В этой связи особый интерес представляет изучение
вопросов интеграционного сближения Казахстана и ЕС, взаимоотношения Республики
Казахстан с Европейским Союзом, или конкретнее, какое место Европейский Союз
занимает во внешней политике Республики Казахстан. Почему соответственно
Казахстан интересуется событиями, происходящими в Европе? На этот вопрос дал
ответ Президент Н.А.Назарбаев в сентябре 1992 г. во время своего первого
визита в Германию и Францию. Отвечая на вопрос одного из журналистов во время
пресс-конференции, спросившего его об этом, Президент Н.А.Назарбаев сказал, что
некоторая часть территории Казахстана находится в Европе и, следовательно,
Казахстану небезразлично то, что происходит в Европе[6].
Объектом исследования работы является развитие отношений Казахстана с
Европейским Союзом, формирование между ними интеграционных взаимосвязей. В
работе рассмотрены предпосылки и причины выбора Астаной ориентации на
европейскую перспективу в качестве стратегического направления экономического
и, в целом, общественного развития Казахстана; этапы развития отношений
экономической интеграции ЕС и Казахстана, причины и условия, предопределившие
их характер; нынешнее состояние связей и достигнутый уровень интеграции.
Хронологические рамки работы охватывают период с
1991 года по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами
развития интеграционных связей Казахстана и ЕС.
Целью работы
является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с
Европейским Союзом.
Исходя
из целей работы, были поставлены следующие задачи :
1)
Рассмотреть
что из себя представляет Европейский Союз, история его создания и деятельности,
какое место он занимает в меняющемся мире.
2)
Определить,
какую работу Европейский Союз проделал в Казахстане с момента подписания
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским
Союзом за последние пять-шесть лет.
3)
Были ли
трудности при установлении отношений между РК и ЕС
4)
Гладко ли
проходило утверждение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) в
национальных парламентах стран-членов ЕС
5)
Каковы
результаты политического сотрудничества между РК и ЕС
6)
Функционирование
ЕВРО.
Научная новизна исследования определяется
тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической
литературе вопрос отношений экономической интеграции Казахстана и ЕС освещен
недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в
последние 3-4 года.
Методологической и теоретической основой
при написании данной работы стали работы общетеоретического и экономического
характера, коллективные монографии, другие издания.В качестве основных
источников статистического и фактического материала, использовались издания
международных организаций. Например, в книге Ибрашева Ж., Енсебаева Э.
Европейский Союз во внешней политике Казахстана[7],
описывается процесс установления дипломатических отношений между Республикой
Казахстан и Европейским Союзом, дается анализ Соглашению о партнерстве и сотрудничестве
между этими сторонами и осуществлению положений этого Соглашения.
Практическая значимость работы.
Изучение и понимание ситуации в процессе движения Казахстана к интеграции с
Европейским Союзом, являющимся одним из основных факторов, определяющих
общественное развитие страны. Исследование уникального опыта интеграционного
взаимодействия организации, состоящей в основном из промышленно развитых стран
(ЕС), и развивающейся страны Казахстан на пути социально-экономической
модернизации, может представлять не только теоретический, но и
научно-прикладной интерес, особенно в связи с развертыванием региональных
интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Структура работы, состоит
из вступления, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Глава I. Европейский Союз
– как идея европейской интеграции
Европейский
Союз - это практическое воплощение в жизнь идеи европейской интеграции. Идея
европейской интеграции имеет длительную историю. С древних времен Европа
предпринимала попытки объединиться и создать нечто единое целое. В античную
эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и неудачно. В средние века попытался
объединить европейский континент Карл Великий. Ничего не вышло. В новое время
решил испытать удачу Наполеон. Но потерпел полный провал. В двадцатом веке
А.Гитлер ставил перед собой цель - не только завоевание всей Европы, но и установление
мирового порядка. Попытка закончилась полным крахом[8].
Провал
всех прежних попыток объединения Европы объясняется лишь одним, а именно: все
попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь
всегда ведет к неудаче.
Однако
идея европейского объединения или интеграции жила и развивалась, влияя все
больше на умы европейцев. Она стала все более материализовываться, когда ее
стали поддерживать народные массы, особенно тогда, когда в Европе все чаще, все
больше стали вспыхивать войны, принимавшие все более грандиозные размеры. В
первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе
сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя
Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ).
Идея
Соединенных Штатов Европы понравилась всем, поскольку выражала желание и
мнение европейских народов. Ни государи, ни политики, ни политические партии не
могли отмахнуться от этой навязчивой идеи, какой стала идея создания Соединенных
Штатов Европы. Все они вынуждены были определить свое отношение к этой идее.
Правда, надо отметить, что интерес к ней то утихал, то вспыхивал с новой силой
накануне или в ходе военных конфликтов. В самый разгар первой мировой войны
идея СШЕ, уже трансформировавшись в лозунг, стала предметом всеобщего
обсуждения во всех странах Европы и за ее пределами. После окончания первой
мировой войны были предприняты первые попытки практического ее претворения в
жизнь. Но все они окончились неудачно, скорее всего, из-за того, что
фашистская Германия, как было сказано, развязав вторую мировую войну, пыталась
военным путем объединить Европу.
После
второй мировой войны идея европейской интеграции стала все более актуальной.
Об этом можно судить по речи У.Черчилля, в которой он призвал к объединению
Европы, правда, с определенной целью, а именно: не допустить распространения
коммунизма.
Между
тем известно, что поводом большинства европейских военных конфликтов служили
противоречия между двумя крупными европейскими государствами - Францией и
Германией. Всем было ясно, что без устранения этих противоречий невозможно
вести речь об интеграции Европы. Как сделать так, чтобы устранить противоречия
между этими двумя европейскими государствами? Многие государственные и
общественные деятели европейских стран ломали свои головы над этим вопросом. И
здесь возникает идея объединить Германию и Францию не на военно-политической
основе, а на экономической. Два выдающихся француза, экономист Жан Монне и
политик Робер Шуман, предложили объединить две основные отрасли промышленности
Германии и Франции, а именно угольную и сталелитейную, рассчитывая, что со
временем к этому объединению могут присоединиться соседние государства. Так оно
и произошло.
9
мая 1950 г. Р.Шуман, министр иностранных дел Франции, от имени правительства
своей страны опубликовал декларацию, которая здесь же получила название
"Декларация 9 Мая 1950 года", в которой он открыто изложил идею
объединения ведущих отраслей промышленности Германии и Франции в объединение
угля и стали. Правительство Франции обратилось с этой идеей к правительству
ФРГ.
Правительство
Конрада Аденауэра поддержало эту идею. Вскоре ее поддержали правительства
Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Таким образом, шесть европейских
государств, а именно Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и
Люксембург, создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).
День
9 Мая был объявлен "Днем Европы", и с этой даты официально начинается
отсчет начала европейской интеграции. И термин "интеграция" активно
включается в политический и научный оборот.
И
здесь мимоходом следует отметить, что понятие "интеграция" означает
объединение частей, участвующих в интеграционном процессе, в единое целое при
сохранении их самостоятельности. Но при этом, участвуя в интеграции, страны
должны делегировать частью своего суверенитета в пользу наднациональных
институтов, то есть вопросы внешней политики, обороны и безопасности.
В
апреле 1951 г. в Париже главы государств и правительств шести стран подписали
договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали, сокращенно ЕОУС.
Договор имел цель обеспечить свободное передвижение товаров, капитала, услуг и
лиц в рамках границ шести стран, подписавших этот договор. Договор
устанавливал руководящие институты Европейского объединения угля и стали, а
именно высший орган, то есть имеется в виду Совещание глав государств и
правительств стран, подписавших договор о создании ЕОУС, затем Европарламент,
Совет министров, Комиссию и Суд, а также некоторые Советы, как, например, Экономический
и социальный совет.
Следует
отметить, что учредители ЕОУС обратили особое внимание на необходимость
соблюдения государственного суверенитета, то есть, чтобы решения ЕОУС не
затрагивали государственный суверенитет, самый болезненный вопрос в процессе
европейской интеграции. Поэтому руководители глав государств согласились, что
при принятии решений по важнейшим вопросам будут учитываться не простое большинство,
а так называемое квалифицированное большинство, т.е. такое, когда решения по
важнейшим вопросам, затрагивающим государственный суверенитет, будут
приниматься двумя третями голосов стран-членов ЕОУС. Затем надо отметить, что
в Европейском парламенте, решения которого носили рекомендательный характер,
голоса распределялись следующим образом: десять голосов для Франции, десять
голосов для ФРГ, десять голосов для Италии, остальные три государства имели
меньшее количество голосов, таким образом, и здесь было предусмотрено в
какой-то степени сохранение государственного суверенитета, особенно тогда,
когда речь идет о таких крупных странах, как Франция и Германия.
Следует
отметить, что Объединение было построено на принципах полной добровольности
стран, подписавших договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали.
Объединение начало функционировать несколько позже, но уже в 1955-1956 гг.
Объединение показало свою эффективность, и уже в середине 50-х гг. появилась
новая идея, а именно: нельзя ли распространить принципы Европейского
объединения угля и стали на всю экономику шести стран, входящих в ЕОУС. И вот в
начале 1957 г. главы государств и правительств шести указанных стран, а именно
Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, договорились
встретиться в городе Риме и подписать договор, который получил название
Римский договор. Этот акт состоялся 25 марта 1957 г.
Римский
договор большой, он охватывает все сферы, все области экономики шести стран, а
именно чисто экономическую область, валютную область, торговую область,
социальную жизнь, вопросы налогообложения и т.д. Римский договор начал
функционировать с 1-го января 1958 г. Надо сказать, что те, кто подписали
Римский договор, имели в виду, что эти шесть стран пройдут три этапа в своей
деятельности на пути к европейской интеграции, а именно: торговый,
экономический и самый последний и самый трудный - политический этап.[9]
Что
касается первого этапа, торгового, то он должен был завершиться к 1970-му г.,
т.е. в течение двенадцати лет страны Европейского экономического сообщества
должны были полностью снять таможенные пошлины на своих границах, это, прежде
всего, касалось налогообложения на промышленные товары, что касалось
сельскохозяйственных товаров, то здесь положение было несколько иное. Поскольку
первый этап затрагивал торговую область, то его с легкой руки журналистов
назвали общим рынком. Что касается последующих этапов, а именно экономического,
то здесь речь шла о создании совместных предприятий стран, входящих в
Европейское сообщество. Римский договор устанавливал руководящие органы
Европейского экономического сообщества, а именно Совещание глав государств и
правительств, входящих в Европейское сообщество, Европейский парламент,
сокращенно Европарламент, Совет министров, Комиссию, и, наконец, Суд.
По
примеру Европейского объединения угля и стали в Европейском экономическом
сообществе были соблюдены те же самые принципы распределения мест в Европейском
парламенте согласно численности населения стран, входящих в Европейское
сообщество, устанавливалось право вето в Совете министров для трех крупных
стран - для Франции, ФРГ и Италии. Решения по принципиальным вопросам
принимались квалифицированным большинством. Решения Европейского парламента
носили рекомендательный характер, а вот решения Совета министров в ранге или
министров иностранных дел, или министров экономики, или министров сельского хозяйства,
здесь как раз решения носили обязательный характер. Что касается совещания
глав государств и правительств, то оно первое время созывалось очень редко.
Однако в 1974 г. было принято решение, что главы государств и правительств
стран - членов Европейского сообщества учреждают Европейский Совет, куда
входят только главы государств и правительств государств-членов Европейского
сообщества. Европейский Совет, таким образом, становится высшим, директивным
органом Европейского экономического сообщества, решения которого являлись
обязательными для Европарламента, для Совета министров и для всех
государств-членов ЕЭС.
Создание
Европейского экономического сообщества - это второй этап на пути к европейской
интеграции. Надо сказать, что деятельность Европейского объединения угля и
стали и Европейского экономического сообщества дала свои положительные
результаты. Шестерка, положившая начало европейской интеграции, привлекла
внимание других стран Европы. И уже в начале 70-х гг., другие страны Западной
Европы стали поднимать вопрос о своем желании вступить в Европейское
экономическое сообщество. Первыми это сделали Великобритания, Дания и
Ирландия.
Турция
подала свою заявку еще в 1963 г. Что касается кандидатуры Великобритании, то
здесь следует отметить, что Великобритания устами знаменитого Уинстона Черчилля
была инициатором европейской интеграции, как об этом можно было судить по
первой части данной главы. Но Великобритания все-таки была очень сильно
связана с Соединенными Штатами Америки. Поэтому такая страна Европы, как Франция,
стремившаяся больше всех к независимой внешней политике, препятствовала
вступлению Великобритании в Европейское экономическое сообщество. И когда в
январе 1963 г. обсуждалась кандидатура Великобритании на ее вступление в
Европейское экономическое сообщество, Франция воспользовалась правом вето, и
Великобритания не была принята в ЕЭС. Однако вопрос оставался открытым, и со
временем, конечно, Англия была принята в ЕЭС.
Нельзя
сказать, что на пути европейской интеграции не было никаких конфликтов, споров,
разногласий. Все это было. Но европейцы умели преодолевать эти конфликты без
применения военной силы. Были, конечно, и споры, были конфликты, были
разногласия, было даже желание хлопнуть дверью и выйти из состава Европейского
экономического сообщества. Все это было, но потом все это становилось на свое
место, никто не покидал, а наоборот, новые члены, новые государства Европы
стремились в Европейское экономическое сообщество.
Успехи
Европейского экономического сообщества или европейской интеграции дали
возможность поставить вопрос об объединении трех Европейских Сообществ в единое
Европейское сообщество, а именно, Европейского объединения угля и стали,
Евроатом, который был создан вскоре после создания Европейского экономического
сообщества, и самого Европейского экономического сообщества в единое Европейское
сообщество. Это произошло в 1986 г., когда был подписан так называемый Единый
европейский акт. Единый европейский акт объединял в себе основные положения
договоров трех Европейских сообществ, а именно, Европейского объединения угля
и стали, Европейского экономического сообщества и Евратома. Что-либо нового
Единый европейский акт в эти положения не включал, но это был очередной шаг на
пути к европейской интеграции и не больше. Именно так нужно рассматривать
Единый европейский акт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|