Для
членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные
контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с
представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с
посольствами и консульствами стран ЕС, со странами-претендентами на вступление
в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное
участие в консультациях с государственными органами Казахстана по отдельным
вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам
ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и обновленным
данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической
политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные
брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых
кругов.
Привлечение
и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики
является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического
сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы
инвестиций в Казахстане имеет Европейский Союз. Доля прямых инвестиций
стран-членов Европейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила
около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема
инвестиций в казахстанскую экономику.
Важной
сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является
нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в экономику
Казахстана является объективно необходимым процессом. Это связано с
ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко
повысилась потребность Республики в разработке месторождений нефти, газа,
угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи
минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в
привлечении иностранных капиталовложений.
В
последние несколько лет наблюдается возросший интерес со стороны стран-членов
Европейского Союза к Каспийскому региону и его будущему, в первую очередь -
его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во
внешнеполитической стратегии европейских стран на повестке дня встал вопрос о
создании единой Европы и необходимости выработки общеевропейской
энергетической стратегии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса азиатского
финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность
Каспийского региона для Европейского Союза
Значение
Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран
определяется его географическим месторасположением и наличием на шельфе
Каспийского моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным
Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе
Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти,
или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного
скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров
футов газа. Немецкие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят
следующим образом: свыше 19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов
кубометров газа.
В настоящее
время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти,
26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На территории
СНГ Казахстан является вторым по величине производителем нефти после Российской
Федерации. Разведанные ресурсы углеводородов в казахстанском секторе
Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов
тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Прогнозируемые же резервы запасы
оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн
и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии
нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных
на нем объемов нефти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресурсам
может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих
производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море
уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. Таким
образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую
"десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти
(при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе),
что составит не более 4% мировой добычи нефти
Страны-члены
Европейского Союза, прежде всего, инвестируют в энергетический сектор как
более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов,
которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической
целесообразностью. В настоящее время существуют три проекта трубопроводов в
районе Большого Каспия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорциум
"Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана,
Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500
миль. Второй - Казахстан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, протяженностью
в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и
потенциально из Казахстана и Узбекистана через подводный трубопровод будет
поступать через Азербайджан в Турцию с вероятным распространением в
Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового
трубопровода составляет 1.300 милей.
Европейский
Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально
рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и,
частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным,
что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в
нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относительно
Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот
регион в энергетический тыл экономики Европейского Союза по аналогии с ролью
Персидского залива для экономики США.
Исходя
из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС
развернул проект транспортировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный
коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического содействия,
финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора
по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ
и Каспийское море с выходом на Центральную Азию[34]. Программу ТРАСЕКА называют "новым
Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА является
источником финансирования множества проектов, направленных на реконструкцию
автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.
Впервые
программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в
которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА
(5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз
предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который
дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.
Программа
ТРАСЕКА соответствует глобальной стратегии Европейского Союза относительно
стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать
поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения
возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернативные
транспортные маршруты;
-
способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;
-
усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для
привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;
-
связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетями (TENs).
На
сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были профинансированы 33 исследования
технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных
проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов
евро).
Техническое
содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные
инвестиции со стороны международных финансовых учреждений, включая Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по
финансированию капитальных проектов по портам, железным дорогам и автомобильным
дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и
Всемирный Банк (ВБ), который принял обязательства по новым капитальным
проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40
млн. долл. США. В дополнение, частные инвесторы ЕС вовлечены в совместные
предприятия с транспортными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.
Казахстан
задействован в нескольких проектах технического содействия ТРАСЕКА, которые,
прежде всего, включают в себя компоненты экономического и финансового анализа
прединвестиционных исследований с целью выявления реальных масштабов
необходимой финансовой и технической помощи. В данном направлении проектами
ТРАСЕКА являлись следующие:
-
"Обучение менеджменту в секторе транспорта". Общий бюджет проекта
составил 900 тысяч евро. График осуществления с декабря 1995 г. по октябрь
1996 г. Основная цель проекта заключалась в обучении работников сферы
эксплуатации рыночно ориентированным системам и административным процедурам. Во
время обучения группа из 122 представителей среднего руководящего состава и
преподавателей прошла обучение в течение 10 дней в Алматы, а затем отобранная
группа из 35 человек прошла стажировку в Европе, где они посетили транспортные
компании, учебные учреждения.
-"Законодательная
и регулирующая структура транспорта", общим бюджетом в 1,5 миллион евро.
Проект был рассчитан на период с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. Общей целью
проекта являлось оказание технического содействия и поддержка базы данных в
области транспортного законодательства и создание правовой и институциональной
обстановки, ведущей к созданию хорошей практики управления.
-
"Модель прогнозирования регионального движения". Бюджет проекта
составил 700 тысяч евро на период с декабря 1995 г. по октябрь 1997 г. В рамках
проекта была разработана новая инфраструктурная линия в Китай из Казахстана и
новая железнодорожная линия Север-Юг из Актау через Туркменистан и Иран.
-
"Интермодальные перевозки". С общим бюджетом в 500 тысяч евро проект
был рассчитан на период с января 1996 г. по январь 1997 г. Основной целью были
определены представление рекомендаций относительно проблем интермодального
транспорта в области ТРАСЕКА и передача ноу-хау интермодальной технологии.
-
"Внедрение систем контроля за состоянием дорожных покрытий". Проект
действовал с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро.
Целью проекта являлось знакомство региональных властей, занимающихся содержанием
дорог, с последними методами управления дорожным покрытием, принятыми в
Европейском Союзе, и обучение местных специалистов используемым приемам.
-
"Услуги автомобильного транспорта (Центральная Азия)" с бюджетом в
700 тысяч евро. Данный проект был рассчитан на период с марта 1996 г. по
октябрь 1997 г. i№ - "Содержание и ремонт подвижного
состава". Проект •осуществлялся с апреля 1996 г. по июль 1997 г., общий
бюджет — 700 тысяч евро.
-
"Содействие торговле в регионе ТРАСЕКА". Бюджет проекта составлял 980
тысяч евро и был рассчитан на период с март 1996 г. по сентябрь 1997 г.
Основными целями проекта были определены внесение предложений по упрощенной
системе и улучшение сотрудничества между таможенными властями и экспедиторами
во всем регионе.
- "Содержание
и техническое обслуживание инфраструктуры железных дорог (Центральная
Азия)" с бюджетом в 1,2 млн. евро. Проект осуществлялся с марта 1996 г. по
март 1997 г. Основной целью проекта было определено технико-экономическое
обоснование усовершенствования железной линии Актау-Бейнеу.
-
"Структура межгосударственных железнодорожных тарифов и расписания
движения". Общий бюджет проекта составлял в 1,5 млн. евро и был рассчитан
на период с июля 1996 г. по февраль 1998 г.
-
"Координационная группа ТРАСЕКА" с бюджетом в 1,65 млн. евро. График
осуществления: сентябрь 1996 г. по август 1998 г. Фокус координации был
значительно усовершенствован путем открытия суб-офиса в Алматы.
-
"Реструктуризация железных дорог Центральной Азии и изучение вопросов
коммуникации". Проект был рассчитан с августа 1997 г. по июль 1998 г. с общим
бюджетом в 2 млн. евро.
-
"Содержание автомобильных дорог". Общий бюджет - 2,5 млн. евро.
График осуществления проекта с октября 1997г. по октябрь 1999 г.
-
"Интермодальные услуги ТРАСЕКА" с бюджетом в 2 млн. евро, проект был
рассчитан на период с июня 1998 г. по декабрь 1999 г[35].
С
января 2001 г. в Актау в рамках Программы ТРАСЕКА состоялось открытие нового
инвестиционного проекта. Целью данного проекта является реконструкция
паромного терминала актауского морского торгового порта. Безвозмездное
инвестирование проекта составляет 2 млн. евро. Северная часть маршрута ТРАСЕКА
проходит через морской торговый порт Актау, который имеет важное
стратегическое значение для выполнения программы в целом. После семилетнего перерыва
паромный терминал был открыт в июне 2000 г. Однако перевозки осуществляются в
трудных условиях, используемое оборудование устарело, а транспортные нагрузки
по-стоянно возрастают. Поэтому в рамках проекта проводятся восстановительные
работы всех сооружений и узлов паромного терминала, которые в будущем позволят
актаускому морскому порту решить задачу транспортировки грузов по маршруту Актау-Баку-Ноушахр
в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.
Данный
проект является важным шагом в развитии транс-портной сети, соединяющей
Центральную Азию, Кавказ и Европу. Представители Европейского Союза
подчеркивают особую важность морского торгового порта Актау для эконо-мики
Казахстана, являющегося ключевым звеном национальной транспортной
инфраструктуры для выхода на европейский и мировой рынки.
Исходя из
вышесказанного, необходимо отметить, что одной из основных задач программы
ТРАСЕКА является ее функция в качестве катализатора для привлечения поддержки
международных финансовых учреждений и частных инвесторов. Для того чтобы
удовлетворять спросы потенциальных международных финансовых
инвесторов, программа ТРАСЕКА осуществляет технико-экономическое
обоснование и предварительные исследования для потенциальных инвестиций в
инфраструктуру и оборудование Казахстана. На основе проектов ТРАСЕКА, которые
определили состояние инфраструктуры железных дорог в Республике, Европейский
банк реконструкции и развития за предыдущие три года рас-ширил займы для
реабилитации железных дорог в Казахстане на сумму 100 млн. долл. США.
Дальнейшее осуществление инфраструктурных проектов в Казахстане в рамках
програм-мы ТРАСЕКА является необходимым и благоприятствующим для привлечения
интереса и обязательств по более крупному финансированию как со стороны
международных финансовых учреждений, так и стран-членов Европейского Союза. Но
инвестиционные проекты ТРАСЕКА не стремятся заменить крупных инвесторов, эти
проекты являются дополнением к основным инвестиционным действиям, которые
усиливают инвестиционное привлечение для более крупщлх инвестиционных пакетов
на маршрут ТРАСЕКА.
Из
государств-членов Европейского Союза можно выделить наиболее главных инвестиционных
партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на
общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества.
Это объясняется экономическим потенциалом, огромной сырьевой базой у
стран-членов ЕС, политическими намерениями и интересами к Казахстану этих
государств. Прежде всего, это - Великобритания, ИІалия, ФРГ, Нидерланды и
Франция.
За
2000 г. лидером по привлечению инвестиций среди стран-членов ЕС в экономику
Казахстана является Великобритания. Ее удельный вес в общем мировом объеме всех
иностранных инвестиций составляет 16,9%. На втором месте стоит Италия с 12,8%,
на третьем — Нидерланды - 4,0%, на четвертом - Германия -2,5%, на пятом -
Франция - 1,2%, на шестом - на Бельгия 0,3%, на седьмом - Ирландия с 0,1%, на
восьмом - Швеция и Австрия - 0,0%.
Таким
образом, развитие всесторонних отношений со странами-членами Европейского Союза
играет для Казахстана ключевую роль. Республика Казахстан рассматривает эти
отношения в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продвижением своих
национальных интересов на международной арене.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|