Люди формируют определенную поведенческую реакцию
через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация
(хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях. Люди
избавлены от груза ненужных ошибок и траты времени на формирование
соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно,
научиться чему-то на примере.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ НАУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
Во
время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном
символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для
соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение
регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение,
моторно-репродуктивные и мотивационные процессы. Рассматриваемое
таким образом, научение через наблюдение представляет собой активный
критический и конструктивный процесс.
Процессы внимания: понимание модели. Человек
может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на
характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Человеку недостаточно
просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно
выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь важную информацию для
использования в своем поведении. Процессы внимания, следовательно, влияют на
то, что выборочно постигается в модели, к которой человек обращается, и на то,
что приобретается в результате наблюдения.
Бандура
показывает, что среди детерминант внимания, влияющих на моделирование, ассоциативные
модели являются наиболее важными. Люди, с которыми мы регулярно общаемся,
определяют типы поведения, которое можно наблюдать и, следовательно, изучить наиболее
полно. Возможности для научения альтруистическому поведению, например, у члена
уличной банды существенно отличаются от таковых у члена религиозной группы.
Внутри любой социальной группы есть люди, которые привлекают к себе большее
внимание, чем другие, благодаря своей власти, статусу и принятой роли. Внимание
к модели также регулируется ее личной привлекательностью. Обычно ищут модели,
олицетворяющие харизматические качества, в то время как тех, кто демонстрирует
неприятные качества, обычно не замечают или отвергают.
Модели,
представленные высококомпетентными людьми, признанными специалистами,
знаменитостями или суперзвездами, привлекают большее внимание, чем модели,
лишенные этих качеств. Рекламодатели, предлагающие товар, начиная от обуви и
кончая предметами женской гигиены, наживают капитал на этой идее, используя
телевизионных ведущих, спортивных звезд и финансовых воротил в рекламе своих
товаров. Любой набор характеристик, который превращает наблюдение за моделью в
течение длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность проявления
внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.
Процессы сохранения: запоминание модели. Наблюдение
за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее.
Бандура
предлагает две основные внутренние системы, с помощью которых поведение модели
сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая — образное
кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в
процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко
воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются
так, что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ
или картину физических стимулов. Визуальные образы играют решающую роль в научении
через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические
навыки, а также в научении моделям поведения, которые не поддаются адекватному
словесному описанию.
Вторая
система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий.
Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти речевые
описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания
поведения; например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать,
чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах).
Фактически человек молча повторяет последовательность выполнения моделируемой
деятельности, которой надо будет заниматься позже, и когда он захочет
воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. Такие
вербальные коды в большой степени способствуют научению через наблюдение,
потому что они несут значительную информацию, накопленную ранее.
Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третий компонент научения через наблюдение — это перевод информации, символически
закодированной в памяти, в соответствующие действия. Несмотря на то,
что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и
повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки
будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо
для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения
многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гимнастические
упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолетом). Этим точно
сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью
замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя
поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение
может быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно
простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная
практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе
информативной обратной связи) имеет большое значение, если наблюдатель хочет
совершенствовать моделируемое поведение. Конечно, и в этом случае наблюдение и
намеренный повтор в уме определенного поведения будут способствовать научению,
так как можно по крайней мере начать выполнять необходимые движения, основанные
на том, что наблюдалось ранее.
Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления.
Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за
моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для
выстраивания поведения — они не будут этого делать без достаточного стимула.
Человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для
искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно
превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно.
При наличии подкрепления моделирование или научение через наблюдение
быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает
вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого
поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения. В повседневной
жизни мы редко обращаем внимание на что-то или кого-то, если нет стимула
сделать это, а когда обращаешь мало внимания, фактически нечего сохранять! Мы
можем часто совершать поездки с приятелем в определенное место, но смутимся и
даже растеряемся, когда нам предложат вести машину самим. Мы не обращали внимания
на дорогу, которой раньше ехали, потому что нам это было не нужно — не мы были
за рулем. Если нам приходится полагаться только на себя, чтобы добраться до
нужного места, мы запоминаем дорогу.
Есть один способ усилить желание человека наблюдать, сохранять и
выстраивать моделируемое поведение — через предвидение подкрепления или
наказания. Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного
поощрения или предотвращает какие-то нежелательные условия, может быть
сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации)
выстраиванию такого же поведения. В этом случае подкрепление переживается
косвенно, и человек может предвидеть, что сходное поведение приведет к сходным
последствиям.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ В НАУЧЕНИИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
Хотя
подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным
для него. Существует множество других факторов, отличных от подкрепляющих
последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно
наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимание
на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы. им
известно заранее, что такая имитация будет поощрена. Прямое подкрепление может
помочь моделированию, но не является необходимым для него.
Понимание
поведения человека только как контролируемого исключительно внешними
последствиями слишком ограниченно. Бандура писал: «Если бы действия
определялись только внешними поощрениями и наказаниями, люди вели бы себя
подобно флюгеру, постоянно вертясь в разные стороны, чтобы соответствовать
прихотям других». Хотя теория социально-когнитивного научения действительно
признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более
широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию
опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на
основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами.
Подкрепление,
следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку,
что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь,
может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно. Возьмем
такой пример: если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за
определенное деяние, это дает вам столько же информации, как если бы наказывали
вас. Подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате
правильной или неправильной реакции. Этот вид информации, обычно называемой побудительной
— имеет значение, если нам нужно правильно предвидеть возможные последствия
наших действий и соответственно регулировать поведение. Действительно, без
способности предвидеть вероятный исход будущих поступков люди действовали бы
крайне непроизводительно, если не сказать рискованно.
КОСВЕННОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Очевидно,
что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же,
как из своего непосредственного опыта. чтобы улыбнуться и поболтать с
посетителем. Наблюдаемые или косвенные последствия (наказания и поощрения), подкрепляющие
действия других, часто играют значительную роль в регуляции нашего поведения.
Это означает, что пробы и ошибки оперантного обусловливания могут быть получены
«из вторых рук». Преимущество этого принципа в том, что он не только позволяет
нам экономить энергию, но также дает возможность учиться на ошибках и успехах
других.
Косвенное подкрепление осуществляется всякий
раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, который наблюдатель
осознает как результат предшествующих действий модели. Можно говорить о
косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же
образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как
при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают
тенденцию вести себя подобным образом. В каждом примере информация, полученная
от наблюдаемых последствий, позволяет наблюдателю определить, будет отдельный
внешний подкрепляющий стимул являться поощрением или наказанием. Таким образом,
если вы увидите, что кого-то поощряют за какие-то действия, вы, вероятно,
придете к заключению, что получите такой же подкрепляющий стимул, если
поступите так же. И наоборот, если вы увидите, что кого-то наказывают за
что-то, вы, вероятно, придете к заключению, что то же самое случится с вами,
если вы поступите сходным образом.
САМОПОДЕРЕПЛЕНИЕ
С
точки зрения социально-когнитивной теории, многие наши поступки регулируются
самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в, основном
поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя.
Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда
люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за
ее достижение, превышение или неудачу. При работе над книгой или статьей для
публикации в журнале, например, авторам не требуется, чтобы кто-то стоял сзади
и заглядывал через плечо, одобряя каждое предложение, пока не получится
удовлетворительная рукопись. Они заранее знают, что должно получиться в конце
работы, и постоянно редактируют себя, часто бывая излишне строгими. Во многих
других областях деятельности люди аналогичным образом сами оценивают свое
поведение и поощряют или наказывают себя. Они поздравляют себя со своими
мыслями и поступками; они хвалят себя или разочаровываются в своих
достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и
наказания из множества доступных им.
По Бандуре, есть три процесса, входящие компонентами в
саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.
Поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например,
качество или скорость реакций). Функциональная значимость этих величин зависит
от типа рассматриваемой деятельности. Например, атлетические соревнования
оценивают в терминах времени и расстояния. А об артистичности обычно судят,
основываясь на эстетической ценности и оригинальности. Социальное поведение
обычно оценивается в таких величинах, как искренность, девиантность,
нравственность и другие.
Второй компонент, вовлеченный в поведение саморегулирования, — самооценка.
Часто бывает, что поведение рассматривается как достойное одобрения и,
следовательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое, в
зависимости от того, с позиций каких личностных стандартов оно оценивается.
Вообще поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не
соответствующие — негативными. Во многих случаях адекватность поведения должна
быть определена относительно (например, в сравнении с поведением других). Эту
мысль можно проиллюстрировать на примере студентки, ответившей правильно на 85
вопросов на экзамене по биологии и желающей быть в числе 5% лучших учеников в
классе. Ясно, что количество ее правильных ответов не дает возможности ни для
позитивной, ни для негативной самооценки, если она не знает, как отвечали ее
одноклассники. В других случаях адекватность нашего поведения можно определить
в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы.
Поведение
человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с которым можно
оценить адекватность его поведения на сегодняшний день. Здесь ориентир для
оценки адекватности или неадекватности дает сравнение со своим собственным
поведением.
Оценка деятельности — другой ключевой фактор в
критическом компоненте саморегулирования поведения. Очевидно, например, что
люди прилагают мало усилий или вообще не утруждают себя в деятельности, которая
не касается их лично. А в тех сферах жизни, которые влияют на их благополучие и
самоуважение, самооценка производится постоянно. То, каким образом люди
воспринимают причины своего поведения, в значительной степени влияет на
самооценку. Большинство людей чувствуют гордость и удовольствие от достижений,
которые они относят за счет своих способностей и усилий. И наоборот, они редко
бывают удовлетворены, когда относят свой успех за счет внешних факторов, таких
как случай или везение. Это справедливо и для их суждений о неудачах, о
поведении, заслуживающем порицания. Люди самокритично реагируют на
неприятности, виной которым было их собственное поведение, но не на ошибки,
которые, как они считают, происходят из-за оправдывающих их обстоятельств или
недостатка возможностей.
В
заключение можно сказать, что суть социально-когнитивной теории состоит в
следующем. Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что
позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной
путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через
прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его
результатами.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Вербальное кодирование – внутренний
репрезентативный процесс, во время которого человек молча повторяет
последовательность моделируемой деятельности с тем, чтобы выполнить ее позже.
Взаимный детерминизм – регулирование поведения
человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных,
когнитивных и относящихся к окружающей среде воздействий.
Внешнее подкрепление – подкрепляющий стимул
окружения, который следует сразу за определенным поведением. Например,
социальное одобрение, внимание, деньги).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|