Меню
Поиск



рефераты скачать Европейский Союз и Казахстан

Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз су­щественно наращивает свой ресурсный потенциал (террито­рию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокуп­ный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с еди­ных внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособно­сти расширенного Европейского Союза со вступлением каж­дой страны Центральной и Восточной Европы. Таким обра­зом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Ев­ропейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов яв­ляется, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.

Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой сто­роны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 евро­пейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.

Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отче­канил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреп­лению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Та­кая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать так­же процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.

Двумя столпами казахстанской экономической реформы являются макроэкономическая стабилизация и приватизация государственной собственности. В 1994 г. правительство Ка­захстана начало реализацию стабилизационной программы при поддержке Международного валютного фонда (МВФ). Приватизация была определена другим столпом экономиче­ской реформы в том смысле, что она создает условия для пе­рехода к рыночной экономике, основанной на правах частной собственности. Процесс приватизации проходил в три основ­ных этапа (1991-1992 гг.; 1993-1996 гг.; 1997-1998 гг.) В пе­риод с 1996 г. по 2000 г. правительство сконцентрировало свою экономическую политику на углублении структурных реформ и макроэкономической стабилизации. В целях сниже­ния темпов инфляции и поддержания курса тенге проводи­лась жесткая денежно-кредитная и финансово-бюджетная по­литика. В 1998 г. правительство предложило новую промыш­ленную программу, направленную на защиту государственных предприятий посредством импортозамещающей полити­ки, субсидий и ускорения процесса производства дел о банкротстве. Целевыми отраслями промышленности в то время были пищевая промышленность, текстильная, машинострое­ние и строительство. Однако юго-восточный кризис, деваль­вация российского рубля и низкие цены на нефть доказали относительную уязвимость казахстанской экономики перед лицом внешних потрясений. Поэтому в течение 1998-1999 гг. Казахстан,   преимущественно,   фокусировал   внимание   на удержание экономики на плаву.

В  конце   1999  г.   правительство  во  главе  с  премьер-министром К.К.Токаевым представило экономический план на период 2000-2002 гг. Данный план предусматривает разностороннее развитие промышленного сектора путем стимули­рования импортозамещающей промышленности и развития высокотехнологических предприятий. Правительство плани­рует     регулировать     цены     и     тарифы     предприятий-монополистов, а также в нефтегазовом секторе. Программа регулирования  в  нефтегазовой  и  нефтеперерабатывающей промышленности уже привела к вызывающему спор ограни­чению производства экспортной нефти до 22 миллионов тонн на 2000 г. В рамках Повестки Казахстана на 2000 г. правительство планировало программу по борьбе с безработицей и дальнейшему пересмотру налогового кодекса.[28]

Весьма важной как для европейской, так и для казахстан­ской стороны является установление широкого и прочного партнерства в области экономического сотрудничества. Ин­тересы обеих сторон подтверждают, что развитие сотрудни­чества в этой области отвечает долгосрочным приоритетам внешней политики. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между ЕС и Республикой Казахстан является базисной предпосылкой для развития интеграционных про­цессов как в политической, так и в экономической области. Это также было подтверждено в ходе европейского визита Президента Н.А.Назарбаева в июне 2000 г. в Бельгию, Авст­рийскую Республику, Францию и Комиссию Европейского Союза. В ходе встреч европейские лидеры однозначно отме­тили интерес к Казахстану как к перспективному экономиче­скому и торговому партнеру в Центральной Азии. Казахстан, по мнению таких признанных европейских лидеров, как Пре­зидент Франции Ж.Ширак, председатель Комиссии ЕС Р.Проди, генеральный секретарь НАТО Д.Робертсон, облада­ет потенциалом стабилизатора ситуации в регионе и катали­затора регионального сотрудничества. Все это свидетельству­ет о высокой роли Казахстана в политике стран Европы. В ходе встречи Н.А.Назарбаева с Р.Проди, председатель Еврокомиссии акцентировал внимание на том, что торгово-инвестиционное сотрудничество ЕС-РК имеет хорошие пер­спективы к дальнейшему плодотворному росту. Р.Проди так­же отметил стремление казахстанской стороны к расширению европейских рынков для своей продукции и обещал содейст­вовать в данном вопросе. Соответственно, доступ казахстан­ских товаров на европейский рынок окажет существенную роль в развитии экономического потенциала Казахстан и вы­ведет Республику в разряд ключевой страны центрально-азиатского региона.

Как известно, главная задача экономической интеграции ЕС на ее начальном этапе заключалась в создании общего ев­ропейского рынка. К концу 1992 г. строительство единого рынка было, в основном, завершено. Был создан Экономиче­ский и валютный союз (ЭВС), составивший основное содер­жание Договора о Европейском Союзе, подписанного в Маа­стрихте в феврале 1992 г. С 1 января 1999 г. в ЭВС вошли 11 государств, а с 1 января 2001 г. - Греция. На сегодняшний день членами ЭВС являются 12 стран-членов ЕС, кроме Ве­ликобритании, Швеции и Дании, которые по тем или иным причинам отказались принять экономико-валютную систему ЕС. Символичным является тот факт, что в 1992 г., в год окончания строительства единого европейского рынка, между Европейским Союзом и Республикой Казахстан были уста­новлены официальные дипломатические отношения.

Примечательным является также то, что окончательное формирование Экономического и валютного союза совпало со вступлением в силу Соглашения о партнерства и сотруд­ничестве между ЕС и РК, а именно с 1999 г. Данное совпаде­ние не играет большого значения, как само событие. Но тем не менее, хотелось бы верить, что в этом случае совпадение далеко не случайно. Ведь опыт процесса формирования еди­ного экономического пространства в ЕС представляет несо­мненный интерес для суверенного Казахстана, стремящегося к прочной и эффективной экономической интеграции. Пони­мание основной сути этих процессов позволит выбрать адек­ватную стратегию развития экономического и финансового сотрудничества Республики как со всем Европейским Сою­зом, так и с каждым государством-членом ЕС в отдельности, в число которого в течение четырех-шести лет войдут Польша, Чехия, Латвия, Венгрия, Эстония. Следовательно, расширится территория доступа казахстанских товаров на рынки центрально-восточных стран, что позволит в дальнейшем облегчить им путь к выходу на мировой рынок.

Сегодня в мире происходят глобальные изменения. Фено­мен глобализации заставляет Казахстан находить новые фор­мы самовыражения во внешних делах. На сегодняшний день актуальной задачей экономической составляющей внешней политики Казахстана является создание условий, наиболее благоприятствующих вхождению страны в мировое экономи­ческое сообщество. Экономизация внешней политики Казах­стана    нацелена    на    радикальное    изменение    нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффек­тивное использование в международном обмене конкурент­ных преимуществ казахстанской экономики и последователь­ное преодоление ее недостатков. По-видимому, этому будут способствовать тесные экономические связи со странами Ев­ропейского Союза и с Евросоюзом в целом.

Таким образом, на нынешнем этапе развития Республики экономические составляющие сотрудничества РК с ЕС долж­ны быть сконцентрированы в следующих областях: инвести­ции, совместные предприятия, сектор малого и среднего бизнеса.

Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики Республики Казахстан ключевой становится струк­турно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасно­сти. В любом обществе инвестиции служат основой развития и укрепления экономики. В послании Президента Н.А.Назар­баева "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучше­ние благосостояния всех казахстанцев"[29] к приоритетным дол­госрочным целям и стратегии реализации отнесен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Таким образом, Казахстан, главной экономической задачей которого является вхождение в систему мировой экономики, большое внимание придает привлечению иностранных капиталовложений.

Масштабы, структура и эффективность привлечения ин­вестиций Европейского Союза в Казахстан во многом опре­деляются наличием в стране благоприятного инвестиционно­го климата, понимаемого как комплекс материально-вещественных и институциональных условий, позволяющих европейским инвесторам получать доход на вложенный капи­тал и вести устойчивый предсказуемый бизнес. В общем виде инвестиционный климат, существующий в Республике, опре­деляется следующими факторами: характером законодатель­ства, регулирующего приток капитала в страну, стабильно­стью экономической и политической ситуации, наличием запасов природного сырья и его использованием для деятельно­сти совместных предприятий, степенью развитости инфра­структуры, энергетической обеспеченностью и наличием энергетических резервов и инвестиционной политикой государства.

В создании благоприятной инвестиционной деятельности особое место занимают законы, регулирующие инвестицион­ную политику в Республике. Сегодня на территории Казах­стана действуют два таких закона: "Об иностранных инвести­циях" от 27 декабря 1994 г. и "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. Первым законом закреплены необходимые общепринятые гарантии защиты иностранных инвестиций и определены основные организа­ционные формы их осуществления. Второй закон закладывает основу создания единой и целостной системы государствен­ной поддержки прямых инвестиций. Инвестиционную поли­тику в Республике осуществляет Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел РК (бывшее Агентство Рес­публики Казахстан по иностранным инвестициям), созданный указом Президента РК от 13 декабря 2000 г. Новым направле­нием в государственном регулировании иностранной инве­стиционной деятельности является образование Совета ино­странных инвесторов при Президенте РК. Данный Совет яв­ляется консультативно-совещательным органом. Главной за­дачей Совета, который состоит из 13 основных иностранных инвесторов, является обсуждение непосредственно с прави­тельством Казахстана, разработка рекомендаций по совер­шенствованию инвестиционного климата и выработка пред­ложений по интеграции экономики страны в мировые эконо­мические процессы.

Главным документом, регулирующим положение инве­сторов Европейского Союза, являются соответствующие ста­тьи Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписан­ного между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением Казахстан предоставляет ев­ропейским бизнесменам и компаниям наилучшие, без исклю­чения, условия. СПС также содержит отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, свободном пере­движении прямых инвестиций, осуществлении платежей за товары и услуги в свободно конвертируемой валюте. Все это, безусловно, способствует сложению благоприятного климата и инвестиционных условий для иностранных инвесторов ЕС.

Инвестиционная привлекательность Казахстана была отмечена на международной инвестиционной конференции "Астана-Инвест-99", которая проводилась в Лондоне в июне 1999 г. На конференции было отмечено, что, несмотря на по­следствия мирового финансового кризиса, Республика Казах­стан в инвестиционном плане остается одной из наиболее привлекательных и перспективных государств в СНГ. Уча­стие Президента РК Н.А.Назарбаева в работе экономического саммита в австрийском городе Зальцбурге 1-2 июля 1999 г. также способствовало формированию более благоприятного политического и инвестиционного имиджа Казахстана. Зальцбургский саммит был ознаменован тем, что специальная пленарная сессия, на которой выступил глава Казахстана, бы­ла посвящена теме: "Стратегия развития и экономическое партнерство вдоль Шелкового пути". В своем выступлении Президент Н.Назарбаев охарактеризовал новые инвестицион­ные возможности Казахстана и центрально-азиатского региона в целом. Участие Казахстана в стратегии развития и эко­номического партнерства вдоль Шелкового пути однозначно свидетельствует об искреннем стремлении к дальнейшей ин­теграции в мировое сообщество. Свободные отношения по­зволят укрепить международный и политический авторитет Казахстана.

Активное привлечение иностранного капитала в экономи­ку Казахстана началось в 1992 г. в форме экспортных креди­тов на двусторонней основе. Значительная их часть была получена в период с 1992 по 1994 гг. Первыми кредиты РК предоставили правительства Германии и Австрии, они же оказались наиболее крупными кредиторами. По удельному весу в потоке иностранного капитала, привлекаемого в Республику, на настоящий момент лидируют прямые иностранные инве­стиции (ПИИ), на которые приходится половина всех средств. Официальная помощь развитию (ОПР), рассчитываемая по сумме освоенных займов и предоставленной технической по­мощи, составляет 27% общего финансирования (на техниче­скую помощь приходится 5%). На экспортные кредиты, пре­доставленные  Республики по двусторонним  соглашениям, приходится около 23% всего иностранного капитала. Привле­чение прямых иностранных инвестиций является наиболее целесообразным и безболезненным с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, так как прямые инвестиции, бу­дучи привлеченными под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

По среднедушевым показателям привлечения европей­ских иностранных инвестиций в страны СНГ Республика Ка­захстан занимает лидирующие позиции. Казахстан в инвестиционном плане остается на сегодняшний день одним из наиболее привлекательным и перспективных стран СНГ. Согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, из  всех прямых инвестиций (включая европейские), привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть. Между тем Европейский Союз и его государства-члены оказали помощь странам СНГ на сумму в 73 миллиарда евро, что составило 68% от общего количества средств в 5- 108 млрд.  евро, выделенных западными государствами. При­чем 73% европейских субсидий составляют экспортные кредиты, 77% - "стратегическая помощь" и 60 % приходится на а техническое содействие, осуществляющееся, главным образом, через программы ТАСИС и ФАРЕ[30].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.