Второй целью наказания является исправление осуждённого. Цель
исправления осуждённого заключается в том, чтобы с помощью карательных
элементов наказания попытаться заставить изменить отрицательные качества
личности осуждённого, под влиянием которых было совершено преступное деяние,
привить ему уважительное отношение к закону, установленному правопорядку,
правам и интересам других граждан. Под исправлением осуждённого понимается
достижение путём наказания такого результата, чтобы лицо после отбытия
наказания не совершило нового преступления. Н.А. Беляев писал по этому поводу
так: “Исправление - это та оптимальная задача, которая должна быть решена при
исполнении наказания. Об исправлении преступника можно говорить тогда, когда
под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых
преступник хотя и не превращается в активного, сознательного члена нашего
общества, но уже становится безопасным для общества”1 . Речь
в данном случае идёт о юридическом исправлении осуждённого. Добиться
юридического исправления осуждённого - это тот максимально возможный результат,
на который способно уголовное наказание. Исправление является минимальной
программой коррекции сознания осуждённого суть которой заключается в том, чтобы
приспособить его к нормальной жизни в обществе, сделать его безопасным для
людей.
Третья цель наказания - цель предупреждения преступлений. В науке
уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное и общее.
Частное предупреждение заключается в предупреждении совершения
преступления самим осуждённым. Задача частного предупреждения заключается в
том, чтобы исключить рецидив ранее судимого лица. Наказание должно устрашать и
лишать осуждённого возможности совершить новое преступление. И. Анденес по
данному вопросу имел следующее мнение: “Если же впоследствии осуждённого удерживает
от совершения преступления опыт пережитого наказания, то, считается, налицо
частное предупреждение”1 .
Большинство видов наказаний ставят осуждённого в такие условия, которые
хотя и не полностью исключают возможность совершения им новых преступлений, но
значительно препятствуют этому. Следует учитывать, что не все виды наказания
обладают такой способностью в одинаковой мере. В наибольшей степени
ограничивает возможность совершения осуждённым нового преступления смертная
казнь, пожизненное или срочное лишение свободы также в значительной степени
ограничивает возможности совершения осуждённым новых преступлений. Лишение
права заниматься определённой деятельностью или занимать определённые должности
на период отбывания наказания исключают возможность совершения преступлений,
которые связаны с использованием служебного положения или определённой сферы
деятельности.
Цель общего предупреждёния заключается в предупреждении совершения преступлений
иными лицами. В науке уголовного права нет единства мнений о том, на кого
воздействует наказание в общепредупредительном плане. Предполагается, что факт
применения наказания к конкретному лицу, совершившему преступление, должен
оказывать превентивное воздействие на других граждан.
В настоящее время более обоснованной и соответствующей мысли
законодателя является позиция, согласно которой общепредупредительное
воздействие наказания адресовано лишь тем лицам, которые склонны к совершению
преступлений. На законопослушных граждан применение наказания к осуждённому
воздействует главным образом в воспитательном аспекте, формирует у них
непримиримое, негативное отношение к преступлениям.
Важно отметить, что вышеназванные цели не вытекают из определения наказание,
именно наказание с точки зрения юридической обязательности и социальной
необходимости подчинено целям наказания. Закон направляет наказание на
достижение целей, хотя и не может полностью гарантировать их достижение.
Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда
осуществляется с помощью предусмотренного уголовным законом перечня наказаний,
которые различаются по своему содержанию, характеру оказываемого ими
воздействия, пределам и порядку применения.
По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам,
совершившим преступления, могут применяться: штраф; лишение права занимать
определённые должности или заниматься определённой деятельность; лишение
специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных
наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной
службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в
дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определённый срок;
пожизненное лишение свободы; смертную казнь.
Глава II. Особенность
уголовной ответственности
несовершеннолетних.
§ 2.1. История развития уголовного
законодательства
об ответственности несовершеннолетних.
Рассматривая
уголовное законодательство России в историческом аспекте можно отметить, что
оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных
правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в
декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. “О комиссиях для несовершеннолетних”
указывалось, что “суды и тюремное заключение для малолетних и
несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет,
замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних”.
Основная
идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была
воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности
несовершеннолетних. Ст. 13 “Руководящих начал” по уголовному праву РСФСР 1919
г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и
наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие
же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, “действующим без разумения”. Если
же они “действуют с разумением”, т.е. сознавая общественную опасность своих
действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса
предоставлялось суду.
Декрет
СНК РСФСР “О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных
действиях”, принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела
которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4
декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет
только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали
должного влияния.
К 1920
г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних,
детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер
медико-педагогического характера содержался в инструкции, утверждённой в 1920
г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Комиссии широко
использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в
ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми
преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в
воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были
созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители,
школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков,
реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных
правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения,
воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это
учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного
числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации1 .
Аналогично
складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних
правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.).
Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на
общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально
запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в
большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.
В связи
с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая
проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении
компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д.И. Курский по
этому поводу сказал: “Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода,
а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность
организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то
есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот
вопрос был бы решён вполне благополучно”2.
Названный
аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил
причиной усиления уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18
лет. УК РСФСР 1922 г. вновь снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16
лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему
были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам
14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях,
когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
Основными
началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были
введены понятия “малолетний и несовершеннолетний” правонарушитель. В ст. 7
Основ указывалось, что к первым можно применять лишь меры
медико-педагогического характера. Ко вторым они применяются только в тех
случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры
судебно-исправительного характера. Определение возраста, с наступлением
которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также
обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности
относились к компетенции союзных республик. Однако УК РСФСР 1926 г. не указал
точного возраста уголовной ответственности. Деление на малолетних и
несовершеннолетних производилось лишь теоретически; в законе эти понятия
отсутствовали.
В ст.
12 УК (в редакции 1935 г.) был дан перечень преступлений, за которые
устанавливалась уголовная ответственность лиц, достигших к моменту совершения
преступления 12-летнего возраста. Исходя из данной статьи можно было сделать
вывод, что малолетние – это дети до 12 лет, а старше – несовершеннолетние.
Практика, больше ориентированная на теорию права и здравый смысл, шла по пути
признания малолетними и лиц старше 12 лет.
В
период с 1925 по 1931г. большинство дел на правонарушителей в возрасте до 18
лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось
около 10% дел.
В
инструкции Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г.,
указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех
несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или
совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с
совершением нетяжкого преступления.
Следующий,
отличающийся от предыдущих период начался с принятия Постановления ЦИК и СНК от
7 апреля 1935 г. “О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних”. Он
продолжался до 1957 г. и характеризовался, с одной стороны, более чёткой
разработкой мер по ликвидации беспризорности и безнадзорности подростков, а с
другой – резким расширением и ужесточением уголовно-правовых методов борьбы с
преступностью несовершеннолетних, в ущерб мерам воспитательного характера.
Наличие этих черт объяснялось рядом причин. Одна их них состояла в том, что к
этому времени в стране, в основном, была ликвидирована беспризорность в том смысле,
в каком она существовала в 1917-1927 гг. (отсутствие семьи, смерть родителей и
близких родственников). Беспризорными стали считать подростков, которые, уйдя
из дома, в течении двух месяцев и более находились вне семьи, учебного либо
трудового коллектива. Наличие беспризорных и безнадзорных (т.е. находившихся
вне родительского контроля) несовершеннолетних ставилось в вину не только
родителям, но и местным советам, партийным, профсоюзным, комсомольским
организациям, которые не прилагали достаточных усилий для ликвидации и
предупреждения детской безнадзорности. В постановлении предлагалось принять
безотлагательные меры к предупреждению преступности несовершеннолетних.
Рекомендовалось привлекать к уголовной ответственности лиц, вовлекающих
подростков в преступную деятельность.
Крайне
важный в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних документ носил
декларативный характер и не был обеспечен практическими мерами. Положение о
комиссиях по делам несовершеннолетних, принятое ещё в 1931 г., не содержало чёткого
перечня мер воспитательного характера. Отсутствовала материальная база для
увеличения числа детских воспитательных и лечебных заведений. Более того,
названным постановлением комиссии по делам несовершеннолетних были вообще
ликвидированы. С 1935 по 1960 г. в стране не было специального органа,
координирующего работу многих учреждений, ведомств и общественных организаций
по предупреждению преступности несовершеннолетних.
Одновременно
был принят Закон, датированный тем же числом (7 апреля 1935 г.), который резко
понизил возраст уголовной ответственности за ряд наиболее распространённых
среди несовершеннолетних преступлений. С 12 лет к ответственности с применением
всех мер уголовного наказания стали привлекать за кражу, насилие, телесные
повреждения, увечья, убийство либо попытку убийства.
Очевидная
нечёткость законодательной трактовки всех понятий вызывала субъективизм при
разрешении конкретных уголовных дел. О каких кражах по размеру идёт речь? Что
понимается под насилием, увечьем? О каких по степени тяжести телесных
повреждениях говорилось в законе? Наказываются ли перечисленные (кроме кражи)
действия, совершённые по неосторожности? Неясной была и фраза “… с применением
всех мер уголовного наказания”, которая нередко толковалась как
законодательное допущение всех видов наказания, в том числе и смертной казни.
Только сопоставление ст. 12 и ст. 22 УК РСФСР 1926 года, в которых
трансформировался Закон от 17 апреля 1935 г., позволяло сделать вывод, что
исключительная мера наказания – расстрел не могла применяться к лицам, не
достигшим 18-летнего возраста на момент совершения преступления. Что же
касается лишения свободы, предельным сроком которого было 10 лет для всех
категорий лиц, совершивших преступления, то оно касается и подростков
12-летнего возраста.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная
ответственность с 12-летнего возраста была установлена также за действия,
могущие вызвать крушение поезда. Возраст, с которого вменялись все остальные
преступления, был установлен лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от
31 мая 1942 г. – 14 лет. Президиум Верховного Совета СССР разъяснил также, что
уголовная ответственность несовершеннолетних наступает как в отношении
умышленных, так и неосторожных преступлений.
В
советской юридической литературе предпринимались попытки объяснить усиление мер
уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Так, профессор П.П.
Пионтковский писал: “… установление уголовной ответственности за ряд
преступлений, начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием
указать несовершеннолетним, что советская власть предъявляет серьёзные
требования к своим подрастающим гражданам”1.
С такой
оценкой этого закона вряд ли можно согласиться. Усиление уголовных мер без
значительного улучшения воспитательной работы с подростками не способствовало
сокращению преступности. Законом был отброшен весь накопленный ранее опыт мер
воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. На
установление уголовной ответственности с 12 лет скорее всего повлияла
господствующая в то время концепция принуждения как универсального средства
борьбы с преступностью.
Ошибочность
принятого направления была очевидной для практических работников суда и
прокуратуры. Не имея возможности применять к несовершеннолетним
правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали
наказания, связанные с краткими сроками. Это приводило к негативным последствиям.
Осуждённые подростки, общаясь при этапировании со взрослыми преступниками либо
с неоднократно судимыми сверстниками, возвращались домой после отбытия
наказания с большим грузом асоциальных взглядов, привычек, наклонностей, чем до
осуждения. Наркомат юстиции СССР, обобщив судебную практику, издал 15 апреля
1936 г. циркуляр “Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями,
совершёнными подростками”, в котором рекомендовал судам проявлять особую
внимательность при определении наказания несовершеннолетним. “Лишение свободы к
лицам этого возраста, - указывалось в циркуляре, - должно применяться с
исключительно осторожностью и, главным образом, к рецидивистам, а также
неоднократно бежавшими из детских учреждений”. Это указание дало возможность
судам более широко применять к несовершеннолетним меры наказания, не связанные
с лишением свободы. В свою очередь прокуратура по возможности ограничивала
привлечение к уголовной ответственности лиц 12-14 лет. В связи с этим роста
судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г.
количество осуждённых по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|