Следует сразу
отметить новое наименование Книги, посвященной преступным деяниям,
именовавшимся в УК 1810 года преступлениями и проступками против публичных
интересов. В новом УК Франции эти деяния названы преступлениями и проступками
против нации, государства и общественного спокойствия. Это связано с новым
содержанием понятия публичных интересов.
Под публичными
интересами УК 1992 года понимает основополагающие интересы французской нации и
французского государства, а также, в соответствии со статьей 414-8 названного
УК, некоторые государственные интересы стран-участников Северо-Атлантического
Договора. На первое место УК выдвигает не сугубо государственные, а
общенациональные интересы. При этом последние включают интересы, связанные с
независимостью и безопасностью Франции, целостностью ее территории,
республиканской формой организации государственных институтов, средствами
обороны и дипломатии, защитой французского населения внутри страны и за ее
пределами, экологическим равновесием, главными элементами ее научного и
экономического потенциала, а также культурным достоянием (см. ст. 410-1). По
свидетельству М. Дельма-Марти, из публичных интересов УК 1992 года исключил
межнациональные финансовые и экономические интересы Европейского Сообщества.
В Книге 4 впервые
появляются деяния, называемые во французском уголовном праве политическими.
Они, в основном, сосредоточены в разделе первом “Посягательства на
основополагающие интересы нации”, который открывается главой, предусматривающей
ответственность за самые тяжкие политические преступления - измену и шпионаж.'
Различие составов
измены и шпионажа проводится по субъекту преступления: преступление,
совершенное гражданином или военнослужащим Франции. представляет собой измену,
преступление, совершенное другим лицом (гражданином или военнослужащим другой
страны, лицом без гражданства) -шпионаж. Во французском уголовном праве
преступления, составляющие измену, и преступления, составляющие шпионаж,
тождественны по своим объекту, объективной и субъективной стороне. Так.
французский УК предусматривает ответственность за сдачу иностранному
государству, иностранной организации или организации, находящейся под
иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей
или части национальной территории, либо военной техники, сооружений, снаряжения
и т. п., предназначенных для национальной обороны. Если это преступление
совершено гражданином или военнослужащим Франции, оно составляет измену, если
оно совершено другим лицом - шпионаж.
Шпионаж.
Ст.411-1: деяния, предусмотренные ст.411-2 признаются шпионажем, если они
совершены не французом и не военнослужащим французских вооруженных сил.
Передача иностранному государству всей или части французской территории или
армии, или зданий и оборудования, имеющего военное значение (ст.411-3),
разведывательная деятельность в пользу иностранного государства (ст.411-4),
предоставление иностранному государству иной важной для государства информации
(ст. 411-6).
Аналогично
рассматриваются и такие преступления, как поддержание связей с иностранным
государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против
Франции; представление иностранному государству средств для военных действий
или актов агрессии против Франции; саботаж, т. е. уничтожение, повреждение или
хищение документов, оборудования, технических устройств, информационных систем
и т. д., либо внесение неполадок в их работу, способное причинить вред
основополагающим интересам нации; предоставление гражданским или военным
органам власти Франции ложной информации с целью оказания помощи иностранному
государству, способное причинить вред основополагающим интересам нации, и
некоторые другие.
Интересно, что УК
Франции отдельно формулирует состав неудавшегося подстрекательства.
Согласно статье 411-11. наказывается прямое подстрекательство к совершению
какого-либо из преступлений против основополагающих интересов нации, которое
не привело к своему результату только по обстоятельствам, не зависящим от воли
исполнителя. Вместе с тем, составы неудавшихся организаторства или
пособничества УК не формулирует. Ответственность за такие деяния наступает по
соответствующим общим статьям.
Глава вторая
“Иные посягательства на республиканские государственные институты или
целостность национальной территории” включает отделы: “О посягательстве и
заговоре”, “О восстании” и “Незаконное присвоение командования, незаконный
набор вооруженных сил и подстрекательство к восстанию”.
В этой главе
обращают на себя внимание составы посягательства и заговора. Под
посягательством понимается тяжкое государственное (политическое) преступление,
состоящее, согласно статье 412-1 УК 1992 года, в совершении одного или
нескольких насильственных действий, способных поставить в опасность
республиканские государственные институты или причинить вред целостности
национальной территории. В свою очередь, пол заговором УК понимает соглашение
нескольких лиц, нашедшее объективное .выражение в конкретных действиях, о
совершении посягательства, определенного выше, т. е. по существу приготовление
к посягательству. [
Определение
посягательства, таким образом, достаточно неопределенно. Конструкция состава
такова, что им фактически охватываются любые насильственные действия. Вряд ли
“одно насильственное действие” сможет поставить в опасность институты
государственной власти, а тем более причинить вред целостности национальной
территории. К тому же, для привлечения к уголовной ответственности вовсе не
обязательно, чтобы эти действия реально поставили в опасность государственные
институты, достаточно даже того, что они могли поставить их в опасность. Такая
позиция законодателя может привести к чрезмерному ужесточению ответственности
за данное преступление и приготовление к нему, а также к крайнему расширению
уголовной репрессии. Тем более, что за посягательство УК предусматривает
максимально суровые наказания: тридцать лет уголовного заточения за “обычное”
посягательство и пожизненное заточение за посягательство, совершенное публичным
должностным лицом.
Как
представляется, крайней суровостью и необоснованно широкой репрессией
отличаются нормы об уголовной ответственности за участие в восстании,
под которым понимается “любое коллективное насилие, способное поставить в
опасность республиканские институты государственной власти или причинить вред
целостности национальной территории”(ст. 412-3 УК 1992 года). Из определения
восстания видно, что это политическое преступление по своей объективной стороне
тождественно посягательству: и то и другое представляют собой совершение
насильственные действий, которые могут поставить в опасность государственные
институты или могут причинить вред целостности территории. Различие заключается
в том. что восстание - это коллективное, т. е. массовое, насилие, а
посягательство - насилие индивидуальное, либо нескольких лиц.
Строго
наказывается не только применение открытой силы. разрушение зданий, сооружение
баррикад и оборонительных укреплений полевого типа (окопов), но и обеспечение
восставших продовольствием, призыв восставших к объединению и даже выполнение
любой работы по противодействию мероприятиям, осуществляемым государственными
силами.
Ст.412-1 - 412-8
предусматривают ответственность за посягательства на республиканские учреждения
Франции, на целостность и неприкосновенность ее территории:
I. насильственные
посягательства, угрожающие существованию республиканских учреждений и
целостности территории страны, заговор с этой целью (ст.412-1, 412-2) - лишение
свободы до 30 лет и штраф 3 млн. франков?
II. участие в
восстании против республиканской формы государственного правления или
целостности территории Франции - наказание от 15 до 20 лет, штраф 1,5-2 млн.
франков;
III. организация
восстания и руководство им - наказывается наиболее сурово - пожизненным
заточением и штрафом в 5 млн. франков;
IV. захват
командования вооруженными силами без законного приказа - лишение свободы до 30
лет, штраф 3 млн. франков;
V. провокации
самовооружения - наказание ставится в зависимость от последствий.
Несмотря на
существование норм об освобождении от наказания или его смягчении в случае
добровольного отказа от совершения преступления или в случае деятельного
раскаяния лица, включение подобных, явно карательных норм не вполне согласуется
с основными концептуальными идеями уголовно-правовой реформы и, в частности, с идеей
правового государства, согласно которой высшей ценностью в обществе является
человек и его основные права.
Глава третья
“Иные посягательства на национальную защиту” включает отделы: “Посягательства
на безопасность Вооруженных Сил и на охранные зоны оборонного значения” и
“Посягательства на тайну национальной защиты”.
К посягательствам
на безопасность Вооруженных Сил Франции УК отнес подстрекательство французских
военнослужащих к переходу на службу к иностранному государству, к
неповиновению, деморализацию армии, воспрепятствование передвижению личного
состава или военной техники и некоторые другие деяния. Их всех объединяет цель
совершения - причинение вреда национальной защите. При этом причинение
реального вреда не является необходимым условием.
Устанавливая
ответственность за посягательства на тайну национальной зашиты, УК
делает попытку преодолеть “глухую бланкетность” этих норм. Согласно статье
413-9, характер тайны национальной защиты имеют сведения, технологии,
документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся "к
национальной защите и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных
соответствующим декретом Государственного Совета Франции и направленных на
исключение их распространения или предоставления недозволенным лицам.
Уголовно-правовой
режим политических преступлений, как об этом говорилось. отличается от режима
преступлений обшеуголовных. При назначении лишения свободы (уголовного
заточения пожизненного или на срок) за политические деяния период безопасности,
в течение которого осужденный не имеет права пользоваться никакими льготами по
смягчению наказания, не назначается. Это, впрочем, не относится к двум
политическим преступлениям: сдаче иностранному государству войсковых частей
Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники и к
посягательству, за совершение которых назначение периода безопасности
обязательно. Среди дополнительных наказаний, предусмотренных для физических
лиц за совершение политических преступлений и проступков, главное место занимают
запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами,
запрещение проживать в определенных местах и запрещение занимать
государственную должность.
В области
преступлений и проступков достаточно широко предусматривается освобождение от
наказания и его смягчение в случае добровольного отказа лица от совершения
преступного деяния или деятельного раскаяния; УК Франции предусматривает
освобождение от наказания для тех, кто пытался совершить такие преступления,
как сдача войсковых частей Франции, всей или части территории, либо военной
техники иностранному государству; передача иностранному государству сведений,
технологий, документов и других "объектов, использование. разглашение или
собирание которых способно причинить вред основополагающим интересам нации;
саботаж; либо посягательство, однако, известив административные или судебные
органы, помог избежать совершения преступления и установить в случае
необходимости других виновных. Таким образом, освобождение от наказания предусматривается
для лица, добровольно 13 отказавшегося от завершения преступления и
способствовавшего изобличению < других виновных. •
Освобождение от
наказания предусмотрено кодексом и в случае деятельного раскаяния лица,
принявшего участие в заговоре, но до осуществления какого бы то ни было
преследования раскрывшего заговор правоохранительным органам и позволившего
установить других участников заговора.
Смягчение
наказания в виде его сокращения наполовину предусмотрено для исполнителей и
соучастников таких политических преступлений, как под- ( держание
связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты
агрессии против Франции; собирание с целью передачи иностранному государству
объектов, использование, распространение или разглашение которых может
причинить вред основополагающим интересам нации; организация восстания или
руководство им, при условии, что эти лица, добровольно известив
административные или судебные органы о совершенном или совершаемом политическом
преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению,
чтобы они повлекли гибель людей или их хронические заболевания, а также
установлению в случае необходимости других виновных. В случае, когда за
преступление предусмотрено пожизненное заточение, оно сокращается до двадцати
лет.
Ответственность
за посягательства на основополагающие интересы нации могут нести и юридические
лица, для которых помимо штрафа, размер которого достигает 25 миллионов Р,
предусмотрены дополнительные наказания, лишающие определенных прав.
Большой интерес
для российского законодателя может представлять раздел второй “О терроризме”.
Под террористическими УК Франции 1992 года понимает индивидуальные или
коллективные действия, совершенные с целью существенно нарушить общественный порядок
путем устрашения или террора. Данный состав охватывает целый ряд разнородных
действий: умышленные посягательства на жизнь и личную неприкосновенность,
похищение и незаконное лишение свободы людей. угон воздушного судна. корабля
или любого другого транспортного средства, предусмотренные Книгой 2; хищения,
вымогательство, уничтожение, повреждение и порчу собственности других лиц, а
также преступные деяния в области информатики, предусмотренные Книгой 3;
изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых веществ, механизмов и
орудий; внесение в атмосферу, почву, недра или воды любого вещества, способного
поставить в опасность здоровье человека, животных или природную среду (см. ст.
ст. 421-1 и 421-2). Отсутствует норма о посягательстве на жизнь Президента
Республики в УК Франции. Интересно то обстоятельство, что французский УК в
качестве террористических актов рассматривает не только взрывы, поджоги,
убийства и телесные повреждения, но и внесение в окружающую природную среду
токсичных веществ, вредных для человека, животных и природы в целом,
несанкционированное вмешательство в работу АИС и др.
Особенностью
конструкции данных норм является то, что наказания за террористические акты
французский законодатель “привязывает” к наказаниям за аналогичные действия, но
совершенные без цели существенного нарушения общественного порядка путем
устрашения или террора. Он разрабатывает шкалу соответствующих повышенных
наказаний. Так, если преступное деяние, предусмотренное в Книге 2 или Книге 3,
наказывается тридцатью годами заключения, такое же деяние, но совершенное с
целью существенного нарушения общественного нарушения путем устрашения, т. е.
террористический акт, карается пожизненным заключением, если первое
наказывается двадцатью годами заключения, второе - тридцатью, если первое
наказывается пятнадцатью годами заключения, второе - двадцатью и т. д. (см.
ст. 421-3). За совершение террористических актов законодатель предусмотрел
обязательное назначение периода безопасности.
Французский У К.
помимо освобождения от наказания в случае добровольного отказа лица от
завершения террористического акта. предусматривает и смягчение наказания в виде
его сокращения наполовину для любого исполнителя или соучастника преступления,
известившего административные или судебные органы власти и тем самым
позволившего пресечь преступные действия или избёжать того, чтобы преступное
деяние повлекло смерть человека или его хроническое заболевание, а также
установить в случае необходимости других виновных. При этом пожизненное заключение
сокращается до двадцати лет.
Наряду с
физическими лицами к уголовной ответственности за террористические действия
могут быть привлечены и юридические лица. Вместе с тем установление
ответственности последних за любой террористический акт представляется
спорным. Выше уже говорилось о том, что террористический акт, по определению,
это какое-либо из преступных деяний, предусмотренных в других разделах УК, но
совершенное с целью существенно нарушить общественный порядок путем
устрашения. Следовательно, нелогично исключать ответственность юридических лиц
в первом случае и устанавливать"”; во втором. К примеру. УК не признает
ответственность юридических лиц за умышленные убийства, похищение и незаконное
лишение свободы людей, угон воздушного судна, корабля или любого другого
транспортного средства, однако эти дёйствия, совершенные с целью существенно,
нарушить общественный порядок путем устрашения составляют террористические
акты, за которые устанавливается ответственность не только физических, но и юридических
лиц. Представляется, что уголовная ответственность за терроризм должна
возлагаться только на конкретных физических лиц - непосредственных
исполнителей или соучастников преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|