Следует отметить,
что мотивация оказывает воздействие на такие характеристики человеческой
деятельности как:
1) усилие;
2) старание;
3) настойчивость;
4)
добросовестность;
5)
направленность.
Так, одну и ту же
работу человек может делать, затрачивая различные усилия: он может
работать в полную силу, а может работать в полсилы; может стремиться брать
работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу и т.п.. Все это отражает то, какие усилия
готов затрачивать человек. И зависит это от того, насколько он мотивирован на
затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Человек может
по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может
быть безразлично качество его труда, другой может стремиться делать все
наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы,
стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей
работать и взаимодействовать с организационным окружением.
Третья
характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости
продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика
деятельности, поскольку часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес
к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в
начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что
они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на
существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие
настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник
может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на
практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями [56, с. 55].
Добросовестность
при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом
всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является
важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей
квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при
этом он может относиться к своим обязанностям спустя рукава, безответственно.
И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Поэтому
руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться таким
образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту
характеристику их поведения.
Направленность как характеристика деятельности человека указывает на
то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может
выполнять свою работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение
(моральное или материальное), а может делать ее потому, что он стремится помочь
своей организации добиться ее целей [56, с. 79].
Для управления
очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также
уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в
направлении определенных целей.
Процесс мотивации
сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий
мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях
выделяются содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей А.
Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д.
МакКлелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга и др.) и процессуальные теории
мотивации (теории ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория
подкрепления Б.Ф. Скиннера, теория справедливости Портера—Лоулера и др.
Содержательные
теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В
значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и
их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их
содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности.
В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри
человека побуждает его к деятельности.
Эти теории
получили развитие с середины 50-х гг.; при формировании теоретической базы
решающее значение имели труды Маслоу, Мак-Клелланда, Герцберга. Содержательные
теории мотивации объединяет предпосылка о приоритете потребности как основной
силе, побуждающей к действию. Содержание и объем выполняемой работы также
зависят от потребности. Хотя современные представления нередко весьма
существенно отличаются от этих воззрений, понять их очень важно для составления
целостного представления о природе мотивации.
Наиболее
известными теориями мотивации этой группы являются:
1) теория
иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
2) теория
существования, связи и роста Альдерфера;
3) теория
приобретенных потребностей МакКлелланда;
4) теория двух
факторов Герцберга.
Маслоу
(1908—1970) одним из первых классифицировал человеческие потребности по
степени влияния на мотивацию исполнителей, разделив их на первичные и
вторичные. В разработанной им теории все потребности располагаются в виде
пятиуровневой структуры. Само название иерархия (иногда встречается термин
“пирамида”) подчеркивает ранжирование потребностей. Первичные потребности
вытекают из физиологии человека, который для поддержания существования должен
дышать, есть, пить, отдыхать, обеспечивать безопасность для себя и близких.
Применительно к производственной деятельности под безопасностью можно понимать
охрану труда и гарантию занятости.
Вторичные
потребности связаны со стремлением индивида к определенному социальному
положению, уважению коллег, самовыражению. По мнению Маслоу, потребности низших
уровней — первичные потребности — удовлетворяются в первую очередь; и до тех
пор, пока они не будут в основном удовлетворены, верхние уровни иерархии не
оказывают мотивирующего воздействия. За счет этого переход на последующий,
более высокий уровень становится возможным только после удовлетворения
потребности предыдущего уровня. Движение может быть направлено не только от
первичных потребностей ко вторичным, но и наоборот, если какие-либо из
первичных перестали удовлетворяться.
Несмотря на
кажущуюся очевидность иерархии Маслоу, отдельные ее положения вызывали
сомнение. В условиях реальной жизни иногда нарушается установленный порядок
перехода от одного уровня к другому. Человек, вследствие сложности и
многогранности натуры, иногда жертвует первичными потребностями для достижения
вторичных.
Основной довод
оппонентов состоял в том, что Маслоу не учитывает индивидуальности работников и
накапливаемого опыта. Например, отдельные служащие всеми силами стремятся к
власти, самовыражению, тогда как многие совершенно равнодушны к этим
категориям. Немаловажное значение имеет жизненный опыт: для тех, кто длительное
время был безработным, фактор стабильности до конца жизни остается самым
важным.
Теория
Мак-Клелланда имеет много общего с рассмотренной теорией Маслоу и в
определенном смысле является ее продолжением. Мак-Клелланд полагал, что
наиболее важными для индивидов есть потребности высшего уровня: власть, успех и
причастность. Потребность власти проявляется в желании воздействовать на
окружающих. Такие люди отличаются активной жизненной позицией, энергичны,
всегда отстаивают свою точку зрения, прекрасно чувствуют себя в коллективе, в
любой ситуации стремятся “командовать”. Потребность удовлетворяется “не
провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом
работы”, доведенной до успешного завершения [51, с. 371]. Применительно к
иерархии она находится между потребностями в уважении и самоутверждении. Успех
напрямую связывается с поощрением, при его отсутствии интерес к работе
пропадает. Для мотивации людей с потребностью успеха им необходимо давать
задания с небольшой степенью риска, делегировать полномочия; следует регулярно
отмечать достигнутые успехи.
Люди с развитой
потребностью причастности заинтересованы в налаживании дружеских отношений,
всегда готовы оказать помощь. Руководители должны так организовать работу,
чтобы не ограничивать возможности межличностных контактов этой категории
работников.
Теория Герцберга
во многом сходна с воззрениями Мак-Клелланда и Маслоу, выделенные им факторы,
способствующие удовлетворению работой, примерно соответствуют потребностям
высших уровней. В отличие от коллег Герцберг подразделяет факторы по степени их
влияния на мотивацию на две группы. В первую группу он включил факторы,
создающие благоприятные условия для работы, но не нацеленные на достижение
высоких результатов в труде. Они получили название гигиенических. Столь необычное
название призвано подчеркнуть роль этих факторов как необходимой базы для
другой группы факторов более высокого порядка, которые бы способствовали достижению
высоких результатов труда. Факторы последней группы названы мотивационными.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой трудятся работники,
а мотивационные затрагивают самую сущность работы, ее содержание. Герцберг
считал, что отсутствие или ослабление гигиенических факторов может привести к
развитию неудовлетворенности работой. В то же время их присутствие в полном
объеме повышает эффективность труда. Факторы, влияющие на удовлетворение
работой, не противоположны чувству неудовлетворенности; антиподом будет только
отсутствие их. Например, обратным чувству удовлетворения работой будет его
отсутствие; аналогично при неудовлетворенности.
Критики теории
мотивационной гигиены в первую очередь отмечают следующие аспекты:
1. Люди
по-разному реагируют на одни и те же факторы: один и тот же фактор для одного
работника является мотивационным, а для другого — гигиеническим.
2. Высокая
степень удовлетворенности работой не адекватна высокой производительности
труда, равно как и другие мотивационные факторы не для всех людей и не в любой
обстановке могут привести к результату, положительному для производства.
3. Степень
корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда не
всегда достаточно сильна, а иногда вообще отсутствует.
Сопоставляя
содержание описанных теорий, можно проследить эволюцию мотивации. В этом смысле
теория мотивационной гигиены логически вытекает из работ Маслоу и
Мак-Клелланда. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать
содержание первых двух граф слева направо. При этом, чем выше мы поднимаемся
по пунктам классификации Маслоу, тем больше возможностей для мотивации
работников. На это прямо указывает Мак-Клелланд. Очевидно, нижние уровни классификации
потребностей потенциально обладают меньшими мотивационными возможностями. В
этом смысле они ближе к гигиеническим факторам Герцберга.
Критика
содержательных теорий указывает на необходимость восприятия мотивации как
вероятностного процесса. В пользу этого довода свидетельствует практика
управления, где большинство решений носит вероятностный характер, что
определено течением жизни как непрерывной цепи взаимосвязанных событий с
определенной вероятностью [17, с. 357].
Процессуальные
теории показывают, каким образом человек распределяет усилия для достижения
поставленных целей и, в зависимости от конкретных условий, выбирает
определенный тип поведения.
Основными
процессуальными теориями мотивации являются: теория ожиданий, теория
справедливости и модель Портера — Лоулера.
Теория ожиданий
базируется на тезисе о том, что человек при достижении определенной цели
вырабатывает адекватный стиль поведения, надеясь на получение желаемого
результата.
Ожидание — это
оценка личностью вероятности определенного события [51, с. 376]. Ценность
вознаграждения в результате свершения ожидаемого события называется
валентностью (имеется в виду ожидаемая ценность вознаграждения). В теории
ожиданий подчеркивается, что важны три взаимосвязанных явления: затраты труда —
результаты плюс вознаграждение и валентность. Ожидание в отношении затрат
труда — результатов — это соотношение между затрачиваемыми усилиями и ожидаемым
результатом. Если работник полагает, что ожидаемый результат несоизмерим с
затрачиваемыми на его достижение усилиями, то, соответственно, и в выполнение
работы он будет вкладывать меньше сил; во всяком случае, этого можно ожидать. В
соответствии с теорией ожиданий по мере уменьшения взаимосвязи в паре “затраты
труда — результаты” мотивация может ослабевать.
В теории
справедливости рассматривается взаимосвязь результата и вознаграждения. Ее
суть состоит в том, что результат и вознаграждение одного работника
рассматриваются в связи с вознаграждением, полученным другими работниками.
Если человек считает, что за одинаковую работу он получает меньшее
вознаграждение, то, наряду с ослаблением мотивации, в коллективе возникает
дополнительное нездоровое психологическое напряжение. Снять это напряжение
может и обязан непосредственный руководитель. Исследователи считают одним из
наиболее важных факторов справедливое распределение денежного вознаграждения
среди подчиненных, особенно в коллективах, где преобладают женщины, которые
более чувствительны к проявлениям несправедливости.
Комплексная
теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера включает как составные
элементы теории ожиданий и справедливости. В соответствии с моделью Портера —
Лоулера полученные работником результаты обусловливаются приложенными усилиями,
личными качествами и степенью признания его роли в общем успехе. Уровень
затрачиваемых усилий зависит от ценности и вероятности получения
вознаграждения; устанавливается определенное соотношение между вознаграждением
и результатами.
Многие
исследователи указывают на значение работ Портера и Лоулера для понимания
мотивации как очень сложного явления, увязывающего в единое целое производство
и личность человека, его жизнь и внутренний мир. Нет сомнений в том, что эта
теория откроет новые горизонты понимания глубинных процессов механизма
поведения работников в процессе производства.
Материальное
стимулирование труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение
трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его
качества. К материальному стимулированию относят:
1) заработную
плату;
2) участие в
распределении прибыли;
3) премии;
4) участие в
капитале.
Заработная плата
– важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов
воздействия на эффективность труда работника. Это вершина системы
стимулирования персонала предприятия, но при всей значимости заработная плата в
большинстве процветающих фирмах не превышает 70% дохода работника, остальные
30% дохода участвуют в распределении прибыли.
Участие в
распределении прибыли является сегодня широко распространенной системой
вознаграждения. Развитие данной системы началось с попыток совершенствования
организацией заработной платы наемных работников с целью усиления ее
мотивационного воздействия на результаты труда. Для этого обосновалась
возможность выплат из прибыли или дохода предприятия тем работникам, чей вклад
в формировании прибыли предприятия был наиболее весом и очевиден. Однако
использование систем участия в прибылях создает у работника заинтересованность
в эффективной работе сегодняшнего дня, но не стимулирует учитывать в
производственной деятельности долгосрочные перспективы развития организации.
Она основывается на показателях общей или балансовой прибыли, которые отражают
прежде всего результаты коммерческой деятельности организации (размер оборота,
состояние рынков сбыта, уровень цен).
Существует ряд
ключевых вопросов, от решения которых зависит эффективность реализации программ
распределения прибыли:
1) кто должен
принимать участие в разработке и внедрении плана, как распределится степень
участия в этих процессах между руководством и рабочим персоналом;
2) какого размера
подразделение будет охвачено планом;
3) какой критерий
будет использоваться для оценки трудового вклада.
Реальные
изменения во взаимоотношениях между руководством организации и сотрудниками
могут произойти только после успешного решения всех перечисленных вопросов.
Такой подход к распределению прибыли может привести к фундаментальным
изменениям в концепции, определяющей право собственности каждого сотрудника
организации. В этом моменте и заложено основное стимулирующее начало подобных
программ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|