Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

          В числе  смягчающих  обстоятельств  (при назначении наказания) прежде

всего принимается во внимание тот факт,  что преступление совершено  несовершеннолетним (п. “б” ст. 61 и 2 ч. 89 УК).

          При оценке личности несовершеннолетнего,  особенно когда речь идёт  о подростке 14-15 лет,  должно быть выяснено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения.

          При совершении преступления в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления. совершение несовершеннолетним преступления без  соучастников  требует повышенного  внимания  суда к тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления.

          Если суд  придёт  к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору,  подстрекателю и исполнителю преступления,  обсуждению  подлежит  вопрос о виде наказания и возможности (когда преступление не относится к числу тяжких и особо тяжких) повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы.

          Принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), и об условном осуждении (ст. 73 УК).

          Подлежит обсуждению  вопрос  о необходимости назначения несовершеннолетнему общественного воспитателя в случаях условного  осуждения,  применения наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 401 УПК РСФСР).

          Имеется ряд указаний пленумов Верховных Судов СССР и  РФ,  в  которых определяются  подходы  к  назначению наказания несовершеннолетним, сохранившие свою актуальность. Так, например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР №5 от 9 июля 1982 года, посвящённом исполнению законодательства о несовершеннолетних, говорится о том, что назначенное наказание должно быть в максимальной  степени  подчинено  целям  исправления несовершеннолетних и суды обязаны строго соблюдать индивидуальный подход к определению вида и  размера  наказания. При этом подчёркивается, что лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств и данных о личности виновного, суд придёт к выводу о невозможности избрания несовершеннолетнему иного наказания.  Пленум Верховного Суда РФ постановлением №11 в редакции от 21 декабря 1993 г.  “О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы” обязал суды при назначении наказания  несовершеннолетним  подсудимым  в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества. В этих целях рекомендовано  в каждом случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на него взрослых лиц, учитывать иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного1 .

         При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, мотивы содеянного, характер и размер причинённого вреда, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Все положения УК применительно к несовершеннолетним имеют особенность.  Так,  характер общественной опасности преступления в  первую очередь  зависит от объекта преступления.  Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить,  насколько подросток осознавал  ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом; нередко  по  их представлению они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.

          При определении  степени общественной опасности совершённого преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств  при  которых  было совершено преступное деяние (форма вины,  мотив,  способ, обстановка и стадия совершения преступления,  тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

          Касаясь различных форм вины,  следует иметь в виду,  что даже в умышленных  преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный,  заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершённых подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.

          Ещё сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления,  совершённого подростком.  Так, совершая преступление по легкомыслию, несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно-опасных последствий, а если они её и предвидят, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно         рассчитывают на предотвращение этих последствий. Аналогично и в преступлениях, совершённых подростками по небрежности, довольно часто слабо        бывает выражен субъективный критерий,  т. е. способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершённость  интеллектуального развития,  особенности психики,  недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступление общественно опасного последствия.

          При определении характера и степени общественной опасности преступления,  совершённого подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные,  а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения  иногда  мотивируются  у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства,  стремлением утвердить себя в группе,  желанием  заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей,  выглядеть взрослым, смелы, самостоятельным и т.д.

          Значительно понизить степень общественной опасности совершённого подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении.  Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и  наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка,  совершившего преступление,  являются возраст,  образование, семейное положение,  психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали,  отношение к родителям, к учёбе или своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.

          Указание на необходимость учёта личности виновного ,  предусмотренное общими началами назначения наказания,  применительно к подросткам конкретизируется тем,  что несовершеннолетние являются обстоятельством,  смягчающим ответственность.  Юридическая  природа несовершеннолетия в качестве смягчающего ответственность обстоятельства заключается как в том,  что подросток  нередко не  представляет  себе ни общественной значимости своих действий и возможных результатов,  ни тех последствий ,  которые могут наступить  лично  для  него вследствие совершения преступления,  так и в том,  что в силу возрастных особенностей,  с одной стороны, несовершеннолетние более чувствительны в сравнении со взрослыми к связанным с наказанием лишениям,  ограничениям,  а с другой стороны, подростки значительно легче поддаются исправительному воздействию, и потому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно.

          Согласно ч.2  ст.7  УК РСФСР,  не является преступлением действие или бездействие,  хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния,  предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.  Например, трое подростков 14-15 лет были осуждены за тайное хищение чужого имущества,  совершённое по предварительному сговору группой лиц. В августе 1995 г.  с целью кражи они пришли на дачный участок,  где нарвали  26 арбузов  общим весом 28 кг стоимостью 1000 руб.  за кг,  причинив потерпевшей ущерб на сумму 28 тысяч рублей.

          По делу установлено,  что несовершеннолетние лица похитили арбузы на незначительную сумму - 28 тысяч рублей (минимальный размер оплаты труда на  момент  совершения  преступления  составлял 55 тысяч рублей). Потерпевшая в суде признала, что арбузы ей возвращены, она считает ущерб незначительным и просила  не  привлекать подростков к уголовной ответственности.  Судебная коллегия Верховного Суда РФ,  рассмотрев дело в порядке надзора по протесту прокурора, отменила приговор и дело прекратила производством по ст. 5 УПК РСФСР, указав, что действия несовершеннолетних хотя формально и содержат признаки преступления,  предусмотренного  ч. 2 ст. 144 УК РСФСР,  но в силу малозначительности не представляют общественной опасности1 .

          Относительно учета  смягчающих  и  отягчающих ответственность обстоятельств необходимо прежде всего иметь в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность меньше,  чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых.  Объясняется это тем,  что в каждом деле подростка  любое  из смягчающих  обстоятельств - уже  совокупность минимум двух смягчающих факторов, где второй-несовершеннолетие.

          По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие смягчающие ответственность обстоятельства, как чистосердечное раскаивание и  активное  способствование раскрытию преступления,  совершение преступление вследствие стечения тяжёлых личных, семейных и иных обстоятельств; совершение преступления  под  влиянием  угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица,  их заменяющие, или непосредственные руководители по работе, например  бригадиры. В приговорах по делам  несовершеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие обстоятельства,  как наличие взрослых подстрекателей, вина  потерпевшего,  совершение преступления  под влиянием других лиц и т.п.

          При индивидуализации  ответственности  и наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих ответственность обстоятельств. Так,  участие  несовершеннолетнего в преступлении,  совершённом по  предварительному сговору либо организованной группировкой,  не  следует,  как правило, рассматривать  в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, когда подросток вовлечён в преступление взрослыми и принял  незначительное участие в преступлении. Из года в год значительное количество преступлений совершается подростками в группах. Так, в 1994 г. в группе было совершено 75,3 % преступлений, в том числе с участием взрослых - 29,1 %1 .

          Отягчающим ответственность обстоятельством является совершение  преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических или токсических веществ.  В 1994 г. 23,9 %  преступлений было совершено подростками, находившимися в нетрезвом состоянии2 .

          Как уже отмечалось,  при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать степень его развития, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние   взрослых.  Уголовно-процессуальное  законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия  и  судебного разбирательства обращать  особое  внимание  на выяснение следующих обстоятельств:

1. возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2. условий жизни и воспитания;

3. причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;

4. наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников.

          Возраст 14-17 лет- достаточно длительный период,  14-летний  подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего.  Поэтому в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры  для  установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтён не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление.

          Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значения своих действий и руководить ими. Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением №16 от 3 декабря 1976 г. обязал суды при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значения своих действий и какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или вопросы могут быть поставлены на разрешение вопроса эксперта-психиатра.

          Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого - один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

          Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: “Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?” Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с  ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

          “Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства ещё не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации”1 .

          При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию: “Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?”

          Формулировка данного вопроса определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.

          Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

          При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: “Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.