1. преступления, где
несовершеннолетние оказываются потерпевшими, например, вовлечение
несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК), вовлечение
несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК),
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК);
2. преступления, где
субъектами могут быть лица старше восемнадцати лет (депутаты Государственной
Думы - 21 год, судьи и прокуроры - 25 лет и т.д.).
Отсюда,
например, исключается уголовная ответственность несовершеннолетнего: за
злоупотребление служебным положением некоторых категорий должностных лиц (ст.
285 УК), за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст.
299 УК), за вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного
судебного постановления (ст. 305 УК). Здесь исключается также уголовная
ответственность лиц, более старшего возраста, но не достигших указанного в
законе возраста 21 года и 25 лет. В отношении несовершеннолетних ответственность
за должностные преступления исключается, по нашему мнению, и по некоторым
другим соображениям.
Имеются
и другие категории преступлений, за совершение которых несовершеннолетние
также фактически не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Хотя в
законе нет прямых указаний н этот счёт, обстоятельства совершения определённых
преступлений позволяют сделать такой вывод. Таково, например, незаконное
помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК).
Из
сказанного следует, что следователи, прокуроры и судьи обязаны при
решении вопроса
об уголовной ответственности лиц в возрасте 14-18 лет всесторонне анализировать
не только нормы УК, относящиеся непосредственно к несовершеннолетним, другие
нормы этого Кодекса, но и нормы других актов Российского законодательства,
определяющие их статус в обществе.
Помимо
возраста уголовной ответственности и вменяемости важным условием, без
которого уголовная ответственность не наступает, является вина в
совершении
преступления. Вина может быть умышленной либо неосторожной.
Например,
15-летний Н. Санин, чтобы отомстить своему “недругу” М. Пылину, нанёс ему удар
металлической пластинкой в область глаза. В результате удара у М. Пылина
перестал видеть один глаз1 . Санин, нанося удар, сознавал
общественно опасный характер своего действия, предвидел, что в результате может
наступить общественно опасное последствие в виде тяжкого телесного
повреждения, и желал его наступления. Поэтому оно совершил преступление с
прямым умыслом.
Четырнадцатилетний
В. Костин на одном из многолюдных пляжей Подмосковья поссорился с незнакомыми
ребятами. У Костина имелось охотничье ружьё. С целью припугнуть ребят, он
открыл беспорядочную стрельбу в месте скопления отдыхающих граждан, в
результате чего один из них был убит2 . Костин, конечно, сознавал общественно
опасный характер своего действия, предвидел, что от этого может наступить
тяжкое последствие, но не желал подобного исхода, а только сознательно допускал
(косвенный умысел).
Приведём пример совершения преступления по неосторожности. Группа ребят
направилась купаться в реке. Во время спуска по тропинке с крутого берега к
реке Ю. Павловский, шедший последним, неожиданно толкнул впереди идущего, а
тот, не удержавшись, толкнул, в свою очередь, других ребят. Один из них упал
на камни и сломал ногу1 . Совершая свои действия, Павловский
не предвидел, что наступит такого рода последствие. Однако он должен был и мог
предвидеть возможность его наступления. Следовательно, Павловский совершил
преступление, квалифицируемое по ч. 1 ст. 114 УК, как тяжкое телесное
повреждение по неосторожности в форме небрежности.
Лица в
возрасте от 14 до 16 лет не несут ответственности за организацию преступных
сообществ и участие в них (ст. 208, 209, 210 УК и др.). В этих случаях в
зависимости от характера совершённых действий им назначается наказание либо за
приготовление к какому-либо преступлению, за которое ответственность
наступает с 14-летнего возраста, например убийству, разбойному нападению (ст.
105, 162 УК), со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 30 и ч. 2 ст. 66 УК, либо за
оконченные преступления (ст. 111, 112, 162 УК).
Несовершеннолетние,
как взрослые, добровольно отказавшиеся от доведения преступления до конца,
освобождаются от уголовной ответственности.
Изучение
судебной практики показывает, что примерно половина преступлений совершается
несовершеннолетними в соучастии, группой. Нередко в качестве организаторов,
подстрекателей и соисполнителей оказываются взрослые лица, уже имеющие
преступный опыт. Здесь в связи с различиями в возрасте несовершеннолетних
возможны различные варианты квалификации преступлений. В тех случаях, когда
несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, взрослое лицо
отвечает за совершённое преступление как соучастник и по ст. 150 УК. В
ситуациях, когда несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности,
взрослое лицо отвечает не только по ст. 150 УК, но и за преступление,
которое совершил несовершеннолетний (посредственное причинение), по статье
УК, которой предусмотрено данное преступление. Это находит подтверждение и в
несколько иных ситуациях. Так, действия взрослого лица, совершившего разбойное
нападение или грабёж совместно в несовершеннолетними, не достигшими возраста
уголовной ответственности, квалифицируются соответственно по п. “а” ч. 2 ст.
162 или п. “а” ч. 2 ст. 161 УК независимо от того, что последние не
привлечены по указанному основанию к уголовной ответственности. При
изнасиловании в составе преступной группы, когда несовершеннолетние не
привлекаются к уголовной ответственности, для взрослых участников преступление
признаётся совершённым группой и подлежит классификации по п. “б” ч. 2 ст.
131 УК. Разъяснение Пленума Верховного суда РФ по данному вопросу подлежит
применению и в настоящее время1 .
Согласно
п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 г. №5 “О
судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении
их в преступную и иную антиобщественную деятельность”, при рассмотрении дел о
преступлениях несовершеннолетних, совершённых с участием взрослых,
необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и
подростком, поскольку эти данные могут иметь решающее значение для установления
роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в преступную или иную
антиобщественную деятельность.
Если
совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное и
провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по
делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим ответственность
виновного.
Выделяя
особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, УК исходит из тог,
что в Общей части УК ряд положений либо специально регламентируют
ответственность несовершеннолетних, либо распространяются на
несовершеннолетних, а именно: при признании рецидива не учитываются
судимости за преступления, совершённые в возрасте до восемнадцати лет (ст.
18 УК), устанавливаются пределы возраста наступления возраста уголовной
ответственности в целом и за некоторые преступления (ст. 20 УК),
несовершеннолетие виновного рассматривается как смягчающее обстоятельство (ст.
61 УК). Из этого следует, что при разрешении вопросов уголовной ответственности
несовершеннолетних следователи, прокуроры и судьи обязаны руководствоваться не
только положениями главы 14 нового УК, но и положениями Общей части УК.
В тех
случаях, когда нормы общей части УК, например, об освобождении от уголовной
ответственности (ст. ст. 75-78 УК) или об освобождении от наказания (ст. ст.
79-83 УК), по предмету уголовно-правового регулирования совпадают с нормами
главы 14, относящейся к несовершеннолетним (ст.ст. 92, 93 УК), применению подлежат
последние как специальные нормы, которые эти вопросы решают для
несовершеннолетних более благоприятно, чем нормы, относящиеся к лицам старше
восемнадцати лет.
§ 2.3. Освобождение несовершеннолетних
от уголовной ответственности.
От
уголовной ответственности несовершеннолетний может быть освобождён как по
общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной
категории лиц. При этом нужно иметь в виду, что при применении общих видов
освобождения от уголовной ответственности учитываются особенности привлечения к
уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Несовершеннолетний
может быть освобождён от уголовной ответственности в связи с деятельным
раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), в
связи с изменением обстановки (ст. 77 УК). Вышеуказанные основания в
отношении их не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При
освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего
восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК)
необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к
несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК, в отношении их они сокращены наполовину.
Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со
дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) один
год после совершения преступления небольшой тяжести;
б) три года после совершения преступления средней тяжести;
в) пять лет после совершения тяжкого преступления;
г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.
К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым
преступникам, могут применяться амнистия и помилование.
Наряду
с общими видами освобождения от уголовной ответственности в
законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам,
не достигшим восемнадцати лет. В ч. 1 ст. 90 УК говорится:
“Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней
тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет
признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения
принудительных мер воспитательного воздействия.” Таким образом, освобождение
несовершеннолетнего от уголовной ответственности закон связывает с рядом
обстоятельств:
1. преступление должно
быть совершено впервые;
2. деяние должно
относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
3. положительная
характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что
цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами
воспитательного воздействия. Такая убеждённость должна складываться на
основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта
посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень
завершённости деяния, размер вреда причинённого именно несовершеннолетним, и
т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой
или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами,
преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для нег
обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не
страдает алкогольной или наркотической зависимостью).
При
наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого
преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при
выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного
воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему
принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на
стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.
На стадии
предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора
выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов
в специализированный государственный орган, который назначает
несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в
соответствии с положениями статьи 90 УК. На стадии судебного разбирательства
суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной
ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер
воспитательного воздействия. Все специальные виды освобождения лиц, не
достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с
применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер
государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления
небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами
без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются
потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли
несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц,
совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается
силой государственных органов, наделённых специальными полномочиями. Неисполнение
назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные
законе.
По
своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носит воспитательный
характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается
прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его
поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления
достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без
применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.
Следовательно,
вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по
характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь
внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие
их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы
кары. Они не влекут за собой судимости, не делятся на основные и
дополнительные виды. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам
определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности
виновного и всех обстоятельствах дела. Последствием неисполнения
несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является
возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению
специализированного государственного органа и направления им материалов в суд.
Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам, не
достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их назначения, достижение
лицом совершеннолетия исключает их применение. Статья 90 УК предусматривает
следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а)
предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного
государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причинённый вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия, которые
ограничивают права человека и гражданина (названные в п. “в” и “г” ч.2 ст. 90
УК), в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо только судом.
Содержание
принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК.
Предупреждение,
согласно закону, состоит в разъяснении несовершенно-
летнему вреда,
причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений,
предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и
правовое значение.
Передача
под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их за-
меняющих, либо
на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному
воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон
предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:
1. родители (лица, их
заменяющие);
2. специализированные
государственные органы.
Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного
права. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей,
они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего
под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению
к ребёнку, что предусмотрено СК РФ, она лишь должна побуждать их к более
активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или
нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости
усиления контроля за свободным временем подростка. Данная мера целесообразна
лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, ещё имеют влияние
на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем
надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный
контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу
им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как
иначе теряется смысл этой меры. Если указанные лица в силу ряда причин не
имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны
обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать
под надзор государственному органу. Им в настоящее время является комиссия по
делам несовершеннолетних при соответствующем местном органе самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|