Меню
Поиск



рефераты скачать Европейский Союз и Казахстан

-                     практического опыта с целью подготовки местных кадров и развития

-                     "ноу-хау", необходимых для проведения экономических реформ;

-                     содействие созданию условий, благоприятных для част­ных инвестиций и

-                     развития частного сектора.

Направление разносторонней деятельности программы ТАСИС в Казахстане определяется планом, именуемым Индикативной программой (ИП), согласованной Европейским Союзом и Казахстаном. Индикативная программа разрабо­танная сроком на четыре года (до 1996 г. ИП охватывала пе­риод в три года), является основным инструментом, регули­рующим выполнение программы ТАСИС в Казахстане. Ин­дикативная программа представляет собой документ, в кото­ром указаны все приоритетные направления деятельности Ев­ропейского Союза в рамках программы ТАСИС.

До разработки первой Индикативной программы в рамках программы ТАСИС на 1991 г. была разработана поддержка инициативам, относящимся к трем областям: распределение продовольствия, подготовка кадров и энергетика. В рамках первого раздела, а именно в распределении продовольствия ЕС - ТАСИС оказывал поддержку правительству в реоргани­зации и модернизации сельскохозяйственных предприятий, производящих продовольствие. В области подготовки кадров было оказано содействие в усилиях Казахстана, направлен­ных на решение таких вопросов, как реорганизация органов государственного управления и оказание поддержки в соци­альном секторе и в секторе образования. Третья область сотрудничества, энергетика, была направлена на оказание со­действия в сбережении электроэнергии и повышенной эффек­тивности использования электроэнергии в промышленности, в сфере торговли и в быту.

В рамках программы ТАСИС на 1991 г. общая безвоз­мездная помощь Казахстану составила 7,73 млн. ЭКЮ.[38]

В соответствии с программой ТАСИС в Казахстане на 1992 г. приоритетными областями сотрудничества были оп­ределены следующие:  консультирование правительства (раз­работка налоговой политики, оценка капиталовложений в го­сударственный сектор, структура центральной и местной власти); производство и распределение продовольствия (институционная поддержка в выработке политики и организации статистических   служб,   помощь  кооперативам   и   частным предприятиям,   занятым   в   распределении   продовольствия, поддержка мелких частных фермеров); энергетика (консуль­тирование правительства, организация Центра энергетики и управление его работой, исследование ресурсов углеводоро­дов Казахстана); поддержка предприятий (анализ финансово­го сектора, центр деловых связей, осуществление стратегии приватизации, подготовка банкиров); развитие людских ре­сурсов (реформа государственной администрации, реформа высшего образования, администрация Президента). Помимо этого, было оказано содействие в определении политики в об­ласти транспорта, выработке законодательства и подготовке кадров.

 Общая сумма ассигнований в рамках программы ТАСИС на 1992 г. составила 20,6 млн. ЭКЮ.

Для Казахстана первая Индикативная программа была разработана на период 1993-1995 гг. Данная Индикативная программа предусматривала концентрацию содействия в од­ном ключевом секторе и двух приоритетных секторах. Клю­чевым сектором были выявлены реорганизация и развитие предприятий. Другими приоритетными секторами были опре­делены следующие: 1) производство, переработка и распреде­ление продовольствия и 2) развитие людских ресурсов.

В центре внимания технического содействия в рамках программы ТАСИС на 1993-1995 гг. были определены реор­ганизация и развитие предприятий. В период с 1993 г. по 1995 г. Европейский Союз оказывал поддержку в приватизации и реконструкции предприятий, в создании условий для разви­тия малых и средних предприятий (МСП), в совершенствова­нии и модернизации финансовых услуг. Вслед за выполнени­ем программы массовой приватизации (ПМП) целью содейст­вия приватизации и реорганизации, в первую очередь, являлось осуществление ПМП на местах, на уровне предприятий. Что касается МСП, особое внимание уделялось расширению действий, проводимых под эгидой Центра деловых связей. ТАСИС также содействовала деятельности по оценке и раз­работке плана действий, направленных на реформу финансо­вого сектора, прежде всего, были поддержаны действия, на­правленные на развитие современных финансовых учрежде­ний. Такая деятельность также включала поддержку реорга­низации сектора коммерческих банков.

Помимо ключевого сектора, поддержка в период действия ИП в 1993-1995 гг. была оказана двум другим приоритетным секторам: производство, переработка и распределение продовольствия и развитие людских ресурсов. В данных секторах программа ТАСИС на 1993-1995 гг. преследовала две основные цели: во-первых, укрепление правительственной про­
граммы административных и политических реформ и, во вторых, повышение и модернизация производства и распреде­ления сельскохозяйственной продукции. Что касается админи­стративных и политических реформ, основной задачей явля­лось преодоление проблем, возникших в связи с осуществле­нием программы сельскохозяйственных реформ. В области
производства и распределения сельскохозяйственной продукции стратегия заключалась в модернизации сектора, включая рационализацию животноводства, и содействии производству современного оборудования и материалов для сельского хозяйства, адаптированных для частного фермерства[39].

Для повышения отдачи от программы содействие было сконцентрировано в северном полюсе страны, включающем следующие области: Восточный Казахстан, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская, Северный Казахстан, Тургай-ская, Уральская, Целиноградская, часть Актюбинской и Кара­гандинской областей.

В области развития людских ресурсов подготовка профессионалов в государственной администрации охватывала обучение управленческим навыкам путем широкого распростра­нения подборок материалов в различных учреждениях Рес­публики. В этом контексте также затрагивались навыки в об­ласти финансового учета и банков. Была расширена реоргани­зация системы образования, получившая поддержку еще по программе 1992 года. Главная задача состояла в укреплении и адаптации программ в области экономики. Большое внимание уделялось пересмотру учебных программ и переподготовке преподавателей. Также была продолжена поддержка государ­ственной администрации, которая была начата в соответствии с программой ТАСИС 1992 г. Содействие включало в себя деятельность в области консультирования правительства, за­конодательства и охватывало другие соответствующие госу­дарственные учреждения, а также помощь в разработке зако­нодательства, необходимого для внедрения и регулирования рыночной экономики.

Общий объем ассигнований на период 1993-1995 гг. составил 43 млн. ЭКЮ, из них по 14 млн. было выделено в 1993 г. и 1994 г. и 15 млн. ЭКЮ - в 1995 г.

Вторая Индикативная программа для Казахстана была разработана на период 1996-1999 гг. и включала проекты, на­целенные на оказание поддержки в проведении структурных и институциональных реформ, помощи сельскому хозяйству и развитию агропромышленного сектора, а также базовой ин­фраструктуры, включая энергетику, транспорт и телекомму­никации в качестве приоритетных сфер. За период 1996-1999 гг. было выполнено большое количество интересных, а глав­ное, полезных проектов в рамках программы ТАСИС. Неко­торые из проектов уже завершены и имеют практические ре­зультаты своей деятельности, другие продолжают работать и выполнять поставленные задачи.

Казахстану был выделен индикативный бюджет на период 1996-1999 гг. в размере 57 млн. ЭКЮ, в том числе на 1996 г. и 1998 г. ассигнований не было выделено, на 1997 г. было выделено 24 млн. ЭКЮ, на 1999 г. - 33 млн. ЭКЮ"

В 2000 г. Европейский Союз и Казахстан разработали и со­гласовали новую Индикативную программу для Казахстана на 2000-2003 гг. Новая Индикативная Программа разбита на два периода определения проектов: 2001-2002 гг. и 2003-2004 гг. Целью ИП является определение рамок, стратегических на­правлений и правил оказания технического содействия Казах­стану по программе ТАСИС на 2000-2003 гг. В соответствии с новой Индикативной программой для Казахстана, это содей­ствие сосредоточено на трех основных элементах;

- Поддержка институциональной, законодательной и административной реформ;

- Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию;

-                     Охрана окружающей среды и управление природными ре­сурсами.

Первый раздел Индикативной программы предусматрива­ет оказание поддержки казахстанским властям в усовершен­ствовании реформ в правовых, административных, исполнительных и образовательных органах, а также оказание под­держки развитию гражданского общества с более сильной структурой неправительственных организаций и ассоциаций.

Вторая область сотрудничества направлена на повышение уровня развития экономики путем укрепления частного секто­ра в Казахстане, улучшения инвестиционного климата в Рес­публике, совершенствования правовой и регламентирующей базы, поддержки малых и средних предприятий. Особое вни­мание уделено вопросам занятости населения посредством предоставления обучения и переквалификации населения.

Третий раздел предусматривает определение мер по за­медлению процесса ухудшения экологической ситуации, а за­тем ее стабилизации в рамках Плана действий национальной экологической программы, разработанной Министерством экологии и природных ресурсов РК.

Предоставление технической помощи в рамках Индика­тивной программы на 2000-2003 гг. будет осуществляться по­средством передачи ноу-хау и опыта ЕС при поддержке евро­пейских консалтинговых компаний, координации совместных усилий по выполнению программы между всеми участниками. Одним из новых и интересных инструментов Индикативной   программы   является   осуществление   инвестиционных проектов в рамках программы ТАСИС. Инвестиционное финансирование будет носить ограниченный характер, и направляться в приоритетные сектора, такие как: выполнение “ программ трансграничного сотрудничества, сфера погранич­ной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса и развитие экологической инфраструктуры[40].

Общий   объем   ассигнований,   выделенных   программой  ТАСИС на период 2000-2003 гг., составляет 25 млн. евро.

Всего же с 1991 г. по 2003 г. Европейский Союз в рамках программы ТАСИС выделил Республике Казахстан 121 млн. евро, причем 96 млн. евро было ассигновано в период с 1991 г. по 2000 г. Основная часть бюджета ТАСИС используется по Программе действий. Более 50 % фондов ТАСИС для Ка­захстана используется для перехода к рыночной экономике.

Анализ деятельности программы ТАСИС в Казахстане за период с 1992 г. по 2003 г. показывает, что она, в основном, охватывает такие ключевые секторы экономической, общест­венно - политической жизни Республики, как поддержка ин­ституциональных,  правовых  и  административных  реформ, обучение, энергетика, транспорт, окружающая среда и ядер­ная безопасность. Поддержка ТАСИС в Казахстане направле­на, прежде всего, на осуществление подготовки служб госу­дарственного управления, поддержку подхода к проведению административных реформ, экономическому и институцио­нальному развитию Казахстана.

В рамках программы ТАСИС на сегодняшний день было выполнено большое количество проектов. Завершен проект по разработке налоговой политики. В сотрудничестве с экс­пертами ТАСИС был подготовлен проект гражданского ко­декса. Одним из примеров такой поддержки является разра­ботка программы "Магистр Делового Администрирования" в КИМЭПе. В 2000 г. завершилась двухгодичная программа ТАСИС по обучению студентов Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Казахстана. В рамках программы ТЕМПУС, направленной на поддержку реформи­рования высшего образования, ЕС в 1999 г. выделил 1,7 млн. ЭКЮ различным проектам в Казахстане. Согласно результа­там конкурса ТАСИС - ТЕМПУС 1999 г., было отобраны четыре проекта. Достигнуты договоренности о создании казахстанско-европейского юридического центра, информационно­го бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК. В рамках программы в Алматы создан Центр де­ловых связей, с помощью которого осуществляются практические контакты между предприятиями ЕС и РК.

Вопросы   окружающей   среды   и   обеспечения   ядерной безопасности также являются приоритетным направлением программы ТАСИС. Министерство экологии и природных ре­сурсов разработало Национальный план действий по экологии (НПДЭ). Одна из целей Индикативной программы на 2000-2003 гг. заключается в том, чтобы помочь Казахстану реализовать эти задачи. Также появляется возможность выделения финансовой и технической помощи на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.  Будет поддержана программа по очистке воздуха Алматы, выведе­нию из эксплуатации реактора БМ-350 в Актау. Последний проект планируется выполнить к 2001 г., его стоимость составляет 2 млн. ЭКЮ.

Помимо национальных программ, в рамках ТАСИС вы­полняются и межгосударственные региональные программы, такие как ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА. ИНОГЕЙТ (Межгосударственная программа транспортировки нефти и газа в Европу) нацелен на формирование системы доставки углеводородов из Центральной Азии в Европу и оказание помощи по восста­новлению   и   модернизации   существующих   региональных нефтяных и газовых транспортных систем. Принципиально эта программа начала свое существование еще в   1997 г. Стоимость программы за период более четырех лет составила 50 млн. евро. Программа ИНОГЕЙТ имеет непосредственное отношение к Казахстану, ведь наша страна не только является ведущим производителем нефти, но ее территория использу­ется также для транзита нефти.

ТРАСЕКА    (Транспортный    коридор    "Европа-Кавказ-Азия") представляет собой программу, направленную на раз­витие транспортной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Выполнение программы было начато в 1993 г. и за ее счет было профинансировано 33 исследований, свя­занных с предоставлением технической помощи, и трина­дцать инвестиционных проектов по восстановлению инфра­структуры. Выполнение программы имеет существенное по­литическое значение для Казахстана, поскольку она способствует созданию двустороннего коридора из Европы в Цен­тральную Азию через Черное море. Этот маршрут должен стать самым быстрым и дешевым из Европы на Кавказ и в Центральную Азию, что немаловажно для Казахстана как важного звена транзита при восстановлении значения Вели­кого шелкового пути.

Таким образом, можно сделать несколько выводов относи­тельно функционирования программы ТАСИС в Казахстане.

Сотрудничеству с Европейским Союзом в рамках про­граммы ТАСИС отводится особое место. Поддержание отно­шений Республики с ЕС является одним из приоритетных на­правлений во внешней политике РК

ТАСИС создает все условия для развития инвестиционно­го климата, экономического роста и политической стабильности, а также для развития торговли, необходимые для эконо­мической реорганизации и модернизации Казахстана.

Правительство страны приветствует интеграционные про­цессы, происходящие в Европе, и пытается использовать дан­ный пример, укрепляя сотрудничество с Европейским Сою­зом в рамках программы ТАСИС.

Говоря о недостатках деятельности программы, можно выделить отчасти трудность в координации многообразных и разнонаправленных программ и в осуществлении мониторин­га непрерывности их реализации. Выступая на расширенной коллегии Министерства иностранных дел 11 сентября 1996 г., Президент РК Н.А.Назарбаев уже тогда отметил, что "еще одно важное направление - работа с Европейским Союзом, проявляющим искреннюю заинтересованность в сотрудниче­стве с Казахстаном. Наши же ведомства или не понимают смысла этого сотрудничества, или намеренно уходят от него. Неэффективно работает программа ТАСИС..."

Однако в условиях глобализации и интеграции делается более целесообразным развитие сотрудничества Республики Казахстан и Европейского Союза в рамках программы ТАСИС.


Объем ежегодных ассигнований по программе ТАСИС для Казахстана по секторам в 1991-1998 гг. (в млн. евро)[41]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.