Меню
Поиск



рефераты скачать Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

Московский государственный педагогический университет

 


ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИИ

КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение     3-13

I.Структурно-функциональный анализ Социального поведения и социального управления

предприятием................................................................................ 13-40

1)Ситуационное социальное поведение в

организации.......................................................................... 13-22

2)Принципы и методы социального управления

организацией........................................................................ 22-28

3)Социальная природа и функции

организационного имиджа..................................................... 28-40

II.Управление социальным поведением через

формирование организационного имиджа........................................ 41-90

1)Управленческие технологии воздействия организационного имиджа на социальное

поведение............................................................................. 41-51

2)Коммуникативные технологии формирования

имиджа организации.............................................................. 52-64

3)Социальные процессы формирования

организационного имиджа..................................................... 65-75

4)Технологии влияния организационного имиджа

на персональное развитие....................................................... 76-90

III. Практические методы формирования специально спроектированного имиджа предприятия и его воздействие на социальное поведение работников.

Эмпирическое исследование..................... 91-116

Заключение....................................... 117-120

Библиография.................................... 120-143

Приложения.......................................143-144



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования

Осуществление целей развития и модернизации  социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества обусловливает необходимость    серьезной, научно достоверной теоретической базы социально-управленческой мысли, а также ее       практической апробации.

Это обстоятельство  повышает   значимость социологии  управления, которая позволяет осуществлять достаточно       полное, целостное описание и диагностику  объектов  управленческого воздействия, их социологическую     репрезентацию.

Таким образом, решение любой социальной и      социально-управленческой проблемы требует комплексных научных и организационно-управленческих усилий.

Управление быстро изменяющимися социальными процессами в области экономики, политики, производства и духовной жизни общества - такова основная проблема, с которой столкнулась современная Россия. Успешное, эффективное управление современными организациями требует знания и развития  теории,   проведения исследований.

Проводимые преобразования российского общества обусловливают поиск новых подходов к системе управления современными организациями. Последнее обстоятельство определяет современную концепцию управления об обогащении труда, заинтересованности в самом процессе труда, где управление социальным поведением работников становится одним из основных факторов эффективной работы предприятия. С целью управления социальным поведением управляющими субъектами  используется   максимум   средств   для   воздействия на сознание и подсознание индивида. Но сознание может поддаваться воздействию любых акций, в том случае если оно предрасположено к определенным схемам мышления, приводящим к выводам, которые соответствуют целям акции. Имидж организации является такой подготовкой сознания к конкретным действиям, выполнять которые побуждают внешние стимулы и внутренние психологические процессы. Имидж содержит информацию о благоприятных социальных последствиях для индивида или организации, которые могут наступить в результате совершения определенной модели социального поведения.

Актуальность изучения проблематики управления социальным поведением с помощью специально спроектированного имиджа организации обусловлена местом и ролью имиджа в сложной системе социально-управленческих характеристик, оказывающих непосредственное влияние на социальное поведение сотрудников предприятия и призванных решать управленческие задачи по преобразованию социальных объектов.

Степень научной разработанности


Организационный имидж - интегральное явление и многоуровневое понятие. Его изучением занимаются ученые из разных областей научного знания. Каждый из них имеет свое видение сущности и бытия имиджа.

Всю литературу, которая затрагивает проблемы понятия имиджа, можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести публикации, в которых авторы сводят имидж к описанию стратегии поведения человека с выработкой определенных соответствующих рекомендаций. Чаще   такие   работы   изучают   практику   построения

политического имиджа[1].

Основным критерием качества таким образом интерпретированного имиджа является непременное следование «правильным рекомендациям», что приведет к достижению заранее поставленной цели.

Другая группа авторов в своих работах рекламирует и комментирует некие универсально эффективные приемы построения личностного имиджа. Причем рекомендации доведены до последнего предела конкретности: как правильно смотреть, говорить, ходить, как определять индивидуальность человека по пластике, мимике, интонациям, организации пространства вокруг себя. Наиболее известны в такой группе публикаций работы Д. Карнеги, А. Пиза, СВ. Лазарева.[2]

К отдельной группе можно отнести публикации, изучающие стиль руководства и имиджи руководителей производства.[3]

Другая группа работ ориентированна на отдельные стороны бытия имиджа.[4]

Многие положения, разработанные этими учеными в отношении имиджа, представляют практический интерес только в области формирования потребительского поведения посредствам маркетинговых коммуникаций.

В России работами, тесно связанными с проблемой создания имиджа с помощью средств рекламы с целью воздействия на  потребительские  предпочтения,  являются публикации Добробабенко Н.С.,  Гольмана И.А.,  Гуревича П.С. Почепцова Г.Г.[5]

Проблемам социального управления посвящен огромный  пласт научных работ. Характерным для таких публикаций является описание теории социального управления, определение категории социального управления, его субъекта и объекта, функций, а также рассмотрение процесса принятия управленческого решения, стилей руководства.[6]

В отдельную группу можно выделить публикации, исследующие проблемы управления в трудовых коллективах, организационными отношениями. В этих работах изучается проблематика управления социальными организациями, проблема имиджа затрагивается в аспекте изучения имиджа руководителя организации и как проблема управления имиджем организации.[7]

Из приведенного анализа источников можно сделать вывод о том, что проблема создания и поддержания имиджа организации с помощью средств рекламы и технологий паблик  рилейшнз, фирменного стиля широко представлена. В социологии управления достаточно полно и систематично изучена проблема управления социальным поведением персонала.

Однако, на сегодняшний день недостаточно специальных работ отечественных исследователей, рассматривающих проблему управления социальным поведением с помощью такого мощного регулятора как имидж организации. Этим во многом объясняется необходимость дальнейшей разработки данной проблематики.

Объект диссертационного исследования


Объектом данного исследования является специально сформированный имидж организации, обусловленный стратегическими и тактическими задачами развития и функционирования предприятия.

Предмет диссертационного исследования


Предметом диссертационного исследования является воздействие специально сформированного имиджа организации на социальное поведение персонала.

Основная гипотеза исследования


Среди Факторов, оказывающих воздействие на социальное поведение, организационный   имидж   является мощным социально-управленческим аргументом, используемым индивидом или группой индивидов для принятия определенной модели социального поведения.

Воздействие организационного имиджа осуществляется по двум основным направлениям: непосредственно на индивида и на общественное мнение. При этом имидж организации не только сам оказывает воздействие на социальное поведение персонала, но и общество влияет на его содержание.

Цель диссертационного исследования


Цель диссертационной работы заключается в исследовании имиджа организации,  как способа управления социальным поведением, для выявления его структурно-функциональных особенностей и направлений воздействия на выбор определенной модели социального поведения.

Задачи исследования


Поставленная цель определила выбор комплекса задач:

·         Рассмотреть ситуационное социальное поведение в организации.

·         Осуществить анализ принципов и методов
социального управления организацией.

·         Определить социальную природу и функции организационного имиджа.

·         Выявить и проанализировать роль и направления воздействия организационного имиджа в процессе управления социальным поведением сотрудников.

·         Рассмотреть коммуникативные технологии формирования имиджа организации.

·         Проанализировать социальные процессы,  влияющие на формирование организационного имиджа.

·         Изучить  пути  влияния  имиджа  организации  на персональное  развитие.

·         Провести социологическое исследование об организационном имидже как способе воздействия на социальное поведение работников.

Научная новизна диссертационного исследования

    Научная новизна работы заключается в том, что в  результате проведенного социологического исследования было доказано, что имидж организации является инструментом воздействия на социальное поведение. Это позволило  продемонстрировать  многоаспектный  характер данной проблемы, выявить главные элементы процесса управления социальным поведением, обосновать возможности социально-управленческого подхода к имиджу организации. В процессе реализации основной цели и связанных с ней научно-исследовательских задач в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:

  1. Раскрыты сущность и социально-поведенческие основания имиджа организации.
  2. Определено место имиджа организации в процессе принятия определенной модели социального поведения.
  3. Проанализированы социально-управленческие факторы имиджа организации и направления его воздействия на социальное поведение.
  4. Выявлены основные социально-управленческие направления формирования имиджа организации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации


Теоретическая и практическая значимость исследования связана с элементами его научной новизны.

Сформулированный подход к изучению проблемы формирования имиджа позволяет, опираясь на процессы, происходящие в обществе, повысить эффективность социальных коммуникаций управляющего субъекта, изучить их ориентированность на объект управления. То есть, помогает привести в соответствие с нормами поведения, ценностями, принятыми в обществе, системой социальных статусов и социальных ролей, менталитетом, стереотипами индивидов и групп индивидов программу управления социальным поведением, в которой, должны эффективно сочетаться различные способы воздействия  на  поведение  работников  для  достижения поставленных целей социального управления, эффективного и гармоничного развития объекта управления.


Теоретические и методологические основы исследования

Диссертационное исследование базируется на фундаментальных классических и современных теоретических положениях социологии, теории социального управления, общей теории систем и менеджмента. В работе использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик:

§        общенаучные методы - анализ литературных источников, системный, структурно-функциональный, историко-генетический, анализ, синтез, обобщение и сравнение, анализ теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике.

§        социологические методы, примененные в проведенном
автором эмпирическом исследовании – включенное наблюдение, контент-анализ официальных документов
местных органов управления и публикаций местных средств массовой информации, метод фокус-групп, стандартизированное интервью, а также анализ полученного материала, которые использовались автором для создания теоретической модели воздействия имиджа организации на социальное поведение.

    Принципы системности, комплексности, целостности и междисциплинарности позволили рассмотреть организационный имидж как инструмент воздействия на социальное поведение персонала.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведенного при участии автора в городе Старый Оскол Белгородской области в 2000-2 002  годах.  Цель  исследования  состояла  в  изучении эффективности построения организационного имиджа и его воздействия на социальное поведение работников предприятия (на примере ОАО «ОЭМК»). В исследовании были использованы данные, полученные в результате анализа текстов 79 документов, проведенных 8 фокус-групп и 1000 стандартизированных интервью.

Кроме того, были использованы методы вторичного анализа результатов социологических и маркетинговых исследований, выполненных научными учреждениями и аналитическими центрами по смежной тематике.

Основные положения, выносимые на защиту:


1.    Специально сформированный имидж организации является одним из самых мощных социально-управленческих аргументов, оказывающих воздействие на социальное поведение работников предприятия.

2.  Определяющую роль в процессе принятия решения по определенной модели социального поведения  сотрудников играет специально сформированный имидж организации.

3.    Воздействие организационного имиджа на социальное поведение персонала осуществляется по двум направлениям: непосредственное  воздействие  на  индивида  и  через формирование общественного мнения.

4.    В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено следующее: Формирование и внедрение имиджа организации - это совокупность всех коммуникаций, исходящих от предприятия и его руководства. Причем, такие коммуникации должны быть направлены, как на непосредственно сотрудников предприятия (поддержание и улучшение социального климата в организации), так и на формирование общественного мнения о предприятии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.