Меню
Поиск



рефераты скачать Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика

p> Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов, многие государства поддерживают подобную специализацию, ставшую для них не только важнейшим источником валютных поступлений, но и условием социальной стабильности. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Существует и ряд других причин, побуждающих отдельные страны (Италия,
Португалия, Греция, а в последнее время и Канада) обращаться к экспорту рабочей силы. Дело в том, что при переводе части заработной платы на родину иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладая пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода.

Трудовая миграция с точки зрения платежного баланса России рассматривается как экспорт рабочей силы, поскольку связана с притоком валютных поступлений за счет перевода заработной платы работающих за рубежом, приобретения ими технических новшеств, товаров длительного пользования и т.д., которые суммируются в общенациональном масштабе с накопленными страной активами.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не

по своей воле, а под давлением обстоятельств [I]. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного со-трудничества-

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках
ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны- импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. [б].

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
55. Основные формы и направления международной передачи технологий.

Ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ национальной экономики является овладение передовыми технологиями. Новые технологии доказали возможность совершенствования существующей и появления принципиально новой продукции, такой, как волоконная оптика, микроэлектроника, промышленная керамика, микролазеры, композиционные материалы и т.п.

Согласно теории эволюционной экономики, экономическое, социальное и технологическое развитие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Поэтому технологическое развитие рассматривается как одна из важнейших движущих сил, определяющих траекторию трансформационных процессов в экономике.

Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься едва ли не весь спектр международных экономических отношений, включая куплю-продажу патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.

Субъект мирового рынка технологий – это государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица (ученые и специалисты).

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль в сфере передачи технологии играют правительства. Так называемый
“технологический разрыв”, который существует между США и Западной Европой,
Западной Европой и Японией, развитыми и развивающимися странами, в том числе новыми индустриальными странами (НИС) и наименее развитыми, а также
Россией и другими странами бывшего социалистического лагеря, может быть выгодно использован (и используется развитыми странами), как в коммерческих, так и в политических целях. технологический обмен ТНК является внутрикорпоративным трансфертом, но не технологическим обменом в общепринятом понимании. Он приводит к сохранению и упрочению технологического лидерства и разрыва, а в ряде случаев и к обратному оттоку технологии через учреждаемые в других странах исследовательские подразделения.

Гораздо более перспективным источником технологии могут быть поэтому мелкие фирмы, у которых недостает собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу – в момент ее появления. Для России привлечение капитала в новые небольшие компании и технопарки – наиболее привлекательный путь развития международного технологического обмена.

Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, позволяет осуществлять международный технологический обмен по многоступенчатому сценарию.

Так называемая “высокая технология” обращается преимущественно между промышленно развитыми странами. Средняя и низкая технология может быть новой для рынков развивающихся и новых индустриальных стран. Принципиальная особенность такого обмена – приобретение лицензий фирмами развивающихся стран у развитых и перенос относительно простых стадий производства корпораций развитых стран в собственные филиалы и отделения, расположенные в НИС. Единственный реальный путь для вхождения России в международный технологический обмен и на рынок технологий – использование накопленного научно-технического потенциала. Известно, что он способен привлечь миллиарды долларов инвестиций под совместную коммерциализацию технологий оборонного комплекса и ряда гражданских. Только на этом пути открывается возможность интеграции в мировое хозяйство и изживания энергосырьевой направленности экспорта.

ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.

Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе: огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и др.; конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно действующие; обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.; перекрестное лицензирование на паритетной основе; миграция ученых и специалистов 9в том числе международная, так называемая
“утечка умов”) из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию – фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и запатентованные изобретения.

Помимо официальной в последние годы большой размах приобрела нелегальная
“передача” технологии в форме промышленного шпионажа и технологического пиратства – массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми структурами.

По некоторым сведениям, до 1/3 зарубежных служб маркетинга (и исследовательских) крупных корпораций тем или иным образом причастны к промышленному шпионажу. Технологическое пиратство более всего развито в Юго-
Восточной Азии.

Основными формами коммерческой передачи информации являются: продажа технологии в материализованном виде – станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств; портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности –
“ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.; совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация; инжиниринг.

ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутрифирменный трансферт, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутристрановые, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно- техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли- продажи).

На государственном, межгосударственном и межфирменном уровне передача технологии и технологический обмен регулируются законодательными актами национального и международно-правового характера, а также конкретными договорами и соглашениями сторон (фирм, корпораций и др.).

В соответствии с Венской конвенцией 1980 г. (а также Гаагской конвенцией
1964 г.) строго регламентируется весь товарообмен, включая технологический.

Участие страны в международном технологическом бизнесе определяет ее экономический статус. Россия имеет все шансы и возможности выйти на международный рынок технологий. Этому способствуют: наличие развитой базы по разработке новейших технологий (города ВПК); богатые природные ресурсы, которые позволяют создать любой материал на пределах страны; наличие квалифицированных специалистов по разработке новейших технологий;

большое количество нереализованных, но перспективных технологий, разработанных для оборонного комплекса.

Однако выходу России на международный рынок технологий мешают следующие факторы: отсутствие проработанной юридической базы по проблеме защиты технологий; отсутствие материальной заинтересованности промышленности в использовании и доработке имеющихся отечественных технологий; несовершенство принимаемых программ по сохранению и развитию технологической базы страны, которые не учитывают российских особенностей; незначительная интеграция российских технопарков и коммерческих структур, а также ограниченное привлечение иностранного капитала в подобные структуры.

Для успешного выхода России на международный рынок технологий нужно: определить приоритеты и направления, в которых должна развиваться технологическая база страны, а затем на этой основе создать ФЦП; реализовывать новейшие технологии в первую очередь на внутреннем рынке, чтобы потом не приходилось закупать продукцию за рубежом, произведенную по российским же технологиям; активно разрабатывать так называемые “двойные” технологии и внедрять их в жизнь; обеспечить поддержку инновационному предпринимательству

.
56. Таможенный тариф РФ

Основными целями таможенного тарифа (Закон РФ «О таможенном тарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений Закона.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от установленных.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.