Следовательно,
предупредительная цель наказания связана непосредственно с его
общепредупредительным назначением, с его влиянием на других неустойчивых лиц.
Предупреждение
совершения новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних.
Общепредупредительное значение в борьбе с преступностью среди
несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к
несовершеннолетним. Всякое применение наказания должно влиять на всех
осведомлённых лиц, в том числе и несовершеннолетних, прививая им сознание
неотвратимости ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем
самым способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть
обеспечению общепредупредительной цели наказания.
Большой
интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних
представило бы исследование механизма влияния и эффективности наказаний,
применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к несовершеннолетним
правонарушителям, выявление того, как эти наказания воспринимаются
несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как он выражен. Но
пока материалов таких исследований нет.
Можно
предположить, что предупредительно-мотивационное влияние наказания
несовершеннолетнего на его сверстников ниже, чем аналогичное влияние
наказания совершеннолетнего на взрослое население. Это зависит не только от
характера наказания несовершеннолетних, но и от особенностей его восприятия
другими несовершеннолетними лицами. Для уяснения этих особенностей нужно
разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.
Этот
механизм зависит от тех же компонентов наказания, которые обеспечивают и
предупредительное влияние. Налицо прямая зависимость первого от второго
(хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее
чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие
лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно
самыми разнообразными обстоятельствами.
В такой
взаимозависимости цели частного и общего предупреждения соотносятся друг с
другом и проявляются в отношении всех категорий лиц, как осуждённых, так и
иных, на которых должно влиять применённое к конкретным лицам наказание.
Поэтому я солидарен с теми авторами, которые считают, что задачи (цели) общей
и частной превенции неотделимы друг от друга и имеют одинаково важное значение
в аспекте всей системы уголовного права.
Общепредупредительную
роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам, поскольку
угроза наказанием, объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает
о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на
охраняемые интересы; таким образом повышается правосознание граждан,
способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения
преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие,
убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.
В
принципе общепредупредительное влияние наказания так же, как его
частнопредупредительная направленность, способствует воспитанию всех
граждан. Притом в отношении всех оно выступает воспитующе (прежде всего в
плане правового воспитания), а в отношении лиц, склонных к совершению
преступления, имеющих антиобщественные взгляды и намерения, - исправляющие и
перевоспитывающие.
Сведения
о субъективном восприятии наказания осужденными несовершеннолетними,
содержащимися в местах лишения свободы, к сожалению, говорят о
незначительном общепредупредительном эффекте применяемых к несовершеннолетним
наказаний, в том числе лишения свободы. В беседах с осужденными
несовершеннолетними, содержащимися в колониях, выясняется, что многие из них не
ожидали “такого оборота дела” и в ином свете представляли последствия
совершённого ими преступления. Преобладающее большинство опрошенных (80%) не
ожидали, что придётся нести уголовную (по их представлению, судебную)
ответственность и отбывать наказание лишением свободы. Одни из них строили
расчёт на избежание наказания вообще, значит не понимали или не верили в его
неотвратимость, другие полагали, что попадут только в милицию или будут обсуждены
комиссией по делам несовершеннолетних, а иные вовсе не думали о каких бы то ни
было последствиях. Многие из тех, которые сознавали, что придётся нести
уголовную ответственность, заранее знали, что попадут в колонию и не
боялись этого1 .
Очевидно,
в известной мере эти данные носят отпечаток субъективности. Но тем не менее
они отражают два момента: с одной стороны, слабую правовую осведомлённость
несовершеннолетних, а с другой - хотя и косвенно, недостаточную действенность
как самой угрозой наказанием, так и её реализации.
Успех в
обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с
помощью наказания, на мой взгляд, зависит не только от его устрашающего влияния
(уповать только на это было бы большой ошибкой), но и от общего уровня
правового воспитания подрастающего поколения, от привития ему уважения к
нравственным ценностям, законам и социальным нормам. Не меньшее значение при
этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения, умения ценить свои
права и свободы и вместе с тем чувство гражданственности и общественного
долга. Только при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают
наказания, которым подвергнуты конкретные правонарушители, их влияние падает
на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.
В
заключение следует подчеркнуть, что все рассмотренные цели наказания
несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения,
однако тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правильный учёт их
единства и диалектикой связи помогает глубже вникать в сущность наказания
несовершеннолетних и проследить пути его эффективности.
Общим
связующим моментом целей наказания являются интересы борьбы с преступностью.
Ради них реализуется ответственность в объективном смысле, с тем чтобы она,
касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства
ответственности у остальных граждан.
Вытекающие
из закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к
виновным лицам. Причём система этих принципов едина и для взрослых и для
несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности,
обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания. Однако
применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые
специфические черты и свойства, на которых следует остановиться.
Соблюдение
принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении
наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие
положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае
норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально
регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Особенно
здесь следует выделить ст. 20 УК, определяющую возраст, с которого возможна
уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.
Применительно
к несовершеннолетним гуманность как принцип назначения наказания проявляется
особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для
подростков уголовное законодательство при назначении им наказания.
Гуманизм
в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не
противопоставляя их законным интересам отдельной личности. Ясно, что для
исправления подростка, для лучшего воспитания несовершеннолетнего преступника к
нему проявляется самая высокая требовательность и необходимая суровость.
В ряду
принципов назначения наказания, имеющих весьма важное практическое значение при
рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, стоит принцип
справедливости.
Понятие
справедливого наказания равнозначно понятию законного, обоснованного,
гуманного, строго индивидуализированного наказания. Казалось бы, незачем при
таком условии выдвигать справедливость в качестве самостоятельного принципа
назначения наказания по уголовному праву. Однако, во-первых, ни один из
названных принципов не существует сам по себе. Все они в комплексе образуют
неразделимое, органическое единство, взаимодополняют друг друга. Во-вторых,
принцип справедливости имеет исключительно важное значение для
несовершеннолетних.
Понятие
справедливости, которое лежит в основе данного принципа, следует рассматривать
в двух аспектах:
а) как нравственное чувство, присущее членам нашего общества,
требующее удовлетворения путём применения к виновному соответствующего
наказания;
б) как объективное соответствие назначаемого наказания степени
общественной опасности виновного и совершённого им деяния.
Важно иметь в виду, что оба эти аспекта неразрывны.
Строгое
соблюдение принципа справедливости при назначении наказания обеспечивает
успех общепредупредительного его воздействия, а также является условием
достижения цели частного предупреждения.
“Очень
важно, чтобы наказание было справедливо не только применительно к данному конкретному
случаю, но и ко всем подобным случаям, рассматриваемым другими судами. Иначе
говоря, справедливость наказания немыслима без единообразия всей карательной
политики судов в целом”1 . В трудовых колониях в тесном общении
друг с другом находятся подростки, осужденные в различных районах. Они
сравнивают свои наказания и таким путём делают выводы об их справедливости.
Резкая несоразмерность и не соответствие наказания за примерно равную вину
лицам со сходной степенью общественной опасности вызывают протест, отказ
подчиняться наказанию, мешает исправлению несовершеннолетнего, значительно
осложняет проведение с ним воспитательной работы.
Когда
речь идёт об отдельном приговоре по конкретному делу, в первую очередь
подчёркиваются требования индивидуализации ответственности, справедливости и
соразмерности наказания. Требование же единообразия в применении наказаний
связано с воспитательным воздействием главным образом всей судебной политики,
карательной практики и её действенности в целом.
Одним
из принципов назначения наказания является индивидуализация наказания.
Шаргородский
М.Д. верно отмечает, что проблема индивидуализации наказания выходит за рамки
назначения наказания судом при вынесении обвинительного приговора1
. В процессе расследования по уголовному делу устанавливается роль каждого
участника преступления, изучается личность преступника, цели и мотивы
преступления, отягчающие и смягчающие обстоятельства и т. п. В результате этого
индивидуализируется ответственность виновных, что является предпосылкой
индивидуализации наказания. К несовершеннолетним это обстоятельство имеет
особое отношение, если учесть, что около половины подростков, совершивших
преступления, отвечают за них не в уголовном, а в ином порядке и что только
вдумчивая индивидуализация ответственности может помочь в каждом конкретном
случае наиболее правильно решить судьбу подростка.
Общие
указания закона индивидуализируют ответственность главным образом в рамках
состава преступления. На этой стадии на первое место выходит деяние и степень
его общественной опасности.
В
законе содержится и ряд норм, определяющих специфические особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних и, таким образом, намечающие общие
критерии индивидуализации ответственности и наказания для этой категории
преступников.
Вообще,
анализ всего комплекса законодательных норм об уголовной ответственности
несовершеннолетних наглядно убеждает, что нормы эти создают для подростков
режим ответственности, существенно более льготный, чем взрослым преступникам
при равных обстоятельствах.
Следующий
этап - индивидуализация наказания в суде - применение норм уголовного права к
конкретному лицу, на основе учёта особенностей его личности и совершённого им
конкретного деяния.
Во-первых,
учёт личности виновного должен обязательно включать в себя глубокий анализ
возрастных особенностей подростка.
Во-вторых,
как представляется, в определённых пределах при индивидуализации наказания
несовершеннолетним в суде должны приниматься в расчёт условия нравственного перевоспитания
личности, например: наличие благоприятных для перевоспитания условий в
семье, наличие трудового или педагогического коллектива, желающего и
способного осуществить перевоспитание, предстоящий в ближайшее время призыв в
Армию и т. п. Сказанное, конечно не означает, что степень суровости
наказания может ставиться в зависимость от того, хороши или плохи родители у
подростка или коллектив, где он работает. Однако, устанавливая конкретный вид и
размер наказания, очень важно принять во внимание не только данные о
личности подростка, но и условия, в которых может осуществиться его
нравственное перевоспитание.
Индивидуализация
наказания в суде - это в конечном счёте выбор конкретной меры воздействия в
пределах, установленных рамками санкции данной статьи Особенной части.
Особенно
тщательно необходимо индивидуализировать наказание подросткам в возрасте 14 -
15 лет. Здесь требуется особо точная “дозировка” наказания. Однако приходится
сталкиваться с неоднократно повторяющимися ошибками, суть которых чаще всего
заключается в том, что либо делаются слишком большие скидки на юный возраст,
либо, наоборот, совсем забывается личность и особенности возраста.
Соблюдение
правил индивидуализации обязательно должно привести к назначению
несовершеннолетнему соразмерного наказания.
Понятие
соразмерности теснейшим образом связано с принципами индивидуализации и
справедливости наказания и заключается в том, что вид и размер предусмотренной
законом меры воздействия соразмеряется с характером и степенью общественной
опасности деяния и лица, его совершившего.
Строгая
индивидуализация наказания и вытекающий из неё всесторонний и полный учёт всех
данных о личности несовершеннолетнего, о характере его преступных действий, о
причинах и условиях, приведших к совершению преступления, объективная и
глубокая оценка всех данных о преступнике и преступлении - источник
убедительности и эффективности приговора суда. И наоборот, если суд оставит
за пределами своего внимания какое-либо обстоятельство, способное сказаться
на наказании несовершеннолетнего, в глазах подсудимого, во мнении всех
присутствующих в суде будет поколеблена уверенность в справедливости наказания.
В этих условиях наказание не сможет до конца выполнить свою функцию: активно
способствовать перевоспитанию правонарушителя, предупреждать преступления.
§ 3. 2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Исходя
из целей наказания несовершеннолетних в ст. 88 УК определены виды наказаний
для них. УК РФ 1996 г. не предусматривает каких-либо специальных наказаний для
несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут быть им назначены,
ограничиваются шестью видами:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определённой деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определённый срок.
Сопоставление этих видов наказаний с наказаниями, установленными в ст.
44 УК для лиц, достигших в момент совершения преступления совершеннолетия,
показывает, что к несовершеннолетним не применяются: лишение специального,
воинского и почётного звания; ограничение по военной службе; конфискация
имущества, ограничение свободы; смертная казнь.
Таким
образом, из 13 видов наказаний, предусмотренных в УК для всех видов
осужденных, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только
шесть, которые в большей степени отвечают возрасту таких лиц, их статусу в
обществе и реальным возможностям исправительного на них воздействия.
Особенностями
наказаний для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и
ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с теми же видами наказаний
для взрослых. Это относится, по существу, ко всем шести названным видам
наказаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|