Самоактуализация
не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в
создании каких-либо произведений. Родитель, спортсмен, студент, рабочий – все
могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они
делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны.
Самоактуализирующиеся люди, по словам Маслоу, «так или иначе посвящают себя
поиску того, что я назвал ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в
основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим,
более важным. Их около четырнадцати этих высших ценностей, ценностей Бытия, в
их числе Истина, Красота и Добродетель...». По определению Маслоу,
самоактуализирующийся человек – это психически здоровый человек, сумевший
полностью раскрыть свой потенциал.
ОЦЕНКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Хотя,
Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно
самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать
точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои
способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И
неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение
гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти
исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с
самоактуализацией. POI – это опросник
самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в
соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного
выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его
характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая
основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на
себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не
может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на
других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей
направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей
степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в
какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или
будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации,
экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих
интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и
способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного
уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень
самоактуализации.
«ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»
Маслоу
исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были
получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях
в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают
мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько
погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и
пространства. Как правило, люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют
большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более
восприимчивы и т.д. Для измерения наклонности к пиковым переживаниям наиболее
часто используется «Шкала пиковых переживаний» Mathas. В исследованиях с использованием этой шкалы, состоящей из 70 пунктов,
были получены данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие
высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических
переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также
соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, какие
как истина, красота и справедливость.
УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЭУПСИХЕЯ
Маслоу
полагал, что человек может сделать выбор из двух стилей жизни дефицитарного или
бытийного. Дефицитарная (Д-жизнь) – это в основном стремление удовлетворить
существующий дефицит или требования окружения, характеризуется рутиной и
однообразием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такой стиль
жизни имеют большинство людей в современном обществе: с 9 утра до 6 вечера
работают на фабрике или в офисе, вечером приходят домой, ужинают, укладывают
детей спать и весь вечер сидят перед телевизором. Маслоу сказал бы, что люди,
которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину. Ничто не вдохновляет
их, счастье для них состоит только в том, что они испытывают ощущение
безопасности и удовлетворения. Совершенно другой является бытийная или
мета-жизнь (Б-жизнь) – это усилие или рывок, когда человек использует все свои
возможности и способности в полную силу, оказывается более собранным,
непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Такие моменты редки в
жизни среднего человека, но это наиболее счастливые и волнующие эпизоды
человеческого существования, эпизоды величайшей зрелости, индивидуальности и
наполненности. Маслоу считал, что общество, в котором живет человек, может как
способствовать, так и препятствовать его стремлению к метажизни. К сожалению,
общество, в котором живем мы, по мнению Маслоу, только подавляет человека, а
не способствует удовлетворению его высших потребностей, его стремления к
самосовершенствоанию и самоактуализации. Маслоу мечтал об утопическом обществе,
которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей,
приехавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал это
утопическое сообщество Эупсихея. Оно должно быть организовано на идеях
анархизма, т.е. правительство не должно ограничивать свободу индивида, людям
позволяли бы самим делать какой угодно выбор. В Эупсихеи был бы полный
синергизм, или работа вместе. Общество ценило бы простоту и бескорыстие, с
уважением относилось к потребностям и метапотребностям своих членов. Жители
Эупсихеи были бы честны, добры, бескорыстны и великодушны друг к другу.
Гуманистически
ориентированные труды Маслоу нашли поддержку и понимание со стороны многих
психологов в1960-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение
радости, любви, творчества и самореализации оказался оптимистической
альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и
дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность
гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные
тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. В большой
степени подверглись влиянию идей Маслоу такие области, как консультирование,
социальная работа, образование, медицина, управление в бизнесе и маркетинг.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Б–любовь – бытийная любовь, в которой человек
ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или
использовать его.
Д–любовь – дефицитарная любовь или
эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви
другому.
Дефицитарные мотивы – Д-мотивы. Направлены на
удовлетворение биологических потребности и потребностей в безопасности, снимают
состояние напряжения и фрустрации.
Иерархия потребностей – расположение
потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или
необходимости.
Компетентность во времени – главная шкала
«Опросника личностной ориентации», которая оценивает тенденцию человека жить в
настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.
Комплекс Ионы – страх и сомнение в своей
способности достичь самоактуализации.
Метапатология – термин, используемый Маслоу
для обозначения психических расстройств, развивающихся в результате фрустрации
метапотребностей.
Мотивы роста – включают потребности высшего
уровня (метапотребности), связаны с врожденным побуждением актуализировать свой
потенциал.
Пиковое переживание – состояние сильного
возбуждения или, наоборот, умиротворения, при этом возникает ощущение гармонии
с миром, утрачивается чувство времени и места, люди теряют ощущение своего «Я»
или выходят за его пределы.
Самоактуализация – процесс, постулированный
Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли
стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.
Утопия – неологизм Т. Мора, допускающий
двойную интерпретацию первого из греческих корней: u, т.е. нет, либо eu, т.е.
благо. В сочетании со вторым слогом topos – вместо он, таким образом обозначает либо «Нигдея», либо «Блаженная
страна».
Эупсихея – гуманистическая утопия Маслоу,
общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и
психическим здоровьем.
ГЛАВА 7.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Феноменологическое
направление теории личности основывается на том, что поведение человека можно
понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания
действительности. Предполагается, что именно внутренняя система отсчета
человека (субъективная способность постигать действительность) играет ключевую
роль в определении внешнего поведения человека. Утверждается, что материальная
или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и
интерпретируемая человеком в данный момент времени.
Другой важный тезис феноменологического направления заключается в том,
что человек способен сам определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что
люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных
способностей и ограничений. Самоопределение является существенной частью
природы человека. Следовательно, люди, в конечном счете, ответственны за то,
что они собой представляют.
Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности,
заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к
совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно
движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних
возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и
оптимистический взгляд на человечество. Общепризнанно, что концепция и
положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо
выражены в работах Карла Роджерса.
Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции самости и
переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается
важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям.
КАРЛ РОДЖЕРС. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в
предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской
местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень
интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В
Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за
несогласия с президентом относительно прав студентов.одиночкой, не таким как
другие; у меня было мало надежды найти себе место в мире людей. Я был социально
неполноценен, способен лишь на самые поверхностные контакты.» После школы
намеревался стать фермером.
В 1919 г. поступил в Висконсинский университет, в качестве предмета
изучения выбрал научное земледелие; начиная со второго курса, увлекся
религиозной деятельностью и готовился стать пастырем. В 1922 г. в числе десяти
американских студентов был избран для поездки на конференцию Всемирной
студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке коренным образом
изменила взгляды Роджерса, что заставило его даже усомниться в христианской
вере.
Он возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в
1924 г. Прошел только один (заочный) курс по психологии. После окончания
университета и женитьбы переехал в Нью-Йорк. Учился в либеральной Объединенной
теологической семинарии, в конце второго года учебы, окончательно
разочаровавшись в религиозной деятельности, сменил семинарию на Учительский колледж
Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и
педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 г. и степень доктора
по клинической психологии в 1931 г. С 1931 г. занял должность психолога в
Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в
Рочестере, Нью-Йорк.
В течение следующего десятилетия занимался с деликвентными и
неблагополучными детьми. Организовал и возглавил Рочестерский центр
направляющей помощи. В 1940 г. вернулся в Колумбийский университет, чтобы
начать новую карьеру; получил в этот период широкое признание в сфере
клинической психологии. В 1945 г. перешел в Чикагский университет, на должность
профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Наиболее
плодотворный период его деятельности в 1945-1957 годах.
В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел
работу в отделениях психологии и психиатрии. В 1963 году Роджерс оставил
должность профессора и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук
в Ла-Джолле, штат Калифорния – благотворительной организации, занимающейся
гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. В
1968 году перешел в центр изучения человека – свободного объединения представителей
терапевтических профессий. В последние двенадцать лет деятельности Роджерса в
Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, реализуя свои идеи без
помех со стороны социальных институтов и академических кругов, развернулась его
работа с группами.
Позже Роджерс занялся изучением современных тенденций в области брака.
Недолгое время он преподавал в Американском интернациональном университете в
Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав
студентов и до самой своей кончины в 1987(скончался от сердечного приступа во
время операции по поводу перелома бедра) году полностью был занят в Центре
изучения личности. Он писал, читал лекции, работал в своем саду. У него
хватало времени поговорить с молодыми коллегами и побыть с женой, детьми и
внуками. По итогам деятельности Карла Роджерса можно сказать, что со времен
Фрейда никто не имел большего влияния на практику психологического
консультирования и психотерапии, чем Роджерс.
Основные работы: «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939),
«Консультирование и психотерапия»(1942), «Центрированная на клиенте терапия: ее
современная практика, значение и теория»(1951), «Психотерапия и изменение
личности» в соавторстве с Р.Даймондом(R.Dymond)(1954), «Становление личности: взгляд психотерапевта»(1961), «От
человека к человеку: проблема человеческого бытия» в соавторстве с Б.Стивенсом(R.Stevens)(1967), «Свобода учиться: чем может стать
образование»(1969), «Карл Роджерс о группах встреч»(1970), «Партнерство: брак и
его альтернативы»(1972), «Карл Роджерс о человеческих возможностях»(1977),
«Способ бытия»(1980), «Свобода учиться: 80-е годы»(1983).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Теоретические
обобщения Роджерса возникли, прежде всего, из его собственного клинического
опыта. Он полагал, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой-
либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не принадлежал ни к
какой профессиональной группе. Я учился в близком общении с психологами,
психоаналитиками, социальными работниками, учителями, религиозными деятелями,
но никогда не считал себя в общем смысле принадлежащим к какой либо из этих
групп. Позже Роджерс обнаружил параллели своей работе в восточных учениях,
особенно в дзен буддизме и у Лао Цзы. И хотя безусловно Роджерс испытывал
влияние последних, сам он является без сомнения порождением американской
национальной почвы.
В
результате клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что сущность
природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям,
конструктивна и реалистична. Человек – это активное существо, ориентированное
на определенные цели и способное вести себя к ним, а не создание, раздираемое
силами, находящимися вне его контроля.
Резко
расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие
людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул
гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким
объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он
представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои
способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший
мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя,
максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от
природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным
мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как
считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие
как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная
психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В
системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических
выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а
именно – он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите,
прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если
рассматривать половое влечение как мотив – оно служит для «интенсифицирования»
человека. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную
задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из
выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является
способом совершенствования внутреннего потенциала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|