p> Все возрастающее значение в международной торговле приобретает встречная торговля, товарообменные сделки, на их долю по некоторым подсчетам приходится около 40% сделок. Основываются они на заинтересованности Продавца расширить объем торговли своими товарами, а покупателя, в выходе на новый рынок, продаже в первую очередь трудно реализуемых товаров, а также исключении или значительном ограничении денежных (валютных) расчетов. Встречные торговые сделки представляют собой сделки, в которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии второй стороне, а в ответ на это первая сторона закупает у второй стороны согласованный объем товаров, услуг, технологий. Отличительной чертой таких сделок является взаимная увязка между поставками в двух направлениях: заключение контракта или контрактов в одном направлении обусловлено заключением контракта или контрактов на поставку в обратном направлении. Такие сделки заключаются в самых разнообразных формах и имеют различные характерные признаки в зависимости от конкретных обстоятельств сделки. Проблемы, связанные с обеспечением страхования и финансирования контрактов, заключаемых в рамках встречной торговли, имеют ряд особенностей. Так, в число страхуемых коммерческих рисков включаются, в частности, неплатежеспособность импортера, расторжение импортером контракта до отгрузки товара, отказ импортера принять поставку товара. Объем обязательств по встречной торговле часто определяется в денежном выражении, как процент от цены товаров, которые должны быть поставлены во встречном направлении. В соглашении следует указать продолжительность допустимого срока исполнения обязательств (указать даты его начала и истечения). В нем обычно указывается вид товаров, которые будут закупаться по будущим контрактам на поставку. Не всегда можно конкретно установить все условия контрактов, которые должны быть заключены. В соглашении иногда устанавливается процедура контроля и регистрации процесса исполнения обязательств по встречной торговле (особенно полезно при долгосрочных сделках). Выбирая вид товара для встречной сделки, следует учитывать, что поставщик предпочтет, чтобы такими товарами были те, которые можно легко поставить, или те, которые он хочет внедрить на новый рынок. Покупатель предпочел бы закупить товары, в которых он нуждается сам или которые он мог бы легко перепродать. Влияние может оказать на выбор и государственное регулирование (лицензирование). Бартерные сделки являются одним из видов встречных сделок. Следует отметить, что из всего объема международных коммерческих операций, осуществляемых на принципах встречной торговли, на бартерные сделки приходится 4 %, на встречные закупки - 55 %, на компенсационные соглашения -9 %, на клиринги - 8 %. При проведении бартерных сделок необходимо особое внимание обращать На эквивалентность обмена, что достигается оценкой экспорта и импорта в мировых ценах, при определении количественных объемов обмениваемых товаров. Заключение бартерных сделок является архаическим способом торговли. Оно распространилось в нашей внешнеторговой практике по причине ограниченности валютных средств для осуществления платежа. Проводить такие сделки рекомендуется только с известными, надежными партнерами. Наиболее сложным видом встречной торговли являются сделки, именуемые компенсационными. Они, как правило, связаны с поставками дорогостоящих или технически сложных товаров. Обе стороны берут на себя обязательство осуществлять в течение определенного часто продолжительного периода времени закупки товаров друг у друга. Часто в такой торговле продается производственное (может быть комплектное) оборудование и закупается продукция, произведенная с помощью этого оборудования. Такие сделки иногда обозначают термином "обратная закупка". Оформляется такая компенсационная торговля генеральным (рамочным) соглашением с обязательством сторон заключать затем контракты на взаимную поставку с целю осуществления существа сделки. Подобное соглашение содержит условия будущих контрактов и может охватывать такие вопросы, как вид, качество и количество товаров, цена товаров, сроки выполнения обязательства по встречной торговле, платеж, ограничения на перепродажу товаров, участие в сделке третьих сторон, штрафы и неустойки, обеспечение исполнения, ответственность за неисполнение обязательств по встречной торговой сделке, выбор применяемого права и порядок урегулирования споров. ТОРГИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (ТЕНДЕРЫ) - конкурсная форма организации заключения
договоров купли-продажи или подряда с иностранными партнерами. Заказчик или
покупатель объявляет конкурс для подрядчиков, продавцов, поставщиков,
сравнивает полученные предложения и подписывает договор с тем, кто
предоставил наиболее выгодные условия. В соответствии с законодательствами
большинства стран и правилами ГАТТ торги являются единственно допустимым
методом заключения договоров для предприятий с участием государственного
капитала, желающих сделать заказ иностранному партнеру. Покупатели,
решившие провести торги, создают тендерные комитеты, которые рассылают или
публикуют объявления о торгах, устанавливают правила представления
предложений, называемых также тендерами, распространяют их условия между
участниками, проводят техническую и коммерческую экспертизу предложений и
принимают решение о передаче заказа. Различают открытые и закрытые
международные торги. В открытых торгах могут принимать участие все желающие
фирмы, а в закрытых - только те поставщики и подрядчики, которых приглашает
тендерный комитет. Если объект торгов представляет для заказчика особую
важность, то перед закрытыми торгами предусматривается предварительный этап
- преквалификационные торги, в результате которых тендерный комитет по
предоставленным ему материалам допускает к закрытым торгам наиболее
компетентные и опытные фирмы. Момент окончания подачи предложений называют
закрытием торгов. С точки зрения процедуры закрытия различают гласные и
негласные торги. При гласном закрытии условия полученных предложений
оглашаются публично. При негласных торгах этой информацией пользуется
только тендерный комитет. В течение одного-трех месяцев он выносит
окончательное решение. После закрытия международных торгов, тем более в
случае получения заказа, участники торгов не имеют права изменять условия
своих предложений.
49. Биржа как инструмент международной торговли.
БИРЖА - организационная форма оптовой, в т.ч. международной торговли
массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры
(товарная биржа), или систематических операций по купле-продаже ценных
бумаг, золота, валюты (фондовая БИРЖА).
Фондовая биржа
Фондовая биржа - организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-
продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и
перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями,
отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную
стоимость ценных бумаг.
Биржевые операции
Биржевые операции - операции, проводимые на товарных и фондовых биржах,
заключение сделок купли-продажи на биржах. Товарная биржа по определению - корпоративная, некоммерческая
ассоциация членов корпораций, обеспечивающей материальные условия для
купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и
процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи. Задачи биржи - не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой,
а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров, а контрактов на
их поставку. На них продаются контракты на стандартизируемые виды товаров,
которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому
описанию. На товарных биржах выявляются базисные цены, которые формируются
под влиянием соотношения спроса и предложения. Все биржи являются
самостоятельными предприятиями и действуют независимо друг от друга.
Одни товары продаются и покупаются лишь на какой-то одной бирже, другие -
на нескольких; однако, размеры контрактов на один и тот же товар и
другие характеристики отличаются друг от друга на разных биржах. Значение фондовой биржи для рыночной экономики выходит за рамки
организованного рынка ценных бумаг. Фондовые биржи произвели переворот в
проблеме ликвидности капитала. "Чудо" состояло в том, что для инвестора
практически стерлись различия между долгосрочными и краткосрочными
вложениями средств. Вполне реальные во времени опасения омертвить капитал
сдерживали предпринимательский пыл. Но по мере развития операций на
фондовых биржах сложилось положение, когда для каждого отдельного
акционера инвестиции (инвестированный в акции капитал) имеют почти такой
же ликвидный характер, как наличные деньги, так как акции в любой момент
могут быть проданы на бирже.
50. Международная торговля услугами. Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных
сегментов мирового хозяйства. Стоимостные показатели мирового экспорта
услуг за 1980-1996 гг. возросли в 3,3 раза (ежегодные темпы прироста
превысили 8%), тогда как увеличение торговли товарами было менее
значительным - 2.9 раза (6%). Объем мирового экспорта услуг оценивался в
1996 г. в 1355 млрд. долл., что составляло порядка 20% всей международной
торговли товарами и услугами (414 млрд. и 18% в 1980 г.). В мировой торговле услугами доминируют страны с высоким уровнем доходов,
чей удельный вес в экспорте и импорте услуг достигал в 1996 г. 87% (в 1980
г. 81%) и 76% (69%) соответственно. Еще 5-6% приходится на быстрорастущие
рынки государств Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Географическая
структура мировой торговли услугами является в целом более
концентрированной, чем торговля товарами, где доля стран с высоким уровнем
доходов в середине 90-х годов составляла около 75%. В 1980-1996 гг. отмечалось практически повсеместное снижение роли
транспортных услуг при одновременном расширении масштабов и повышении
относительной значимости международного туризма. Удельный вес последнего в
мировом экспорте услуг вырос с 24% в 1980 г. до 31% в 1996 г., а его
стоимостные объемы - в 4,2 раза. Количество туристов возросло со 159 млн.
до 336 млн. Таким образом, из каждой 1 тыс. человек населения планеты в
1980 г. субъектами международного туризма являлись 36 человек, а к 1996 г.
эта цифра увеличилась до 58. В таких странах, как Чехия, Австрия,
Швейцария, Малайзия, Финляндия, Дания, Германия, каждый житель
путешествовал по 1 разу и более. В отличие от экспорта услуг в целом, где в последнее время усиливаются
позиции стран с высоким уровнем доходов, доля последних в экспорте
туристических услуг менее велика и имеет тенденцию к снижению в 1980 г. 78%
в 1996 г. 73%. В импорте туристических услуг наоборот, преобладание стран с
высоким среднедушевым доходом более выражено и увеличилось за 1980-1996 гг.
с 78 до 82%. Еще одной крупной и быстрорастущей статьей международной торговли
услугами являются различного рода коммерческие услуги, на долю которых в
1996 году приходилось 18% всех объемов (в 1980 г. 16%). Внутри группы
коммерческих услуг наиболее динамично развивается торговля финансовыми,
брокерскими и лизинговыми услугами, где ежегодные темпы прироста в 1980-
1996 гг. составили 9,5%. Удельный вес последних в структуре торговли
коммерческими услугами увеличился с 37% в 1980 г. до 45% в 1996 г. В настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее
доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 1996 г. 0,9 и 1,4%
соответственно. Напомним, что удельный вес России в мировом экспорте
товаров достигал в последние годы 1,4-1,7%, в импорте - 1,3-1,4%. Вместе с тем низкие показатели торговли услугами являются прежде всего,
отражением внутриэкономических трудностей и проблем, чем свидетельством
недостаточного уровня развития этого сектора в системе внешнеэкономических
связей России. Так, доля экспорта услуг в общем объеме отечественного
экспорта товаров и услуг увеличилась с 12,5% в 1996 г. до 13,7% в 1997 г. и
15,3% за 9 месяцев 1998 г. Последняя величина уже вполне сопоставима со
средними значениями для всех важнейших регионов мира, колеблющимися от 15%
для Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки до 21% для странах с
высоким уровнем доходов. Отношение экспорта услуг к ВВП, по данным Всемирного банка, составляло
для России в 1996 г. 2,8%, что лишь незначительно уступало аналогичным
зарубежным показателям: 3,2% в США, 3,6% в Германии, 5,8% во Франции, 6,9%
в Великобритании, 5,5% в Республике Корея. В Японии и Китае данные
показатели были меньше российского - 1,5 и 2,5% соответственно. При этом,
если выделить часть ВВП, состоящую из услуг, и отнести к ней экспорт услуг,
то за счет более высокого вклада сферы услуг в формирование ВВП в
промышленно развитых странах показатели экспортной ориентации национального
сектора услуг России и западных государств еще более сблизятся. Так,
экспортная квота в части ВВП, созданной в сфере услуг, в 1996 г. достигала
в России 5,1% (5,6% с учетом последующей корректировки объема экспорта
услуг Банком России) против 8,1% во Франции. Наиболее крупной статьей отечественной торговли услугами является
международный туризм, на который устойчиво приходится свыше 1/2 всего
объема экспортно-импортных операций в этой сфере. В 1996 г. удельный вес России в мировом экспорте и импорте туристических
услуг находился на уровне 1,3 и 2,8% соответственно, что существенно выше
показателей, характеризующих торговлю услугами в целом. Из каждой 1 тыс.
российского населения за рубеж в 1996 г. выезжало 144 человека против 58 в
среднем в мире. Фактически Россия является наиболее крупным и активным
импортером туристических услуг в группе стран со средним и низким уровнем
доходов. В то же время, располагая колоссальной территорией (13% суши) и огромным
многообразием природных и культурно-исторических памятников, Россия в 1996
году сумела привлечь лишь 14,6 млн. туристов (2,5% всего туристического
потока). Для сравнения заметим, что бывшие социалистические страны Европы,
такие как Венгрия, Польша, Чехия, значительно более успешно действовали на
туристическом рынке, приняв в 1996 г. 20,7 млн., 19,4 млн. и 17,0 млн.
человек соответственно. Доходы от российского экспорта туристических услуг
в абсолютном выражении были меньше аналогичных поступлений Индонезии,
Сингапура, Бразилии, Мексики, Турции. При всех объективных трудностях и проблемах в развитии отечественного
экспорта туристических услуг именно по этой статье, возможно приращение
доходов по экспорту услуг в целом. Для этого имеются все необходимые
условия быстрорастущий мировой рынок туристических услуг, подавляющая часть
которого приходится на близко расположенные европейские и азиатские страны,
а также наличие уникальных природных и культурно-исторических памятников.
Однако инфраструктура туристического бизнеса недостаточно развита. Но все
же основные причины пока еще низких показателей экспорта туристических
услуг заключаются в сохраняющейся социально-политической нестабильности,
криминогенной обстановке, неоптимальной ценовой политике отечественных
туристических и транспортных компаний, неэффективной организации
туристического бизнеса в целом. Второй по значимости статьей российской торговли услугами являются
транспортные операции, на долю которых в последние годы приходилось 23-26%
экспорта и 16-17% импорта услуг. Как и во всем мире, относительная роль
транспортных услуг в российском экспорте постепенно сокращается, однако не
за счет увеличения других прогрессивных статей торговли услугами, а под
влиянием вытеснения отечественных транспортных компаний с рынка
международных перевозок. Так, на долю российских перевозчиков в 1998 г. приходилось лишь 25% всех
перевозок отечественных внешнеторговых грузов автомобильным транспортом.
Соответственно значительная часть российских грузов была перевезена
транспортными предприятиями Белоруссии, Украины, Турции, Польши, стран
Балтии. Одна из причин - различный уровень налогообложения, снижающий на 25-
30% себестоимость автотранспортных услуг в этих странах по сравнению с
Россией. Прогрессирующее сокращение экспортных операций в транспортной сфере
компенсировать крайне сложно. Мировой рынок услуг в области освоения космоса и космической связи, где
Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не
является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной
требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников.
При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации
для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и
характера предлагаемых комплексных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|