Меню
Поиск



рефераты скачать Теория личности

Эриксон связывает возникновение чувства стыда с возникновением самосознания, ибо стыд  предполагает,  что  субъект полностью выставлен на  общее  обозрение, и  он  понимает  свое  положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на  него». «Ребенок хотел бы принудить весь мир не смотреть на него», но это невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка «внутренние  глаза мира» - стыд за  свои  ошибки.

По  словам Э. Эриксона, «сомнение  есть  брат  стыда».  Когда родители не обращают внимания на потребности своего ребенка, формируется чувство сомнения в способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Такие дети думают, что другие их пристально рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением,  начинают чувствовать себя совершенно несчастными. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. Приобретенное же ребенком чувство автономии укрепляет у него чувство доверия к миру и окружающим людям.

Борьба  чувства  независимости (автономии)  против  стыда  и  сомнения  приводит  к установлению соотношения между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии  складывается подвижное равновесие между  этими  противоположностями. Из  чувства самоконтроля при сохранении  положительной самооценки  происходит устойчивое чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями. Из чувства утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужеродного внешнего контроля рождается устойчивая  склонность к сомнению  и стыду.


III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)

Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, Эриксон назвал «возраст игры». Соответствует фаллической стадии по Фрейду, длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. По мнению Эриксона, интерес  ребенка  к  своим гениталиям, осознание  своей половой принадлежности и  стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола – лишь частный момент развития ребенка в этот  период.

Основной вид деятельности ребенка в этот период – игра. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков; он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Через игру ребенок  жадно  и активно  познает  окружающий  мир, совместно  со сверстниками  осваивает систему отношений между людьми. У ребенка формируется  желание   включиться   в   реальную  совместную  со   взрослыми деятельность, выйти  из роли маленького. Кроме того, у детей появляется ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и др.).

Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что взрослые воспринимают их как людей и считаются с ними. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), развивать творчество и любознательность и не мешать фантазировать и затевать игры. Закладываются принципиально новые качества – совесть и  моральная ответственность за свои мысли и  действия.

Чувство вины у детей формируют родители, которые не позволяют им действовать самостоятельно; или же взрослые дают понять ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы. Агрессивное  поведение  ребенка также неизбежно влечет за  собой ограничение инициативы и  появление чувства вины и  тревожности.

Дети, охваченные чувством вины, постоянно ощущают покинутость и собственную никчемность. Они боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости.

Наконец, степень инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии развития, Эриксон увязывает с его потенциальной продуктивностью в будущем, его успешностью в труде и общественных отношениях.


IV стадия. Школьный возраст (Латентная)

Четвертая  стадия развития длится от 6 до 12 лет («школьный возраст») и называется, по Эриксону, временем  «психосексуального моратория». Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые сексуальные влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания.

В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Школа в  систематическом  виде  приобщает ребенка к знаниям о будущей  трудовой деятельности, культуре, формирует  трудолюбие.  На этой  стадии ребенок учится  любить учиться. Этот период жизни ребенка характеризуется возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка  к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте сублимируются в стремление получать новые знания и навыки и быть успешным.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается трудолюбие, чувство компетентности, умелость, способности к творчеству. Формирование этих качеств у ребенка сильно зависят от уровня школьной успеваемости.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Ребенок ощущает на себе влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Опасность этой стадии – возможность появления чувства неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда, рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Чувство неполноценности также может развиться в том случае, если ребенок обнаруживает, что его пол, раса, религия или социальное положение, а вовсе не личные качества и уровень знаний, определяют его значимость для других.

Эриксон подчеркивает,  что на каждой  стадии развивающийся  ребенок должен   приходить  к  жизненно   важному  для   него  чувству   собственной состоятельности, и его  не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное  одобрение.  Его  эгоидентичность  достигает  реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.


V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)

Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним  следует  либо обретение «взрослой  идентичности»,  либо  задержка  в  развитии,  то  есть  «диффузия идентичности».

Детство подходит к концу. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 до примерно 19 – 20 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Три линии  развития приводят к кризису:  это  бурный  физический  рост  и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем,  «как я выгляжу  в  глазах  других»,  «что я собой представляю»; необходимость найти свое   профессиональное   призвание,   отвечающее   приобретенным   умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. 

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой сталкивается юный человек, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени сведения о себе (сын, спортсмен, друг, брат, студент и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы (роли) в единое неконфликтное целое. Все роли он должен осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». Второе: значимые люди тоже должны видеть его «тождественность и целостность». Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренне и внешнее согласуется между собой. Тогда сформируется социальное  доверие  к  миру,  самостоятельность, инициативность,  целостность личности.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, стоит помнить, что развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток идентифицирует себя, а также социальных, политических изменений, происходящих в обществе.

Влияние родителей на формирование личности ребенка на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В этом возрасте ярко выражена обособленность круга общения и отвержение «чужаков». Создаются опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, сленг. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «Я» с образом, противоположным тому, что ожидают родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи», чем вообще не обрести своего «Я».

Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от этого конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, которую настойчиво предлагают родители или сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения.

Интервал  между  юностью и  взрослым состоянием, когда молодой  человек стремится  (путем проб и  ошибок) найти свое  место  в  обществе, Эриксон назвал «психическим  мораторием». Острота  этого  кризиса  зависит  как от степени   разрешенности  более  ранних  кризисов   (доверия,  независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис  ведет  к состоянию острой диффузии идентичности,  составляет  основу социальной патологии юношеского  возраста.

 Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону:  регрессия к  инфантильному уровню и  желание как  можно дольше отсрочить обретение взрослого  статуса;  смутное,  но  устойчивое  состояние тревоги;   чувство  изоляции  и  опустошенности;  постоянное   пребывание  в состоянии  чего-то  такого,  что  сможет  изменить  жизнь; страх перед личным общением  и неспособность эмоционально воздействовать  на лиц  другого пола; враждебность и презрение  ко всем  признанным общественным ролям, вплоть  до мужских  и  женских  («унисекс»);   презрение   ко  всему   национальному  и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас  нет»).  В  крайних случаях имеет  место поиск  негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

При успешном выходе из кризиса приобретается положительное качество – верность. Верность – это, по Эриксону, «способность быть верным своим обязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей человека» и «способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества».


VI стадия. Ранняя зрелость (Ранняя взрослость)

Становление  эго-идентичности  позволяет молодому  человеку  перейти на шестую стадию психосоциального развития.  Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни; продолжается от поздней юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон не называет четкого возраста. К началу этой стадии человек уже познал свое «Я» и включился в трудовую деятельность. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни.

Возникает желание тесного сотрудничества с другими, стремление  к  близким  дружеским связям с членами своей социальной группы.  Молодой человек  не  боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей  стадии позволяют ему, как пишет Эриксон, «с готовностью и  желанием смешивать  свою идентичность с другими»; приобретается чувство интимности (близости).  Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. Молодой  человек  готов  к доверительному сотрудничеству  с  другими.

Опасность этой стадии – это избегание контактов, требующих полной близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, ему сулит одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Такое  нарушение, по  мнению Эриксона,  может вести  к острым  «проблемам  характера»,  к психопатологии. Если психический мораторий  продолжается  и  на  этой  стадии,  то  вместо  чувства  близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой  внутренний  мир.  Существует   опасность,  что  эти  стремления  могут превратиться в  личностные  качества – в чувство изоляции и  одиночества.

Преодолеть эти негативные стороны идентичности  помогает любовь. Эриксон напоминает, что любовь не должна пониматься только как сексуальное влечение.

VII стадия. Средняя зрелость (Взрослость) (эту и последующую стадии Фрейд не рассматривает)

Седьмая  стадия рассматривается  как  центральная  на  взрослом  этапе жизненного пути  человека; приходится на средние годы жизни (примерно до 64 лет). Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

Основная задача этой стадии – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность, как главная положительная характеристика личности на этой стадии, выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство самореализации у человека, связанное с достижениями детей. «Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Кроме того, продуктивность выражается в эффективной трудовой деятельности и творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это приводит к личностному обогащению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.