. Характерной особенностью таможенных тарифов стран Запада является то, что
все они основываются на Гармонизированной системе описания и кодирования
товаров (ГС), которая была разработана Советом таможенного сотрудничества
(СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г. [З]. Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит
важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень
обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем
в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с
необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины
являются весьма существенным источником поступлений в государственный
бюджет. С точки зрения защиты национального рынка тарифными барьерами можно
выделить три группы развивающихся стран: Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как
правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу
входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола,
Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-
тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе
относятся и некоторые государства Персидского залива. Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин,
варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся
Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран,
Индонезия, а также Южная Корея. Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда
существенно) 100%. Это Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан,
Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются
тарифы Египта, Эквадора, Пакистана. Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран
включаются фискальные сборы и разнообразные налоги, часто включаются
административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются
специфические пошлины (особенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии). Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения
нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив
пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в
торговле с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все
участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным
тарифом, является Европейский Союз. Все более важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности
приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются
развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная
торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятельность, отражая
объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на
конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и
правил экономического общения государств, на урегулирование между ними
конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на
унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов. 47. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; их
основные характеристики (квотирование, лицензирование, сертификация) Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования
внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены в пункте 3 ст.6
ФЗ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" от
13.10.95г. № 157-ФЗ. К мерам нетарифного регулирования включают: - лицензирование; - квотирование; - сертификация; - разрешительная система; - система экспортного контроля; - иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных
средств. Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия
таможенной блокады и эмбарго. Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров,
свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается.
Лицензии выдает Министерство экономического развития и торговли РФ. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции
установленным требованиям. Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений
ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров,
странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без
количественных ограничений (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности"). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда
возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих
товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на
дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара
и действуют в течение указанных в них сроков. В таможенный орган представляются надлежащим образом оформленные
лицензии. Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию
установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности (см.
вопрос 72). Разрешительная система-это представление в таможенные органы при
производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных
государственных органов (см. вопрос 81). Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых
требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или
вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или
в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе. Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения
таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель
- нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в
другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма,
как средство экономического или финансового давления.
Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования - комплекс мер
экономического, административного, технического характера (за исключением
таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.
К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:
- антидемпинговые меры; - различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с
импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и
сборы и др.; - меры валютного и финансового характера.
К нетарифным ограничениям административного характера относятся:
- запрещение импорта; - количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные,
глобальные квоты; - лицензирование; - добровольные ограничения экспорта.
К нетарифным ограничениям технического характера относятся:
- национальные стандарты, системы сертификации продукции; - требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и
здравоохранительными органами; - требования экологического характера; - требования к упаковке и маркировке товаров. Административные нетарифные методы регулирования ВЭД Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной
экономической и торговой политики государств. Некоторые из них
непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не
менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В
частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных
методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на
три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое
ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального
производства:
лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные
пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения
экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.
Это самый многочисленный вид. Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на
ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным
бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает
торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы,
санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке,
розливу и т.п. К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на
ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых
зачастую ведет именно к этому результату. К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования
импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все
промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная
система предполагает, что государство через специально уполномоченное
ведомство (в России — Министерство внешнеэкономических связей) выдает
разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки
лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами
системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и
процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам:
генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара,
включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой
лицензии, разрешающей импорт (экспорт) определенного товара определенному
импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны
его происхождения (назначения), а в ряде случаев также и таможенного
пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (вывоз) товара. Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли
опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в
частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам
и торговле, а также Соглашение но процедурам лицензирования импорта,
заключенное в рамках ГАТТ/ВТО. Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с
количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных
товаров. Квоты ~ это ограничения в стоимостном или физическом выражении,
вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период
времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении
отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения
экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций
осуществляется через разовые лицензии. Количественные ограничения импорта и экспорта — прямая административная
форма государственного регулирования внеш- ней торговли. Лицензии и квоты
ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний
рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по
определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров,
разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и
квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней
торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и
эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в
значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той
или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования
подавляющего большинства стран мира. Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно
разделить на следующие группы: • лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в
основном товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных
обязательств); • имеющие специфический характер (товары стратегического назначения:
вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.). Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных
производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие
сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование
импорта служит средством воздействия при ведении переговоров по сбыту
японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной
зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания,
запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или
политических условий. Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных
потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для
предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на
экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные
ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили
квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в
результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах. Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю,
называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении
импорта или экспорта определенного вида товаров независимо от места
назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные
страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны.
Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть
по существу экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с
Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с сандинист-ской
партией, находившейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались
экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с
поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбывать
урожай бананов в США, как раньше. Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты.
Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и
проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность
продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции
иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом
защиты безопасности и здоровья местного населения. Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные
депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести
в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или
части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и
ограничивается платежеспособность. На национальном уровне административное регулирование движения капитала
осуществляется в основном в рамках двусторонних соглашений, которые
включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска
инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и
недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации),
порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация
капитала и порядок урегулирования споров.
48. Встречная торговля и международные торги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|