p> Существующие очевидные резервы увеличения экспорта услуг тем не менее
имеют жесткие политические ограничения и вряд ли будут реализованы. Речь
идет о продаже ряда военных (ядерных) технологий, вызывающих острое
неудовольствие США и НАТО, а также об оказании услуг по утилизации
промышленных (прежде всего ядерных) отходов. В последнем случае потенциал
огромен, но это прямая угроза национальной безопасности. Таким образом, как и для товарного экспорта, возможности расширения
экспорта услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от
состояния российской экономики в целом. Классификация услуг основана на международной стандартизированной
промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и
признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами
считаются все следующие товары: 1. Коммунальные услуги и строительство 2. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы 3. Транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество 4. Оборона и обязательные социальные услуги 5. Образование, здравоохранение и общественные работы 6. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги Большая часть из них действительно производится и потребляется
исключительно в национальных рамках, то есть, с точки зрения международной
экономики является неторгуемой. И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми
другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой
страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с
переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют
качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (таб.1). Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими
иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в
отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в
рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и
покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения.
Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад
консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы
(модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению
(услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требует прямого
взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке
по дебиторской карточке). Услуги делятся на: . Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и инвестиционные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам; . Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования
международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются
преимущественно на нефакторных услугах. Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев
происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в
ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг
потребителю услуги делятся на: . Услуги, связанные с инвестициями – банковские, гостиничные и профессиональные услуги; . Услуги, связанные с торговлей – транспорт, страхование; . Услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги. Итак, услуги представляют собой изменение в положении
институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на
основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие
от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках
одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и
покупателя. 51. Основные формы движения капитала. Капитал - это стоимость, к-рая имеет рыночную цену и спрос, это
реализуемая стоимость. Капитал проявляется в вещественной (сокровища,
недвижимость) и в денежной форме. Платежный баланс учитывает движение
капитала. Капитал имеет 3 формы движения:
1. предпринимательская (бывает 2 видов: прямые капиталовложения в
производство; косвенные инвестиции (портфельные инвестиции, т.е. вложения в
ценные бумаги))
2. ссудная
3. кредитно-ссудная форма. Есть два подхода к трактовке сущности международного движения
капитала. Различия в основе этих двух подходов в свою очередь объясняются
двумя причинами: во-первых, развитием рынка и составляющих его форм
хозяйственных связей; во-вторых, меняющимся пониманием сущности, роли и
значения отдельных форм таких связей в развитии и совершенствовании
национальных экономик, характера задач, экономической безопасности и
социально-экономического благополучия. Для экономистов международное движение капитала - это движение одного
из факторов производства, основанное на его исторически сложившемся или
приобретенным сосредоточении в различных странах, экономическая предпосылка
производства ими отдельных товаров и услуг более эффективно, чем в других
странах. В центре внимания здесь рынок в качестве универсальной ценности с
признанием национальных особенностей его функционирования в отдельных
странах, но при этом - с признанием еще одного элемента универсальности -
правил игры на международном уровне, а постепенно также и на национальном
уровне. Для политэкономов - это помещение относительно избыточных
преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического
получения более высокой прибавочной стоимости, произведенной трудящимися
страны, в которую помещен капитал. При этом подходе рынок уже не субъект, а
объект, средство достижения определенных целей на национальном,
региональном или международном уровне. В реальном (экономическом)
содержании международное движение капитала является определяющим элементом
в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных
хозяйственных связей всех видов. По характеру и формам международные капиталовложения могут быть
разными. По источникам происхождения - это государственный и частный капитал.
Государственный капитал в международном обиходе называют еще официальным;
он представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или
принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо
межправительственных организаций. По формам - это государственные займы,
ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется
межправительственными соглашениями. Сюда же относят кредиты и иные средства
международных организаций. Частный капитал - это средства негосуд-ных
источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными
лицами (юр. или физ.). Сюда относят инвестиции, торговые кредиты,
межбанковское кредитование; они не
связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в
поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и
регулировать. По характеру использования межд-ные капиталовложения могут
быть: предпринимательскими и ссудными. Первые прямо или косвенно
вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема
прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает
частный капитал. Вторые означают предоставление средств взаймы ради
получения процента. Здесь капитал, главным образом, идет из государственных
источников, но частные источники также весьма значительны. По срокам
международные капиталовложения делятся на среднесрочные и долгосрочные, а
также краткосрочные. К первым относят вложения более чем на один год. В
данную группу входят наиболее значимые капиталовложения. т.к. к
долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме
прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный
капитал (государственные кредиты). По целям межд-ные капиталовложения
делятся на прямые и портфельные инвестиции. Первые являются вложением
капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с
помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном
прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским
капиталом. Вторые не дают права контроля за объектом вложения, а всего лишь
преимущественное долгосрочное право на доход (в смысле очередности в
получении такого дохода). 52. Роль прямых инвестиций в развитии МЭ По разным причинам (в том числе названным выше) прямые инвестиции
оказывают существенное воздействие на всю мировую экономику и ее сердцевину
— международный бизнес. С экономической точки зрения, с позиций фирм это:
• обеспечение для себя стабильного рынка непосредственно или в качестве
трамплина для выхода на рынки третьих стран;
• образование своего внутреннего рынка, те или иные секторы которого
расположены в отдельных странах; • включение своего интереса в межгосударственные отношения на
региональном и более широком международном уровне. Когда говорят о прямых инвестициях, то исходят из двух определений:
узкого и широкого. Узкое определение дано ОЭСР, базисная методология этого направления
изложена в Кодексе либерализации движения капитала (приложение А):
охватывается трансграничное движение капитала и ресурсов с целью установить
прочные экономические отношения и получить право контроля над предприятием.
В качестве инвестора могут выступать как нерезиденты в данной конкретной
стране, так и резиденты из-за границы. Для обеих категорий указываются три
пути для образования прямых иностранных инвестиций: создание или расширение
предприятия со 100%-ным иностранным владением, дочерней компании или
отделения, приобретение в полную собственность существующего предприятия;
участие в новом или существующем предприятии; заем на 5 лет и дольше. Такой
единообразный подход вызывает серьезную критику и даже неприятие со стороны
большой группы стран (особенно развивающихся), так как ставит на одну доску
реальный приток инвестиционных ресурсов из-за рубежа и вложения,
принадлежащие постоянно проживающим в данной стране иностранцам (в этом
случае никакого прироста ресурсов зачастую не происходит). Широкое определение инициировано Всемирным банком и впервые упомянуто в
Соглашении об учреждении МИГА
53. Парижский и Лондонский клубы: место и роль в международном движении
капитала. Институциональная структура валютно-кредитных отношений включ. и
неформальные международн. организации, такие как Парижский и Лондонские
клубы. Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно
развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей
по госуд. долгу стран. Для избежания одностороннего моратория ( отсрочки
платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях
пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 году,
когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с
должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились
активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения
госуд. долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России.
На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ,
МБРР(междунар. банк реконструкции и развития), ЮНКТАД и обычно
рассматривается вопрос о той части внешнего долга, кот. должна быть
погашена в текущем году. Парижский клуб по другому называется Джи 10 или
Группа десяти. В парижский клуб входят: Бельгия, Великобритания, Германия,
Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония и др. Парижский клуб предоставляет кредиты госуд. структурам. Парижский клуб
финансирует программу ОФР (официальное финансирование развития). Для
развивающихся стран механизм ОФР имеет три вида: 1. 58% всех ср-в ОФР поступает от Парижского клуба 2. многостороннее сотрудничество на основе международных финансовых
организаций 3. получение кредита от стран за пределами Парижского клуба ( Арабские
страны и др. ) ОФР включает 2 вида кредита: 1. официальная помощь развития (ОПР) 2. прочие ОФР Ср-ва, предоставляемые в качестве ОПР до 25% должны быть
безвозмездными. В настоящее время доля безвозмездности растет и для
некоторых стран сост. уже 70%. Прочие ОФР не предоставляются на
безвозмездной основе и имеют более жесткие %-ные ставки Согласно распоряжения президента РФ N 378 РТ от 16.19.97 " О
присоединение РФ к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве гос-
ва участника". В целях дальнейш. интеграции РФ в международную валютно финанс. сис-
му, обеспечение эконом. и полит. интересов РФ, повышению эффективности
использования росс. внешних фин. активов и в развитие договоренностей,
достигнутых на встрече 8 ведущих индустриальных стран мира в июне 97 г. (
г. Денвер США ): 1. признать целесообразным присоединение РФ к деят-ти
Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника. 2.
Правительству РФ обеспечить в 97 г. присоединение РФ к деятельности
Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного участника. Лондонский клуб создан в 50-х годах. В Лондонском клубе, кот.
объединяет примерно 600 коммерческих банков, обсуждаются проблемы
урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым институтам.
Лондонский клуб предоставляет кредиты как госуд, так и частным
предприятиям. Лондонский клуб не предоставляет кредиты на льготной и
безвозмездной основе, т.к. это частные коммерческие банки. В Лондонский
клуб входят банки Японии, США и Европы. С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного
урегулирования перенесена на уровень совещания глав государств и
правительств семерки и группы десяти, которая кроме семерки включает
Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Швецию ( Швейцария, хотя она и не явл.
членом МВФ стала членом общего соглашения о займах МВФ, заключенного
странами Джи 10 для расширения кредитных возможностей фонда). На этих
совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый
раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в
противовес центробежным тенденциям " каждый за себя".
54. Международное перемещение трудовых ресурсов. Наиболее ярким примером миграции по экономическим причинам является
перемещение рабочей силы внутри Европы. До начала 1970-х в благополучные
западноевропейские страны на заработки переехали миллионы работников из
отсталых регионов, так называемые “гастарбайтеры”. Феномен гастарбайтера наглядно иллюстрирует как положительные, так и
отрицательные стороны международной миграции. Страны, имеющие в избытке
трудовые ресурсы, но нехватку капиталов, могут импортировать капиталоемкие
товары или занимать капитал за границей, а с относительно избыточным
капиталом могут импортировать трудоемкие товары или прибегнуть к найму
рабочих-мигрантов. В межстрановом аспекте перераспределение трудовых ресурсов ведет к
выравниванию заработной платы. В странах, где наблюдается их избыток,
работники получают меньшую зарплату, по сравнению с теми, где ощущается
нехватка рабочих рук. Вместе с тем отъезд за рубеж приводит к сокращению
занятости, способствуя тем самым повышению уровня оплаты труда. И если бы
не существовали препятствия для перемещения, могло бы произойти полное
выравнивание цены труда. Однако, несмотря на общий выигрыш некоторые группы эмигрантов
оказываются в проигрыше. Так, если отъезжающие на заработки за рубеж
выигрывают в заработной плате, то трудящиеся в странах, принимающих их,
теряют, поскольку рынок труда мгновенно реагирует на повышение предложения
рабочей силы, соответственно понижается цена на труд. В то же время на
родине мигрантов падает предложение труда и работодатели вынуждены искать
более неприхотливых работников. По мнению ряда специалистов, международная подвижность рабочей силы,
предоставляя определенные принципиальные преимущества, на деле приводит и к
уменьшению благосостояния общества. Ведь в большинстве случаев иммигранты
соглашаются на непривлекательную для местных жителей работу, поэтому
немногие из них смогут стать высококвалифицированными специалистами, а в
итоге уменьшается потенциал своей страны. В этом случае применяется государственное регулирование иммиграционных
потоков. Существует огромное количество ограничений на перемещение трудовых
ресурсов. Нестабильность в Восточной Европе, война в бывшей Югославии и
распад Советского Союза заставили многие европейские страны ужесточить
иммиграционное законодательство. В 1993 году Франция ограничила въезд
желающих, Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство
претендентами на въезд и не признавать права гражданства за детьми
иммигрантов, работающих по контракту. В основном, это относится к туркам,
которые раньше имели по закону такие права. Ужесточили иммиграционное
законодательство Австрия, Италия, Испания и Португалия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|