Желание
европейских стран к интеграции было очень велико. Оно было подкреплено
стремлением руководителей и народов Европы к интеграции. Вот почему в
Европейское экономическое сообщество стремятся вступить и другие страны Европы.
В начале 70-х гг. в Европейское экономическое сообщество были приняты такие
страны, как Великобритания, Ирландия и Дания. В середине 80-х гг. в ЕЭС были
приняты Испания, Португалия и Греция. Позднее, в середине 90-х гг. в ЕЭС были
приняты Швеция, Финляндия и Австрия. На сегодняшний день в Европейском
экономическом сообществе, или как теперь его уже называют Европейским Союзом,
находятся пятнадцать стран, на очереди принятие двенадцати или тринадцати стран
Европы. Все свидетельствует о том, что Европа хочет быть единой, Европа желает
интегрироваться, Европа хочет занять свое достойное место в мире.
Важное
место на пути европейской интеграции занимает так называемый Маастрихтский
договор[10],
названный по имени небольшой голландской деревушки, где главы государств и
правительств пятнадцати государств-членов Европейского экономического
сообщества подписали этот договор. Отныне Европейское экономическое сообщество
трансформируется в Европейский Союз, это уже новый этап на пути европейской
интеграции. Основные положения Парижского и Римского договоров, учреждающих
Европейское экономическое сообщество и Евратом, были сохранены, но были
внесены некоторые уточнения, некоторые изменения в распределение голосов в
Европейском парламенте в зависимости от численности населения стран, входящих
в Европейский Союз. Затем речь шла об уточнении квалифицированного большинства
при принятии основных решений, затрагивающих государственный суверенитет,
расширении полномочий Совета министров и т.д.
Кроме
того, в Маастрихтском договоре указывается на место Западно-европейского союза,
о котором речь будет идти несколько позже, несколько отдельно. Маастрихтский
договор учреждал единую европейскую валюту, евро, он устанавливал институт
координации общей внешней политики и политики безопасности стран-членов
Европейского Союза, он устанавливал единую социальную политику для стран-членов
Европейского сообщества, устанавливал институты экономического и валютного
порядка, он учреждал валютные институты.
Маастрихтский
договор устанавливал также порядок принятия новых членов в Европейский Союз,
выработав документ под названием "Повестка дня 2000 года". Таким
образом, Маастрихтский договор сделал большой шаг на пути к европейской интеграции.
Важное
место на пути европейской интеграции и в жизни Европейского Союза имеет
Амстердамский договор, подписанный главами государств и правительств
стран-членов Европейского сообщества в октябре 1997 г., и, особенно саммит
стран Европейского Союза, прошедший в декабре 2000 г. в Ницце (Франция). На
саммите в Ницце были приняты важнейшие документы, которые подводят итог
пятидесятилетнего этапа европейской интеграции. На саммите в 'Ницце были
приняты Хартия основных прав Европейского Союза - важнейший документ, который
должен лечь в основу будущей европейской конституции; решение о создании
европейской армии численностью первоначально в шестьдесят тысяч человек;
решение о принятии новых членов в Европейский Союз в 2003-2005 гг.;
установлена первоочередность приема новых членов, предоставления им
определенного количества голосов в зависимости от численности населения этих
стран, желающих вступить в Европейский Союз и договор, определяющий дальнейший
путь развития Европейского Союза.
Таким
образом, саммит стран-членов Европейского Союза в Ницце подвел итоги жизни и
деятельности ЕС в двадцатом столетии и создал условия для дальнейшего развития
Европейского Союза в двадцать первом веке и третьем тысячелетии. Такова
краткая история европейской интеграции, Европейского Союза. Однако европейская
интеграция не будет понятна, если не остановиться на некоторых моментах, которые
можно рассматривать как инструменты европейской интеграции, без которых
непонятно будет вообще, что такое европейская интеграция.
Прежде
всего, к этим инструментам европейской интеграции нужно отнести создание
единой европейской валюты евро. Решение было принято на саммите стран-членов
Европейского Союза в Маастрихте, но оно вошло в силу с 1-го января 1999 г.,
когда евро стала применяться как расчетная единица, а окончательно как наличная
валюта евро войдет в силу с 1-го января 2002 г. Двенадцать стран из пятнадцати
изъявили желание ввести у себя евро, за исключением Великобритании, Дании и
Швеции, каждая из которых имеет свои особенности, свою особую позицию в вопросе
введения единой европейской валюты. Надо сказать, что для Европы это не новое
явление. Было время, когда Европа пользовалась единой монетой, это -
древнеримская валюта динар. Затем Европейское экономическое сообщество в
качестве расчетной единицы вводило - ЭКЮ, это - тоже древняя французская
монета, и, наконец, вот евро. Введение евро как единой европейской валюты
нужно рассматривать как важный шаг на пути создания единого европейского
государства. Конечно, евро как единая европейская валюта затрагивает некоторые
положения государственного суверенитета, но это неизбежно на пути создания
единого европейского государства, на пути европейской интеграции. Государства,
которые являются членами Европейского Союза, должны пожертвовать некоторыми
положениями своего государственного суверенитета ради создания единого
европейского государства.
Другим
важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является
создание европейской армии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч человек.
Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься
миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской
армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Европа
идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в
процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской
армии в какой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания,
и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во
французском городе Ницце руководство НАТО обеспокоилось перспективой создания
европейской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между
НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы
обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Европейским
Союзом и НАТО в какой-то степени будут сглаживаться. Но ясно одно, что Европа
со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет
важную роль в создании единого европейского государства.
Важным
инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика
безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если
желают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое
европейское государство, должны иметь общую внешнеполитическую доктрину и
единый внешнеполитический курс. Однако внешняя политика является важнейшим
элементом государственного суверенитета. Поэтому государства-члены
Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в
какой степени поступиться частью государственного суверенитета в области
внешней политики.
Вопрос
о согласовании внешнеполитического курса государствами-членами ЕС поднимался
еще на Римской встрече глав государств[11]
и правительств стран Европейского экономического сообщества и нашел свое
отражение в Римском договоре 1957 г. На протяжении всего периода деятельности
ЕЭС его члены согласовывали свой внешнеполитический курс. Так было до
Маастрихтской конференции глав государств и правительств стран Европейского
сообщества. На этой конференции главы государств и правительств сделали
большой шаг вперед, договорившись о проведении общей внешней политики и
политики безопасности Европейского Союза. Маастрихтский договор включает
специальную статью об общей внешней политике и политике безопасности. Договор
утвердил пост главного координатора общей внешней политики и политики
безопасности. С октября 1999 г. этот пост занимает испанский дипломат Х.Солана.
Между тем в структуре Комиссии Европейского Союза есть комиссар, занимающийся
иностранной политикой, есть комиссары, занимающиеся отдельными вопросами
иностранной политики в тех или иных регионах мира. Из всего этого можно
заключить, что пост главного координатора общей внешней политики и политики
безопасности становится одним из ведущих в Европейском Союзе, его полномочия
были определены Маастрихтским договором, а практика эти полномочия расширяет и
дополняет.
Следует
еще раз подчеркнуть, что проведение общей внешней политики и политики
безопасности Европейского Союза является большим шагом вперед на пути
европейской интеграции к объединенной Европе.
Необходимо
отметить, что в прошлом некоторые государства-члены Европейского Союза были
колониальными державами, владевшими значительными территориями в Африке, Азии,
на Тихом океане и в районе Карибского моря. К ним относятся Великобритания,
Франция, Испания, Португалия, Бельгия и Голландия. Было бы ошибочно думать, что
после приобретения колониальными территориями своей независимости их бывшие
владельцы навсегда их потеряли. Вовсе нет. Вскоре после образования ЕЭС 18
африканских государств, в прошлом находившиеся под господством Франции и
Бельгии, в июле 1963 г. в городе Яунде (Камерун) подписали с ЕЭС так называемую
Яундскую конвенцию, которая предоставляла им льготы на традиционные экспортные
товары из этих стран на рынках стран ЕЭС.
В 1969
г. к Яундской конвенции присоединились уже 43 страны Африки, Тихого океана,
Азии и Карибского моря. В 1975 г. Яундская конвенция была заменена
Ломейской конвенцией (Того), которая предоставила странам Африки,
Ази-атско-Тихоокеанского региона и Карибского моря значительные льготы на
рынках Европейского Союза, то есть 36 видов товаров из этих регионов
пользовались льготами на рынках ЕС. В 1989 г. к Ломейской конвенции
присоединились уже 69 стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского
моря.[12]
Яундская
и Ломейская конвенции определили институт ассоциированных членов Европейского
Союза. А это означает, что товары из стран Африки, Тихого океана, Азии и Карибского
моря, как ассоциированных членов ЕС пользовались льготами на рынках
Европейского Союза, а продукция стран ЕС пользовалась такими же льготами на
рынках ассоциированных членов Евросоюза. Кроме этого, Европейский Союз
предоставляет безвозмездную экономическую и финансовую помощь своим
ассоциированным членам. И то, что число стран, являющихся ассоциированными
членами Европейского Союза, возросло с 18 в 1963 г. до 69 в 1988 г.,
свидетельствует о том, что странам Африки, Тихого океана, Азии и Карибского
моря экономически выгодно иметь постоянных потребителей их традиционных
товаров экспорта. В равной мере это утверждение касается и стран-членов
Европейского Союза.
Таким
образом, бывшее в ходу в прошлом утверждение марксистских идеологов о том, что
сотрудничество между Европейским Союзом и странами Африки, Азии, Тихого океана
и Карибского моря - сотрудничество между всадником и лошадью, не имеет под
собой никакой действительности.
Одной
из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и
странами, не входящими в него, является установление института партнерства, то
есть, когда эти страны становятся торговыми партнерами Европейского Союза.
Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский
договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми
партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Казахстан, подписавшая в
1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.
В
1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание
технической помощи со стороны Европейского Союза Советскому Союзу, начавшему в
конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта программа была
распространена на оказание технической помощи Новым независимым государствам
на территории бывшего СССР.
В
настоящее время Европейский Союз в процессе интеграции вступил в новую стадию
своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы,
принятию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также
прибалтийских стран.
Европейский
Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся
вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и
будущей политической формы интегрированной Европы.
В
связи с этим интересной становится дискуссия, начатая весной и летом 2000 г.
министром иностранных дел ФРГ Й.Фишером и Президентом Франции Ж.Шираком по
вопросу о политической форме объединенной Европы. Й.Фишер поддержал старую
идею создания Соединенных Штатов Европы. Многие с ним не согласны. Дискуссии
продолжаются.
Со
второй половины XX - начала XXI в.в. происходят глубокие изменения в
мире. Эти изменения характеризуются началом процессов интеграции и глобализации
экономики. Интеграционный процесс начинается с региональных масштабов и со
временем должен завершиться в мировом масштабе.
Одним
из трех мировых моторов интеграции и глобализации является Европейский Союз. И
это не случайно. Страны, входящие в Европейский Союз, имеют высокоразвитую
промышленность, сельское хозяйство, торговлю и сектор услуг. В странах-членах
Европейского Союза проживает более 374 млн. человек жителей, имеющих высокий
уровень жизни, что свидетельствует о том, что здесь находится богатый потребительский
рынок. Вот почему сюда устремляется иностранный капитал, который вместе с
национальным капиталом мощно развивает экономику этого региона.
Об
этом говорят некоторые статистически данные.
В
1990 г. общий бюджет Европейского Союза составлял 48,35 млрд. евро, в 1997 г.
эта цифра возросла до 86,41 млрд. евро, по прогнозам Европейской комиссии в
2006 г. бюджет ЕС будет составлять уже 105,23 млрд. евро.
Рост
реального ВВП ЕС в 2000 г. составил 3,4%, т.е. больше, чем в Японии (1,4%), но
меньше чем в США (5,1%). Для сравнения: в 1995 г. рост реального ВВП в
странах-членах ЕС составлял 2,4%, тогда как в США — только 2,7%, а в Японии
всего 1,5%. По странам-членам ЕС картина роста ВВП в 2000 г. выглядит таким
образом: Германия-3,1%, Финляндия-4,8%, Франция- 3,3%, Португалия- 3,0%,
Великобритания- 3,1%, Ирландия- 10,5%, Бельгия- 3,9%, Голландия- 4,3%,
Люксембург- 7,8%, Дания- 2,6%, Италия- 2,9%, Испания- 4,1%, Греция-4,1%,
Швеция- 4,0%, Австрия- 3,5%[13].
Таким
образом, по ВВП Европейский Союз находится на 1 месте. В ВТО доля товарооборота
Европейского Союза составляет 20%; по инвестициям в экономику зарубежных стран
Европейский Союз занимает 2 место; в среднем по уровню жизни страны-члены ЕС
находятся в первых рядах.
Являясь
одним из моторов интеграции и глобализации, Европейский Союз выступает на
международной арене во многих отношениях как единое целое со сформировавшимся
единым рынком, с единой экономико-валютной системой и единой валютой -
евро.
Европейский
Союз зарегистрирован в Организации Объединенных Наций. А это означает, что он
получил дипломатическое признание. В ООН он получил статус наблюдателя и в
этом качестве активно участвует в некоторых комитетах ООН. На него
распространяются все положения международного права, т.е. он является
субъектом и объектом международного права.
Для
ведения дипломатических переговоров и подписания соглашений с третьими странами
от имени Европейского Союза создана так называемая тройка, то есть действующий
на данный момент председатель Европейского Союза (а им является глава
государства или правительства страны-члена ЕС, занявший этот пост по ротации на
полгода), будущий председатель Европейского Союза и председатель Комиссии ЕС, а
также представители правительств стран-членов ЕС. По мандату, выданному Советом
министров, Комиссия может вести переговоры и заключать соглашения с третьими
странами. В случае, когда обсуждаемые на переговорах вопросы выходят за
пределы установленного мандата, Комиссия запрашивает дополнительное разрешение
у Совета министров.
ЕС
дифференцирует свои отношения с внешним миром, исходя из своего
геополитического положения. ЕС сам по себе и все страны, входящие в него,
являются членами Всемирной торговой организации (ВТО) и, следовательно,
пользуются преференциями, установленными в ВТО. Вообще во внешних связях
Европейского Союза лежат принципы особых соглашений о преференциях в торговле.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|