Меню
Поиск



рефераты скачать Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

Перейдем к анализу основных механизмов воли, принимая рабочим критерием понятия «основных механизмов» - переход психики к масштабным операциям обработки уже отобранной  посредством внимания информации.

Первая из таких масштабных операций - своеобразный тест информации на соответствие личностной установки.

Под установками автор понимает готовность, предрасположенность человеческой воли осуществлять еще одну, вторичную фильтрацию информации восприятия; причем такая фильтрация подразумевает готовность использовать именно ту информацию, которая точно соответствует личностным стереотипам, представлениям, ожиданиям.

По мнению автора, уже сам статус установки в жизни психики показывает доминирование опыта общения в личностном выборе в огромном числе ситуаций. В этом смысле установка есть проекция опыта использования имиджа на механизм воли.

При сильной мотивации (любопытство, высокая устойчивость личности и др.) человек может «заходить» далеко за пределы установок, благодаря чему возможно, например, интенсивное обучение, чистое творчество и т.д.

Итак, отграничение возможных вариантов поведенческого выбора в бытии установки есть первая из основных масштабных операций воли. Вторая из них связана с особым «переборным» вариантом, уже внутри поля психической установки.

Такие варианты и представляют собой своеобразный «банк конкретных поведенческих стереотипов», лежащих в основе использования имиджа.

Для того, чтобы какой-то связанный набор поведенческих действий попал в такой «банк стереотипов», должны быть соблюдены следующие условия:

-         такие действия должны быть опробованы, причем в редких случаях апробированность может быть идеальной  (какой-то человек дает желаемый эталон поведения в группе, на который ты сам пока не решаешься);

-         апробация должна сопровождаться положительной
или нейтральной групповой оценкой, что желательно,
исходя из принципа  «экономии  психической силы».
Нормальные  групповые  оценки  позволяют  избегать
сомнений,   мучительного   самоанализа,   неизбежной
тревожности при выходе за пределы установок. Именно
здесь, решающую роль  играет созданный благоприятный
имидж объекта или явления, который помогает индивиду
 в принятии такого решения и дает ему психологическую
защиту;

-         такие действия не должны прямо противоречить
тем  нормам,   которые  личность  считает  своими
нравственными ориентирами,  или,  по крайней мере,
такие действия позволяют  сфальсифицировать  такие
нравственные нормы. Иными словами, имидж, который
призван помочь индивиду в принятии поведенческого
 решения, должен соответствовать принятым человеком
нормам поведения, ценностным ориентациям,  а также
представлениям о нравственности.

Бытие имиджа непременно включает в качестве элемента психические образы социального поведения, но далеко не всякий образ имеет отношение к имиджу.

Ощущения - еще одна сторона психики, которая играет важнейшую роль в принятии поведенческого решения и  которую необходимо учитывать при формировании благоприятного образа предмета или явления (т.е. имиджа).

Проблема выявления природы ощущений является одной из так называемых, «вечных», «проклятых» проблем, варианты решения которых выражает сначала самоуверенность, а потом надежду, испуг ученых перед очевидной противоречивостью и изменчивостью мира.

 Ощущения носят явную «склонность» к, так называемой, синестезии, т.е. комбинаторике, постоянно рождая стабильные и быстротекущие ассоциации и образы, далеко не все из которых используются при рациональном и даже интуитивном поведенческом решении.

Ощущения, базирующиеся на довольно изученных механизмах воздействия раздражителя на рецепторы, имеют как бы свою «автономную» память и порядок обратного воздействия на рецепторы, причем в большинстве случаев воздействия неосознанного.

Приведем главные черты возникновения и бытия человеческих ощущений, помимо синестезии, множественности механизмов, рождающих одно и то же ощущение, автономности «рецепторной памяти».

Любое ощущение возникает как неосознанное. Даже когда испытатель пробует искусственно вызвать у себя конкретное  приятное ощущение, он базируется на целом ряде «первичных» воздействий на рецепторы «извне» и «изнутри». Другими словами, всегда есть некоторое, измеряемое в микросекундах время возникновения ощущений.

Ощущение остается неосознанным, если не содержит информации, значимой для решения субъективно поставленной поведенческой задачи.

Ощущение выполняет следующие функции:

1.         оповещение о состоянии среды и организма;

2.         сверку  информации  с  поставленной  целью. Значительную роль в этом играет внимание как система феноменов, согласующих установки, желания, опыт личности с ощущениями, в которых их еще нет.

3.         Создания стихий возникающих блоков  «невостребованных ощущений», которые очень важны в интуитивных актах, вызывая ряд ассоциаций, образов, предчувствий, состояния «очевидной и непосредственной целостности» при интуитивном получении нового знания. Другими словами, решение, выработанное на основе абстрактных субъективных принципов («мое понимание честности», справедливости, блага ближнего и т.п.) вызывает чувство правильности только при сверке с такими невостребованными ощущениями. Имидж здесь является своеобразным «мостом», соединяющим невостребованные ощущения и абстрактные субъективные ассоциации, образы, предчувствия.

4.         Хранение опыта предшествующих ощущений и их комбинаций, как в «общей» памяти, так и в рецепторной памяти.

Противоречивая система процессов формирования из ощущений образов, ассоциаций, предчувствий в силу «столкновения» ощущений с опытом личности, ее ценностями и привычками, опосредованная ситуативной спецификой, рождает особый феномен восприятия.

В этом смысле восприятие есть некая условная точка резкого падения стихийного момента в ощущениях, они  становятся характеристикой жизни собственно личности, как бы приручаются, «дрессируются» самой личностью.

В теории психологии есть термин «апперцепция» (в буквальном переводе с латыни «ad» - «к», «перцепция» – ощущение), который и обозначает постоянную сверку ощущений с опытом личности, результатом чего выступает довольно странный эффект «установки».

Таким образом, восприятие, внимание, как и эмоции связаны с ощущениями отношениями диалектического единства; ощущения либо «отбрасываются» на определенном этапе своего бытия, любо выступают как элементы, «кирпичики» сложного, противоречивого здания постоянного обновления и воспроизводства личности.

Восприятие есть сложная система социализации, «очеловечивания» ощущений, превращение их в органичные элементы личности с ее целями, интересами, установками и т.д.

Элементами, взаимодействующими в восприятии, являются простые и сложные ощущения, их комбинации, образы, ассоциации, эталонные образы - понятия личности, обратные подражательные образы, зависящие от уровня возбуждения рецептора и т.д.

На принятие поведенческого решения оказывает  воздействие собственное восприятия человеком самого себя и мира вокруг.

Восприятие можно определить как «процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для  создания  значимой  картины окружающего   мира».    Личностное   восприятие   может испытывать на себе воздействие понимания человеком самого себя,  своих потребностей и мотивов,  знаний,  прошлого  опыта, чувств, отношений и личностных качеств. Например, люди воспринимают некоторые автомобили как нечто мужское, а некоторые, наоборот, как нечто женское. Важно знать и учитывать, как воспринимается создаваемый и внедряемый имидж индивидами, поскольку восприятие последних и есть реальность. Как говорит один из консультантов по вопросам маркетинга Ховард Московитц, «если потребитель хочет ощущать натуральный вкус лимона и если он полагает, что лимонад с искусственными добавками имеет натуральный вкус, то именно его он и купит». Иными словами: «то, что воспринимается потребителем как вкус лимона, то им и является»26.

Организационный имидж создается с помощью маркетинговых коммуникаций, наделяя их своеобразными «дополнительными» характеристиками. Обычно это делается с помощью ассоциаций. Ассоциация - это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека. Ассоциации бывают трех видов:

-         по   смежности,   основу   которых   составляют
пространственные   и   временные   отношения   между
предметами и явлениями;

-         ассоциации по сходству (новый предмет  похож или
кажется похожим на ранее известный предмет);

-         ассоциации по  контрасту,  когда  ассоциируются
резко отличающиеся, противоположные факты или явления.

Провоцирование положительных ассоциаций используется во всех разработках в области рекламы и имиджа особенно. Но чаще всего ассоциативный ряд тех, кто формирует и внедряет имидж, не совпадает с ассоциативным рядом тех, на кого имидж направлен. Поэтому необходимо исследовать восприятие одних и тех же явлений как первых, так и вторых, с целью выявления общих, идентичных ассоциаций.

Одним из своеобразных алгоритмов работы восприятия  является внимание, показывающее меру сосредоточенности, избирательности воздействия личности на процессы собственного восприятия.

Внимание, в любой его форме, выражает бытие воли субъекта в восприятии. При непроизвольном, то есть слабо опосредованном внимании, волей к решению поведенческой задачи, контроль над восприятием ослабевает и, следовательно, растет роль стихийных образов и ассоциаций.

При произвольном внимании поиск гораздо функциональнее, избирательнее, что ведет к росту роли образов - эталонов в восприятии.

Но в обоих случаях роль внимания в восприятии ограничивается уровнем непосредственного запоминания, который равен 5-7 объектам одновременно.

Отсюда следует, что при формировании имиджа  необходимо привлечь и «зафиксировать» внимание на объекте, имидж которого строится.

Таким образом, ощущения, характеризующиеся одновременно как адаптационные, так и эвристические потенции человека есть непременное условие социализации. В этом смысле целый ряд эффектов перцептивного бытия человека показывает глубочайшие психологические корни социального поведения. Благодаря ощущениям идет и часто  бессознательная корректировка поведенческих задач.

Цель группы - она сама, а не люди, которые ее образуют. Пользуясь метафорой Френсиса Бекона, можно сказать, что имидж есть демон «мы» в «я», для которого человек – есть лишь символ, средство и условие  самовоспроизводства «мы».

Обратимся к еще одной категории бытия человеческой  психики - отношению. Отношения играют существенную роль в формировании социального поведения. Принимая поведенческое решение, индивид исходит из собственных отношений. Следовательно, отношение очень важно для понимания того, почему поступают тем или иным образом.

Традиционно считается, что отношение состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Знания и убеждения человека относительно объекта составляют познавательный компонент. Эмоциональный компонент представляет собой чувства, которые человек испытывает к объекту отношения. Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.

Существует иной взгляд на проблему отношения. Согласно этому взгляду, формирование отношения происходит через мнения или чувства, волевой компонент не  используется в качестве детерминанты отношения.

Тенденции поведения человека зависят от его отношения к объекту. Значит, тенденция отношения индивида или группы к определенному социальному поведению изменяются по мере того, как их отношение становится более благосклонным.

Следовательно, имидж выступает одним из главных регуляторов социального поведения персонала, так как его  основная задача сформировать благоприятное, положительное отношение к предприятию.

В основе побуждения человека к деятельности лежат мотивы.   Вся  совокупность   мотивов,   побуждающих   к достижению цели, называется мотивацией. Её следует  отличать от мотивировки – объяснений человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а так же психическое отражение в эмоциях. Возможный круг предметов, явлений, служащих удовлетворению потребностей достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах «опредмечивания» потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на которые направлена деятельность, привлекается понятие мотив.

Мотив служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву, но сразу нескольким, то есть быть полимотивированными. Мотив разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Это потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Люди имеют разные потребности и желания и, следовательно, разную мотивацию. Понять потребности весьма сложно. Одну и ту же потребность можно удовлетворить   различными   путями.   Абрахам   Маслоу разработал теорию потребностей27, основанную на том, что низшие биологические или направленные на выживание потребности доминируют в поведении человека и должны быть  удовлетворены прежде, чем возникнут и станут значимыми социально приобретенные потребности или желания более высокого порядка (треугольник потребностей Маслоу).

Мотив, благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. По отношению к деятельности мотив выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действия, целям, условия их достижения.

В современной теории и практике социального управления мотивация является одной из главных функций управления. Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Возникновению морального мотива способствуют соответствующие потребностям личности, стимулы как  своеобразные дополнительные звенья между потребностью и мотивом в виде устанавливаемого материального или морального поощрения.

Решающую роль помимо материального стимулирования играет моральное поощрение. И здесь одним из главных инструментов мотивации является имидж предмета или явления (организации). Он помогает осознать престижность совершения данной модели поведения, является  психологической защитой и подтверждением правильности выбора,   благодаря   совершению   определенной   модели поведения имидж даёт  возможность индивиду почувствовать себя членом желаемого коллектива.

Выделим основные иррациональные характеристики специально спроектированного благоприятного имиджа:

-         такой имидж не должен быть слишком сложным и, следовательно, слишком тревожным в процессах
восприятия;

-         он прямо или ассоциативно связан с
устоявшимися для данного человека образцами
социального успеха или социального поведения в
целом;

-         он имеет достаточно ассоциативных связей с
имеющимися образами-ценностями, меток и дескрипторов, чтобы спровоцировать на себе произвольное внимание.

Имидж начинает воздействовать на механизмы человеческой воли. Это проявляется в необходимом доминировании, особенно в простых ситуациях, социальных символов при принятии поведенческого решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.