ЭКЗИСТЕНЦИАЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
По
убеждению Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные
потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными
инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и
стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную
силу в жизни людей. Дихотомия свобода — безопасность, этот универсальный и
неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.
Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность в установлении связей. Чтобы
преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо
о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за
кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной
любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою
индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди
становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и
не способны доверяться другим.
2. Потребность в преодолении. Все люди
нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными
и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности
заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности
или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью
их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости.
Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной
деструктивности.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в
том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта
потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются
биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от
безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости
каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда
приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность
в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением
безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто
сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как
способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою
личностную целостность и свободу.
4. Потребность в идентичности. Фромм
считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими
собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на
других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек
должен быть способным сказать: «Я — это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым
осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не
как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения,
доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку
достичь подлинного чувства идентичности.
5. Потребность в системе взглядов и преданности.
Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная, и постоянная опора
для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой
совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность,
без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать
целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и
рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный
подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или
кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое
посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет
жизнь смыслом.
Возможности
удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям
определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм
называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и
у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не
меняющиеся со временем.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРА ПО ФРОММУ
Эрих
Фромм, обсуждая «биологическое несовершенство» человека, отмечал, что первый
признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет
отрицательную характеристику, а именно – относительную недостаточность
инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ
адаптации животных, пишет Фромм, повсеместно один и тот же: если инстинктивное
обеспечение перестает отвечать требованиям успешной адаптации к окружающему
миру, то соответствующий биологический вид вымирает [Фромм, 1993]. Отмечая
регресс инстинктивной составляющей в поведении человека, Фромм выдвинул
следующее положение: чем больше в животном представлена инстинктивная
детерминация, тем меньше у него характера, и наоборот. Таким образом,
раз поведение животных инстинктивно детерминировано, то это означает, что у них
нет характера. Это не значит, что у животных нет
индивидуальности. Индивидуальность у животных есть, это знает каждый [Фромм,
1994]. Таким образом, характер может рассматриваться как заместитель
инстинктивного аппарата животных. Раз энергия канализируется определенным
образом, то это значит, что поступки совершаются индивидуумом «в точном
соответствии с характером».
Фромм
выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах.
Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют
собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в
котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные
(нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных
относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и
рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип
идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один
из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и
продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое
здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт,
проявляющихся у индивидуума.
1. Рецептивные типы убеждены
в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто
зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и
думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми, чем любить. «Они
крайне чувствительны к уходу от них, или резкому разрыву отношений с ними со
стороны любимых ими. Если такие люди умны, они будут лучшими
слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их
выработкой; предоставленные самим себе, они чувствуют себя несостоятельными.
Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию,
вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее
самостоятельно. Если же такие люди религиозны, то их понимание Бога таково, что
все, чего они ожидают, они ожидают от Бога, а не от собственной деятельности.
Если же они не религиозны, то их отношение к людям или к общественным
институтам все равно то же самое: они всегда ищут «доброго волшебника». К руке
дающей они всегда испытывают особое чувство преданности и вечно испытывают
страх ее потери. Но поскольку они нуждаются в поддержке многих, чтобы
чувствовать себя в безопасности, то они вынуждены проявлять преданность к
большинству людей. Им трудно сказать «нет», и они легко, в подтверждение своей
преданности, дают обещания. Поскольку они не могут сказать «нет», они любят
говорить «да» всем и каждому; но постигающий их вследствие этого паралич
критической способности делает их в высшей степени зависимыми от других.
Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и
вообще от людей, оказывающих им хоть какую-то поддержку. В одиночестве они
чувствуют себя совсем потерянными, ибо не в состоянии ничем заниматься без
посторонней помощи. Эта беспомощность сказывается особенно в тех делах, которые
по самой своей природе требуют самостоятельности, а именно в деле принятия
решений и несения ответственности за них. Что же касается межличностных
отношений, то они спрашивают совета именно у тех, в отношении кого должны
принять то или иное решение.
Субъекты с рецептивной ориентацией любят хорошо поесть
и выпить. Чтобы справиться с волнением или подавить депрессию, они все время
что-нибудь едят или пьют. Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица —
их рот; губы полуоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи. И
даже в их снах сытость часто символизирует для них любовь, а голод — депрессию
и разочарование.
В
целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и
дружелюбием. Они испытывают определенное доверие к жизни, но впадают в
состояние тревоги и даже безумия, если «источник их поддержки» находится
под угрозой. Они часто бывают искренне сердечны и испытывают искреннее желание
помочь другим, но помощь другим предполагает определенную поддержку со стороны
тех, кому оказывается благорасположение. Рецептивных индивидуумов можно
охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить
крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и
идеалистичными.
2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают: силой или
изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются
любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Эксплуататорская
ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится
вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать
вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в
том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как
дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах
деятельности.
В
области любви и чувств эти люди имеют тенденцию захватывать и воровать. Они
испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого.
Привлекательность для них обусловлена привязанностью человека к кому-то
другому; они, как правило, не влюбляются в тех, кто не принадлежит никому
другому.
То
же самое проявляется и в интеллектуальной деятельности. Такие люди стремятся
не продуцировать идеи, а красть их. Это может быть сделано либо грубо — в виде
плагиата, либо более тонко — путем словесного варьирования чужой идеи, а затем
преподнесения ее как своей собственной. Недостаток собственных оригинальных
идей или независимых результатов у одаренных в других отношениях людей, по
мнению Фромма, объясняется скорее типом ориентации их характера, чем врожденным
недостатком оригинальности. То же самое верно и в отношении их к материальным
вещам. Вещи, которые можно отнять у других, всегда кажутся им привлекательнее и
лучше, чем свои собственные. Их девиз — «краденое всегда слаще». Поскольку они
стремятся использовать людей, постольку они «любят» только тех, кто явно и
неявно может быть объектом эксплуатации. Ярким примером этого типа ориентации
могут быть клептоманы, которым нравятся только краденые вещи, хотя бы у них и
были деньги, чтобы купить их.
Символом
этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые
замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и
стремления манипулировать ими. Любой человек является для них объектом
эксплуатации и воспринимается только с точки зрения его полезности. Вместо
доверительности и оптимизма, свойственных лицам с рецептивной ориентацией, эти
люди подозрительны, циничны и источают зависть и ревность. Поскольку их
удовлетворяют только те вещи, которые они отнимают у других, то они, как
правило, недооценивают то, что есть у них, и переоценивают то, чем обладают
другие.
Негативными
чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность,
эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся
уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ,
власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.
В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает
все новое.
В
то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том,
что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни,
накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Все
новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера
чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и
сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они
как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель
— привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из
нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на
мысли. Любовь для них — это владение, обладание; они не дают любви, а стараются
овладеть «возлюбленным». Лица с накопительской ориентацией часто проявляют
своего рода преданность к людям и привязанность к воспоминаниям. В силу
сентиментальности прошлое видится ими как золотые дни; они держатся за него и
предаются удовольствию воспоминаний о прошлых чувствах и переживаниях. Они
многое знают, но бесплодны и не способны к продуктивному мышлению.
Этих людей, считал Фромм, также можно
опознать по мимике и жестам. Они молчаливы, их жесты свидетельствуют об их
замкнутости. Если у людей с рецептивным типом ориентации жесты округлы и
манящи, а у лиц с эксплуататорским типом ориентации агрессивны и резки, то у
людей с накопительским типом ориентации они угловаты и чопорны, как будто они
хотят установить границу между ними и внешним миром. Другая характерная черта
этих людей — приверженность к порядку до педантизма. У человека такого типа
всегда порядок в вещах, мыслях и чувствах, но, как и в случае с памятью, его
аккуратность бесплодна и ригидна. Он не терпит, когда вещи находятся не на их
привычном месте и автоматически раскладывает и расставляет все по своим местам.
Внешний мир для него всегда содержит угрозу проникновения за воздвигнутую им
границу, поэтому аккуратность означает способ избавления от этой угрозы путем
отталкивания и сохранения определенной дистанции по отношению к внешнему миру.
Фанатичная чистоплотность — еще одно проявление потребности человека с этим
типом ориентации «очиститься» от контактов с внешним миром. Все, что не
принадлежит его миру, кажется ему опасным и «нечистым», и он постоянно моет
руки, моется, совершая что-то вроде ритуала религиозного омовения, предписанного
после каждого прикосновения к «нечистым» людям или вещам. Что касается вещей,
то они не только должны находиться на своем месте, но также и в свое время.
Навязчивая пунктуальность, которая тоже есть один из способов избежать угрозы
со стороны внешнего мира, — характерная черта людей с этим типом ориентации.
Если внешний мир воспринимается ими как угроза, то логической реакцией на нее
оказывается упрямство. Постоянное «нет» — это почти автоматическая защитная
реакция. Эти люди думают, что у них вполне определенный запас сил, энергии,
умственных способностей и что этот запас постепенно уменьшается и истощается и
никогда уже не восстановится. Они не понимают, что живой субстанции присуща
функция самовосполнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению,
тогда как стагнация и застой — к полной их парализации. Для них смерть и
разрушение представляются более реальными, чем жизнь и рост. Акты творчества —
это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие
ценности — это порядок и безопасность; их девиз — «нет ничего нового под
луной». В отношениях с другими людьми близость тоже воспринимается ими как
угроза; поэтому безопасность гарантируется либо отдалением от человека, либо
его овладением. Люди с этим типом ориентации склонны к подозрительности и
обладают своеобразным чувством справедливости, которое, в сущности, может быть
выражено словами: «мое — это мое, а ваше — это ваше» [Фромм, 1993]. Они
напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и
упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности —
предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|