ИСКУШЕНИЕ СИНЕРГЕТИКОЙ:
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Итак, сегодня как
никогда нужен целостный трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне
сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет когерентного
понимания глобальных проблем и способов их решения. Да и откуда ему взяться,
ведь социальный опыт передается системой образовательных институтов, которые
ориентированы на стереотипы линейного стабильного развития в прошлом, а сегодня
необходимо ввести превентивное обучение принципам жизни в неустойчивом
нелинейном мире, где временные масштабы иллюзорны и человек должен научиться
жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоорганизации. Для
смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг истории - рубеж
тысячелетий, благо новая холистическая методология уже достаточно развита - это
междисциплинарное направление науки - синергетика или теория самоорганизации.
На наш взгляд естественно введение синергетики в образовательный процесс сразу
по трем направлениям:
I - СИНЕРГЕТИКА ДЛЯ
ОБРАЗОВАНИИ ( SYNERGETICS FOR ): интегративные курсы синергетики в средней и
высшей школе по завершении очередного цикла обучения - подготовительная,
начальная, средняя школа, цикл фундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл
специальных дисциплин, аспирантура, факультеты переподготовки и повышения
квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы и получение второго
образования людьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной
литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по
рубежам осознания целостности мира.
II - СИНЕРГЕТИКА В
ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS IN): внедрение в частных дисциплинах материалов
иллюстрирующих принципы синергетики - в каждой дисциплине, будь то
естественнонаучная или гуманитарная дисциплина, можно найти разделы изучающие
процессы становления, возникновения нового, и здесь уместно наряду с
традиционным использовать язык синергетики, позволяющий в дальнейшем создать
горизонтальное поле междисциплинарного диалога, поле целостности науки и
культуры.
III - СИНЕРГЕТИКА
ОБРАЗОВАНИЯ (SYNERGETICS OF): синергетичность самого процесса образования,
становления личности и знания. Здесь в наибольшей степени сказывается
антропный, постнеклассической характер синергетики, в процессах диалога и
развитии самореферентных систем. Высокие примеры педагогического мастерства и
авторских методик и есть лучшие образцы приложения целостных синергетических
подходов, но сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том,
чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и
стиль, оставаясь на позициях науки о человеке. Сегодня идеи синергетики все
шире поддерживаются научной и педагогической общественностью: в частности, в
рамках программы новой дисциплины "Естествознание" для гуманитариев
во всех вузах России обязательно изучение большого (16 лекций) раздела
"Синергетика", готовится ряд учебных пособий по синергетики и ее
приложениям, создаются ФПК. В области синергетических методик обучения начаты
активные исследования в РАО и РАН, а в ряду наиболее эффективных
образовательных синергетических технологий безусловный интерес вызывает
"Автодидактика " В.А.Куринского.
1. Московский Синергетический
Форум "Устойчивое развитие в изменяющемся мире". (Январь
1996).Тезисы. Программа. ИФ РАН, ИПМ РАН. 1996.
2. Буданов В.Г..
Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно синергетический
подход. Высшее образование в России, N4, 1994.
3. Примерная программа
дисциплины "Современное естествознание" для гуманитарных направлений
бакалавриата. ( Авторы: Буданов В.Г., Мелехова О.П., Суханов А.Д., под
редакцией академика Степина В.С.) Гос. Ком. Вуз. России, Москва, февраль1995.
.
4. Куринский
В.А.."Автодидактика", Автодидакт, Москва 1994.
В заключении приведем
последний синергетический раздел программы курса "Современное
естествознание" для гуманитариев. Его структура, на наш взгляд, при
определенной адаптации формы и наполнения содержания, может быть взята за
основу интегративных курсов синергетики в высшей и средней школе, и уже есть
опыт такого прочтения.
Самоорганизация
в физико-химических системах: рождение сложного
Основное, чем занимается
наука, это эксперимент, так что давайте оглянемся и составим некоторое
представление об общности и важности сложных явлений.
То очарование, которое
все мы испытываем от биологии, ответственно за несколько расплывчатое
отождествление сложности с жизнью в нашем сознании. Хотя это и удивительно, но
именно эти представления будут разрушены первыми в нашей погоне за пониманием
сложного. В самом деле, с 60-х годов мы были свидетелями революционных достижений,
как в математике, так и в физике, что ставит в особое положение работу типа
описания природы. Бывшие в течение многих лет параллельными пути развития
термодинамической теории необратимых явлений, теории динамических систем и
классической механики, в конце концов, сошлись. Это убедительно доказывает, что
брешь между "простым" и "сложным", между
"упорядоченностью" и "разупорядоченностью" гораздо уже, чем
думалось раньше. Как известно, простые примеры из вузовской программы по
механике не могут продемонстрировать сложного поведения. Маятник, к которому
приложена периодическая возмущающая сила, на границе между вибрацией и
вращением приводит к богатому разнообразию типов движения, включая возможность
случайных квазитурбулентных отклонений от равновесного положения. В таких
обычных системах, как слой жидкости или смесь химических продуктов, при определенных
условиях могут возникать макроскопические явления самоорганизации в виде
ритмически изменяющихся во времени пространственных картин. Короче, ясно, что
сложность присуща не только биологии. Она вторгается в физические науки, и,
похоже, что ее корни уходят глубоко в законы природы.
В результате этих
открытий интерес к макроскопической физике, т. е. физике явлений, протекающих в
привычных нам масштабах, возрастает чрезвычайно.
СИНЕРГЕТИКА
И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
Е.Н.Князева, С.П. Курдюмов
1. Почему синергетика
имеет особое значение для образования?
Междисциплинарность
синергетики. Новое направление научных исследований - синергетика - имеет
особый статус. Она междисциплинарна, ибо ориентирована на то, чтобы выявить
законы самоорганизации и коэволюции сложных систем любой природы, независимо от
конкретной природы составляющих их элементов'. Этим определяется, прежде всего,
специфическая роль синергетики в системе образования. Синергетические
исследовательские программы в последнее время выходят далеко за пределы
естественнонаучного знания, тех областей математической физики, физики лазеров,
физики плазмы и физической химии, в которых были разработаны базовые
синергетические модели. Синергетика плодотворно применяется к исследованию человека,
человеческой культуры и общества, в таких областях как нейробиология и
нейроиммунология, когнитивная психология и психология восприятия, психиатрия и
психотерапия, различные области медицины, экономика и социология, науковедение
и культурология.
Наряду с термином
"Междисциплинарность" для характеристики новой теории самоорганизации
и сложности используются также термины "трансдисциплинарность" и
"мультидисциплинарность". Эти понятия близки друг к другу, хотя и
имеют некоторые отличия.
"Трансдисциплинарность"
характеризует такие исследования, которые идут "через" и "сквозь»
различные дисциплины и выходят "за пределы" конкретных дисциплин. То
есть исследования выходят на более высокий уровень, некий мета-уровень, который
независим от той или иной конкретной дисциплины. Этот термин используется
главным образом французскими научными центрами по исследованию сложных систем.
"Междисциплинарность" же означает, прежде всего, перенос методов
исследования и используемых моделей из одной научной дисциплины в другую. А
"мультидисциплинарность" является характеристикой такого
исследования, когда предмет изучается одновременно несколькими научными
дисциплинами. Возможно, целесообразнее говорить о "трансдисциплинарный
стратегиях" и "междисциплинарных исследованиях", ибо
"трансдисциплинарность" означает отправные пункты поисковой работы и
направленность исследований, тогда как "Междисциплинарность"
показывает основное содержание исследования.
Синтетическая функция
синергетики
Благодаря своей
междисциплинарности синергетика ведет к новому конструктивному диалогу между
специалистами в различных научных дисциплинах. Синергетика делает шаги в
направлении синтеза естественнонаучных и гуманитарных наук.
Синтетическая функция
синергетики не ограничивается наведением мостов между науками о природе и
науками о человеке и культуре. На базе синергетического видения мира стоит
исследовать следующие направления возможного синтеза:
* восточное
(холистическое, синтетическое) и западное (аналитическое) видение мира;
* основания науки
(строгие модели, математические теоремы, физические механизмы явлений) и их
приложения (включая наиболее отдаленные приложения синергетики к социальным и
человекомерным системам);
* дескриптивные и
нормативные аспекты науки, знания и ценности, "единицы информации" и
ценность этой информации для человеческой активности, например, описание
спектров структур-аттракторов, путей эволюции сложных систем и возможностей человеческого
выбора, связанного с определенными ценностями, предпочтениями человека;
* наука (новая
наука о сложности, нелинейности и хаосе) и культура, искусство, философия;
синергетические знания и образы культуры, в том числе философские идеи,
резонирующие с синергетикой; строгие модели эволюции и средства визуальной
репрезентации паттернов эволюции и самоорганизации сложных систем.
Синергетика как
стратегия исследования.
Синергетическое знание,
будучи обращенным к решению новых научных проблем, становится методом поисковой
деятельности. Речь идет о методологической и эвристической функциях
синергетики. Если установлены общие законы самоорганизации и нелинейного
синтеза сложных систем и формообразований природы, то на основе этого знания
можно строить ожидания и прогнозы о характере протекания процессов структурообразования
и эволюции структур в исследуемых областях природной и человеческой
реальности. Декарт, освободитель чистого духа, впервые ввел идею метода как
порядка в развертывании наших мыслей. Синергетика, взятая как метод, становится
инструментом поисковой деятельности. Она может подсказать, как сделать в
исследовании следующий шаг. Она есть savoir faire исследователя.
Синергетика выходит
далеко за пределы узкоспециальных применений общих теоретических моделей
сложного поведения. Осуществляется переход от синергетики процессов в плазме к синергетическому
осмыслению социальной реальности, когнитивной и творческой деятельности
человека, к синергетике жизни. Там, где пока недоступна математизация,
синергетика применяется в качественном виде. В таком случае она выступает как
феноменологическая синергетика.
Синергетика и
исследование будущего.
Синергетика имеет
футурологическое измерение. Синергетическая теория может быть использована как
новый методологический базис для исследования будущего, для глобального
моделирования и построения сценариев развития.
Существует и иная
сторона связи синергетики с будущим. Будущее общества во многом определяется
системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование,
построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно, и отвечает
потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам
непрерывного самообразования.
Синергетика как метод и
содержание образования.
Таким образом, роль
синергетики в образовании двояка. Речь может идти о синергетических подходах к
образованию, синергетических способах организации процесса обучения и
воспитания, а также об образовании через синергетику, путем передачи и
распространения синергетических знаний. В первом случае синергетика выступает
как метод образования, а во втором - как его содержание.
2. Синергетические
методы образования
Самообразование.
Самоорганизация - одно из ключевых понятий синергетики. В аспекте образования
это означает самообразование.
Лучшее управление - это
самоуправление. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который
управляет как можно меньше. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать,
что хорош тот учитель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Главное
- не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами
пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания,
способами самообразования. А в передаче этого know how может помочь учитель.
Нелинейный диалог. Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма,
влечет за собой новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому
диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация,
ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной
среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и
возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется
на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело,
а также на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для
себя путь, который в то же время является одним из спектра путей, определяемых внутренними
свойствами этой сложной системы, т.е. одним из реализуемых в ней путей.
Синергетику поэтому можно рассматривать как оптимистический способ овладения
нелинейной ситуацией. С синергетической точки зрения процедура обучения,
способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика может быть представлена
следующим образом. Это - не перекладывание знаний из одной головы в другую, не
просвещение и не преподнесение готовых истин. Это - нелинейная ситуация
открытого диалога, прямой и обратной m связи, солидаристического
образовательного приключения, попадания - в результате разрешения проблемных
ситуаций - в один и тот же, самосогласованный темпомир. Последнее означает, что
благодаря совместной активности в такого рода ситуации учитель и ученик
начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Пробуждающее
обучение. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как
малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и
благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и
самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос
(неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а
делая творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций.
Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или
пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с
самим собой и с другими людьми.
По-видимому, существуют
определенные конфигурации ситуаций познания, обучения или жизни. Чтобы
действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном
месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильных
воздействиях. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими. Обучение
как адаптивная модификация. С точки зрения эволюционной эпистемологии, которая
использует эволюционные, в том числе и современные нелинейные, синергетические
модели для понимания процессов познания, творчества, а также приобретения
нового знания в процессе обучения, обучение предстает как "адаптивная модификация"
(К.Лоренц 1965) генетически врожденного поведения. Сама возможность обучения
означает существенное преимущество человеческого существа в достижении того,
для чего в ходе обычной дарвиновской эволюции потребовалось бы тысячелетия неопределенных
мутационных изменений. Культурная эволюция, в противоположность историческому
развитию биологических видов, является ламаркианской по своему характеру, т.е.
выражаясь на биологическом языке, приобретенные индивидом в течение его жизни
изменения, его знания и накопленный опыт, наследуются, передаются следующим
поколениям. Обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный
переход к новым, модифицированным структурам знания и поведения. Грубо говоря,
происходит "штамповка", матричная передача целостных образцов знания,
что составляет основу для последующих творческих изысканий индивидуального
разума. Обучение как фазовый переход. В результате процесса обучения глубоко
перестраивается личность обучающегося. С синергетической точки зрения, как
показывает Скотт Келсо, обучение протекает как "специфическое
видоизменение уже существующих паттернов поведения в направлении той задачи,
которую предстоит решить. Хотя мы не знаем точно, что происходит в мозгу
человека, но есть определенные основания предполагать, что обучение не только
усиливает следы памяти и уже существующие синоптические связи, но и радикально
перестраивает всю конфигурацию структуры-аттрактора. "Изучаемый паттерн
модифицирует внутреннюю динамику. Обучение является процессом, в результате
которого паттерн попадает в память. Мы говорим, что паттерн поведения
усваивается в той степени, в которой внутренняя динамика изменяется в
направлении паттерна, который предстоит изучить. Когда процесс обучения
завершен, отпечатавшийся в памяти паттерн определяет аттрактор, стабильное
состояние (теперь модифицированной) динамики паттерна".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|