Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

p> * координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничение дефицита гос. бюджета;

* учреждение наднационального Европейского валютного института.

Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к
2000 г. Для валютного союза необходимо: 1. участие всех валют в европейской змее; 2. соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты; 3. соединение официального и частного секторов функционирования экю; 4. устранение господства марки ФРГ в валютной интервенции.

На основе плана Делора к декабрю 1991г. был выработан Маастрихтский договор о ЕС, предусматривающий, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор вступил в силу с 1.11.93 г.

Первый этап фактически начался в июле 1990г. одновременно с полной отменной валютных ограничений по движению капитала в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпа инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой эк-кой, как Португалия и Греция).

Второй этап начался с января 1994 г. созданием Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками стран-членов. Его задача - подготовка к организации Европейской системы центр. банков и эмиссии банкнот в экю. Большое внимание уделено координации экономической и денежно кредитной политики стран-членов ЕС. Предусмотрены санкции к нарушениям экономической, прежде всего бюджетной дисциплины. Предусмотрена помощь ЕС по оздоровлению нац. экономики в основном за счет структурных фондов, формируемых из совместного бюджета, кредитов.
38. Международное экономическое право: правовые режимы.

39. Интеграционные процессы в развивающихся регионах.

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных сил, уже переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывается таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.
Формы международной экономической интеграции. Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых странах это межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями .
Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.

Интеграционный процесс далее в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико- технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование валютного и экономического союзов. Экономический союз предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран — членов союза и создание единого законодательства. Это предполагает создание наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных правительств от соответствующих функций.

Происходят процессы хозяйственного сближения в странах Азии, Африки и
Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок, формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости-Ликвидация тарифов среди экономических группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения клиринговых союзов.
Сотрудничество в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР)

В последние полтора-два десятилетия этот регион привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста.
Опережение других регионов мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран АТР дает основания, в данном случае исходя из стоящих перед нами задач, рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько международная экономическая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления, производства и т.д.

Если руководствоваться только чисто географическим подходом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай — НИС' — АСЕАН. АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филлипи-ны, Сингапур, позже — Бруней и Вьетнам.

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В связи с этим видение интеграционных процессов в
АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов. Анализ внутрирегионального взаимодействия и особенно связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. Интеграция в том виде, как мы ее понимаем и представляем на примере ЕС, МЕРКОСУР и даже некоторых африканских структур, при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному региону особенностями. три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках
АСЕАН:

• рыночное. предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле, чтобы в итоге в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов обеспечить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегио-нальной торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение процесса. Такой схемы более-или менее придерживался Сингапур;

• рыночно-институциональное. особенность ~ сочетание выборочной торговой либерализации с использование некоторых форм межгосударственного регулирования. Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно регулируемой индустриализации». Данное направление разработано в Индонезии, которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в масштабах группировки должны предшествовать индустриализация всех ее членов, формирование компенсационных механизмов;

• сторонники третьего направления предлагают реализацию отдельных проектов регионального масштаба и выступают против комплексных схем хозяйствования.

Таким образом, в регионе АСЕАН пока нет ясности в теоретических подходах к осуществлению интеграции, что отнюдь не способствует реализации долгосрочных планов.

Интеграционные процессы в Южной Америке одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (горы, экваториальные леса) также могут затруднять взаимообмен между соседями. По мнению южноамериканцев, их условия разительно отличаются от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет создать разветвленную транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции и в том смысле, что национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, модернизировать производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 80-х годах.
Попытки увеличить физические объемы экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет выявить следующие причины, приведшие к ускорению интеграции в регионе:

• усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой, побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведут к замедлению темпов развития по всем направлениям;

• предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создавала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе;

• радикальный пересмотр механизмов интеграции в регионе.

В 1960 г. был подписан так называемый «договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающей страны—члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли ЛАСТ, эту организацию позже сменила
Латиноамериканская ассоциация интеграции — ЛАЙ. Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня — невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не каким-то своим партнерам, что выливалось бы в дальнейшем в обоюдовыгодный вариант.

На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это наносило в конечном счете ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения
(более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусмотрена отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т. е. свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированы правила функционирования свободных промышленных зон, утвержден единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд долл. в 1991 г. до 11,5 млрд долл. в
1995 г. снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружениями, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга-

Интеграционные процессы в Африке

Интеграционные процессы в Африке начались в начале 60-х годов. Страны этого континента имели различный уровень экономического развития, а по сравнению с мировым он был и остается низким. И тогда, и сейчас отмечается широкий разброс в доходах, по финансовому потенциалу, транспортным возможностям и т.д.

На начальном этапе интеграции возникали организации, скорее присущие африканским условиям, например, семь организаций «речного профиля»: ОМВГ
(Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС {Организация по освоению реки Сенегал), Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Катеры и др. Это естественный процесс, присущий данному континенту, данным специфическим условиям и тем экономическим условиям, которые были на тот момент в Африке.-

Были также созданы структуры, которые, согласно оценкам африканских исследователей, могли вполне стать своего рода центрами для «концентрации процессов и превращения их в интеграционные». Это такие организации, как
Африканская лесопромышленная организация. Международный союз стран- производителей какао. Ассоциация по развитию рисоводства в Западной Африке, и им подобные.

Целесообразно представить деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АФЭС — Общий рынок на базе существующих региональных организаций), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными опорными элементами всей конструкции АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМ ЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия о субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности
Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС создано в
1975 г., в состав входят 16 государств), ставящего целью поэтапное создание общего рынка в регионе. надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты.

В ноябре 1993 г. в Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании
Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), включающий 21 страну, в планах которого — формирование Общего рынка к 2000 г., валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга
Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в
Габороне было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в Южной и Восточной Африке соответственно.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок, созданный в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей Сообщества, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотем повести интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами стран внутри САДК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.