Для анализа
воспользуемся данными статистической отчётности, плановые и отчётные
калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического
учёта затрат по основным и вспомогательным производствам.
Расходы ЖКХ,
независимо от форм собственности, состоят из двух основных компонентов:
- затраты на
производство жилищно-коммунальных услуг;
- отчисления в
местный бюджет.
Затраты на
производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя:
- материальные
затраты, в том числе: сырьё и материалы, топливо, энергия;
- затраты на
оплату труда;
- отчисления на
социальные нужды;
- амортизация
основных средств;
- прочие затраты.
Обязательные
отчисления в бюджет состоят из следующих налогов и сборов:
- единый
социальный налог;
- налог на
имущество;
- налог на
прибыль;
- НДС;
- транспортный
налог;
- земельный
налог.
Рисунок 2.-
Структура затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, %
- - сырьё и
материалы - затраты на оплату труда
- энергия -
прочие затраты
- топливо -
отчисления на социальные
нужды
- амортизация
основных средств
Расходами
организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия
активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств,
приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения
вкладов по решению участников (собственников имущества).
Затраты
коммунальных предприятий, связанные с производством и оказанием услуг
населению, состоят из прямых и накладных расходов. Прямые затраты включают
расход материалов, заработную плату производственных рабочих, стоимость
электроэнергии, топлива, горючего, амортизацию основных фондов. Накладные
расходы состоят из затрат на управление и обслуживание производства. У
большинства коммунальных предприятий эксплуатационными затратами являются:
заработная плата, амортизация и накладные расходы. В разных отраслях
коммунального хозяйства структура эксплуатационных затрат не одинакова.
Внереализационными
расходами, влияющие на уменьшение прибыли, являются:
-затраты по
аннулированным заказам;
- затраты на
содержание законсервированных производственных мощностей;
- потери от
простоев по внешним причинам;
- потери от
уценки производственных запасов и готовой продукции;
- убытки по
операциям с тарой;
судебные и
арбитражные расходы;
- неуплаченные
неустойки, пенни и штрафы;
- убытки прошлых
лет, выявленные в отчётном году;
- убытки от
списания дебиторской задолженности;
- убытки по
операциям прошлых лет, выявленные в отчётном году;
- убытки от
стихийных бедствий.
Кроме указанных
расходов МУП «ЖКХ-Раменки» несёт расходы, связанные с недополучением дотаций из
местного бюджета.
Наряду с
проводимыми инструкционными преобразованиями и мерами по техническому
перевооружению отрасли, направленными на снижение издержек при производстве
жилищно-коммунальных услуг, на местах вынуждены принимать решения о повышении
уровня платежей населения за потребляемое жилищно-коммунальные услуги. Так как
подобные решения в сложившийся экономической ситуации являются самыми
непопулярными среди населения, они оказывают негативное влияние на ход
дальнейших финансово-экономических и организационно-технических преобразований.
Следует отметить,
что на ценообразование в ЖКХ в условиях рыночной экономики существует две точки
зрения – радикальная и компромиссная. Первая – радикальная – состоит в том, что
в сфере жилищно-коммунальных услуг возможно и даже необходимо рыночное
ценообразование, то есть установление цен в интересах производителя, чтобы
обеспечить последнему получение большей прибыли за счёт достижения выгодного
для него соотношения «ценности услуги к затратам на её производство». Однако, в
силу ряда причин, Центр нормирования и информационных систем (ЦНИС) является
сторонником второй точки зрения – компромиссной, которая утверждает, что
ценообразование на основные жилищно-коммунальные услуги должны быть
исключительно регулируемым, поскольку здесь отсутствуют условия для свободного
ценообразования, а жилищно-коммунальные услуги имеют свои отличительные от
других свойства.
Незаменимость.
Потребители не могут заменить, отказаться или значительно сократить потребление
услуг при повышении на них цен.
Доступность.
Потребителям нельзя ограничить доступ к потреблению услуги во времени, так как
ограничение доступности при увеличении цены является социальной дискриминацией,
входящей в противоречие с декларируемой Конституцией социальной направленностью
экономической политики государств. Поэтому цены на жилищно-коммунальные услуги
не могут быть инструментом регулирования спроса и предложения.
Можно выделить
четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на политику цен
и конкретный уровень жилищно-коммунальных тарифов – уровень фактических затрат,
государственное вмешательство, конкуренция и платёжеспособность населения.
Рассмотрим характер влияния этих факторов на механизм формирования цен и
тарифов в современной России.
Определение
затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и правильное использование этих
данных для обоснования тарифов – задача достаточно сложная и заслуживает
особого рассмотрения.
Затраты
организаций, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг, определяются на
базе расчёта себестоимости. В связи с разделением форм собственности
себестоимость жилищно-коммунальных услуг включает в себя:
1) затраты
предприятия (производителя услуг) – затраты, словленные эксплуатацией
имущества, переданного в полное хозяйственное ведение находящегося на балансе
организации предприятия.
Учёт и анализ
себестоимости осуществляется по статьям затрат в разрезе этапов
технологического процесса. Например, в водопроводно-канализационном хозяйстве
калькулирование и учёт ведётся по переделам: подъем воды (перекачка сточной
жидкости), транспортирование питьевой воды потребителю ( транспортирование и
утилизация сточной жидкости); на предприятиях тепло-(электро-) энергетически -
производство тепло-( электро-) энергии, распределение тепло-(электро-) энергии
и подача её потребителю (населению).
Объектами
калькулирования себестоимости на предприятиях ЖКХ является продукция, работы,
услуги по каждому виду деятельности, а калькуляционной единицей измерители,
характерные для их вида:
- в жилищном
хозяйстве – среднеэксплуатируемая (полезная) площадь в жилых и нежилых
строениях; среднеэксплуатируемая нежилая площадь;
- в
канализационном хозяйстве – 1 кубм. отведённый сточной воды;
- в
теплоэнергетическом хозяйстве – 1 Гкал полезно отпущенной тепловой энергии.
При планирование
расходов на 2007 г., применим метод индексации, в соответствие скоторым цены и
тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются
с учётом индексов дефляторов, установленных Министерством экономики Московской
области.
Проанализируем
затраты МУП «ЖКХ-Раменки», для этого составим аналитическую таблицу расходов
подразделений предприятия.
Таблица 18 - Затраты
в разрезе отдельных подразделений
|