Несмотря на пристальный интерес к проблеме наказания в уголовном
законодательстве России, определение этого понятия давалось не всегда.
Например, в наиболее крупных законодательных актах дореволюционного российского
законодательства - Уложении о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.,
Уголовном Уложении 1903 г., перечисляются конкретные виды наказаний, но
определение наказания отсутствует.
В советском уголовном законодательстве определение наказания впервые
было дано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., в ст. 7
говорилось, что “наказание - это те меры принудительного воздействия,
посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений
от нарушителей последнего (преступников)”. Однако в последующих законодательных
актах определение наказания отсутствовало. Понятие уголовного наказания было
восстановлено в Основах уголовного законодательства СССР и союзных республик
1958 г., а в Основах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1991
г. сформулировано его определение, которое с некоторыми уточнениями
воспроизведено в действующем УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 43 УК, “наказание есть мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу,
признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных
настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.
В данном определении обозначены основные признаки, характеризующие
наказание как уголовно-правовое явление. Согласно ст. 43 УК, наказание
регламентируется как уголовно-правовой, специфический способ правового
реагирования на преступление. Наказание является мерой государственного
принуждения, которая устанавливается уголовным законом. Наказание, применяемое
к лицу, совершившему преступление, всегда предусмотрено в уголовном законе. С
помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к
соблюдению уголовно-правовых запретов, законопослушному поведению.
Наказание может назначаться только за то деяние, которое предусмотрено
уголовным законом как преступление.
Поэтому уголовное наказание - это юридическое последствие преступления,
основанием его применения может быть лишь факт совершения преступления.
Наказание назначается от имени государства и применяется в интересах всего
общества, то есть носит публичный характер. Процессуальной формой применения
наказания может быть только обвинительный приговор суда, вынесенный от имени
государства и определяющий наказание лицу, признанному виновным в совершении
преступления, который является исключительно отрицательной официальной реакцией
на преступление. Наказание носит строго личный характер, то есть применяется
только к лицу, совершившему преступление, и ни при каких условиях не может быть
назначено его родственникам, близким или другим лицам.
Наказание влечёт за собой судимость, которая сохраняется на
определённый срок и после его отбытия. Однако, уголовный закон делает
исключение только в отношении лиц, условно осуждённых. Они признаются не
имеющими судимости после истечения испытательного срока согласно п. “а” ч. 3
ст. 86 УК.
Рассматривая вопрос о понятии наказания, следует отметить, что
наказание играет роль вспомогательного, а не главного средства борьбы с
преступностью. При всём своём огромном потенциале воздействия на поведение
людей, наказание рассматривается как последний довод государства. Оно
применяется соразмерно преступному деянию, когда применение иными органами
средства воздействия оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными.
Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет
количественные границы и определённое содержание, т.е. представляет собой
потенциально осуществимый способ воздействия на осуждённого, строго
регламентируемый уголовным законом. Никто не вправе выходить за пределы
количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом.
Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уголовного закона,
определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количественных, а в ряде
случаев и качественных пределах применяется наказание конкретному лицу.
Незаконным признаётся лишение либо ограничение прав и свобод
осуждённого, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное
наказание как меры государственного принуждения. Государственный характер меры
принуждения означает, что наказание может быть назначено только от имени
государства, и является публично-правовой, государственной оценкой деяния как
преступного, а совершившего его лица как обязанного претерпеть наказание.
Государство обладает исключительной монополией на назначение уголовного
наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения
наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание
наказания. Действуя от имени государства, органы и должностные лица, полномочия
которых установлены Конституцией, несут ответственность за соответствие
практики назначения и исполнения наказания предписаниям Конституции РФ, имеющим
высшую юридическую силу. В установленных законом случаях должностные лица также
могут нести уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за
нарушение законодательства об уголовном наказании.
Принудительный характер наказания как государственной меры означает,
что все участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в
законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их
реализации соответствующие меры воздействия, т.е. предусмотренные законом необходимые
способы, обеспечивающие подчинение лиц и органов такого рода решениям.
Принудительный характер наказания также означает обязанность осуждённого
претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.
Наказание по своему содержанию является карой, то есть заключается в
лишении или ограничении прав и свобод осуждённого. Наказание фактически связано
с ущемлением правового статуса осуждённого. Характер благ, которых лишается
осуждённый в связи с назначением наказания, различен.
История развития уголовного законодательства свидетельствует, что
предметом наказания были практически все блага личности: жизнь, имущество,
свобода, честь и т.п. В этой связи можно сказать, что страдания и лишения,
претерпеваемые осуждённым к уголовному наказанию, могут носить различный
характер - физический, нравственный, политический, имущественный и др. Без
кары, то есть без определённого законом ущемления правового статуса осуждённого
не может быть наказания. Объём кары обычно выражается в видах наказания и его
сроках, в различных правоограничениях и зависит от тяжести совершённого лицом
преступления. Чем более тяжким является совершённое лицом преступление, тем
более строгое должно быть назначено наказание. Закреплённая в уголовном
законодательстве система наказаний позволяет избрать в каждом конкретном случае
тот объём правоограничений личного или имущественного характера, который бы
соответствовал тяжести совершённого преступления и личности виновного.
Наибольшим объёмом кары обладает такой вид наказания, как лишение свободы,
поскольку оно не только ограничивает личную свободу человека, но и ущемляет его
политические, трудовые и иные права и свободы. Меньший объём правоограничений
по сравнению с лишением свободы присущ, к примеру, штрафу, конфискации имущества,
поскольку они распространяются лишь на имущественные права человека, не
затрагивая его личной свободы.
Наивысшая репрессивная сила характерна для смертной казни, ибо она
лишает осуждённого основного, ничем не заменимого блага - жизни.
Признание в ст. 43 УК кары сущностной чертой наказания подвело итог
научным спорам о том, является ли кара одной из целей наказания. Анализируя
текст ст. 43 действующего УК РФ, следует отметить то, что законодатель выделил
понятие наказание в части первой данной статьи, а цели применения наказания в
самостоятельно части второй этой нормы: “Наказание применяется в целях
восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления
осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений”.
Такая редакция нормы позволила избежать тех трудностей толкования
закона, которые имели место в ранее действовавшем УК РФ 1960 года. Например,
ст. 20 “Цели наказания” оговаривала, что “наказание не только является карой за
совершённое преступление, но и преследует цели ...”.
В редакционном отношении смысловое содержание нормы было изложено
неудачно, поскольку сопоставлялись разнопорядковые понятия - содержание и цели
наказания.
Фактически наказание понималось законодательством как “кара”, ибо “но”
относилось к формулировке его целей1. Исключение из текста закона термина
“кара” символично. Так, уже в ст. 10 Руководящих начал (1919 г.) был закреплён
принцип отрицания возмездия: “Наказание должно быть целесообразно и в то же
время совершенно лишено признаков мучительства и не должно причинять
преступнику бесполезных и лишних страданий”. Однако то, что законодатель использует
термин “государственное принуждение”, не означает, что последний не придаёт
должной значимости элементу кары.
Сложность познания сущности наказания связана не только с различным
подходом в науке уголовного права к определению места кары в наказании, но и с
различными взглядами учёных на природу самой кары. В юридической литературе нет
единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания, в связи с чем,
в 70е годы имела место полемика относительно сущности
наказания.
Например, М.Д. Шаргородский писал: “Наказание является лишением
преступника каких-либо принадлежащих ему благ и выражает отрицательную оценку
преступника и его деяния государством. Наказание причиняет страдание тому лицу,
к которому оно применяется. Именно это свойство, являясь необходимым признаком
наказания, делает его карой”2 . В курсах советского уголовного права
при определении понятия наказания кара не упоминается, а упор делается на
государственно-принудительный его характер и причинение лишений виновному, а
также упоминаются цели наказания3 .
Б.С. Утевский определил кару как принуждение4 . Б.С.
Никифоров, критикуя такое расширительное толкование кары, отметил: “Кара - это
принуждение к такому страданию, которое по своему характеру и длительности
пропорционально, соразмерно совершённому преступником злому делу, преступлению”1
.
И.С. Ной выступил с критикой вышеизложенных точек зрения: “... кара
была бы соразмерна тяжести совершённого преступления, если бы за убийство
предусматривалась лишь смертная казнь. Но принцип возмездия не проводится в
нашем законодательстве, а допустимость применения смертной казни за убийство
продиктована не соображениями возмездия, а прежде всего целью общей превенции”2
.
С принятием УК РФ 1996 г. стало очевидно, что уголовный закон
рассматривает кару в качестве конструктивного признака наказания,
характеризующего его содержание. Это означает, что осуществляемая государством
с помощью наказания уголовная политика не имеет своей конечной целью причинение
лицу, совершившему преступление, зла, отмщение за содеянное, поскольку
направлена на достижение социально-полезных результатов.
Произошедшие в уголовном законодательстве изменения следующий вопрос: в
чём заключается социальное назначение наказания? Что должно преобладать при
назначении наказания: его карательный элемент или направленность на
предупреждение преступления. В настоящее время уголовная политика должна
превратиться в социальную политику предупреждения преступлений. Важной
проблемой изучения уголовного наказания как социологической категории являются
его социальные функции. Одна из основных функций наказания - предупреждение,
применяемое к конкретному лицу за совершённое преступление.
Однако наказание как форма государственного принуждения должно быть
сопряжено с ограничительным положением карательного воздействия.
В юридической литературе первых лет Советской власти много внимания
уделялось вопросу о целях и задачах наказания. В рассматриваемый период ещё
только начинали оформляться положения советской теории уголовного права о
соотношении принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении
понятий “кара” и “воспитание”, “кара” и “наказание”.
Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность
наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель
указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе
угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. От целей
наказания следует отличать его функции, с помощью которых решаются частные
задачи, достигаются промежуточные результаты на пути к цели. Смешение целей с
функциями в литературе встречается, и это мешает правильному уяснению тех и
других, приводит к искажению социального назначения наказания, направленности
уголовной политики.
Например, такое происходит, когда в качестве цели наказания признаётся
сама кара.
Ранее законодатель отделял кару как основу наказания от его целей
указанием на:
1. исправление и
перевоспитание осуждённых;
2. предупреждение
совершения преступлений осуждённым;
3. предупреждение
совершения преступлений иными лицами (ст. 20 УК РСФСР 1960 г.).
Однако
некоторые авторы в своих монографических исследованиях в качестве одной из
целей ставили кару. Н.А. Беляев писал: “Под карой как целью наказания мы
понимаем причинение правонарушителю страданий и лишений в качестве возмездия за
совершённое им преступление”1 . Данные подход не только не
согласуется с законом, но и прямо противоречит ему.
И.И.
Карпец, отстаивая аналогичную точку зрения, рассуждал следующим образом: “Раз
наказание карается и достигает каких-то целей, без чего не бывает, значит, кара
является одной из целей наказания”2 .
Аргументы вышеназванных авторов приводят к выводу, что наказание как
кара является самоцелью, что как раз уголовный закон не допускает.
Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные социальные
результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном
законе.
Новый УК РФ определяет цели наказания в части второй ст. 44: “Наказание
применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также
исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений”. Таким
образом, УК предусматривает три цели наказания:
а) восстановление социальной справедливости;
б) исправление осуждённого;
в) предупреждение совершения нового преступления.
Поскольку
государственная реакция на преступление в уголовном законодательстве
приобретает форму наказания, перед последним ставится цель - восстановить
нарушенную преступным деянием социальную справедливость. Данная цель
предполагает восстановление нарушенных в результате совершения преступления
прав и свобод человека, общественного порядка, восстановления пошатнувшейся в
результате совершения преступления убеждённости граждан в способности
государства бороться с преступностью и защищать их права. И как следствие,
восстановление социальной справедливости как цель наказания предполагает
удовлетворение свойственного людям чувства негодования, вызванного совершением
преступления. Восстановление социальной справедливости, понимаемое как
восстановление нарушенных прав и свобод человека, удовлетворение чувства
справедливости, вызванного у граждан фактом совершения преступления, нельзя
рассматривать как реализацию цели возмездия преступнику со стороны государства,
воздаяния равным злом за причинённое зло, хотя в основе социальной
справедливости как этической, нравственной категории и лежит идея равенства.
Социальная справедливость как цель наказания может быть восстановлена
только справедливым наказанием, которое в каждом конкретном случае может быть
более или менее строгим, а потому не всегда равным причинённому преступлением
вреду. Иными словами, по своей сути наказание должно быть справедливым, то есть
“соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления,
обстоятельством его совершения и личности виновного” (ч. 1 ст. 6 УК).
Восстановление социальной справедливости достигается путём реализации в
уголовном законодательстве принципа справедливости в его уравнительном и
распределительном аспектах. Например, в нормах Особенной части УК признаки
конкретных составов преступлений конструируются таким образом, чтобы обеспечить
выраженный в ст. 4 УК принцип формального равенства граждан перед законом,
которые фактически не равны. С помощью подобной законодательной конструкции
состава преступления в нормах Особенной части уголовного законодательства
закрепляется демократический принцип равенства граждан перед законом и, кроме
того, обеспечивается принцип справедливости в его уравнительном аспекте. Но
уравнительная справедливость не обращает внимания на фактическое неравенство
совершающих преступление людей, которые различаются по своим личным качествам,
условиям жизни, социальному положению и тем самым не позволяет назначить
справедливое наказание, соответствующее тяжести и обстоятельствам содеянного, и
личности виновного. В зависимости от этого в уголовном законодательстве
реализация распределительного аспекта социальной справедливости, учитывающего
фактическое неравенство совершающих преступления людей, достигается путём
конструирования норм, обеспечивающих индивидуализацию наказания (ст. 60-64 УК и
некоторые другие).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|