Личность – это система
ее отношений, а процесс развития личности обусловливается ходом развития ее
отношений. В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей
избирательности поведения человека характеризуется «предотношением», в котором
отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает
его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).
В дальнейшем, у 2-3
летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям,
воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте
увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд,
необходимость в произвольном управлении своим поведением.
В старшем школьном
возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Отношения и установки
В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований,
которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и
потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В.Н.
Мясищев, мотивы или источники их могут не осознаваться. Другое отличие
отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется
избирательностью, а установка – готовностью. Отношение представляет
самостоятельный класс психологических понятий.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример
реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека
К.К. Платонов понимал личность как
динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав
входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
В которой выделял следующие подструктуры:
· Направленность и отношения личности, которые
проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются
путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально
обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы,
мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности,
а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим
различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой
подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
· Опыт: «знания, умения, навыки и привычки,
приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже
генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе
обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности.
Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.
· Индивидуальные особенности психических
процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли).
К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая
силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и
функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы
существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и
развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем
упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом
уровне.
· Биопсихические свойства, в которые входят
«половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности
(темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется
путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше
зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только
субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой
нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом
уровне.
Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти
подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть
этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на
пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных
собственных подструктур».
Основной недостаток этого подхода состоял в
том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее
биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной
проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и
биологического в личности.
К концу 70-х, ориентация на структурный подход
к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Ф. ЛОМОВА (1927-1989)
Видный отечественный
психолог Б.Ф. Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности,
пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность проблемы соотношения
социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся
к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология,
конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и
состояний, ее прежде всего интересует формирование и развитие личности
человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального
выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из
этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук,
но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек
разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий
фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм — структура
человеческого индивида как биологической системы, в понятий личность —
его включенность в жизнь общества. Исследуя формирование и развитие личности,
отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как
социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует,
а потому вне анализа отношений индивид — общество не может быть понято.
Объективным же основанием личностных свойств индивида является система
общественных отношений, в котором он живет и развивается. В глобальном плане
формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение социальных
программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При
этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом при помощи специальных
социальных институтов, в первую очередь системы воспитания и образования.
Таким образом, детерминация
развития индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью.
Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты.
Попытки представить ее как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов —
это очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей
биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать
некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи
многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает
по отношению к психическому как его механизм, в других — как предпосылка, в
-третьих — как содержание психического отражения, в -четвертых — как фактор,
влияющий на психические явления, в-пятых — как причина отдельных актов
поведения, в шестых — как условие возникновения психических явлений и т.д.
Еще более многообразны и
многоплановы отношения психического к социальному. Все это создает очень
большие трудности в изучении триады биологическое — психическое —
социальное. Соотношение социального и биологического в психике человека
многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными
обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на
разных ступенях этого развития и на разных его уровнях. Вернемся к вопросу о
понимании психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое
личность, именно в ее содержательном психологическом плане» оказалось не
простой задачей. И решение этого вопроса имеет свою историю.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА (1903-1979)
В отличие от многих отечественных концепций
личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что
, по мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается
общественными отношениями». Очевидно, что в основе представлений о личности
лежит марксистский постулат о ней как о совокупности общественных отношений. На
первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно
деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа
личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние
характеризуют деятельность, а не личность». Соподчинение различных деятельностей
создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. А.Н.
Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные
особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент,
аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки,
знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет
индивидуальные свойства человека. А.Н. Леонтьеву удается разграничить понятия
индивид и личность. Если индивид – это целостность и неделимость
отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного
представителя вида, отличающего его от других представителей этого вида.
Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут
меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.
Личность не обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не
переходят в свойства личности. Хотя и трансформируемые, они так и остаются
индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя
предпосылки и условия ее формирования. Личность тоже целостное
образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в
результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности
как единице психологического анализа – это первый принципиально важный
теоретический постулат А.Н. Леонтьева.
Другой столь же важный постулат – это
обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинщтейна о внешнем, действующем
через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагал: если субъект жизни обладает
«самостоятельной силой реакции» (активностью), то тогда справедливо: «внутренне
(субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
Итак, развитие личности – процесс
взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в
иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических
отношений деятельностей. Их особенность состоит в «отвязанности» от состояний
организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,
они-то и образуют ядро личности»- отмечает А.Н. Леонтьев.
Для психологической трактовки «иерархий
деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив»,
«эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного
подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл
некоторых из них.
По сути, потребность замещается мотивом, т.о.
иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов.
В рамках деятельностного подхода эмоции не
подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее
движения. Особенность эмоций, - говорит А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они
отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью
успешной реализации деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за
актуализацией мотива до рациональной оценки субъектом своей деятельности».
Рациональная оценка, следующая за переживанием, придает ему определенный смысл
и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью
деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к
осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место мотива занимает так
называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым.
Иерархия мотивов составляет мотивационную
сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. По его мнению
«структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию
мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют
как бы общий психологический профиль личности».
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три
основных параметра личности:
· широта связей человека с миром (посредством
его деятельностей);
· степень иерархизованности этих связей,
преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);
· общая структура этих связей, мотивов-целей.
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву
есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
Общий подход к пониманию проблемы личности,
обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и
В.А. Петровского.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Г. АНАНЬЕВА (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство
биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства
таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является
главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность
природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в
ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством
личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении
биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни
социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и
субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых
индивидуальных структур.
Человек – это не только индивид и личность, но
и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные
ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической
жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта
деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые
соответствуют предмету и средствам деятельности.
Таким образом, каждый человек предстает в виде
некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством
биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как
личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется
социализация индивида.
Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от
друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д.
Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это
неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид,
личность, субъект деятельности) психики.
Поэтому, приступая к психологической
характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику
человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и
индивидуальности.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.В. ПЕТРОВСКОГО
Определение личности, которое дает А.В.
Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается
системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной
деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности
общественных отношений в индивиде».
Понятие личность относится к
определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и
своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Понятия индивид,
личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них
раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может
быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных
содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в
коллективе, внешне выступают в форме отношения или субъект - субъектного
отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной
деятельности. При более конкретном рассмотрении выясняется, что
непосредственные субъект –субъектные связи существуют не столько сами по себе,
сколько в опосредовании какими-то объектами (материальными или идеальными). Это
значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредуется объектом
деятельности (субъект – объект – субъект).
Личность каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность
– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его
своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах
характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и
индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.
Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются,
пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом
которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность – лишь
одна из сторон личности человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4)
Аверин
В.А. Психология личности. СПб., 1999.
5)
Ананьев
Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
6)
Бихевиоральная терапия. – ( Учебно-методическое
пособие). – Новосибирск; Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
7)
Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х кн./ пер. с
франц., М.: Мир, 1992.
8)
Давыдов Ю.Н. Современная
западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990.
9)
Дарел Шарп. Типы
личности: Юнговская типологическая модель. Пер. с англ.- Воронеж: НПО «Модэк»,
1994 – 128 с.
10)
Дьяченко М.И., Кандыбович
Л.А. Психологический словарь – справочник. Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2001.
11)
Карпенко Л.А. Краткий
психологический словарь. – М. Политиздат, 1985.
12) Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
13) Ломов Б.Ф. Методологические
и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984.
14) Мясищев В.Н. Личность и
неврозы. ЛГУ, 1960.
15) Немов Р.С. Психология.
Общие основы психологии. Учебник. В 3 кн. Кн. 1. -3-е изд., М., 1997.
16) Общая психология: Курс
лекций./Сост. Е.И. Рогов. М., 1999.
17) Платонов К.К. Структура
и развитие личности. М., 1986.
18)
Психологический
словарь/Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-2 е изд., перераб., доп.-М.:
Педагогика - Пресс, 1996.-440с.
19) Психология личности в
схемах и таблицах. Минск, 1999.
20) Психология личности в
трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
21) Психология. Словарь/ под
общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., М., 1990.
22)
Радугин А.А. Психология. – М.: «Центр», 2001.
23)
Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. СПб., 1999.
24)
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. –
М.: Республика, 1994. – 447 с.
25)
Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПП «Полтфакт»,
1990. – 80 с.
26)
Фромм Э. Этика и психоанализ. – М.: Республика,
1993. – 415 с.
27)
Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теория личности. – М.:
ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.
28)
Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2000. – 560 с. – (Серия «Психологическая коллекция»).
29)
Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
Самоанализ. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Универс», 1993. – 480 с.
30)
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.:
Питер, 2001. – 608 с.
31)
Человек и его символы. Под
ред. К.Г. Юнга. Пер. с англ. – СПб.: Б.С.К.,1996.- 454с.
32)
Юнг К.Г. Собрание
сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем.-М.: Канон, 1994.- 320с.
33)
Юнг К.Г. Тэвистокские
лекции. Аналитическая психология: теория и практика-Киев: СИНТО, 1995.-VII,
236с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|