| Европейский Союз и Казахстан |
Курс евро/доллар
мало изменился в четверг 17. 05 2002, торговля была ограничена коридором 0.9087
– 0.9141.
Глава II. Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.
Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве устанавливает между Республикой Казахстан и
Европейским Союзом и его государствами-членами стабильные политические отношения,
закрепляя расширение связей между РК и ЕС и западным миром в целом. Впечатляет
количество и разнообразие событий, предшествующих подписанию СПС между Республикой
Казахстан и Европейским Союзом. В частности, в 1991 г. Европейский Союз признал
Казахстан независимым государством; 15 апреля 1993 г. было открыто посольство
РК в Королевстве Бельгия, а семь государств-членов ЕС и Комиссия Европейского
Союза открыли свои посольства в Алматы; Европейская энергетическая хартия
(ЕЭХ), подписанная 16-17 декабря 1994 г., явилась первым международным документом,
заключенным Республикой Казахстан после обретения независимости; 23 января 1995
г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между
Европейским Союзом и Республикой Казахстан; 5 декабря 1995 г. - Временное
соглашение по торговле; и, наконец, 1 июля 1999 г. вступило в силу Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС[18].
ЕС
подписал похожие Соглашения партнерстве и сотрудничестве со многими другими
Новыми независимыми государствами. Со всеми странами Центральной и Восточной
Европы, которые подали заявление на вступление в ЕС, Европейское сообщество
заключило соглашения об ассоциированном членстве, которые также называются
"Европейскими соглашениями".
Главная
отличительная черта всех Соглашений ЕС состоит в том, что они являются так
называемыми "смешанными" документами и заключаются как с Сообществом,
так и с их государствами-участниками. Помимо Европарламента их ратифицируют
национальные парламенты стран-членов ЕС.
Так
как на осуществление всех процедур уходит до двух лет, при парафировании 24 мая
1994 г. СПС между РК и ЕС было оговорено, что в течение комплексной ратификации
будет применяться так называемый "Временный договор". Для его
вступления требуется только лишь одобрение Европейского парламента и Совета
министров.
В
октябре 1992 г. Совет министров Европейского Союза принял положения для
проведения переговоров по Соглашениям о партнерстве и сотрудничестве со
странами бывшего Советского Союза. В течение 1993-1994 гг. было проведено два
раунда переговоров с Республикой Казахстан на базе этих положений. Осенью 1994
г. продолжились контакты и консультации между РК и ЕС, целью которых была
подготовка того самого Временного договора, позволяющего вступить в силу
положениям о торговле, а также относящихся к нему положениям из СПС. Работа над
Временным договором была приостановлена, потому что в Брюссель не был вовремя
представлен текст на казахском языке, к середине ноября казахский текст был
получен. Но к концу 1994 г. стало ясно, что Казахстану придется заключать
соглашение с новой Комиссией ЕС под руководством премьер-министра Люксембурга
Ж.Сантера.
Дальнейшему
сотрудничеству ЕС со странами Центральной и Восточной Европы предшествовала
прошедшая 9-10 декабря 1 994 г. в Эссене встреча на высшем уровне, на которой
главы государств-членов ЕС приняли документ о стратегии, призванной определить
политику Евросоюза на несколько лет вперед. Центральное место в этом документе
занимала новая стратегия ЕС, нацеленная на сотрудничество и интеграцию в ЕС
государств Центральной и Восточной Европы. Помимо этого региона, Европейский
Союз придавал большое значение сотрудничеству со средиземноморскими государствами.
Таким образом, большинство стран СНГ, в том числе и Казахстан, оставались на
периферии европейских экономических и политических интересов.
Но
в скором времени ситуация в корне изменилась. К концу 1994 г. сложились все
предпосылки и условия - экономические, политические и дипломатические для
полноценного сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом. Эта необходимость
ощущалась обеими сторонами. ЕС уже располагал развернутой стратегией для своей
политики в отношении Новых независимых государств на территории бывшего
Советского Союза. В данном случае стратегия была адаптирована применительно и
к Республике Казахстан. Заключению СПС способствовало также быстрое
парафирование текста Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между
Европейским Союзом и Республикой Казахстан уже в мае 1994г.
Таким
образом, подписание масштабного документа, предусматривающего установление
тесных и многообразных связей между Казахстаном и ЕС в политической, экономической,
социальной и культурной сферах, состоялось в конце января 1995 г. в Брюсселе.
23
января 1995 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев и председатель Комиссии
Европейского Союза Ж.Сантер подписали Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Европейским Союзом и Республикой Казахстан. Помимо них, в
процедуре подписания участвовали председатель Совета ЕС А.Жюппе и министры
иностранных дел всех пятнадцати государств-членов Европейского Союза. Во время
подписания А.Жюппе и Ж.Сантер выступили с речами, в которых отметили, что они
высоко оценивают экономический потенциал Казахстана, последовательность курса
руководства Республики на ускорение рыночных реформ и развитие демократии. Был
отмечен также личный вклад Президента РК Н.А.Назарбаева в укрепление
стабильности в стране, СНГ и Азии в целом. Руководители Европейского Союза
особо подчеркнули, что в Европе рассматривают Казахстан как очень
перспективного партнера. Кроме того, европейские политики высоко оценили
политику Казахстана в отношении соблюдения прав человека и прав национальных
меньшинств. Председатель Комиссии ЕС Ж.Сантер в своей речи особо подчеркнул,
что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РЮ и ЕС является важным
инструментом для будущего экономического и социального прогресса в Казахстане.
В
свою очередь, Президент Н.Назарбаев также концептуально осветил свое видение
развития отношений Республики с Европейским Союзом. Он подчеркнул, что страны
СНГ должны последовать примеру Евросоюза, который основан на четырех свободах:
свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Президент
Н.Назарбаев также подчеркнул, что ЕС может служить достойным примером для
подражания, образцом магистрального, наиболее перспективного и эффективного
направления экономической и политической интеграции, обращенной в XXI век. Президент также попытался четко
провести параллели между европейской интеграцией и интеграцией внутри СНГ,
чьим активным сторонником он является.
В
своей речи Н.Назарбаев обратил внимание на то, что подписанное соглашение
зафиксировало предоставление весьма льготных, а по ряду характеристик даже
более чем льготных условий для деятельности европейских компаний на
казахстанском рынке. В то же время они выгодны и для Казахстана, потому что
предоставляют Республике режим наибольшего благоприятствования, доступ к
международному морскому рынку, обеспечивают свободное передвижение капиталов,
связанных с прямыми инвестициями, гарантируют репатриацию инвестиций и
прибылей. Президент также отметил, что дальнейшему развитию сотрудничества
между РК и ЕС будет способствовать договоренность о том, что через пять лет
Казахстан присоединится к ряду многосторонних конвенций по правам
интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, в которых
участвуют страны
Поскольку
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается дел Сообщества, вопросов как
национальной, так и совместной компетенции стран-членов ЕС, его со стороны ЕС
необходимо было ратифицировать не только тремя Европейским сообществами
(Европейским экономическим сообществом, Европейским объединением угля и стали
и Европейским сообществом по атомной энергии), но также и всеми
странами-участницами ЕС.
На
период, необходимый для ратификации Соглашения национальными парламентами
стран-членов ЕС, был подписан Временный договор по торговле и связанными с ней
вопросами. Этот документ охватывал договоренности о предоставлении каждой из
сторон режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, положения об
антидемпинговых мероприятиях, платежах, конкуренции и другие аспекты торгового
сотрудничества. В ходе ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на
заседании Европейского парламента Ладюмье сделала доклад об отношениях с Казахстаном.
В нем отмечалось, что Казахстан еще не достиг уровня демократизации в полной
мере, но прилагает усилия для развития отношений с Европой.
Длительный
процесс ратификации СПС государствами-членами ЕС закончился только в 1999 г. В
конечном итоге ратификация Соглашения была осуществлена в следующем порядке[19]:
|
1 . Испания
|
30.01.1996
|
8. Франция
|
26.02.1997
|
2. Ирландия
|
24.05.1996
|
9. Италия
|
03.07.1997
|
З.Дания
|
08.06.1996
|
Ю.Нидерланды
|
30.10.1997
|
4. Великобритания
|
14.06.1996
|
1 1 . Люксембург
|
02.12.1997
|
5. Финляндия
|
09.07.1996
|
12. Греция
|
19.02.1998
|
6. Швеция
|
17.07.1996
|
13. Бельгия
|
22.06.1998
|
7. Австрия
|
26.09.1996
|
14. Германия
|
08.07.1998
|
|
|
15. Португалия
|
27.11.1998
|
13
марта 1997 г. СПС было одобрено Европейским парламентом, а в мае 1997 г. -
парламентом Казахстана. 1 июля 1999 г. Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступило в
силу.
Подробнее
остановимся на структуре Соглашения.
Официальный
текст Соглашения состоит из:
-
самого
текста СПС с преамбулой и 100 статей, составляющих девять разделов;
-
Протокола о взаимном содействии между административными органами в таможенных
вопросах;
-
трех приложений;
-
Заключительного акта.
СПС
является соглашением Республики Казахстан с Европейскими Сообществами и их
государствами-членами, в котором содержится внушительный список целей и задач в
области гражданского сотрудничества: от торговли до интеллектуальной
собственности и уставов компаний, от транспорта до высшего образования, от
сельского хозяйства до борьбы
с противозаконной деятельностью.
Начальный
период действия СПС - десять лет. После указанного срока СПС будет
автоматически продлеваться, если Казахстан и Европейский Союз не прекратят его.
Это не означает, что Соглашение не будет изменяться в течение указанного
срока. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве не имеет жестких рамок и
поэтому может развиваться в любом необходимом для Европейского Союза и
Казахстана направлении в зависимости от развивающихся в ЕС и Казахстане
событий, в частности прогресса Казахстана на пути к рыночной экономике.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является важным шагом вперед, оно
заменяет Соглашение о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве
между ЕС и СССР от 1989 г.
Значение
Соглашения связано с масштабностью данного международно-правового
документа, его систематизирующим характером для отношений Казахстана с
Европейским Союзом. В данном документе воплощена новая концепция отношений
Казахстана с ЕС, суть которой состоит в их выводе на уровень взаимовыгодного и
равноправного партнерства. Что представляет собой Соглашение о партнерстве и сотрудничестве?
СПС представляет собой соглашение, отражающее полный спектр взаимоотношений
между Европейским Союзом и Казахстаном, в том числе в области политического и
экономического сотрудничества. Оно создает основу для налаживания всех видов
сотрудничества в гражданской области между Европейским Союзом и Казахстаном.
Задача Соглашения - оказание Казахстану содействия в переходе к рыночной экономике,
а также помощи в налаживании более тесных отношений со странами Европы.
СПС
включает в себя нормы в области прав человека и демократии, принятые
международным сообществом. Соглашение не только представляет основу для
развития отношений между Европейским Союзом и Республикой Казахстан, но и
открывает возможность оказывать Казахстану содействие в области
демократического процесса. Соглашение ставит перед собой цель привести
нормативно-правовую базу Казахстана в большее соответствие с правовыми нормами
Европы, а также содействовать торговле и инвестициям. В целом СПС является
отправной политической точкой для развития отношений между Европейским Союзом и
Казахстаном.
Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве касается, в частности, таких вопросов, как
политическое сотрудничество; торговля; положения, затрагивающие развитие
бизнеса и инвестиций, включая условия труда, создание и деятельность компаний;
развитие услуг на пересечении границ; система оплаты и развитие капитала;
защита интеллектуальных, промышленных и коммерческих прав; сотрудничество в
области законодательства; культурное сотрудничество; сотрудничество в
социальной сфере; финансовое сотрудничество; экономическое сотрудничество;
институционные, общие и заключительные положения.
Данное
Соглашение обеспечивает политический и экономический диалог между ЕС и
Казахстаном, позволяя обеим сторонам углублять взаимоотношения и быть
информированными в достигнутом прогрессе во всех областях. СПС служит также в
качестве предупреждающего компонента возможных проблем в торговле, экономике и
политике. Соглашение расширяет экономическое сотрудничество в сфере промышленности
и межграничного предоставления услуг. ЕС поддерживает переход Казахстана к
рыночной экономике на основе демократических принципов и норм права с
интеграцией в региональное и мировое сообщество и сохранением политической и
экономической стабильности. В этом смысле СПС обеспечивает рамки дальнейшего
развития экономического и политического сотрудничества между обеими сторонами
как на основании двусторонних действий, так и в форме технической поддержки со
стороны ЕС через программу ТАСИС.
Основными
целями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС являются:
-
развитие тесных политических отношений путем начала регулярного диалога по
политическим вопросам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|