Меню
Поиск



рефераты скачать Теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда зав...

Теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда зав...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




КАФЕДРА Экономики предприятия и менеджмента






 

Теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда завода “СИ и ТО”
(“Серп и Молот”)









Выполнила: Барашкова И.А.


 

 

Руководитель:  Кожанова Е.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРЬКОВ


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 5

РАЗДЕЛ 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ......................................................................... 7

1.1. Мотивация трудового поведения и деятельности............................... 7

1.2. Содержательные теории мотивации................................................... 13

1.3. Процессуальные теории мотивации................................................... 17

1.4. Материальное стимулирование персонала в современных условиях 19

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1............................................................................. 24

РАЗДЕЛ 2  ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАВОДА “СИ И ТО” И МОТИВАЦИИ ТРУДА................... 26

2.1. Общая характеристика завода “СИ и ТО”.......................................... 26

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей.................... 29

2.2.1. Анализ производства продукции.................................................. 29

2.2.2. Анализ рынков сбыта.................................................................... 31

2.2.3. Анализ использования основных производственных фондов и производственных мощностей................................................................... 32

2.2.4. Анализ затрат на производство продукции.................................. 35

2.3. Анализ финансового состояния......................................................... 37

2.4. Анализ трудовых показателей............................................................ 41

2.4.1. Анализ количественного и качественного состава кадров........... 41

2.4.2 Анализ использования рабочего времени...................................... 45

2.4.3. Анализ организации и нормирования труда................................. 50

2.4.4. Анализ форм и систем мотивации труда....................................... 51

2.4.5. Анализ использования фонда оплаты труда и средней заработной платы........................................................................................................... 55

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2............................................................................. 57

РАЗДЕЛ 3  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ЗАВОДЕ
“СИ И ТО”....................................................................................................... 59

3.1. Введение бестарифной системы оплаты труда.................................. 59

3.2. Планирование технико-экономических показателей работы предприятия................................................................................................... 65

3.2.1. Планирование численности работников и производительности труда............................................................................................................ 65

3.2.2. Планирование фонда оплаты труда............................................... 68

3.3. Планирование затрат на производство и прибыли............................ 69

3.4. Характеристика и анализ охраны труда и техники безопасности...... 70

3.4.1. Характеристика завода “СИ и ТО”................................................ 70

3.4.2. Анализ состояния промсанитарии и гигиены труда на заводе  “СИ и ТО”........................................................................................................... 71

3.4.3. Техника безопасности................................................................... 73

3.4.4. Пожарная безопасность................................................................. 75

3.4.5. Охрана окружающей среды........................................................... 75

3.4.6. Разработка мероприятия по охране труда и защите окружающей среды........................................................................................................... 76

3.5. Характеристика и анализ психофизиологических условий труда на рабочем месте................................................................................................ 78

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3............................................................................. 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 86

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 90


ВВЕДЕНИЕ


Функционирование производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства играют, конечно же, важную роль, но производственных успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации.

Трудовые отношения – едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив насчитывает большое количество человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса.

Организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда, заинтересованность работника в результатах труда и в результатах работы предприятия. Кроме того, организация труда призвана создавать на предприятии системы труда, повышающие доход предприятия.

Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.

Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации труда.

Объектом работы является завод “СИ и ТО”, который производит двигатели внутреннего сгорания.

Основными задачами, поставленными при выполнении данной работы, являются:

1.     Обобщение теоретических разработок организации мотивации труда, как отечественных, так и зарубежных.

2.     Ознакомление и общая характеристика завода “СИ и ТО”. Анализ показателей производства и сбыта продукции, себестоимости продукции, анализ использования основных производственных фондов  предприятия

3.     Анализ результатов финансового состояния ОАО “Серп и молот”.

4.     Анализ трудовых показателей  завода  “СИ и ТО”.

5.     Разработка направлений по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии.

6.     Планирование технико-экономических показателей после внедрения новых систем оплаты труда.

7.     Технико-экономическая оценка проектных решений.

РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Мотивация трудового поведения и деятельности


В самом общем виде мотивация человека к деятельности понима­ется как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осу­ществлению определенных действий [16, с. 86]. Эти силы находятся вне и внут­ри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совер­шать некоторые поступки. При этом связь между отдельными сила­ми и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершен­но по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воз­действием.

Исходя из этого, под мотивацией целесообразно понимать сово­купность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [36, с. 95].

Основные этапы процесса мотивации представлены на рис. 1.1.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны дея­тельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, целесообразно, с нашей точки зрения, рассмотреть три аспекта этого явления:

1) что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

2) каково соотношение внутренних и внешних сил;

3) как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.


 





















Рис. 1.1. Основные этапы процесса мотивации


При этом для более точного определения понятия мотивации необходимо остановиться на таких понятиях как потребности, мотив, мотивирование, стимул, стимулирование.

Так, потребности — это то, что возникает и находится внутри челове­ка, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребнос­ти, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если по­требность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляют­ся, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного про­явления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Под мотивом понимается то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” харак­тер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих парал­лельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к дейст­вию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Мотивирование представляет процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов [3, с. 245]. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком можно Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, выделяется следующие основные его типы.

Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводя­щие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызы­вать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться [48, с. 22].

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет фор­мирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффек­тивному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит ха­рактер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Данный тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако в целом его результаты существенно превосходят результаты первого типа мотивиро­вания. Организации, освоившие его и использующие в своей практи­ке, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими чле­нами.

Оба типа мотивирования не следует противопостав­лять, поскольку в современной практике управления прогрессивно уп­равляемые организации стремятся к их сочетанию.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В ка­честве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия дру­гих людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предо­ставляемые возможности и многое другое, что может быть предло­жено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. Поскольку реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей, поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значе­ния или смысла, если люди не реагируют на них.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирова­ние. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличе­ния его возможностей, поскольку человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивиро­вание. При этом чем выше уровень развития отношений в органи­зации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах ор­ганизации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздей­ствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.