Меню
Поиск



рефераты скачать Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

Референтные группы оказывают на людей влияние по трем направлениям. Во-первых, индивид сталкивается с новыми  для него проявлениями социального поведения и образами жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношение индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится «вписаться» в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает индивида к конформности, что может отразиться на выборе варианта социального поведения.

Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желаемый коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Часто на одного человека оказывают влияние разные референтные группы, и ему приходится делать между ними выбор. Приобщение к определенной группе дает человеку сознание стабильности и устойчивости. Человек использует имидж как символ принадлежности к референтной группе, как способ идентификации, отождествления себя с желаемой группой. Имидж сигнализирует о готовности человека подчиниться феноменам группового поведения. Социальный класс, к которому принадлежит человек, лидеры, мнение которых для него ценно. Группы, к которым он себя причисляет, влияют не только на его мировоззрение, но и на те варианты социального поведения, которые он выбирает.

Социальные классы, как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке, характеризуются наличием у их членов схожих представлений, интересов и поведения. В пределах одного социального класса люди традиционно тяготеют к сходству в  отношении к чему-либо, к одним и тем же символам социального положения и вариантам социального поведения23.

В   процессе   социализации   человек   приобретает (усваивает) социальный статус и осваивает социальные роли. Статус определяет содержание и характер социальных отношений, тот интерес, который данный человек будет защищать. Использование имиджа помогает индивиду идентифицировать себя как человека, занимающего определенный социальный статус, и определить правильную модель социального поведения. Наши отношения и убеждения относительно того, что  правильно и что неправильно, а также относительно религии, работы, роли мужчины и роли женщины, политики, сексуального поведения, рас, этических ценностей и экономики, формируются, прежде всего, в семье. Влияние семьи сильно и устойчиво. Очень мало людей, воспитанных в какой-либо одной религиозной вере, становясь взрослыми, меняют свою веру. С раннего возраста семья воспитывает в  человеке потребительские привычки. Предпочтения в еде, в частности, формируются в значительной степени на основе пищи, которую человек ест в процессе взросления. Находясь в обществе, человек усваивает социальные ценности, представления о том, что такое добро и зло, плохое и хорошее. Ценности воплощают опыт человечества, они абсолютны и независимы от данной ситуации. Родители передают детям социальные и межличностные оценки. Они индивидуальны и относятся к конкретным ситуациям. Оценки одного и того же предмета разными людьми зависят от того, в каких статусно-ролевых ситуациях они находятся по отношению к данному предмету.

Физическое и социальное окружение,  время,  задача, предшествующие состояния человека - это основные характеристики, которые и составляют социальную ситуацию. Ситуация, как совокупность внешних по отношению к  человеку условий, побуждает и опосредует его социальную активность, восприятие и истолкование ситуации людьми с целью получения представления о статусах и ролях вовлеченных в нее индивидов.

Благодаря тем субъективным определениям, которые сформулировали участвующие в социальной ситуации индивиды, результат взаимодействия может иметь мало общего с исходными объективными фактами. Такого рода явления позволили У. Томасу утверждать следующее: то, что люди определяют как реальное, реально в своих результатах.

Выбирая  вариант  социального  поведения,  сотрудник совершает  то  действие  или  ряд  действий,   которые сопровождаются   благоприятным   имиджем   предприятия, который,  в свою очередь,  совпадает с его ожиданиями, представлениями  о  престижности,   нормами  поведения, ценностями, собственными представлениями о себе, который соотносится с его социальным статусом и позволяет ему идентифицировать  себя  как  человека,  принадлежащего  к определенному социальному классу.  Понятие собственного «Я» развивается из понятия о других, через понимание других,   человек   приходит   к   формированию   своего  социального «Я». Суть этого процесса заключается в том, что другие люди являются своеобразным зеркалом. Человек «смотрится» в других для того, чтобы скорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. Для него важны реакция, мнение окружающих на тот или иной поступок. В соответствии с этим человек вносит правки в свои  действия,  то  есть  на  социально-психологическом уровне  становление  социального  «Я»  происходит  через  превращение  внешних  норм  и  социальных  ценностей  во внутренние правила социального поведения. При формировании организационного имиджа, ему приписываются определенные характеристики, выходящие за пределы его непосредственного значения.

 Например, в результате использования руководством фирмы коммуникативных технологий создания и поддержания организационного имиджа работа на данном предприятии считается престижной и становится символом принадлежности к определенному социальному классу. При этом сотрудник в глазах окружающих является не просто работником какой-то неизвестной организации, а наделяется качествами человека, имеющего престижную работу. Эти качества подкрепляются и подчеркиваются организационным имиджем. Работник такой компании идентифицирует себя с определенной социальной группой. При этом он выбирает тот вариант социального поведения, который соответствует его социальному статусу.

Итак, человек в современном мире постоянно оказывается в

ситуации выбора, а выбор делается, как правило, в условиях избытка информации и нехватки времени и критериев для ее оценки. И здесь решающую роль играет имидж:

-          критерий выбора; «Я совершаю действия, которые престижны и одобряемы со стороны людей, чье мнение для меня важно. И только имидж может быть использован человеком или группой в качестве объективного критерия предпочтения;

-          гарантия стабильности. Имидж дает индивиду чувство  постоянства и спокойствия, морального удовлетворения;

-          ориентир. Став знакомым и узнаваемым, поможет выбрать  из множества  вариантов  социального  поведения наиболее оптимальный, соответствующий представлению о собственном «Я». существующей системе ценностей, нормам и обычаям; обеспечивает удовлетворение от встречи с известным;

-          подтверждение правильности выбора. Человеку важно после совершения того или иного действия, получить подтверждение правильности выбора, испытать удовлетворение от оказавшегося правильным решения. Этому способствует известность имиджа в обществе, сознание  того, что ему доверяют многие;

-          символ принадлежности к референтной группе. Совершая действия, которые считаются престижными в той социальной группе, с которой человек хочет себя отождествить, - хорошее, надежное средство повысить самоуважение. (Например, работа на определенном предприятии, посещение различных мероприятий, благотворительные акции и т.д.)

Это свойство имиджа особенно полезно, когда символическая ценность предмета или явления становится важнее утилитарной.

Главный принцип построения имиджа - это его понятность, доступность для того, чтобы не возникало отрицательных эмоций по отношению предприятию, наделяемому искусственным образом. Отсюда следует, что при целенаправленном проектировании образа (создании  имиджа) необходимо изучить и учесть максимальное количество социальных явлений, через принятие которых индивид  строит  свои  отношения  и  оценки  относительно организации, и которые оказывают влияние на процесс выбора сотрудником данной организации варианта социального поведения.

Целенаправленно создаваемый образ организации (то есть имидж) должен отражать мнения, взгляды и отношения сотрудников, представления о социальном успехе, чтобы в процессе принятия ими варианта социального поведения выступать гарантом правильности выбора. Иначе говоря, образ, имидж должен содержать информацию о благоприятных  социальных последствиях для человека, которые могут наступить в результате принятия такого варианта модели социального поведения.

Необходимо также помнить, что ко внешним стимулам воздействия на социальное поведения относятся и целенаправленные действия специалистов по связям с общественностью, целью которых и является изменение  социального поведения через формирование благоприятного отношения к объекту или явлению, то есть имиджа организации.















4. ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ИМИДЖА НА ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


    Имидж предмета или явления – это субъективное отношение человека. Но на его мировоззрение, поведение постоянно оказывает влияние общество. Данная проблема была затронута в феноменологической парадигме в социологии, основателем которой является А. Шюц. Он считает, что интерпретация социальных реалий обусловлена биографической ситуацией индивидов, представляющих собой  осмысленный опыт людей, их знания о мире. То есть, индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Шюц исходил из того, что в повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию предметов и явлений вокруг себя, чем и определяется кругозор индивида (биографическая ситуация). Для типизации объектов и оценки социальных действий каждый человек использует шкалу измерений, которая характерна  для его социальной группы, поэтому человек одной социальной группы видит объекты и явления иначе, чем человек из другой социальной группы24.

Итак, обратимся к изучению корней взаимосвязи имиджа и социального поведения на уровне конкретных психологических процессов.

Для современной психологии можно считать доказанными в рамках рациональной научной парадигмы - следующие  положения:

-         личность   представляет   собой   динамическую систему  открытого  типа,  причем  элементами  ее являются психические механизмы воли, понимания, планирования, целеполагания, ценностной ориентации и т.д.;

-         системное качество личности всегда выражено не просто в связях между элементами, но конкретными состояниями: тревогой, эмоцией (страстью), эмпатией и  т.д., выражающими  реакцию,  прежде  всего,  на
состояние среды, в том числе социальной;

-         опыт бытия в социальной среде, наложенный на врожденные   предрасположенности,   фиксируется   в убеждениях,  ценностях и представлениях личности;

-         наиболее же устоявшийся и осмысленный опыт - в так называемой ориентации  (стиле)  жизни,  показывающей готовность   человека   реально   действовать   для достижения  какой-то  глобальной  цели:  богатства
(утилитарная       ориентация),       удовольствия (гедонистическая), славы и престижа (пассионарная), покоя  (экзистенциальная),  соблюдения  принципов
жизни» во что бы то нм стало (ригористическая);

-          личность  не  является  ни  чисто  адаптивной системой,    реагирующей   на   изменение    среды рефлекторно,  ни биороботом,  постоянно реализующим некую изначально данную человеческую природу;

-          понятие «Я-система» не тождественно понятию личности. Если последнее описывает сферу «осознанной психики», то первое включает механизмы, управлять которыми  человек  практически  не  в  состоянии апперцепцию, интуицию,  архетипы и др. Личность в последнем  варианте,  не  только  сознает,  но  и чувствует невозможность  управления сознанием во многих аспектах (предчувствия,  тяга  к  риску, страсти, сон и т.п.). Постараемся выделить основные аспекты бытия имиджа.

1.                          Его бытие выражает необходимость психологической защиты человека в группе.

2.      Имидж есть феномен личности, причем разные элементы и уровни организации личности в разной степени влияют на результат воздействия созданного имиджа объекта или явления.

3.      В структуре личности происходит оформление
образа социального успеха как важного ориентира в критически  большом  числе  случаев  осознанного целеполагания.

4.      Окончательное формирование конкретного имиджа
идет  на  уровне  социального  обоснования  модели поведения.  В  таком  случае  действия  человека реализуются с учетом образа желаемого социального успеха  и  давления  глубинных  психологических
процессов.

По представлениям автора воля является таким механизмом, ограничивающим те подсистемы психики, которые лишь провоцируют, делают возможным использование имиджа от тех, которые уже используют имидж.

Выбор именно воли объясняется рядом соображений:

-          анализ воли, как подсистемы процессов осуществления поведенческого выбора, позволяет прикоснуться к диалектике фундаментального по значимости перехода «неосознанное - осознанное» в возникновении самого мотива социального поведения под действием сформированного имиджа предмета или явления;

-          изучение  сложных  и  масштабных  психических механизмов воли позволяет в случае удачи выработать представления  о  личностном  начале  восприятия  и использовании   имиджа   в   процессе   принятия поведенческого решения вообще.

Существует достаточно много фундаментальных подходов к природе воли. Согласно эмоциональной трактовке Рибо, воля возникает как стремление продлить удовольствие, по мнению Меймана, воля есть сторона интеллекта, выражающая необходимость рациональной взаимосвязи «мотив-действие», что вызывает у автора бихевиористические ассоциации, в волюнтаристской теории Вундта воля вообще есть фундаментальная характеристика личности вообще; напомним, что в философии Шопенгауэра воля, напротив, полностью внеличностна и сознание лишь «оформляет» доличностный выбор; существуют и чисто физиологические трактовки, сводящие волю к сложным условным рефлексам и  полумистической топологии мозга, и т.д25.

Не вдаваясь детали дискуссии о природе воли человека, будем считать достаточным определение воли, как метасистемы психических процессов осуществления поведенческого выбора в сложных ситуациях.

Итак, все основные конкретные механизмы человеческой воли ориентированы на провоцирование ощущения психологической защиты, причем такое ощущение шифруется в  психике  социальными  образами  будущего  общения,  что показывает высокую вероятность осознанного использования имиджа в огромном числе поведенческих выборов.

Другими словами, по определению автора, воля работает  так, чтобы в результате возник мотив: «То, что я хочу, может быть выражено социально, думать по такому поводу не стоит, потому, что тревожно. Чтобы достичь цели и получить удовольствие в процессе достижения, вполне допустимо и необходимо нравиться другим».

Осознанная положительна оценка полученной и отобранной информации восприятия всегда блокируется, если бессознательные оценки противоположны, и наоборот.

Формальной предпосылкой будущего использования имиджа в работе воли является высокая роль стереотипизации уже в стартовых волевых механизмах. Ориентация на имидж проявляется тут в функциональном использовании опыта общения, в том, что сам отбор информации для воли выражает не какой-то поиск истины, а приспособление к тому, что другие люди считали нормальным, социально оправданными. Такой опыт освоения социальных сторон  общения хранится уже в простейших механизмах отбора информации и ее первичной оценки, что еще раз показывает мощные психические корни использования имиджа при выборе модели социального поведения на стадии принятия поведенческого решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.