Косвенное подкрепление – любое изменение в
поведении человека при наблюдении за моделью, причем одно и то же поведение
может подкрепляться или наказываться. Например, ребенок сдерживает плач, потому
что видит, как мама бранит за это его сестру.
Моделирование – форма научения посредством
набюдения чьей-то (модели) желаемой или правильной реакции (см. также научение
через наблюдение).
Мотивационные процессы. Компонент научения
через наблюдение, имеющий дело с переменными подкрепления, которые осуществляют
выборочный контроль над типами ключевых раздражителей моделирования, на которые
человек, вероятно, обратит внимание. Такие переменные влияют на то, в какой
степени человек пытается выработать поведение, основанное на научении через
наблюдение.
Научение через наблюдение. Процесс,
посредством которого поведение одного человека (наблюдателя) меняется в
зависимости от того, что представляет поведение другого (модели). Также
называется имитационным научением.
Образная репрезентация – мысленный образ,
сформированный человеком из ранее наблюдаемых событий или моделируемой
деятельности. По Бандуре – воображение позволяет наблюдателю удерживать в
памяти поведение модели и превращать его в последующие действия (например,
человек может «видеть» образ своего тренера по теннису, месяц назад
показавшего, как надо играть).
Планирование окружения – тип стратегии
самоконтроля, в которой человек изменяет окружение так, что либо стимулы,
предшествующие нежелательной реакции, либо ее последствия меняются.
Познавательные (когнитивные) процессы –
мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и
для предвидения.
Процессы внимания – характерные черты
поведения модели, которые определяют, к каким аспектам модели наблюдатель будет
внимательным, и что поэтому будет сохранено наблюдателем.
Процессы двигательного воспроизведения.
Компонент, вовлеченный в научение через наблюдение, который состоит из перевода
символически закодированного в памяти моделируемого поведения в соответствующее
действие. Для Бандуры «молчаливый повтор» поведения модели – определенная
помощь в совершенствовании двигательных навыков, таких как вождение автомобиля.
Процессы сохранения. Компонент научения через
наблюдение, включающий долговременную память о действиях модели. Бандура
утверждает, что на человека не может сильно повлиять научение через наблюдение
без сохранения в памяти моделируемого поведения.
Самоподкрепление – процесс, в котором люди
улучшают и сохраняют свое собственное поведение, поощряя себя и имея над этими
поощрениями какой-то контроль.
Самоэффективность. В социально-когнитивной
теории суждения людей относительно их способности вести себя релевантно
специфической задаче или ситуации.
ГЛАВА 5.
КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
ДЖОРЖ АЛЕКСАНДЕР КЕЛЛИ: КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в
фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Завершив среднее
образование, Келли получил степень бакалавра по физике и математике в 1926
году. Затем Келли обратился к социальным проблемам. После колледжа Келли учился
в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения.
Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения
свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928
году. В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете
в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под
руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал
диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он
возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве
претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил
степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при
расстройствах речи и чтения. Впоследствии Келли работал в колледже в штате
Канзас до 1943 года. Во время Второй мировой войны Келли в качестве психолога
подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных
гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и
морской хирургии, где оставался до 1945 года. В 1946 году он стал профессором и
директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо.
За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию
личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших
выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов. С 1965 году Келли
работал в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о
поведении. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет.
Келли занимал ключевые посты в американской психологии. Он был
президентом двух подразделений — клинического и консультативного — в Американской
психологической ассоциации.
Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психология
личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические
формулировки понятия личности и их клинические приложения.
КОНСТРУКТИВНЫЙ АЛЬТЕРНАТИВИЗМ
Конструктивный альтернативизм – основа теоретических взглядов Келли. Конструктивный альтернативизм
доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре
или замене». Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует
политики, религии, экономических принципов, социальных взглядов, которые были
бы абсолютно и непреложно «верными». Все изменится, если люди посмотрят на мир
с другой стороны. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует,
но разные люди осознают ее по-разному. Ничто не постоянно и не окончательно.
Правда, как и красота, существует только в сознании человека. Любое событие
можно рассматривать с разных сторон.
Любой физический объект не перестает быть одним и тем же физическим
объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого, согласно
принципу идентичности, сформулированному еще Аристотелем, следует, что факты
социальной реальности одинаковы для всех (А есть А). Келли же полагает, что А
— это то, что индивид объясняет как А! Реальность — это то, что мы
истолковываем как реальность, факты всегда можно paссматривать с различных
точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного способа
интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека,
или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют
«конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума. Более того,
концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение
никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в
пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время
Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими
событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивная теория
построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли: «Детерминизм и
свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку,
свобода от другого».
Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди
осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта,
следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять
психологическую сферу своей жизни. Это приводит к модели личности Келли,
основанной на толковании человека как исследователя. Подобно ученому, который
изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с
помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни.
Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым,
который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует
сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке
зрения. Но он все-таки предположил, что все люди формулируют гипотезы и следят
за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические
процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Наука же является квинтэссенцией
тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о
мире. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов,
основанных на ожидаемых результатах.
Развивая
концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен
различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией
при объяснении поведения субъектов исследования. Психолог как бы говорит себе:
«Я — психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот эксперимент, чтобы
улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но мой
испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми
побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства
к существованию и/или защиту».
Келли
отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый
халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не
рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю
протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что
и у так называемого ученого-психолога.
Представление
о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает,
подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной
жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. Это имеет ряд
важных следствий.
Во-первых,
предполагается, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на
прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все
поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также
отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня
такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и
проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к
действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится
так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее
беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно
настоящего».
Второе следствие уподобления всех людей ученым — о то, что люди
обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не
просто пассивно реагировать на него. Как психолог проверяет теоретические
представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии,
может толковать и объяснять свое окружение. Жизнь характеризуется постоянной
борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество
позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы
быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации — если только они
сами не соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек
не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми
(как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от
поставленных вопросов и найденных ответов.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью
которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем
окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли
концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям
организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить
события, которые они изучают. В системе Келли, ключевой теоретический конструкт
— это сам термин конструкт.
Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей,
которые он создает и затем пытается приспособить к объективной
действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без
таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное
и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.
Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные
конструкты.
Личностный конструкт — это идея или мысль,
которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или
предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек
осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.
Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный - спокойный, «умный
- глупый», «мужской - женский», «религиозный - нерелигиозный», «хороший -
плохой» и «дружеский - враждебный». Это только несколько примеров бесчисленных
конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей
повседневной жизни.
В
качестве примера конструктов в действии рассмотрим, как разные люди могут
объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы
поступить в аспирантуру, как он намечал, ранее, складывает вещи и отправляется
со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы
объяснить такой поступок как «огорчительный» или «разочаровывающий», а его мать
заявила бы, что сын «живет в грехе». Консультант его колледжа, хорошо знакомый
с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей
идентичности», а профессор социологии может полагать, что он просто «отрицает
нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов». Сам юноша может
рассматривать этот поступок как «естественный», как «то, что нужно было сделать
в этот момент». Какое из объяснений верное? В теории Келли ответа нет. По его
мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает действительность путем
собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой
картины мира.
Стоит
только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно
прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет
проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если
конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит
его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого
он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть
исключен.
Келли
предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны
по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного
опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая
события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них
есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может
заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то
белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться,
а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и
различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по
крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования
конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а
третий элемент должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать,
если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что
Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть, и различие должны иметь
место в пределах одного и того же контекста.
Подобно
магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два
элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом,
или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему
элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста
конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным
полюсами. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди
интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и
различий.
Вероятно,
разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в
прошлом жизненном опыте.
ФОРМАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОНСТРУКТОВ
Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными
формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что
он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает
в себя все события, при которых конструкт может быть или применим. Конструкт
«научный — ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множества
интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ
положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическая
эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он
обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Все конструкты
имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту
границы диапазона могут меняться. Конструкт «хороший — плохой» имеет широкий
диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих
личной оценки. А конструкт «непорочность— проституция» имеет значительно более
узкие границы. Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус
применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона
применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт
«честный — нечестный» у одного человека имеет фокусом применимости то, что
следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек
может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус
применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|