СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Вывод об индивидуальности – предположение, что
различия между людьми коренятся в интерпретации ими событий с разных точек
зрения.
Вывод об общности – предположение, что люди
похожи друг на друга в том, как они интерпретируют жизненный опыт.
Вывод об опыте – предположение о том, что
конструктивная система человека изменяется вследствие своей непригодности для
правильного прогноза последовательности событий; те конструкты, которые
окажутся полезными, остаются, а те, что бесполезны, нужно пересмотреть или
отбросить.
Вывод об организации – предположение, что
конструкты человека организованы иерархически таким образом, чтобы
минимизироать несовместимость и несоответствие.
Вывод о выборе – предположение, что,
оказавшись перед выбором, люди выберут альтернативу, которая скорее всего либо
расширит их понимание реальности, либо уточнит существующую конструктную
систему.
Вывод о модуляции – предположение, что
конструктная система человека изменяется в той мере, в какой он способен
интерпретировать новые события или пересматривать старые.
Вывод о содружестве – предположение, что
гармоничные межличностные взаимоотношения зависят от того, насколько люди
понимают конструктные системы друг друга.
Диапазон применимости – диапазон событий, в
котором отдельный конструкт может быть релевантен или применим.
Когнитивная теория – теория личности, которая
придает особое значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в
понимании поведения человека.
Когнитивная сложность-простота – предел
сложности или простоты системы личностных конструктов человека. Обычно
относится к числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.
Констелляторный конструкт. Тип конструкта,
который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам;
однако, если элементы идентифицированы другим образом, они закреплены.
Стереотипный тип мышления иллюстрирует этот тип конструкта.
Конструкт. См. личностный конструкт.
Конструктивный альтернативизм. Философское
положение Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей
интерпретации событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно
посмотреть с разных точек зрения.
Личностный конструкт – категория мышления,
посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненый
опыт. По крайней мере три элемента необходимы для формирования конструкта – два
из них должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься
как отличный от этих двух.
Подчиненный конструкт – личностный конструкт,
который включается в категорию более общего конструкта.
Подчиняющий конструкт – личностный конструкт,
который контролирует и включает в себя много разных конструктов.
Предполагающий конструкт – тип конструкта,
который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать
альтернативные взгляды на мир.
Прогностическая эффективность – диапазон, в
котором конструкт пригоден для осуществления человеком правильного
прогнозирования какого-то события в своем окружении.
Проницаемость-непроницаемость – величина,
относящаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в
пределах конструкта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой
контекст; непроницаемый – нет.
Репертуарный тест ролевого конструкта – тест,
разработанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также
известен как Реп-тест.
Упредительный конструкт – тип конструкта,
который стандартизирует («упреждает») свои элементы для того, чтобы они были
исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.
Цикл ориентировка – выбор – исполнение.
Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов, прежде чем
решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.
ГЛАВА 6.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно
американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную
целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую
возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология не представляет собой единой школы, но
различные ее течения опираются на ряд общих положений: жизнь это то, что мы
делаем из нее сами, каждому из нас брошен вызов, все мы стоим перед задачей
наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, люди – мыслящие существа,
решающие и свободно выбирающие свои действия. Как видно из этих высказываний,
гуманистическая психология в своей методологии опирается на экзистенциальную
философию. Особенно большое значение в психологии придается экзистенциальной
концепции становления. Согласно этой концепции, человек никогда не бывает
статичен, он всегда находится в процессе становления. Человек как свободное
существо ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Он
живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие.
Следовательно, стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим
качеством личности.
Гуманистическая
психология как новое направление возникло в 60-х годах прошлого столетия,
явившись альтернативой двум важнейшим течениям, господствовавшим в психологии
того времени – психоанализу и бихевиоризму. Название новому направлению было
дано группой психологов под руководством Абрахама Маслоу. И именно Маслоу
получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории
личности, его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых
и зрелых людей, раскрывает основные положения, характерные для гуманистического
направления.
АБРАХАМ МАСЛОУ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Маслоу
родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. В детстве он чувствовал себя
одиноким и несчастным, эмоционально отверженным родителями и сверстниками.
Позже он писал, что «вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» Получил
психологическое образование в Университете Висконсина. Здесь же защитил
докторскую диссертацию, изучая сексуальное и доминантное поведение приматов.В
течение 14 лет (1937 – 1951) он работал на факультете бруклинского колледжа. В
этот период Маслоу познакомился с известными европейскими психологами, такими
как А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни, М.Вертгеймер, которые эмигрировали в Америку,
спасаясь от Гитлера. Тесное общение с ними способствовало формированию
интеллектуальной основы дальнейших гуманистических взглядов Маслоу. В 1951 году
он перешел в Университет Брандейса на должность заведующего кафедрой
психологии. С 1969 года стал работать в благотворительном фонде в Менлоу-парк,
Калифорния. На этом посту он имел достаточно времени для удовлетворения своего
интереса к философии, экономики, этики. В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу
умер от сердечного приступа.
Абрахам
Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. Он являлся председателем
Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики
Американской психологической ассоциации. Он был редактором - основателем
«Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии» и
являлся консультирующим редактором многочисленных периодических научных
изданий. Большинство книг были написаны Маслоу в последние 10 лет жизни.Это: «Religions, values and peak experiences» (1964); «The psychology
of science» (1966); «Neurosis as a failure» (1967); «A theory of
metamotivation: The biological rooting of the value-life» (1967); «Toward a
psychology of being» (1968); «Motivation and personality» (1970).
ВЗГЛЯД ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА ЛИЧНОСТЬ
Маслоу
упрекал известные ему психологические теории за их «пессимистическое,
негативное и ограниченное представление» о людях. Он полагал, что психология в
большей мере имела дело с человеческими слабостями, а не с силой, более
тщательно исследовала грехи, а не добродетели, психология смотрела на жизнь с
точки зрения индивида, безнадежно пытающегося избежать боли, а не
предпринимающего активные шаги в направлении радости и счастья. Где же
психология, изучающая радость, здоровье, благополучие в той же мере, в которой
она имеет дело с несчастьем, конфликтами, стыдом, враждебностью? Маслоу
предпринял попытку восполнить картину целостной личности, обратившись к ее
светлой, лучшей половине. При этом он исходил из следующих основных принципов:
·
человек это единое, уникальное, организованное
целое;
·
природа человека не зла, а добра или по крайней
мере нейтральна;
·
практически в каждом человеке есть активная воля «к
здоровью, импульс к росту – или к актуализации человеческого потенциала»;
·
в каждом человеке заложена способность к
творчеству;
·
«психопатология является результатом отрицания,
фрустрации или искажения сущностной природы человека», психопатологично «все,
что нарушает, фрустрирует или искажает самоактуализацию.
К примеру,
деструктивность и насилие не являются врожденными качествами. Люди становятся
деструктивными в случае искажения, отвержения или фрустрации их внутренней
природы.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВСТАВИТЬ
РИСУНОК
Согласно
представлениям Маслоу, жизнь человека характеризуется постоянным наличием
желаний или потребностей, и если удовлетворятся одна потребность, тут же
появляется другая. Все потребности врожденные и организованы в иерархическую
систему, то есть состоят из следующих ступеней:
· Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, сне, физической
активности, одежде, жилище, отдыхе, сексе и др.). Они касаются непосредственно
биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то
минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут
актуальными. Хронически голодный человек скорее будет занят поисками хоть
какой-то еды, чем сочинять музыку или делать карьеру;
· Потребности
безопасности
включают в себя потребности в стабильности условий жизнедеятельности,
уверенности в завтрашнем дне, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в
избежании страха, хаоса, болезней. Они влияют на поведение людей, что
выражается в предпочтении стабильной работы с хорошим заработком, открытии
сберегательных счетов, приобретении страховки, чтобы обеспечить себя на случай
болезни, безработицы или в старости;
· Потребности
привязанности и любви. Маслоу выделял два вида любви взрослых:
дефицитарная, или Д-любовь, основанная на дефицитарной потребности – любовь,
исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения,
секса или общества того, с кем мы не чувствуем себя одинокими, то есть это
эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Бытийная или Б-любовь – она не
собственническая, не назойливая, без желания использовать или изменить другого
человека, это любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Но она
поощряет в другом человеке его позитивные представления о себе и позволяет ему
расти и совершенствоваться;
· Потребность в
самоуважении и уважении другими. Самоуважение включает такие понятия, как
компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку
нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами, которые
предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя престиж, признание,
репутацию, статус, принятие, то есть нам важно знать, что то, что мы делаем
признается и оценивается значимыми другими;
· Потребность в
развитии личности и самореализации. Побуждение в реализации наших
потенциалов естественно и необходимо, но все же только малая часть людей
достигают ее. В части случаев люди не видят своего потенциала и не понимают
пользы самосовершенствования. Некоторые склонны сомневаться или даже бояться
своих способностей. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, он
характеризуется страхом успеха. В других случаях социальное и культурное
окружение подавляют тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению
к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип
мужественности, когда такие человеческие качества, как сочувствие, доброта,
мягкость у мужчин осуждаются или высмеиваются, так как рассматриваются как
«немужественные». И последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое
Маслоу, - это негативное влияние, исходящее из потребности в безопасности.
Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, отказываться от старых
привычек. Это требует мужества. Таким образом, все, что увеличивает страх и
тревогу человека, увеличивает также и его тенденцию возврату к поиску
безопасности и защиты.
Первые два типа потребностей в своей иерархии Маслоу
назвал первичными (врожденными), остальные – вторичными (приобретенными). При
этом процесс повышения потребностей выглядит как замена первичных (низших)
вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового
уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены
предыдущие запросы. И неважно, насколько высоко продвинулся человек в этой
иерархии, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться,
человек вернется на данный уровень и останется там, пока они не будут в достаточной
степени удовлетворены. Следует также заметить, что потребности никогда не могут
быть удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение,
что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% -
физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви и привязанности, 40% - в
уважении, 10% - в самоактуализации. К тому же люди не просто удовлетворяют одну
потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не
удовлетворяют их. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей
распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться по этой
лестнице, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое
здоровье он продемонстрирует.
МОТИВАЦИИ
Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в
которой различал две категории мотивов: дефицитарные мотивы или Д-мотивы и
мотивы роста или «бытийные» Б-мотивы. Первые включают в себя базовые
потребности – это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении
и т.п. Наше поведение часто направлено на удовлетворение этих базовых
потребностей, иначе возникает состояние фрустрации, напряжения. Мотивы роста
определяются наличием у человека метапотребностей - потребностей в
справедливости, доброте, красоте единстве и т.п. Они обогащают, расширяют
жизненный опыт и, в отличие от дефицитарных мотивов, не снимают напряжение, а
увеличивают его посредством нового волнующего и разнообразного опыта. Базовые
потребности в большинстве случаев сильнее метапотребностей и организованы иерархически.
Метапотребности не имеют иерархии, они одинаково сильны и могут легко
замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врожденны, как и
базовые и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает.
МЕТАПАТОЛОГИИ
Маслоу считал, что, когда люди не
удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения,
которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение,
депрессию, цинизм. Он предположил также, что некоторые формы поведения,
связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют
о наличии метапатологий, которые проявляются в таких симптомах, как
неспособность кого-то глубоко любить, в стремлении жить сегодняшним днем,
нежелании видеть что-либо ценное и достойное в жизни, неумении ценить
настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичном поведении. Маслоу
размышлял о том, что метопатологии могут быть ответственными за искажение
ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают правильное и
неправильное, например, не осуждая пьянство, наркотики, войну. Это происходит
потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и
справедливости, а это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к
правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и
сострадание
ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Маслоу
полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных
людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более
полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей,
в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании
Маслоу обрисовал людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были
люди, которые по всем общепринятым стандартам достигли полной зрелости. Хотя он
вынужден был признать, что самоактуализирующихся людей немного, он обнаружил их
среди исторических персонажей таких как Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен,
Торо, Бетховен. Некоторые были живы во время исследования – Элеонор Рузвельт,
Эйнштейн. В группу исследованных вошли также друзья и знакомые ученого,
студенты колледжа. Всего было обследовано 48 человек, отнесенных к
самоактуализирующимся личностям. Маслоу поставил перед собой цель найти и
описать в обследованных черты, которые отличают их от большинства людей. Этими
отличительными чертами оказались: 1) полное принятие реальности и комфортное
отношение к ней; 2) принятие себя, других людей и природы такими, какие они
есть; 3) спонтанность, естественность поведения; 4) профессиональная
увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, проблему; 5) отстраненность,
потребность в уединении; 6) автономность, самостоятельность суждений; 7)
новизна, свежесть восприятия, открытость новому опыту; 8) различение целей и
средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 9)
наличие глубоких духовных или мистических переживаний; 10) большие творческие
ресурсы; 11) готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих
возможностей; 12) чувство юмора не агрессивно, а философично; 13) близкие
отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и
эмоциональны; 14) ценности и отношения демократичны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|