Европейский Союз и Казахстан
Европейский Союз и Казахстан
Диплом МЭО
Содержание
Введение. 3
Глава I. Европейский
Союз – как идея европейской интеграции. 10
1.1. Краткая история создания Европейского
Союза. 10
1.2. Европейский Союз в меняющемся мире. 18
1.3. ЕВРО как инструмент европейской
интеграции. 22
Глава II.
Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. 27
2.1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС) 27
2.1.1. Временный договор по торговле и
связанным с ней вопросам. 33
2.1.2. Торговые связи РК с ЕС.. 36
2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС.. 49
2.2.1. Привлечение и эффективное использование
иностранных инвестиций 62
2.2.2. Программа ТАСИС в Казахстане. 68
Заключение. 78
Список использованной литературы.. 83
Введение
Республика
Казахстан отметила десятую годовщину провозглашения своего государственного
суверенитета. Известно, что одним из важнейших элементов государственного суверенитета
является внешняя политика государства. Внешняя политика - это лицо государства.
Внешняя политика государства должна быть независимой и делаться в столице
этого государства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполитический курс
страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика
Президента", - говорит Н.А.Назарбаев[1].
Глава
государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя
из ее национальных интересов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней
политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное
выражение внутренней политики.
Сказанное
в полной мере относится и к Республике Казахстан, к ее внешней политике.
Президент Республики Казахстан определяет векторы и приоритеты внешней
политики страны. И одним из таких векторов внешней политики Республики
Казахстан является европейское направление.
Когда
речь идет о европейском направлении внешней политики Казахстана, то имеется в
ввиду ее политика на двух уровнях, а именно: на уровне отношений Республики
Казахстан с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими
государствами на двухсторонней основе.
А
в Европе между тем за последние пятьдесят лет происходит процесс европейской
интеграции. И в этот процесс включается все большее число европейских
государств. Речь идет о создании со временем в полном объеме объединенной
Европы, которая примет определенную политическую окраску.
Европа
объединяется, и страны других регионов земного шара начинают определять свою
позицию к объединенной Европе. В данное время объединенная Европа представлена
Европейским Союзом, включающим в себя пятнадцать государств. В 2003-2005 гг.
еще двенадцать европейских стран могут быть приняты в Европейский Союз. Со
временем объединенная Европа может состоять из тридцати пяти стран, и на этом
процесс европейской интеграции будет завершен. Почему Европа привлекает
внимание многих-стран мира, в том числе Республику Казахстан? Да потому, что
Европа - это, прежде всего, емкий рынок, рынок потребления, главным образом,
энергетического сырья; Европа - исключительно высокий уровень техники и
технологии; Европа - это и экспорт капитала и инвестиций в экономику многих
стран; Европа -это высокий уровень жизни, образования и здравоохранения.
Республика
Казахстан привлекательна для Европы и Европейского Союза своим геополитическим
положением как транспортный коридор, соединяющий Европу с Азией, своими
природными богатствами, особенно углеводородным сырьем, а в последнее время и
горнодобывающей отраслью. И вообще, Центральная Азия, в том числе Казахстан,
являются районами, которые мало известны миру и, прежде всего, Европе и
Европейскому Союзу.
Все
это свидетельствует о том, что Республика Казахстан заинтересована иметь
широкие и плодотворные связи с Европой, в частности, с Европейским
Союзом.Сотрудничеству с Европейским союзом, занимающим лидирующие позиции в
мировой политике и экономике, во внешней политике Казахстана отводится особое
место. Поддержание отношений нашей республики с ЕС на высоком уровне является
приоритетным направлением[2].
Важным итогом двусторонних усилий стало
подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и
председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999
года. Этот важнейший документ закрепляет правовые основы многостороннего
политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества с
крупнейшим в мире экономическим интеграционным объединением. Для Казахстана его
подписание явилось одним из крупных достижений проводимой на том историческом
этапе политики поиска новых надежных экономических партнеров. По мнению
руководства институтов ЕС, Соглашение о партнерстве является важным
инструментом для будущего экономического и социального прогресса в Казахстане.
Таким образом, была заложена основа нашим
отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный
характер. Кроме того, продолжается работа над формированием соответствующей
договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая торговлю сталью,
текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной продукцией.
В 1997 году вступил в силу подписанный тремя
годами раньше базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот
документ имеет для Казахстана принципиальное значение прежде всего потому, что
гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует
интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных
торгово-экономических интересов.
Учитывая, что Европейский союз - единение
равноправных и независимых государств, Казахстан строит двухуровневую систему
отношений: с союзом в целом и с каждым государством в отдельности. При этом оба
уровня взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных
подписанных соглашениях и реализованных проектах.
Важно отметить, что на данный момент Европейский
союз проводит политику углубления интеграции, которая вступила в новую стадию с
образованием Экономического и Валютного союза. На наших глазах повышаются
политический вес и роль Европейского союза. Он решительно и последовательно
реализует стратегию расширения на Восток. Естествен вопрос: как воспринимать
такой ход событий? Для Казахстана приближение Европейского союза к границам
стран СНГ - явление весьма позитивное и отвечает прагматическим интересам
республики. Можно предположить, что расширение ЕС послужит дополнительным
фактором сохранения стабильности в регионе и на Евразийском континенте в целом.
Наши отношения приобретают стабильный и долгосрочный характер: Казахстан нашел
поддержку со стороны ЕС по таким вопросам, как здравоохранение, социальная
сфера, научные исследования, проведение в республике реформ, становление
рыночных структур и либерализация экономики.
Оказание технической помощи - одно из важных
направлений экономического сотрудничества с ЕС. Предоставляемая в рамках ТАСИС,
она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и
открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и
знаниям. Ключевыми областями реализации проектов, финансируемых в рамках
программы, являются выполнение положений СПС, налогообложение, экология,
сельское хозяйство, энергетика, государственное управление и образование.
Начиная с 1991 года в рамках программы ТАСИС[3]
Казахстан получил около 90 млн. экю, что составляет более половины всей
предоставляемой Западом технической помощи.
Особую важность для нас имеет ориентированность
новых правил программы ТАСИС на период с 2000-го по 2006 год на экологические
аспекты. В частности, появляется возможность выделения финансовой и технической
помощи Казахстану на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию
последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Наряду с этим в Казахстане работает программа
межгосударственного регулирования газо- и нефтепроводами ИНОГЕЙТ,
ориентированная на разработку крупномасштабных, финансово обоснованных
инвестиционных проектов по диверсификации существующей системы транспортировки
углеводородного сырья из региона Центральной Азии в Европу.
Проект ТРАСЕКА имеет целью содействовать
открытию транспортного коридора Центральная Азия - Кавказ - Европа и
предполагает создание системы беспрепятственного прохождения грузов и доступа
на европейский рынок. При участии Казахстана как важного звена транзита
восстанавливается значение Великого шелкового пути.
Сегодня можно сказать, что имеются все
предпосылки для налаживания конструктивного диалога и практической реализации
заключенных между РК и ЕС соглашений. В этой связи созданы такие совместные
институциональные органы на высоком уровне, как Совет сотрудничества, Комитет
сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества.
В июле прошлого года в Брюсселе состоялось
первое заседание Совета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский
союз"[4]. Важным
итогом заседания явились подписание Соглашения о сотрудничестве между РК и
Европейским сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности и
парафирование Соглашения между Правительством РК и Европейским объединением
угля и стали по торговле определенными изделиями из стали. Казахстанская
сторона активно готовится ко второму заседанию совета, намеченному на июль
этого года в Брюсселе.
В ноябре 1999 года, на первом заседании Комитета
сотрудничества, достигнуты договоренности, в частности, о создании
казахстанско-европейского юридическо-консультативного центра, информационного
бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК, об открытии
регионального экологического центра в Алматы.
По итогам первых заседаний Совета и Комитета
сотрудничества уже имеются практические результаты. Так, в марте нынешнего года
прекращено антидемпинговое расследование на импорт феррохрома из Казахстана.
Успешно развивается межпарламентский диалог с
участием депутатов Парламента РК и Европейского парламента. Для нас ценно
мнение главы европейской делегации И. Кукиадиса, прозвучавшее по итогам
проведения в конце мая в Астане первого заседания Комитета парламентского сотрудничества,
о том, что Казахстан является лидером в регионе Центральной Азии по темпам
проведения демократических процессов и экономических реформ. 16 мая этого года
в Астане состоялось первое заседание подкомитета по торговле и инвестициям
Комитета сотрудничества, в ходе которого рассмотрены такие вопросы, как
макроэкономическое развитие Казахстана и прогресс в сотрудничестве с МФИ,
сотрудничество в области торговли и инвестиций РК - ЕС, двусторонняя
договорно-правовая база, защита интеллектуальной собственности, доступ на
товарные рынки и др.
Европейской стороной предложено в целях оказания
технической помощи ЕК в сфере сближения, модификации и гармонизации
законодательства ЕС и Казахстана создать в республике консультативный центр по
стратегическим и юридическим вопросам. Принимая во внимание международный
характер проблемы с незаконным оборотом наркотиков, достигнута договоренность о
создании в будущем подкомитета по контролю над наркотиками при Комитете
сотрудничества.
Новым направлением взаимовыгодного
сотрудничества с Евросоюзом может стать развитие партнерских связей с
предприятиями Европейского космического агентства по созданию и запуску
совместного спутника, обеспечению запусков с космодрома Байконур других
спутников. Первым шагом в этом отношении стал успешный запуск в марте этого
года макета КА "Кластер-2" с помощью российской ракеты-носителя с
космодрома Байконур.
Во взаимоотношениях Казахстана и Европейского
союза важное значение имеет развитие и укрепление двусторонней торговли.
Европейский союз является наиболее крупным партнером Казахстана и стран СНГ.
Так, по итогам 1999 года на страны ЕС приходится 24% товарооборота республики,
в том числе 23% экспорта и 25% импорта. А это 2,2 млрд. долларов США, в том
числе экспорт - 1,3 млрд., импорт - 0,9 млрд[5].
При этом ежегодно отмечается положительное для Казахстана сальдо. Надо
заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значительных
изменений, металлы и минеральные продукты занимают основное место в экспорте
казахстанских предприятий. Налицо необходимость диверсификации экспорта страны.
В структуре импорта Казахстана преобладают машины и оборудование,
электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного
транспорта, их части и принадлежности.
Объективный процесс введения странами ЕС евро
означает, что на глобальных финансовых рынках появляется новая мировая валюта.
Это кардинально меняет позицию и роль Европейского союза в международной
системе. Влияние, оказываемое Еврозоной, будет ощущаться далеко за пределами
ЕС. По расчетам специалистов, формирование в ЕС единой валютной зоны открывает
новые перспективы и для казахстанской экономики, прежде всего в финансовой
сфере.
Исключительно важное место принадлежит ЕС в
инвестиционном сотрудничестве. Согласно статистическим данным доля инвестиций
стран Европейского союза в проекты на территории Республики Казахстан
составляет примерно четверть от общего объема инвестиций в Казахстан. Лидером
по инвестициям здесь признана Великобритания (12,6% от общего объема
инвестиций), далее идут Нидерланды (2,6%), Германия (2,0%) и Италия (1,7%).
В Казахстане успешно углубляет свою деятельность
представительство Европейского банка реконструкции и развития. Как известно,
банк специально создан для оказания помощи странам Центральной и Восточной
Европы. Только в прошлом году ЕБРР приступил к финансированию проектов по линии
ОАО "Казахтелеком", ОАО "КЕГОК" и РГП "Казахстан Темир
Жолы".
У нас работают такие всемирно известные
европейские компании, как "Аджип", "Бритиш Газ",
"Шелл", "Дойче Банк", "АБН АМРО Банк", и др. По
мнению западных экспертов, их присутствие служит индикатором интереса к
экономике Казахстана, успешно преодолевшего последствия мирового финансового
кризиса. По притоку прямых иностранных инвестиций республика является лидером
среди стран СНГ, оставаясь привлекательной страной для размещения капитала и
технологий.
Вместе с тем торгово-экономические отношения
Казахстана с ЕС порой развиваются темпами, не соответствующими нашим
возможностям. Обращает на себя внимание следующая проблема. Казахстан
добивается статуса страны с рыночной экономикой. Вместе с тем факт сохранения
за страной в торгово-политическом законодательстве ЕС статуса страны с
нерыночной экономикой позволяет применять к некоторым товарам особые правила
торговой политики, а именно: меры нетарифного регулирования. Так, например,
проблемным вопросом в двусторонних отношениях стало исключение в 1998 году
Казахстана из списка стран - экспортеров икры и рыбной продукции в страны ЕС. В
апреле этого года в Казахстане прошла повторная миссия экспертов Европейской
комиссии. Представители ЕС изучили законодательство и проверили компетентные
органы и предприятия Республики Казахстан по производству икры и рыбной
продукции. Есть надежда, что в скором времени будет принято окончательное
решение о включении Казахстана в список стран - экспортеров рыбной продукции в
страны ЕС.
Актуальность темы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового
хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической интеграции. В последние
годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том
числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях
социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать
сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других
регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели прежде
всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|