p> . адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; . специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; . комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров
Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины, срок действия
которых не может превышать шести месяцев в году. И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно
применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые,
компенсационные. Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера,
если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на
условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным
производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как
ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы
России со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную
территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в
стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или
угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям
подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства
подобных товаров в России. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную
территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или
косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или
угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям
подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства
подобных товаров в РФ. Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению
страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей
международной практике (ст. 25-33). Обратим внимание на ключевые положения: . страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории, . страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом. . для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара; . сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении; товары, происхождение которых не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ. Практически все страны, участвующие в международной торговле, используют
таможенный тариф как одно из важных средств регулирования
внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня
ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,
не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об
увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо учитывать полученные
из мирового опыта следующие выводы. 1. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и той, которая является их инициатором. 2. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами. 3. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в случаях: a. если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый выигрыш; b. когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем экономическая пассивность; c. когда в стране возникают отдельные чисто внешнеторговые проблемы, введение таможенных тарифов иногда является эффективнее любых других экономических мероприятий; 4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим с импортером, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается. Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной
торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные
барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры
экономического характера; барьеры административного характера; установление
монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие
специальные требования.
57. Проблемы вступления РФ в ВТО. Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может стать только тогда, когда она сумеет в полной мере раскрыть свой экономический потенциал, размеры, формы и методы использования которого будут сопоставимы с аналогичными характеристиками потенциала наиболее развитых стран мира. Как указывают многие эксперты, страна, доля которой в мировом ВВП не превышает 1-2%, а размеры федерального бюджета (20 млрд. долл.) соответствуют активам среднего американского пенсионного фонда, вряд ли может быть "полюсом притяжения" в современной глобальной экономике или в современном "многополюсном" мире. Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики. Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс между российской стороной и Рабочей группой ВТО по присоединению России значительно продвинулся вперед. Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам наиболее сложными оказались проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного производства и деятельности государственных торговых предприятий. Признание "правил игры" ВТО для России может повлечь за собой существенные изменения внутри страны - в ее экономике, экономической политике государства, правовом обеспечении предпринимательской деятельности, вывозе капитала, защите прав собственности во всех ее формах и проявлениях. Иначе говоря, процесс вступления в ВТО - это достаточно болезненный процесс ужесточения механизма действия рыночных принципов в национальной экономике, но дальнейшая интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи вне ВТО невозможна. Сам факт постоянного членства России в ВТО - на что всерьез рассчитывает российская сторона - позволит стране исключить дискриминацию во всем комплексе торговых отношений, защитить интересы российских экспортеров и импортеров за рубежом. Противоречия и споры, возникающие между участниками мировой торговли, могут разрешаться с помощью механизмов и процедур, предусмотренных ВТО, хотя, возможно, в ближайшие годы и произойдет их существенное изменение. Однако для многих российских производителей членство России в ВТО будет означать большую международную конкуренцию, которую не все смогут выдержать. Особенно большие изменения могут произойти в среде производителей, ориентированных исключительно на внутренний рынок. При этом членство России в ВТО ставит перед федеральным правительством как минимум две проблемы. Одна - это источники пополнения доходных статей бюджета из-за возможного сокращения таможенных пошлин и тарифов (при условии сравнительно низких темпов инфляции в российской экономике в ближайшие годы). Другая - это согласование обязательств России перед рядом стран СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения. Конечно, пока еще рано говорить о всех плюсах и минусах вступления России в ВТО, но как форма еще одного эксперимента в сфере раскрытия потенциальных возможностей российской экономики этот шаг заслуживает всяческой поддержки. Принимая "правила игры" ВТО, Россия должна поставить дело внутри страны таким образом, чтобы отечественные компании имели мощную поддержку своего государства, дабы выдержать международную конкуренцию. Иначе говоря, эффекта от внешнеторговой открытости можно ожидать лишь в том случае, если социальный климат в российском обществе будет всемерно способствовать этому процессу.
|Позитивные последствия присоединения к ВТО |Негативные последствия |
| |присоединения к ВТО |
| | |
|Исключение дискриминации во всем комплексе |Подавление хозяйственной |
|торговых отношений, прежде всего защита |деятельности предприятий |
|интересов российских экспортеров за рубежом |(свертывание и ликвидация |
|от: |производств из-за усиления |
|а) применения дискриминационных внутренних |экспансии иностранных |
|налогов, акцизов и таможенных сборов, |производителей |
|ограничений транзита российских товаров; |Под вопросом может оказаться |
|б) применения дискриминационных форм |само существование ряда отраслей|
|использования всей гаммы т.н. технических |отечественной промышленности |
|барьеров в торговле (технических и других |(прежде всего депрессивных со |
|норм и стандартов, правил сертификации и |всеми вытекающими последствиями,|
|др.); |в т.ч. и социальными) |
|в) недобросовестного задействования других | |
|торгово-политических средств в отношении |Обострение бюджетных проблем |
|экспортных и импортных операций российских |(учитывая низкую в целом |
|участников внешнеторговой деятельности. |налоговую дисциплину и |
| |сокращение налоговых поступлений|
|Ослабление негативного воздействия на |в бюджет из-за упадка и краха |
|российский экспорт тарифных и нетарифных |ряда отечественных производств, |
|барьеров в торговле с зарубежными партнерами |компенсировать бюджету снижение |
| |таможенных платежей в обозримой |
|Равноправие на рынке товаров усилит позиции |перспективе просто нечем) |
|России на рынке капиталов | |
| |Ужесточение налогового прессинга|
|Улучшение условий разрешения противоречий и |реального сектора экономики и |
|споров, порой возникающих между партнерами в |населения |
|мировой торговле, с помощью механизмов и |(из-за трудности с пополнением |
|процедур, предусмотренных ГАТТ/ВТО и |доходной части бюджета придется |
|отлаженных в течение более чем сорокалетней |по-видимому компенсировать эти |
|истории этой организации. Более надежные |потери повышением акцизов, НДС и|
|гарантии предотвращения торговых войн |других внутренних налогов) |
| | |
|Ясность и предсказуемость |Существенные ограничения |
|внутрихозяйственного и внешнеторгового |возможности применения средств |
|режимов |таможенного тарифного |
| |регулирования для защиты |
|Повышение прозрачности конкурентной среды |внутреннего рынка от наплыва |
| |иностранных товаров |
|Снижение цен на импортные товары на | |
|потребительском рынке, а следовательно, и |Осуществляемое под эгидой ВТО |
|расширение конечного спроса и емкости |многостороннее регулирование |
|внутреннего рынка |распространяется и на торговлю |
| |услугами, в которых позиции |
|Расширение возможности импорта современных |российских предпринимателей |
|технологий производства и управления, |значительно слабее, чем в сфере |
|усиление притока в Россию иностранного |материального производства |
|капитала в форме прямого инвестирования, | |
|частного кредитования инвестиционных | |
|проектов, приобретения акций отечественных | |
|промышленных предприятий | |
| | |
|Появление благоприятных предпосылок включения| |
|России в международную производственную | |
|кооперацию и в другие наиболее продвинутые | |
|формы делового сотрудничества (учреждение | |
|совместных предприятий, заключение соглашений| |
|о совместных исследованиях, производстве и | |
|сбыте, обмене интеллектуальной | |
|собственностью) | |
| | |
|Отпадет необходимость в десятках двусторонних| |
|международных договоров о | |
|торгово-экономичесом сотрудничестве | |
|(заменяются одним, многосторонним), которые | |
|приходится периодически продлевать, а иногда | |
|и пересматривать | |
Стратегические задачи, которые Россия стремится решить с помощью ВТО ,
изложены в Федеральной программе развития экспорта (обнародованной в
феврале 1996г.), определяющей приоритеты в экспортной деятельности и ее
перспективы. В соответствии с установками этой программы предстоящее
вступление России в ВТО должно способствовать формированию благоприятных
торгово-политических и правовых условий для российских участников
внешнеэкономической деятельности, что ,в свою очередь является важнейшей
предпосылкой для обеспечения коренных изменений в развитии рыночных
отношений внутри страны. По оценкам экспертов только устранение торговой
дискриминации на Западе по отношению к российскому экспорту позволяет
рассчитывать на увеличение поставок ряда товаров на общую сумму более 1
млрд.дол. США.
С помощью программы развития экспорта и рассчитывая на ВТО,
правительство России пытается хотя бы частично компенсировать то, что было
утрачено во внешней торговле страны за время господства стихийности. С
учетом всех факторов, влияющих на развитие экспорта, В Федеральной
программе выделены три принципиальных этапа формирования новой, более
эффективной модели участия России в международном разделении труда. I (1996-1997гг.) и II (1998-2000гг.) этапы предусматривают не
столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких
объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных
преимуществ и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента
вывозимой продукции. Решающим является III этап (2000-2005гг.), в течение которого будет
обеспечена диверсификация российского экспорта, в т.ч. за счет широкого
выхода на внешние рынки отечественных поставщиков готовой продукции, в
первую очередь наукоемкой. Доля последней в структуре экспорта страны
предположительно достигнет 10-15% и приблизится к уровню промышленно
развитых стран. Именно в этом контексте вопрос присоединения России к ВТО приобретает
приоритетное значение. Равноправным членом мирового экономического
сообщества страна может считать себя тогда, когда она соблюдает те же
правила игры, что и все сообщество. В соответствии с установками Федеральной программы развития экспорта
присоединение России к ВТО должно способствовать урегулированию проблемы
дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не
признающих пока за нашей страной статуса государства с рыночной экономикой,
что не позволяет в полной мере использовать преимущества международного
разделения труда и сложившейся структуры мировой экономики.Статус страны с
нерыночной экономикой сохраняется за Россией (до этого за СССР) с начала 80-
х годов. Это позволяет применять особые правила антидемпинговых процедур в
отношении российских товаров: - неучет внутренних российских цен при установлении факта и уровня
демпинга, форм антидемпинговых мер; - нежелание на деле принимать во внимание естественные конкурентные
преимущества России; - отказ учитывать показатели коммерческой деятельности отдельных
компаний (уровень организации маркетинга, технологии производства и др.),
осуществляющих продажи товаров по различным ценам, т.к. антидемпинговая
пошлина вводится против государства в целом. Так вновь создаваемая в России
компания, не замеченная ранее в демпинге, не может претендовать на
освобождение от демпинговых пошлин, как это принято в отношении компаний из
т.н. рыночных государств. Тем самым не только отрицаются конкурентные преимущества российских
производителей, но и подавляется их естественное желание повысить
конкурентоспособность, оптимизировать производственный процесс. 58. Внешняя торговля России В советский период в России существовала государственная монополия
внешней торговли, и заключалась в том, что государство присваивает себе
исключительное право осуществлять внешнеэкономические связи. Право на
внешнеторговые операции частному сектору давало государство. Таким образом,
только уполномоченные компании могли заниматься внешней торговлей.
Возникают внешнеторговые объединения, которые выступают в качестве
посредника и занимаются экспортно-импортной торговлей. Они создавались по
двум признакам: 1. объединения, которые специализировались на какой-то группе товара;
2.объединения, к-ые создавались по принципу географической ориентации с кем
торговать. Внешнеторговые объединения входили в структуру Министерства
внешней торговли. Вначале существовал Народный комиссариат внешней
торговли, затем Министерство внешней торговли (МВТ) затем слито с
Государственным комитетом по внешнеэкономическим связям (ГКЭС) и
образовалось Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС).Раздел между
ГКЭС и МВТ проходило по критерию специализации в ВЭД. МВТ- чисто торговая
деятельность; ГКЭС- движение кап-ла в форме инвестиционных ценностей. В
составе ГКЭС было также военное подразделение. В 88 году МВТ и ГКЭС были
объединены, чтобы повысить эффективность ВЭД. На этот период берет начало
либерализация, т.е. отход от жесткой монополии государственного сектора. С
начала 92 г. начал действовать приказ "О либерализации внешней торговли
экономической деятельности на территории РСФСР". Этот указ отменял
обязательную регистрацию российских фирм в качестве участников ВЭД;
разрешал предприятиям оставлять у себя 50% валютной выручки; отменены и
снижены некоторые таможенные пошлины; расширение использования свободной
цены рубля; снижение кол-ва товаров, экспорт которых лицензировался и
квотировался. Изменилась структура внешней торговли. Раньше основная доля -
импорт машин, оборудования, сырья, полуфабрикатов, продовольственных
товаров. Сейчас резкий рост импорта продовольственных товаров, снижение
доли машин и оборудования и еще больше доли сырья и полуфабрикатов.
Географические изменения: на промышленно-развитые страны -примерно 1/2
внешнеторгового оборота(советский период),значительная доля развивающихся
стран. Сейчас объем экспорта в развитые страны увеличился, доля соц. стран
уменьшилась, доля развивающихся стран снизилась. В настоящее время основные
партнеры -развитые страны, далее идут бывшие соц. страны, находящиеся на
нашей границе, а с развивающимися странами сохраняются отношения с Индией,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|