Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная
ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе,
самопоглощенность. Главной заботой становится удовлетворение своих
потребностей, собственный комфорт. Такие люди часто рассматривают себя как свое
собственное и единственное дитя, и не заботятся ни о ком и ни о чем. Это
приводит к застою, инертности, к личностному опустошению. Если условия
благоприятствуют, то наступает физическая и психологическая инвалидизация
личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил
в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление заботиться о
другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица
неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование
самопоглощенности и личностного обеднения.
VIII стадия. Поздняя
зрелость (Зрелость)
Последняя восьмая стадия завершает жизнь человека; этот
период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало
время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни
возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только
в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям,
вызревает плод целостности (эго-интеграции), он включает такие понятия,
как честность, цельность, полнота.
Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая
зрелость и чувство «мудрости прожитых лет». «Мудрость – это осознание
безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Нет страха, есть
удовлетворение.
Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных
возможностей и досадных промахов, кто осознает, что начинать все сначала уже
поздно и упущенного не вернуть, того охватывает отчаяние при мысли о
том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отчаяние выражает
сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую
жизнь и попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отсутствие
личностной интеграции ведет к страху смерти. Это состояние можно передать
словами поэта В. С. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от
страха жить и от предчувствия кончины».
Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг
ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие,
уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом.
Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их
старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.
Завершить
изложение концепции Э. Эриксона можно словами его любимого философа
Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с
начала».
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Автономия – внутреннее чувство зависимости
только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями,
влияющими на собственную жизнь.
Верность – психосоциальное качество, вытекающее
из эго-идентичности, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность
мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия
и ограничения.
Взаимозависимость. Термин, использовавшийся
Эриксоном для выражения представления, согласно которому потребности и
способности разных поколений находятся во взаимной зависимости.
Вина – чувство собственной никчемности и
неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность
действовать самостоятельно.
Диффузия идентичности. Статус
эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или
не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или
идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного
выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор.
Достижение идентичности. Статус
эго-идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором
карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый
выбор того и другого.
Жизненный цикл – последовательность
психосоциальных стадий, следующих друг за другом о рождения до смерти.
Забота – психосоциальное качество, дающее
человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него
значение.
Изоляция – чувство социальной опустошенности и
болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности.
Инертность – состояние поглощенности самим
собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих
потребностей.
Инициатива. Связана с возрастом игры и
отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также
внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия.
Интимность. Сопровождает раннюю зрелость,
включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность
доверяться другому человеку.
Компетентность – психосоциальное качество,
означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и
полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно
взаимодействовать с окружением.
Кризис идентичности – период времени, в
течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы,
как «что я собой представляю?», «куда я иду?». Молодым людям, мучительно
переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о
собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль
наиболее подходит им в данной ситуации.
Любовь – психосоциальное качество, вытекающее
из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя
другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться
самоотречение и компромисс.
Мораторий – статус эго-идентичности, при
котором девушка или молодой человек переживает кризис идентичности, связанный с
выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком
неопределенные и общие.
Мудрость – психосоциальное качество, связанное
с чувством целостности «Я» (эго-интеграция), благодаря которому человек
признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.
Надежда – психосоциальное качество,
сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания
смысла своего существования.
Недоверие – чувство страха, подозрительность и
мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и миру в целом,
сформировавшееся благодаря несамостоятельному или отвергающему стилю
материнского воспитания.
Отчаяние – свойственное пожилым людям чувство,
что их жизнь была последовательностью нереализованных способностей и упущенных
возможностей.
Предрешенность – статус эго-идентичности,
благодаря которому, юноша или девушка не переживают кризиса, связанного с
выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, уверенно делают
определенный выбор.
Продуктивность – связанная со средним возрастом
черта, отражающая заботу о благополучии следующего поколения и благополучия
общества, в котором это поколение будет жить и работать.
Психосоциальный кризис – критический период в
жизни человека, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями;
может завершиться как позитивно, так и негативно.
Психосоциальный мораторий – период позднего
подросткового возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая
отсрочка в принятии ролей и ответственности взрослого.
Сила воли – психосоциальное качество,
связанное с автономией, благодаря которому ребенок учится делать свободный
выбор и ограничивать себя.
Стыд – чувство гнева у ребенка, направленное
на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою автономию.
Трудолюбие – качество личности,
становление которого происходит в школьном возрасте и отражает стремление
продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять
задачи.
Цель – психосоциальное качество, вытекающее из
чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает
способность к целенаправленному поведению.
Эго-идентичность – совокупность представлений
о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и аутентичность.
Эго-интеграция – чувство завершенности на
кульминационном отрезке жизненного цикла; проявляется в осознании того, что
реализовано главное дело жизни, в том числе работа, достижения и дети.
Эго-психология – теоретический подход к
личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые
направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска,
берущие начало в теории Фрейда. В эго-психологии скорее эго (понимаемое как
рациональность), чем ид, рассматривается в качестве фундамента человеческого
поведения и функционирования.
Эпигенетический принцип – предположение о том,
что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность
стадий, универсальных для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом,
обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями,
предъявляемыми личности на данной стадии.
Литература:
1. Куттер Петер.
Современный психоанализ. Перевод с немецкого С.С.Панкова под общей редакцией
В.В. Зеленского.- СПб.: «Б.С.К», 1997-348с., С.44-46.
ФРОММ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Эрих
Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. На формирование взглядов
Фромма оказало огромное влияние изучение трудов Зигмунда Фрейда и Карла
Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять, что люди не осознают причин своего поведения.
Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические силы существенно влияют на
жизнь людей.
Эрих Фромм не имел медицинского образования. Он изучал
психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в
Гейдельбергском университете в 1922 году; продолжил свое психоаналитическое
образование в Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 году Э. Фромм,
спасаясь от нацистской угрозы эмигрировал в США и начал вести частную практику
в Нью-Йорке. Первая книга Фромма «Бегство от свободы» опубликована в 1941
году. В ней он показал особое значение способов, какими общественные силы и
идеологии формируют структуру характера индивидуума. Это направление,
получившее развитие в большом количестве последующих книг, принесло Фромму
членство в Международной психоаналитической ассоциации. С 1945 году Фромм -
сотрудник Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем читал
лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в
Национальном университете в Мехико с 1949 года до своего ухода в 1965 году.
В 1976 году Фромм переехал в Швейцарию, где скончался
от сердечного приступа в 1980 году.
ВЗГЛЯДЫ ФРОММА НА ЛИЧНОСТЬ
Как
представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение
человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в
данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные
только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные
социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих
потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического
взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и
предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на
социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный
процесс и саму культуру.
Фромм,
будучи последователем Фрейда, тем не менее не замыкался в рамках фрейдовской
психоаналитической концепции. Его взгляды на функционирование личности в
современном обществе гораздо более всеобъемлющи. Стремясь расширить горизонты
психоаналитической теории, Фромм подчеркивая роль социологических,
политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в
формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий
существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья
(конец XV века) по наше время. На основании своего исторического анализа Фромм
сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше
время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был
уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно
прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за
достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных
возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми
наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты
ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной
незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами
стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных,
политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место
сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства
безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть
между свободою и безопасностью стала причиной беспримерных
трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию,
но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди
нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора,
но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.
Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно
Фромму, от экономических и политических систем общества.
БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ
Люди
преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности,
сопутствующие свободе, разными путями. Один путь — отказаться от свободы и
подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых
людьми, чтобы «убежать от свободы».
1. Авторитаризм, определяемый как
«тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести
силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в
мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме
авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость,
подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в
эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у
одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе эти тенденции. Например, в
высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться
командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
2. Деструктивность. Следуя этой тенденции,
человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя
других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь — общераспространенные примеры
рационализации деструктивных действий. Следует обратить внимание на то, что
данная концепция деструктивности появилось в 1941 году, то есть в разгар Второй
мировой войны; в этих условиях связывать понятия долга и патриотизма с
явлениями деструктивности было по меньшей мере необычным поступком.
3. Конформность. Люди могут избавиться от
одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным
нормам, регулирующим поведение. Конформность автомата, по Фромму,
приводит к тому, что человек становится абсолютно таким, как все другие, и
ведет себя так, как общепринято. Индивидуум прекращает быть самим собой; он
превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому
становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть.
Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в
социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной
окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего
окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели,
мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от
свободы, способ, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и
отстраненности. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя
частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой.
Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при
этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Достижение позитивной
свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что
спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в
соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и
запретам. В своей книге «Искусство любви» (1956/1974), одной из наиболее
известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд — это ключевые компоненты, с
помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством
проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь
объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности
или целостности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|